Вертолетчики на связь! (англ.)

Техник

Старожил
Вот получил от коллеги заграничного такую историю.
Кто может на пальцах объяснить о чем речь?

I used to be in the helicopter industry and, while subsequently with Shorts, I remember about 20 years ago in Shanghai touring an aircraft factory with one of my customers.
Sikorsky was at that time trumpeting their new invention of pressurised rotor blade spars and indicators to identify structural cracks before the blades let go. They called them 'BIM' blades, 'Blade Inspection Method'.
In one hangar was a line of Mi-8 helicopters and I noticed small indicators on the root of each blade. I remarked that the Chinese must be copying and incorporating the Sikorsky BIM rotor blades. My host was perplexed at first but suddenly realised what I was saying. "Oh no", he said, "We imported them like that from Russia more than 15 years ago, they have always had those"!
 
Реклама
Если я правильно понимаю, он удивился тому что на русских лопастях стоят сигнализаторы трещин(на 15 лет раньше чем Sikorsky внедрил,китайцы скопировали у нас :)).
ЗЫ а кстати действительно, кому по факту( внедрение) принадлежит авторство наддутых лонжеронов и соответственно выскакивающих колпачков.
ЗЗЫ На пальцах - лонжерон лопасти-труба- наддувается на заводе азотом, есть сигнализатор оранжевого цвета, который выскакивает когда давление в лонжероне падает( из-за трещин).
 
Последнее редактирование:
military_upir,
Спасибо за разъяснения.

Все-таки Россия - родина слонов.
Историю мне эту прислали в ответ на мой мейл.
Вначале коллеги похвастались, что на стабилизатор Леарджет-85 будет установлена электроимпульсная противообледенительная система.
The latest AIN alert quoted David Coleal as saying that the Lear 85 will use the Cox electro mechanical expulsion deicing
system on the horizontal stabilizer. Below are some links to information and video that show how this system works. It is pretty cool!

http://www.coxandco.com/aerospace/lowpower_ice_protection.html

http://www.airspacemag.com/how-things-work/deicing.html


На что я им справедливо ответил, что на Ил-86 это pretty cool летает уже последние 30 лет с 1979 года.
Есть гордость за державу!
 
Если я правильно понимаю, он удивился тому что на русских лопастях стоят сигнализаторы трещин(на 15 лет раньше чем Sikorsky внедрил,китайцы скопировали у нас ).
ЗЫ а кстати действительно, кому по факту( внедрение) принадлежит авторство наддутых лонжеронов и соответственно выскакивающих колпачков.

Продолжение истории, похоже на анекдот, правда.
http://www.forumavia.ru/a.php?a=t&id=26

Рацпредложение.

Эту историю я услышал на сборах начальников ВОТП в славном городе
Воронеже в середине 70-х годов.
Сборы проводил трижды герой Иван Никитич Кожедуб. Доклад он прочитал
быстро. Спросил, какие будут вопросы по организации сборов. Из зала
кто-то громко пожаловался, что в буфете нет пива.
- Как это так? - удивился генерал-полковник, и приказал, чтобы к
перерыву пиво в буфете было.
Вечером в нашей комнате в гостинице собралась небольшая компания,
вспоминали разные истории, обменивались опытом … Заглянул к нам и один
из преподавателей, инженер-полковник Борщевский. Скучно ему было у себя
в номере, вот он со своим референтом к нам и зашёл. Историю, которую он
начал нам рассказывать, закончил его коллега – капитан, поскольку вскоре
у полковника задрожали губы и увлажнились глаза.
В молодости Борщевский служил в ТЭЧ вертолетного полка. В то время
развитие вертолётостроения задерживалось из-за проблемы с прочностью
лопастей. Не было надёжного метода индикации микротрещин, лопасти могли
просто неожиданно разрушиться в воздухе … а это – чревато. А был у
офицера к тому времени сын–подросток, а у сына – велосипед, на
велосипеде же – настоящие резиновые колёса с камерами. И вот камера на
заднем колесе постоянно «травила» при исправном ниппеле. Проверка
методом погружения накачанной камеры в воду результатов не дала,
очевидно, отверстие в камере было слишком маленьким. И вот пришла в
голову пытливому инженеру идея: создавать в вертолётных лопастях
избыточное давление, а индикацию наличия этого давления вывести в
прозрачное окошко. Поршенёк он придумал такоё, с одной стороны –
пружинка, а с другой – воздух давит. Как только усилие пружинки
становится больше, чем давление, оказываемое воздухом – поршенёк
перемещается и в окошке появляется красная метка. Вот и всё – просто и
надёжно, а при необходимости даже сигнализацию в кабине установить
несложно.
Поехал наш инженер-капитан в город Люберцы, к заму Миля по лопастям.
Принял его какой-то сотрудник генерального, фамилия тоже на -ский
заканчивается, выслушал внимательно и сходу предложил фифти-фифти, 50 на
50, значит. Жалко стало Борщевскому денег, ведь премия могла бы быть
очень большой, и отказался он от помощи в оформлении изобретения. А для
того, чтобы приоритет за собой оставить, написал заметку в журнал
секретный «Авиация и космонавтика».
В Америке в тоже время вертолётная катастрофа крупная состоялась с
гибелью людей и разрушением лопастей несущего винта. Сикорский премию
объявил в миллион долларов за простой и надежный метод индикации
микротрещин. А у него ребята в бюро научно-технической информации сидят,
и всякие журналы со всего мира читают шпионами доставленные. И вот некий
человек в таком бюро читает заметку, написанную черным по белому: «Метод
обнаружения микротрещин в лопастях вертолёта», подписанную Борщевским.
Фирма пробила эту идею по приоритетности как оформленное изобретение, но
ничего такого не нашла. Сотрудник бюро получил свой миллион, а индикацию
падения давления в лопасти вывели от мембраны.
Борщевский же получил таки свои 14 рублей за рацпредложение …
 
Назад