Виды проверок: FC vs OC

Ученый

Старожил
Жизнь заставляет меня задать энтузиастам нашего движения странноватый вопрос ;). Как трактуются известные понятия из MSG-3 на русском языке (с учетом российской и зарубежной практики ТОиР):

Functional Check - A quantitative check to determine if one or more functions of an item performs within specified limits.

Operational Check - An operational check is a task to determine that an item is fulfilling its intended purpose. Does not require quantitative tolerances. This is a failure finding task.

У меня есть своя позиция, но недавно я услышал довольно странную для меня иную трактовку этих понятий, почему и хочу послушать мнение знающих людей.
 
Реклама
Ученый, эти понятия не только в MSG-3. ;)

1:1 :D стоит в AMM Chapter 5 learjet-60. Интересно :lol: :D , кто у кого "драл"? разница только в Test и Check.

Моё понимание:

Functional Test. Проверка системы агрегата, при которой определяется находится ли система агрегат в своей фунции в толлерансе. Например угол установки стабилизатора. При проверке выясняется достигает ли стабилизатор заданных углов. Перекладывается стаб. с рывками, быстро или медлено- второй вопрос.

Operation Check. Проверяета функция системы. работает- не рабоает. В этом случае вопрос как проходит перекладка стаб., будет на первом месте.

А вообще эти оба понятия настолько размыты, что одно не возможно без другого.
 
FW спасибо за ответ. Я понимаю, что Вы варитесь в "зарубежной среде", но интересно Ваше мнение по этим видам работ в связи с двумя базовыми понятиями у нас в русской/советской ;) теории надежности: "исправное состояние" и "работоспособное состояние" и, соответственно, контроль (проверка) "исправности" (по ВСЕМ требованиям технической документации) и "работоспособности" (по требованиям, определяющим целевые фукции изделия/системы)
 
если провести подобие аналогии, то operation check - это проверка от системы встроенного контроля, а functional test - это проверки более глубокие, с использованием КПА.
 
Учёный:

Вы возвращаете меня, хоть и виртуально, на 19 лет назад. Когда пришёл после института в АТБ и безапелляционно объявил о том, что "работоспособность" и "исправность" - "не две ноги в сапоге" (С) МИМИНО, был громко осмеян, причём, начальниками с инженерным образованием...
Жаль, что утрачена такая форма как повышение квалификации ИТП в ВУЗах ГА. Отдыхал душой, общаясь с элитой авиационной науки...
 
Ученый, Вы меня, как и Plivet-a "возвратили виртуально" (C) Plivet, лет так на 17-18.

Работоспособность я понимаю в контексте "Operation Check". Упрощённо, можно рассматривать в объёме Pre-Flight Check, частично Maintenance. Работоспособная система- eщё не значит исправная.

Исправность- Functional Test. Объём AMM-CMM.

Честно говоря, когда отказ на самолёте, да ещё AOG, как это называется :D на месте No.: 125 :lol: . Цель одна- выпустить самолёт. И шо б все бумажки упорядку.
 
Ну тогда, коллеги, вы подтверждаете мою позицию, что (в переводе):

OPERATIONAL CHECK
Контроль работоспособности:
Проверка работоспособности это работа, по определению того, что изделие удовлетворяет его назначению. Не требует количественных зависимостей. Это работа по нахождению отказов.

FUNCTIONAL CHECK
Контроль исправности:
Количественный контроль, проводимый в целях определения выполняются ли одна или несколько функций изделия в пределах заданных ограничений.
 
Проверка работоспособности не совсем выполняется для нахождения отказа. Отказ - выход параметра за пределы допуска. Его можно выявить только количественным контролем, с помощью КПА или визуально(типа шасси не вышли). По-моему, не стоит употреблять это предложение.
 
По-моему примерно так,

Контроль работоспособности (operational check) - Проверка с помощью ВСК, т.н. "непрерывный" тест-контроль, при которой оператор не оценивает какие-либо количественные (граничные) параметры объекта контроля, а только наличие сигнала об исправности (ИСПРАВЕН, TEST OK и т.п.). Проверка с помощью ОЛК, при которой оператор визуально, на слух, ощущением вибраций (т.е. "задницей"), оценивает наличие основной функции изделия (стеклоочистители, вентиляторы, обдув, обогрев, открытие-закрытие чего-либо, выпуск-уборку чего-либо и т.п.).

Контроль функционирования (functional check) - Проверка с помощью ВСК, т.н. "расширенный" контроль, при котором оператор оценивает определенное сочетание, последовательность нескольких сигналов об исправности, считывает и оценивает какие-либо количественные характеристики с бортовых индикаторов и указателей. Проверка с помощью НСК с оценкой значений тех или иных характеристик объекта контроля.
 
Я ж начал с того, что мы трактуем текст MSG-3, а не предлагаем свои определения ;)
MsKos, мне не очень нравиться "функционирование", посокльку мы оцениваем либо работоспособность (работает или нет), либо исправность (все ли параметры в пределах допуска, как характеризующие работоспособность, так и иные, в т.ч. вспомогательные). В этом плане не понятно, чем функционирование отличается от работоспособности
 
Реклама
В наших регламентах тоже применяется слово "функционирование".
 
В наших регламентах много каких слов применяется ;) Только они не всегда с теорией и практикой надежности стыкуются, а должны, поскольку регламенты не самоценность, а средство поддержания заложенного в конструкцию уровня надежности
 
2 Ученый:
Если в плане трактовки определений MSG-3, то я сторонник оставлять все как есть (as is), т.е. дается правильный перевод, при одновременном "толковании" (где-то в примечаниях или сносках) того как это следует понимать в отечественных терминах и определениях.

"Контроль функционирования" растет откуда-то из теории-практики КП, точно не припомню, но "прилепилось"...
 
2 Ученый:

Может быть так.

OPERATIONAL CHECK
Контроль работоспособности:
Проверка работоспособности это работа, направленная на определение того, что изделие соответствует его функциональному назначению. Не требует количественной оценки допусков. Это работа по выявлению возможных видов отказов.

FUNCTIONAL CHECK
Контроль исправности:
Количественный контроль, проводимый в целях определения выполняются ли одна или несколько функций изделия в пределах установленных значений (допусков).
 
Ученый сказал(а):
Functional Check - A quantitative check to determine if one or more functions of an item performs within specified limits.

Operational Check - An operational check is a task to determine that an item is fulfilling its intended purpose. Does not require quantitative tolerances. This is a failure finding task.

Полробую вбросить свои 3 копейки...:)
Мне кажется тут дело не в наших традиционных определениях исправности и работоспособности, а в сути задач проверок.
1. Понашим традиционным правилам вполне работоспособное изделие может, тем не менее, быть неисправным. И в то же время неработоспособное изделие никак не может быть признано исправным. Ибо, неисправность - это потеря любой функции, включая декоративную, а отказ - потеря основной функции, препятствующей применению изделия по прямому назначению. Например - нарушение внешнего лакокрасочного покрытия кузова автомобиля, является неисправностью, но не вызывает потерю способности выполнения автомобилем основных функций по назначению.
2. В приведенных формулировках речь идет о ЗАДАЧАХ технического обслуживания и ремонта, а если точнее - о предназначении (или цели) каждой из упомянутых задач. Суть MSG-3 как раз и заключается в установлении правил для корректного выбора задач ТОиР, в т.ч. когда какие проверочные задачи с установленной для них целью следует проводить в отношении обслуживаемых изделий. Именно тут, мне кажется, нужно искать правильную интертрепацию англоязычных формулировок...
3. Следуя приведенной выше логике, можно интерпретировать так:
- Задача функциональной проверки изделия состоит в количественной (или параметрической) оценке, выполняется ли данная функция или набор функций изделия в специфицированных пределах значений измеряемых показателей.
- Задача проверки изделия в работе (или в действии) состоит в установлении, способно ли изделие работать по назначению. Т.е. целью этой задачи является обнаружении факта отказа или подтверждение работоспособности изделия.

Кстати сказать, одно другому не мешает. В ходе функциональной проверки можно обнаружить отказ, но поскольку речь идет о проверке всех и каждой функции, эта задача позволяет и диагностировать место отказа, что вряд ли полу чится, если ограничиться проверкой работоспособности...:)

Вот такие соображения...
 
Yuha Спасибо за эссе ;) По моему все правильно, хотя я бы все же по возможности не отступал от привычной системы понятий авиационной надежности и эксплуатации
 
Реклама
Ученый,
Кто бы возражал? :D Понятия исправность и работоспособность мне очень нравятся именно четким разграничением наподобие:
"Всякая селедка - рыба, но не всякая рыба - селедка". Мне кажется, привязываясь к понятиям исправность/работоспособность и их антиподам неисправность/отказ, не стоит их ставить во главу угла при интерпретации англоязычных формулировок задач проверок. Дабы случайно не выхолостить суть MSG-3...
Кстати, когда я трудился на поприще комплексных испытаний систем управления космических аппаратов, у нас тоже по сути практиковалось два типа проверок:
- В режимах осносной работы
- В режимах функциональных проверок
В первом случае проверяется вся система управления в штатных режимах функционирования. В случае обнаружения отказа, при необходимости проводили диагностику путем прогона функциональных проверок, в которых система управления работала в специальных тестовых режимах, реализуемых специальным тестовым софтом, который никогда в ПЗУ БЦВМ не прошивался...
 
Назад