Вах какой мотор.

Jetstream

Местный
Вопрос вдогонку теме на соседней ветке, касающейся наших самолетов. А конкретнее - "отличные планеры, но плохие двигатели". Уважаемые профи, есть ли среди творений Микулина, Люльки, Туманского и прочих достойных товарищей нечто, что можно назвать "Действительно Отличный Мотор"? А то почитал форум, послушал папины проклятья в сторону АШ-82ФН (правильно назвал? на Ил-14?) и постигло угрюмое разочарование на тему отечественного моторного гения.
 
Реклама
папины проклятья в сторону АШ-82ФН
На Ил-14 стояла "транспортная" модификация АШ-82Т (-ФН — зверюга мощная, но исключительно истребительная — стоял на Ла-5ФН; ресурс маловат), а в остальном — крайне интересно! (без иронии) услышать "проклятия папы" — Золотая Эра есть Золотая... Проблемы с ТЭ, с ЛЭ, в комплексе? По всяким открытым источникам создаётся впечатление, что линейка АШ-82 — один из лучших отечественных ПД, вполне на уровне своих зарубежных сверстников. Предположу, что основная проблема — с запуском в холодную (ниже —5°Ц) погоду. Но это общее "узкое место" всех ПД; разжижение масла бензином решало проблему лишь частично.
А в остальном... У Микулина, такое впечатление, все моторы — мощные, но прожорливые.
У Люльки — хорошие теоретические наработки, но мало практики.
Швецов — на мой взгляд, лучший ПД-строитель СССР. Его глубокая модернизация лицензионного "райт-циклона", известная у нас как АШ-62ИР, строят в Польше до сих пор и поставляю в Канаду (sic!).

Из ТРДД лучшими мне видятся движки Лопарёва (особенно Д-36) — их ТТД вполне соответствуют зарубежным сверстникам.
 
Последнее редактирование:
Д-36, если мне память не изменяет, не наши уже, а хохляцкие... хотя, какая разница!:pivo: Вообщем, я конечно у него поспрашаю при встрече. Из того, что помню - периодически случающийся задир и прогар поршней с последующим пипецем мотора и ТЕЧИ. Это, грит, просто была беда. Вибрации обалденные, а качество и подгонка соединений, а также материалы того... отечественные. Поэтому поднимаешь капот и видишь там буйство масла, грязи, копоти и проч. Шоком для них был опыт общения толи с Ли-2, то ли непосредственно с Дакотой, который как-то оказался в Быково. Знаю точно, что моторы были не наши, Wright Cyclone какой-нибудь. Короче, открыв капот, они не увидели н-и-ч-е-г-о. Мотор, абсолютная сухость и чистота. Хотя самоль был там какой-то заслуженный и лет совершенно закадычных. Зато Ил-14 был гораздо приеместее, Ершов про это тоже писал.
 
Попутно интересно было бы узнать - есть ли среди наших моторов абсолютно оригинальные творения? Или бесконечные цитаты сначала Циклонов, потом Нинов, потом еще Бог знает какий Праттов и Уитней?
 
Д-36, если мне память не изменяет, не наши уже, а хохляцкие...
СССРа тоде, как бы уже нет. Если Вы задёте вопрос об АШ, то Д-36 тоже нет смысла выкидывать из обсуждения.
непосредственно с Дакотой
Ему сколько лет? :eek: Оригинальные C-47 (а DC-3 прекратились поставляться ещё до Войны) сошли со сцены в конце 40ых г.г., насколько я знаю — постепенно перемоторизуясь на АШ-62ИР и АШ-82Т (соответственно, стали называться ТС-62 и ТС-82).
Сочтём за опечатку
Она и есть. Клавиши рядом, а зрение иногда подводит, да и кот, сволаччьь, мешает, иногда ложась между клавиатурой и мною.
поднимаешь капот и видишь там буйство масла, грязи, копоти и проч. Шоком для них был опыт общения толи с Ли-2
АШ-82 — прямой потомок АШ-62 (модиф, которого — ИР — стояла на Ли-2), потому, странен такой разительный контраст. Может, не повезло с серией?
бесконечные цитаты сначала Циклонов, потом Нинов
...а так же "испан-сюиз"... Ну и что? Микулинские движки, дававшие в конце Войны по 2000л.с., это уже не исходная "испана"; равно как и 2100-сильный АШ-82ФН — не "райт-циклон". Меня всегда угнетают такие разговоры — нужно быть полным идиотом, чтобы не использовать наработки тех, кто уже прошёл твой путь и набил все возможные шишки. На плечах корифеев не стыдно строить своё здание. Что наши моторостроители и делали, навёрстывая упущенное за Гражданскую :( войну (и сразу после неё), что составило целую эпоху в авиации — около шести-семи лет.
 
Последнее редактирование:
Уважаемые профи, есть ли среди творений Микулина, Люльки, Туманского и прочих достойных товарищей нечто, что можно назвать "Действительно Отличный Мотор"? А

М-11 - рабочая лошадка. Полностью отчественный в отличие от бесконечных клонов райт-циклонов и испано-сюиз.

АШ-62 - долгожитель :) хоть и клон.

Или не только про поршневые вопрос?
 
если говорить о реактивных, то Микулинский РД-3 был на момент создания на уровне лучших в мире
касательно АШ-82 хочется вспомнить не только Ил-14 (и -12), но и тысячи Ми-4 с АШ-82В...
неудачный двигатель не стали бы так тиражировать, как мне кажется
 
Экзот, Микулинские АМ - оригинальные, это у Климова развитие испан.
 
Реклама
неудачный двигатель не стали бы так тиражировать, как мне кажется
Вот я и говорю! Может, с серией не повезло? Или дело имели, действительно с Ил-12 (а не Ил-14) с его АШ-82ФН. Ресурс, требуемый транспортной авиацией, истребительный мотор, однозначно не тянул -- отсюда -- все ужасьти, описанные топик-стартером.
 
Экзот сказал(а):
...чтобы не использовать наработки тех, кто уже прошёл твой путь и набил все возможные шишки. На плечах корифеев не стыдно строить своё здание.

У меня лично тема авиамоторостроения вызывает горечь. Мы до сих пор "на плечах корифеев...", до сих пор сзади и дистанция сокращается очень медленно. Двигатели получались неэкономичные, шумные, тяжёлые, с малым ресурсом, несмотря на наработки упомянутых лицензионных, трофейных и купленных двигателей. Кроме того, очень часто появлялись с опозданием (что, впрочем, типично и для Запада), а иногда неудача при создании двигателя приводила и к отмене авиапроекта.
Действительно, отставание было допущено с самого зарождения отрасли- к началу первой мировой войны было 6 авиазаводов и только один авиамоторный. И, как результат, к февральской революции армия получила всего 1 100 моторов отечественного изготовления и 3 500 зарубежного!
Однако в советский период упрекать руководство страны в недостаточном внимании к отрасли нельзя.
Остаётся надеяться, что авиамоторостроение достигнет уровня ракетного моторостроения, где успехам завидуют мировые лидеры в этой области. И, попутно- интересно, ликвидировано ли отставание в твёрдотопливных ракетных двигателях от США, которые много лет назад умели управлять его тягой?
 
Однако в советский период упрекать руководство страны в недостаточном внимании к отрасли нельзя.

Ну, как сказать. До середины-конца 20-х оно, это самое руководство вообще не обращало на промышленность особого вонимания. А потом "подскочило" и решило идти по пути преимущественно лицензирования. Так и тянулось аж до 50-х.
 
Позвонил папану, папан говорит, что чудесных американских моторов сам в глаза не видел, рассказывали его старшие мастера, которые работали в Быково чуть ли не с войны. Кстати, на Як-42 Д-36 стоит? Если да - то он их очень хвалил, забыл уточнить модель мотора...
 
Да, точняк Д-36. У них еще к тому же и степень двухконтурности 5,4, вот вам и Ролс Ройс.
 
Последнее редактирование:
...застрявшее на уровне 1960-70ых годов, по сути...

Сергей, ну не так все плохо. Да, летают массово на семерке и протонах, но двигатели-то во время буранной эпопеи прилично научилсь делать и Зенит прекрасно летает на движках уже совсем другого поколения.
 
Последнее редактирование:
Кстати, на Як-42 Д-36 стоит? Если да - то он их очень хвалил, забыл уточнить модель мотора...
Д-36 вторых и третьих серий. Очень классный движок. Повторю фразу из какой то давней ветки — как я его не переваривал в училище (хотя, знал в достаточном объёме) и как я его уважаю+люблю сейчас! Рафинированный двигатель. Его конструкция доставляет технарю эстетическое удовольствие.
говорит, что чудесных американских моторов сам в глаза не видел, рассказывали его старшие мастера, которые работали в Быково чуть ли не с войны
при всём уважении — значит, многое потерялось во тьме десятилетий. Визуально АШ-62 от своих предков (я не только о М-22, но и о "райт-циклонах") отличался не сильно. Могли на Ли-2 посчитать его за кого угодно. Во всяком случае, АШ-62ИР на Ан-2 (он же стоял на Ли-2) не шокировал никого своим внешним видом — движок, как движок. А АШ-82 — его наследник.
Вот, смотрите, что пишут на airwar.ru (не замеченом в особой любви к СССР) про АШ-82ФН на Ил-12. Скорее всего, Ваш отец говорил именно о Ил-12-АШ-82, слишком много совпадений (клянусь — все мои вышеприведённые постинги — не перепевка прооцитированной статьи):
двигатели... Их межремонтный ресурс в начале составлял 100-150 ч, что в годы войны считалось вполне достаточным, ведь редко какому Ла-5 удавалось налетать даже половину этого за всю свою фронтовую жизнь. Но в Аэрофлоте такой ресурс можно было "выбить" за месяц-полтора, а случалось, что АШ-82ФН начинали сдавать раньше положенного срока. И если в центральных управлениях ГВФ проблему решали частой заменой двигателей, то на периферии получить "лишние" новые моторы было почти несбыточной мечтой. Вот и простаивали в начальный период эксплуатации новенькие Ил-12 с выдохшимися "сердцами", а неприхотливые ветераны Ли-2 продолжали летать,
(...)
Мотор, конечно, доводили до требований мирного времени. Его ресурс сначала увеличили до 300 ч, а потом и более, но по-настоящему надежной стала версия АШ-82Т
Остальное — здесь.
 
Реклама
Назад