Великобритания

00789

Новичок
Знаю, что из Второй мировой войны Англия вышла одной из крупнейших авиационных держав. А вот сейчас об авиации Великобритании говорят мало. Неужели Airbus, получив контроль над британским Аerospace, так плохо повлиял на ситуацию? Каково современное положение дел в британской авиапромышленности с экономической точки зрения? Кто что думает по этому поводу?
 
Реклама
Я думаю, проблемы начались намного раньше Airbus'а. И связаны не с авиацией.

В 20-е - 30-е годы развитие британской авиации имело два мощных стимула, оба не рыночные:

1. Упрочение Империи (связь отдалённых регионов, Оттава, Кейптаун, Бомбей, Сидней и т.д.)
2. Военное противостояние (сперва против Франции, потом против Германии).

После войны империя кончилась, противостояние ослабло. Да, холодная война, но ближайшие соседи, в отличие от прошлых десятилетий, уже на твоей стороне, да и американцы защитить обещают.

Нерыночные стимулы кончились. Попытались выйти на рынок - а тут то и выяснилось, что британские социалисты умеют делать хорошие, красивые, но дорогие и непрактичные машины. И американцев им не обскакать. Princess, Brabazon, во многом Comet (менее экономичная чем Boeing), всяческие Vanguard"ы, позднее Concorde - всё мимо кассы, то есть мимо рынка. Это в 30-е можно было гордо рассекать на своих Empire да Sunderland'ах, когда деньги государственные на авиацию никто не считал. А после войны самолёты стали дороже, а британское государство - наборот, беднее.

Боевые самолёты тоже продавались плохо (за исключением Индии - она некоторое время покупала Канберры да Хантеры, но потом и она переориентировалась на закупки у Франции и СССР). Да, Харриер и Канберра в США. А никто и не говорит, что самолёты плохие. Но это не продажи - это лицензия, следовательно, денег на порядок меньше.

А тут ещё ущемлённая гордость великобриттов (распад империи, как мы знаем, дело болезненное), кризис угольной отрасли (ведущая для Англии). В общем, Airbus уже пришёл на развалины, и он спас дело, а не загубил. Кстати, сами англичане (помимо EADS) начинают подниматься с колен - Hawk'и ихние в последнее время очень даже успешно продаются.

И в каждой сказке только доля сказки.... Авиастроительная корпорация, оно, конечно, хорошо (как и BAe). Но, может, лучше сразу к Airbus'у? ;)
 
Последнее редактирование:
Бурундук,
Да, вроде, "хокеры" всегда были на коне, не только с помощью "рэйзеона"? "Трайдент", вроде, неплохо полетал?
 
Бурундук,
Viscount совсем неплохо продавался -- 445 штук. По-моему, трудно найти фотку мало-мальски крупного аэропорта мира шестидесятых-семидесятых и не увидеть там Viscount :) И его, в отличие от более поздних моделей, покупали не одни члены Содружества.

Из наследников Comet: BAC 1-11 -- 244 (включая 9 румынских), Trident -- 114, VC-10 -- 54.
ну и вообще там не так уж мало было типов. Как верно заметил Экзот, мелкие джеты 125-го семейства не зря американцы перекупили.

Но в целом Вы правы, конечно.

00789,

Смотря что считать авиапромом. Если вспомнить про компанию Rolls-Royce (которая не Motor Cars Ltd, а просто PLC), которая является одним из ведущих производителей авиадвигателей (и не только) в мире, то картина выглядит не так удручающе. Просто есть масса вещей, которые обеспечивают занятость и деньги, но не так хорошо заметны, как Concorde :)

Вообще с экономикой сейчас проиходит примерно то же, что с государствами в XIX веке. Все укрупняются, на серьезное влияние (и серьезные деньги) могут рассчитывать только крупные корпорации.
В очень науко- и капиталоемких отраслях типа авиации рынок неспособен прокормить большое число конкурирующих между собой поставщиков. Даже конкуренция между А. и Б., мне кажется иногда, в некоторой степени поддерживается искусственно -- потому что монополия будет неэффективной и в конечном счёте обойдется дороже.

Поэтому все авиапроизводители были обречены на вымирание либо слияние в той или иной форме. Аналогичная история случилась с мировым и британским автопромом. Сейчас не то что заводов меньше стало (полтора миллиона в год выпускают), но британских марок с британскими хозяевами осталось... ээээ... "Астон-Мартин", вот! А самолеты выпускать -- не автомобили собирать. К месту потребления приближать авизавод особой необходимости нет, да и вложения в само производство и персонал существенно больше.
 
Последнее редактирование:
В этой истории есть ещё один нюанс. В конце 1950х британское правительство, по примеру незабвенного Никиты сергеича, также решило сделать основную ставку на ракеты. Причём результаты были даже хуже, чем у нас. И в ракетной технике ничего толкового не создали и авиацию почти что загубили.
 
Как-то все забыли про BAe. Аврики чудесно летают во многих авиакомпаниях.
 
Fyodor сказал(а):
Аврики чудесно летают во многих авиакомпаниях.
А много ли их?
Вот данные нa
25мар02 - 380 мaшин всeх мoдиф. (-70, -100, -200, -300, -xxxQT, -RJxxx). Из них 30 зaкoнсeрвирoвaнo ("parked"). Эксплуaтaнтoв - 53.
Срeдний гoдoвoй нaлeт пo пaрку - ~2000л.ч., срeднee кoл-вo взл-пoс. циклoв ~1750 (всe этo включaя зaкoнсeрвирoвaнныe мaшины).
Сaмoлeт-лидeр на 26мар02 эксплуaтируeтся a/к Ansett Australia. Нaлeтaл 47620л.ч. при 33600 циклaх (ср. рейсовое время - 01ч25м)
Крайний абзац — просто "для общего развития".
Триста восемьдесят (не знаю уж — сколько выпущено). У нас для 1/6 части суши только Ту-134 выпущено около семисот.
 
Реклама
Их не много, но 53 эксплуататанта - это хороший показатель. Самолёт определённого класса, занял свою рыночную нишу. Не лидер конечно. Но живая, востребованная модель.
 
А пошто обидели ATP и "джетстримы" всякие?
По военке, да бритты отдают предпочтение совместным программам, ну а кому щас легко? Это нонче оченньна дорогое удовольствие. Зато вон по дронам беспилотным им есть что сказать. Опять же, не раскрыта тема верлотетов - "Линкс" форева 8-)
 
Короче говоря, британский авиапром кривыми партизанскими тропам перешел в подполье и плотно занялся совместными программами и проектами. 8-)

"Но он себя еще покажет!" (с)
 
Экзот сказал(а):
А много ли их?
У нас для 1/6 части суши только Ту-134 выпущено около семисот.

Именно что "для 1/6". Мне тоже очень нравится быть патриотом, но BAe-146/ARJ покупали по собственному желанию, а не потому, что валюты не давали и "в СЭВ так принято".

У нас вот самого массового широкофюзеляжника выпущено 120+ и ещё два десятка его дериватива... Про Ту-204+ и Ту-114 как-то неприлично и поминать в данном контексте. Ну и примеры из другого лагеря:

Caravelle 282
Comet 114
Ту-104 203
BAC 1-11 244

Конечною в наше время для одного типа серия в 30 машин маловата, но и 146-й сделали (а) не вчера и (б) для относительно узкого сегмента. И хотя рассчитывали, вероятно, на более обширный сбыт, достигнутый результат совсем неплохой всё-таки.
 
Назад