Ветеранам - 1965/1966гг

    Экзот,
    это же журналист-международник, написавший по результатам этого полета целую детскую книжку "про всё" в Антарктиде. Не судите его строго)). Сдаётся мне, что могли быть и сознательные подколки со стороны экипажей, которые были приняты им за чистую монету.
    Если заметили, там и даты стоят Первая экспедиция - 1963 год))), и Аннушка=Ан-10. У меня любопытство вызвала фота того самого лыжного Ан-12 (правда, пока с колесами) и то, что это рассказ очевидца с другого борта. Опять же, мелкие бытовые подробности (например, про отмену сухого закона на припае).
    Про состояние Амундсен-Скотт не знаю, но в 2002 туда собирались тянуть оптоволокно от Мак-Мердо.
     

    Экзот

    Элефантерия
    ЕхБортоператор,
    написавший по результатам этого полета целую детскую книжку "про всё" в Антарктиде
    Аааа... Так и называлась "Белые сны Антарктиды" - кстати, хорошая - по фотоматериалу - книжка. Шикарные снимки - в т.ч. беспарашютный сброс бочки с Ил-14го - смазано и чёрнобело, но мне понравилось.
    могли быть и сознательные подколки со стороны экипажей, которые были приняты им за чистую монету.
    Ну вообще то "да"... А проверить не обязан?
    Предлагаю - на "ты" :agree: - напрягает при неформальном общении.
    Про состояние Амундсен-Скотт не знаю, но в 2002 туда собирались тянуть оптоволокно от Мак-Мердо.
    Ну, может для комплекта автоматических приборов.
    Как раз "в р-не" 2000г. проходило в новостях, что станцию хотят консервировать. может, не сбылось.

    А, кстати - как летели на Ан-12? "Каюта" для сопровождающих вмещает дай бог человек 10...20, а что тогда было в отсеке? Только воздух?
    Ага. Нашёл. Танкер. Просто бочку загрузили или специально переоборудованный?
    Почитал Капицу. Интересно.
    За вычетом "лорингофонов" написано правильно, интересно - получше чем у журналюги.
     

    Экзот

    Элефантерия
    По лоцманам нашёл в И-нете только это:


    На факультете осуществляется обучение:
    (...)
    Штурманов по международной программе подготовки лоцманов, эксплуатирующих не только отечественное, но и зарубежное пилотажно-навигационное оборудование
     
    Если книжка запомнилась и понравилась - уже не зря слетал)), а то, что в книге "страшных полетов" не было - Главлиту спасибо)), журналисты могли сами не проверять информацию.
    Если заметили
    Предлагаю - на "ты" :agree: - напрягает при неформальном общении.

    Принято


    А, кстати - как летели на Ан-12? "Каюта" для сопровождающих вмещает дай бог человек 10...20, а что тогда было в отсеке? Только воздух?
    Ага. Нашёл. Танкер. Просто бочку загрузили или специально переоборудованный?

    "Восток" снабжали бочками, доставленными кораблями. Перов разгружал их сбросом из Ил-12 на предельно малой высоте.
    В семидесятые при разгрузке кораблей вертолетами использовали контейнеры для внешней подвески.
    В рейде 1963/1964 году в Ил-18 в салоне были доп. баки для керосина. Попробуем посчитать. На Ан-12 с АИ-20М баки на 22 тонны, расход на крейсерском режиме на восьми тысячах метров высоты 2,3 тонны в час при скорости 570 км/час итого дальность без запаса 5400 км. При этом Крайстчерч - Мирный это 5200 км. плюс ветер плюс запас на всякий случай плюс снижение до шести с половиной тысяч в случае остановки одного из двигателей со всеми вытекающими.
    Итого "...все прийму...., но желательно в июле и желательно в Крыму..." Добавляем как минимум плюс три часа - 7 тонн. Сравниваем с Капицей - он говорит о запасе на 10 000 км итого всего 40 с лишним тонн топлива (мы оказались оптимистами на 11 тонн). Ан-12 планировали использовать для доставки солярки на "Восток". Значит, не в тех же емкостях, что и керосин. Вряд ли в керосин был бочках (замаешься переливать в негерметизированном салоне))), а соляра наоборот, точно была в бочкотаре - вот и вычислили содержимое грузового отсека при перелете. Съемные баки под керосин+титановые лыжи.

    Стремна посадка сразу после взлета - масса снаряженного 35 тонн + 40 топлива + баки/лыжи при максимальной посадочной 61 тонна. Хотя и максимальная взлетная тоже 61 тонна. 14 тонн перегруза? Не верю - где-то ошибка.
     

    Экзот

    Элефантерия
    ЕхБортоператор,
    Если книжка запомнилась и понравилась - уже не зря слетал
    Только фото - к счастью их было больше чем текста.
    Ан-12 с АИ-20М баки на 22 тонны
    Какие 22т? Ты с Ил-18Д не путаешь? :confused: У него Qмакс=23т.
    Для Ан-12-АИ-20М с Мвзл-56т у меня записана Qмакс= 11т.

    Ага, нашёл - довели конце концов до 22000кг, но в те времена (у меня справочник как раз 1960-70ых г.г.) данные для Ан-10/-12 как раз 11,050 т
     
    Попробовал перекрестно проверить цифры.
    1. Не законченный самим Шавровым, т 3. справочника говорит, что в Антарктиду летали не Ан-12ПЛ, а Ан-12ТП-2 (танкер полярный) с максимальной дальностью 7400 км. Цитата:
    Ан-12ТП-2 - вариант для полярной авиации. Отличается от серийной машины установкой турбогенератора ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольных топливных баков, средств астронавигации и дальней радиосвязи. Кроме того, предусмотрена возможность установки неубираемого лыжного шасси и при перегонке дополнительных топливных баков в грузовой кабине (максимальная дальность полета 7400 км). Кабина сопровождающих оснащена оборудованием для отдыха при выполнении длительного перелета. С самолета снята кормовая пушечная установка.

    В сентябре 1961 г. самолет прошел совместные испытания ОКБ и Управления полярной авиации, а в декабре того же года на нем и на Ил-18 был совершен уникальный перелет по маршруту Москва - Мирный протяженностью 26 423 км.


    Проверим расход.
    Для АИ-20М завод заявляет для условий "Крейсерский режим (Н = 8000, Мп = 0,57, MCA)" то есть при 650 Км/ч.
    Мощность на валу воздушного винта, л.с.(кВт) 2490 (1844)
    Удельный расход топлива, кг/э.л.с ч (кг/кВт ч) 0,197 (0,268)
    Множим, вспоминаем, что их 4 и получаем расход 2128 кг/ч. Цифра немного меньше использованных ранее в расчете 2300 кг/ч.

    На нашем герое стояли, скорее всего, АИ-20Д. Для 4-й их серии данные
    Мощность на валу воздушного винта, л.с.(кВт) 2990 (2214)
    Удельный расход топлива, кг/э.л.с ч (кг/кВт ч) 0,196 (0,266)
    Итого 2344,16 кг/ч. Чуть больше. Цифре верим.

    Вставил данные в табличку и EXCEL показал, что при расходе 2300 кг/ч на крейсерском режиме со скоростью 570 вес топлива составит 30430 кг. Прибавляем вес снаряженного и получаем 65 800 кг. Близко к данным Ан-12БК (61 000кг.), но он был создан в 1967 году, а наш герой в 1961 должен весить около 54 000 кг.

    Проверяем крейсерскую скорость. Разные источники дают разброс 550-570-585-600-660-670 Км/ч. Несложный расчет подсказывает, что заданный вес в 54 тонны получаем при 930 км/ч. Не верю.
    Посмотрим в Пономареве. Он говорит о средней скорости по пути туда в том перелете для Ан-12 532 км/ч, для Ил-18 580 км/ч. Обратный путь - Ан-12 - 587 км/ч, Ил-18 - 636 км/ч. Понятно, что цифры справочные, без ветра и прочего.
    У нас снята задняя огневая точка, двигатели новые. Варьируем скорость. Цифра 650 км/ч, заявленная моторостроителями при расчете расхода, в принципе возможна как крейсерская. В этом случае взлетный вес составляет 62 000 кг. Верю. При меньшей скорости и расход будет меньше. На сколько? Летчики говорили, что при 570 км/ч на эшелоне на Ан-12БК он меньше 2000 кг/ч вес получаем 60 800. Похоже на правду.
    Итого, под сомнением остался вес снаряженного самолета после доработок, но при разумном его варьировании заявленная у Капицы дальность в 10 000 км недостижима. Приведенная у Шаврова 7400 достижима при небольшом перегрузе.
     
    A

    Anonymous

    На Гавану шереметьевские Ту-114 летали регулярно. Возили максимум 120 пассажиров на машинах с компоновкой на 170 мест. 2-й салон с 6-местными блоками "туда-сюда" и стационарными столами между ними использовался как ресторан. Багажные полки в этом салоне были откидными. В заднем багажном отсеке располагались доп. топливные баки. Поначалу рейсы выполнялись через Мурманск и практически вслепую, без "услуг" капиталистов. Потом рейсы стали выполняться с посадкой в Рабате и уже без первоначального героизма вплоть до замены Ту-114 на Ил-62.
    Кроме Гаваны Ту-114 ходили регулярно в Токио, Монреаль. А на внутренних самым крутым был летний рейс ДМД-Хабаровск-Анадырь-ДМД. По северной трассе Ту-114 с полной загрузкой на восток не пускали, шел обычной трассой. А обратно загрузки в августе не было и шел без посадки. В Анадыре, кстати, в 1974г. 76475 выкатился с полосы, но благополучно, не в болото и без последствий.
     
    Рассказывали, что сначала планировали летать на Ту-114 в Гавану через Турцию -Средиземное море-Тунис-Ливию-Марокко - Атлантику. Что-нибудь об этом знаете? Почему северный маршрут в результате выбрали?