V-образное хвостовое оперение.

Olegar

Новичок
Почему большинство бпла (как американские так и российские)делаются с V-образным хвостовым оперением? Вроде как такая схема никаких приемуществ не дает, а проблем в управлении добавляет.
 
Реклама
Olegar, V-образное оперение по сравнению с "традиционным" имеет меньшую общую площадь, соответственно, меньше омываемая поверхность (что важно для снижения сопротивления на дозвуке), меньше вес и стоимость изготовления. При механических системах управления такой "хвост" усложняет кинематику - но ЛА с электродистанционными системами управления на это плевать - там все "перекрёстные связи" образуются в вычислителе.
Кроме того, считается, что V-образное оперение позволяет снизить ЭПР (эффективную поверхность рассеивания), т.е. ЛА с таким "хвостом" имеет меньшую заметность в РЛ-диапазоне.
 
А какая необходимость заставила в свое время сделать такое оперение у серийного самолета АОН (Beechcraft V35 Bonanza) ?

Beech-Bonanza-V35-VH-CAD-Department-of-Aviation-KTA-27.6.85-(Eyre).jpg
 
А какая необходимость заставила в свое время сделать такое оперение у серийного самолета АОН
A_Z уже ответил выше:
имеет меньшую общую площадь, соответственно, меньше омываемая поверхность (что важно для снижения сопротивления на дозвуке), меньше вес и стоимость изготовления.
Для "мелочи" очень важна конструктивная простота и технологичность.
ДВЕ консоли такого ХО или ТРИ классического - это очень не маленькая разница в трудоемкости только их изготовления.
Ну и, кроме меньшей омываемой площади, у такого ХО меньше сопротивление интерференции.
Поэтому такая схема была распространена у планеров:
Antonow_A-15_1999_by_Jiri_Havlice.jpg

Кроме того такое оперение лучше защищено при посадке в траву/растительность.
А что касается "проблем управления", то, при грамотном проектировании, их просто нет.:p
 
поскольку бонанза выпущен в овер 9000 экземплярах, этот холивар уже проходил много раз за бугром.

краткое изложение:
плюсы: меньшая омываемая. важно для сверхоптимизированных парителей вроде риперов и планеров.

минусы:
затрудненность одновременной активной работы по тангажу и рысканию.
если вы даете руль вправо, то при такой схеме оба руля поворачиваются направо, при этом правый дает силу на тангаж вниз, а левый - на тангаж вверх.
но если вы при этом пытаетесь одновременно работать по тангажу, для примера - вверх, то правый вернется в нейтральное положение, а левый удвоит отклонение и превратится в несимметричный воздушный тормоз.

не очень заметно в горизонтальном полете, но при посадке с боковым/порывистым ветром начинается веселье.

конкретно по бонанзе, ее пилоты критиковали за плохую устойчивость на курсе (несколько колебаний после возмущения), и как главное - управляемость при посадке с боковым ветром.

тем не менее для покупателей перевешивал модный внешний вид - это делориан от малой авиации.
производитель сделал выводы и с 1982 года выпускает только с обычным килем и стабилизатором.

сейчас компьютеры позволяют летать дронам и более-менее парировать опасные колебания даже при такой схеме.
хотя риперы иногда падают без явных воздействий противника (сверхламинарный профиль тоже этому способствует)

для самолетов возящих людей ни у кого желания не возникает пробовать.
 
Последнее редактирование:
Назад