ZEVS, по Вашей просьбе расскажу немного о том, как работает система качества в области кейтеринга в КЕ. Думаю, что и другим это будет интересно.
Система менеджмента качества бортового питания лет 10 назад была поставлена во главу угла в КЕ. Появился целый департамент - Catering and inflight service dept. Задача была поставлена Президентом очень простая - добиться мирового признания стандарта качества бортового питания КЕ. Как вы знаете, КЕ в базовом аэропорту Инчоне обладает своим собственным цехом, который обеспечивает питание более чем для 100 АК.
К вопросу об "угольках". Моё глубокое убеждение в том, что АК обязана КОНТРОЛИРОВАТЬ всё, что она заказывает у сторонних компаний, особенно бортовое питание. КЕ ведёт эту работу постоянно. Стоит только отметить, что на каждой станции, в каждом аэропорту, куда летает КЕ имеется представитель, который отвечает только за вопросы бортового питания. Это профессионально обученный человек, которому АК доверила проводить разного рода проверки. А теперь более детально из чего состоит контроль качества КЕ:
1) Еженедельный аудит (гигиенически, пищевой) - в ходе данной проверки, представитель АК, проверяет цех бортпитания на предмет обнаружения посторонних предметов, проверяет правильность технологических процессов на всех стадиях приготовления питания, изучает документацию о санитарных проверках гос учреждений. В эту же функцию включается также и дегустация бортового питания. Как правило, представитель не указывает заранее какое именно питание он собирается дегустировать, а выбирает и уведомляет сотрудников бортцехов день в день, что исключает возможность "улучшить" или завысить качество.
2) Предрейсовый аудит. Как правило, бортовое питание, особенно на дальнемагистральном рейсе начинает готовиться за 48 часов до вылета самолёта. От момента дефростации до момента подачи на борт проходит порядка 40-48 часов. Представитель АК за 6 часов до планового прилёта рейса в аэропорт отправляется в цех бортпитания и проверяет количество приготовленных на рейс порций, следит за процессом их упаковки, сверяет температурные режимы хранения продуктов в ожидании погрузки на борт. Одной из важных функций является контроль веса и формы. Выборочно, сотрудник АК выбирает порции и завешивает их, сверяя данные по утверждённому АК меню. В случае, если питание, на взгляд представителя не отвечает требованиям и стандартам АК, то оно может быть снято вплоть до каждой порции. Разумеется, что это было бы форсмажорной ситуацией и в 99% случаев этого удаётся избежать либо заменой, либо приготовлением доп порций.
3) Контроль загрузки бортпитания на борту. Представитель АК всё время находится на борту и совместно с экипажем проверяет правильность загрузки борт питания.
4) Полугодовой аудит. Аналогичен ежемесячному, но более детальный. Упор делает на санитарные нормы предприятия.
5) Раз в год проводится презентация борт питания. Прилетает из Сеула корейский шеф-повар, который разрабатывает в присутствии специалистов бортцехов новые рационы и обучает приготовлению персонал. Утверждает новое меню и цены. Выборочно проверяет цеха.
Всё эти этапы призваны снизить процесс брака питания. Однако, смею заверить, что даже при таких требовательных проверках случаются конфузы. Представитель АК не в силах проверить каждую приготовленную порцию даже визуально. Поэтому он должен быть профессионалом и чётко отслеживать каждую жалобу, работать с цехом борт питания постоянно, выявляя слабые места и исправляя их ошибки в работе.
Лучшими кухнями (цехами бортпитания) в мире являются: Токио-Нарита, Сеул-Инчхон, Сингапур-Чанги. Кухни США чаще всего делают много брака по статистике. Так, например, самым скандальным случаем был - попавший в рацион эконом-класса в касалетку непонятный предмет на рейсе LAX-ICN. Как потом показала экспертиза, это был хвост крысы. Пассажир получил добровольно от КЕ 300 тыс. $ и статус "миллионика", который даёт очень много привилегий в КЕ. К слову сказать, в Инчоне КЕ имеет собственную лабораторию, которая занимается расследованием каждого инцидента по жалобам пассажиров. Если паксу что-то не понравилось в питании, что экипаж аккуратно упаковывает порцию в герметичный пакет и отправляет по прибытии на анализ в лабораторию.