Власти Москвы намерены организовать движение авиатакси, которые будут доставлять горожан на дачи, а жителей Подмосковья - на работу. Заммэра в правительстве столицы Иосиф Орджоникидзе подписал распоряжение об изучении рынка авиауслуг и заявил, что на эту программу из бюджета будет выделено 2 млн. 400 тыс. рублей. Однако новый вид транспорта не всем по карману: сейчас одно место в авиамаршрутке - самолете типа Як-40 - стоит порядка 700 рублей.
В распоряжении Орджоникидзе указано, что появлению авиатакси способствуют «активное развитие загородных баз отдыха, садоводческих товариществ и кооперативов и при этом недостаточное обеспечение транспортной инфраструктурой выезжающих к местам отдыха москвичей». На маркетинговые исследования планируется потратить 2 млн. 400 тыс. бюджетных рублей.
Московскому аукционному дому поручено до конца 2003 года провести конкурс и выявить компанию, которая займется исследованием рынка подобных авиауслуг.
Но несколько причин вызывают скепсис: дороговизна перелетов и нехватка "паркингов" для авиатехники. Час аренды небольшого самолета для частного перелета (эта услуга давно предлагается столичным бизнесменам сразу несколькими авиакомпаниями) стоит порядка 600-700 долларов. К примеру, создатели службы авиатакси в Самаре (они планируют перевозить пассажиров в Казань и Уфу) будут продавать билеты по 600-700 рублей. Правда, маршрут московских авиатакси будет как минимум в пять раз короче, но вряд ли стоимость перелета будет составлять менее 150-200 рублей. Дальнейшее снижение тарифа сделает авиамаршрутки убыточным. Сам Иосиф Орджоникидзе считает,что самый дорогой полёт в Подмосковье не может стоить более 400-500 рублей.
Кроме того, развитию авиатакси может помешать малое количество аэро- и вертодромов в Москве и области. По мнению полковника авиации Николая Белоусова, «на территории Москвы крайне мало площадок для посадки и взлета авиатранспорта, а загруженность основных магистралей и площадей не позволяет использовать их как посадочные площадки». Сейчас в ближнем и дальнем Подмосковье действует более 10 гражданских и военных аэродромов, способных принимать небольшие самолеты и вертолеты типа Як-40 и Ми-8 - Быково, Чкаловский, Мячково, Ступино, Раменское, Жуковский. Они расположены на удалении от жилых кварталов, а значит, пассажирам придется тратить время и деньги на поездку до взлетной площадки.
Московские же аэродромы (за исключением готовящегося к застройке Ходынского и Тушинского аэродромов и служебного вертодрома НПО «Взлет» в Солнцево) находятся за пределами МКАД, что делает их неудобными для посадки авиамаршруток.
Немногочисленные существующие площадки были построены для спецтранспорта - вертолетов спасателей и медиков, а строящийся вертодром в "Москва-Сити" предназначен для бизнес-полетов. Впрочем здесь Орджоникидзе видит выход такой:"Первоначально,московское правительство планирует использование капитально переоснащенных самолётов Як-40 и Ан-2,которые будут базироваться в Тушино..В дальнейшем основным московским самолётом станет первоклассный отечественный Бе-200:его возможности позволяют осуществляьб посадку на воду - поэтому в районе речных вокзалов и набережных будут сооружены соответствующие площадки,которые стоят в десятки раз дешевле наземных - а практически в любом уголке Подмосковья есть пригодные для взлёта -посадки водоёмы. Кроме того,сейчас рассматривается вопрос приобретения в лизинг 9 вертолётов,переделанных из десантных НАТО,проект для столицы выгодный,потому что не используются московские деньги - пока эти вертолёты,они станут базироваться во Внуково и Быково,
освоют руговое сообщение между аэропортами и рядом других объектов - такое было раньше! Но самым перспективным представляется нам проект сотрудничества с КБ"Камов" и канадскими производителями двигателей по созданию специальной машины для эксплуатации в условиях мегаполиса - уже в проекте бюджета Москвы на 2004 год предусмотрены деньги на финансирования этого проекта - в перспективе таких вертолётов понадобится не меньше 200 штук!"
Ситуация со строительством новых вертолётных площадок ,по словам начальника Департамента транспорта и связи Москвы Беляева, обстоит следующим образом:"Первые согласованные 30 площадок можно было начать сооружать хоть вчера,причем это инвестиционные деньги - хозяин "Автолайна" и депутат Мосгордумы Олег Музыря организовал первичное финансирование,мешает только невнятная и неконструктивная позиция Генштаба России:конкретно тамошние генералы и в частности начальник ВВС Михайлов практически саботируют имеющееся распоряжения министра обороны Иванова о работе по согласованию.Тем не менее до конца года нам предстоит завершить эту работу,как и вопрос установления контроля и использования уже имеющихся примерно 50 площадок,присвоенных различными ведомствами - это позволит уже к 2006 году наладить первые вертолётные линии в Москве и Подмосковье по цене пригородных поездов"
Также московские власти заинтересовались гибридом вертолёта и самолёта,которому вообще не нужны спецплощадки.