После посещения пол дороги назад думал сколько ж денег стоили налогоплательщикам программы. На Апполло работало 400 тыс человек. Каждый запуск обходился примерно в $18 млрд. По шатлам это $196млрд\134 полета = $1,5 млрд за миссию. Неслабо.
Pax, большое спасибо за интересный репортаж
. Но хочу прокомментировать числа - без наглядного сравнения они плохо воспринимаются. Так, 400 тыс. чел. - это поболее, чем суммарная численность всего персонала Боинга и IBM, вместе взятых. А приведенные здесь суммы денег - это явно пересчет на современные доллары по какой-то официальной шкале. Тогдашние суммы были во много раз скромнее, но тоже было очень "неслабо".
Сначала цитаты из Вики про стоимость программ "Аполлон" и "Спейс Шаттл" - они с привязкой ко времени и неплохо коррелируют с числами от
Pax'а.
В марте 1966
НАСА заявило конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы «Аполлон», в ходе которой будет выполнено шесть высадок на
Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, составит приблизительно 22,718 миллиарда долларов. Согласно Стиву Гарберу, куратору сайта об истории
НАСА, окончательная стоимость программы «Аполлон» была от 20 до 25,4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 136 миллиардов в долларах 2005 года.
В 2006 году общие расходы составили 160 млрд долл. США, к этому времени было выполнено 115 запусков (см.:
en:Space Shuttle program#Costs). Средние расходы на каждый полёт составили 1,3 млрд долл. США, но основная часть расходов (проектирование, модернизация и др.) не зависит от числа запусков. Несмотря на то, что стоимость каждого полёта шаттла составляла около 450 млн долл.
[18], на обеспечение 22 полётов шаттлов с середины 2005 года по 2010 год в бюджете NASA было заложено около 1 млрд 300 млн долл. прямых затрат
А теперь мои личные воспоминания
. Программа "Аполлон" выполнялась, а программа "Спейс Шаттл" зачиналась в то время, когда я весьма этим интересовался и имел некоторые возможности быть в теме. С конца 60х до середины 70х мне были доступны журнал "Aviation Week and Space Tecnology" (в библиотеке МФТИ) и, эпизодически, "левые" "Time", "Newsweek" и даже "Playboy":confused2:. Насколько я помню,
первоначально заявленная смета всей программы "Аполлон" была где-то в пределах $15...18 млрд
тогдашних долларов.
Оценки стоимости этих программ время от времени менялись (росли), и более детально я их не помню. Но зато я хорошо запомнил фрагменты таблицы официального прожиточного минимума в США, дифференцированного по составу семьи, в каком-то из упомянутых журналов за 71г. Тот прожиточный минимум - это, по определению, доход, позволяющий "жить с достатком" (включая недорогой автомобиль в кредит), но не позволяющий делать какие-либо сбережения. Так вот, этот прожиточный минимум был, округленно, $2300 в год для одинокого мужчины, $2800 для семейной пары, $3500 для пары с ребенком и т.д. И помню там же рекламу серии вполне приличных полуботинок за $6...8 и шикарных за $35. ИМХО, это неплохой масштаб для оценки инфляции доллара за 40 лет.
ЗЫ. Убрал свои воспоминания о первоначальной смете "Спейс Шаттл" - порядка $60 млрд
тогдашних долларов"
. Это наверняка какая-то значительно более поздняя оценка. А первоначальная, вероятно, была порядка $20...30 млрд. Кстати, в программе "Спейс Шаттл" изначально было 2 козырных лозунга, и оба не удалось реализовать
.
1) Предполагалась высокая интенсивность эксплуатации каждого шаттла - 2 недели в полете и 4-6 недель на наземное обслуживание: при такой цикличностина орбите практически постоянно мог (и должен был) находиться один шаттл.
2) Предполагалось, что стоимость доставки полезных нагрузок на НОО будет меньше, чем при использовании одноразовых РН (для этого, в частности, необходима указанная выше цикличность).
Тем не менее, программа "Спейс Шаттл" - это одна из важнейших эпох в пилотируемой космонавтике (наряду с совокупностью советских программ Восток-Восход-Союз, программой "Аполлон" и советскими пилотируемыми орбитальными станциями).