К особенностям (отличиям от населения западной части б. СССР) отнесём бОльшую лояльность населения (прежде всего, молодёжи) к зоновским "понятиям", специфическому жаргону, недоверчивость и специфический конформизм: стремление походить на окружающих и не слишком выделяться внешне. Можно отметить большую "грубость" в общении. Слово "грубость" я не случайно взял в кавычки. То, что приезжим часто кажется грубостью - просто сложившаяся на ДВ манера общения. Например, вместо "Не подскажете..." к вам чаще обратятся: "Слышь, не подскажешь..." Не "Извините, здесь нельзя фотографировать", а "Камеру убрал быстро!" Собственно, вам и не хотели нагрубить. Просто здесь так принято.
А вот почему здесь так принято - вопрос интересный. Специфика поведения населения Дальнего Востока, на мой взгляд, обусловлена спецификой заселения и освоения территории.
Каторжникам с Сахалина, например, не разрешали после отбытия наказания возвращаться на родину - можно было селиться только в Сибири. Причём, до Западной и даже Восточной Сибири они добирались редко. Наиболее смышлёные и благополучные после "исправления" оседали на более плодородном юге Приморья, а самым неудачливым и менее проворным, самым безынициативным доставался более суровый Нижний Амур. Таким образом специфическая манера общения сидевших распространялась и на территориях, где они оседали. Большинством, естественно, потомки осуждённых и в одном из субъектов РФ сейчас не являются, но на сложившуюся к настоящему времени субкультуру повлиять они успели.
В то же время, если возьмём, например, ряд районов Амурской области (навскидку, Мазановский район) или Приморье, территория которых заселялась ещё c XIX века переселенцами с Украины - то там, на мой взгляд, народ много мягче в общении и приятней, особенно в сёлах. На Амуре немало сёл, есть даже целые райцентры, типа Богородского, где значительная часть населения - потомки переселенцев из Вятской и Пермской губерний или потомки раскулаченных до войны жителей западной части страны. Там зоновская специфика также ощущается меньше.
Самым "полюсом" дальневосточной специфики стал, на наш взгляд,
Николаевск-на-Амуре, где каторжно-зоновская субкультура сохранилась в лучшем и чистом виде. Вот где раздолье для этнографа и исследователя! Даже физиогномическия черты аборигенов отличны и бросаются в глаза, а местныя юныя барышни ходят с грустными ликами. Поглядев на местных мужиков, на мОлодежь и пОдростков, мы поняли причины женской грусти. Или придётся выбрать одного из них, стать такой же: лузгать сёмки, сидеть с матерящейся компанией в чёрных спортивных костюмах в ряд на корточках, ногами прямо на заплёванной подсолнуховой лузгой лавке, пить "Охоту" на завтрак и т. д. или бежать отсюда, бежать...
Пообщались с представителями местной интеллигентской прослойки - учителями, работниками местной администрации: "Как вам самим-то тут?" Честно сказали, что нам не понравились ни николаевцы, ни Николаевск. "Когда бываем на Большой Земле, говорят, в Москве, в Краснодарском крае - как глоток свежего воздуха. Это вы приехали на неделю. В оранжевых футболках ходите, с фотоаппаратом на пузе. Вам всей специфики и не видно. По вам за километр заметно, что не местные и издалека. А местная молодёжь вынуждена жить по понятиям. Пройдёт сын через незнакомый двор, например, а к тебе уже с вопросами: "Слышь, ты кто по жизни, по каким понятиям живёшь?.." И отвечать тоже надо "по понятиям" - иначе у нас не принято."
На самом Сахалине, заселявшемся в основом после войны, зоновских "понятий" меньше, чем в том же Николаевске-на-Амуре. Там потомки тех, кто приехал из самых разных мест, и много даже тех, чьи родители, а не деды и прадедеды приехали на Сахалин, т. е. общность сахалинцев с устойчивой местной спецификой (как, скажем, общность уральцев или поморов) ещё не успела сложиться. То же можно отнести к Комсомольску-на-Амуре, для многочисленных промпредприятий которого кадровые ресурсы собирались со всей страны. "Грубость" тоже встречается, но в Комсомольске много легче, чем в Николаевске.
Очень разочаровал
Благовещенск. Сам город мил, расположен красиво, а вот молодёжь - словно стаи воронов: едва ли не все в чёрных спортивных костюмах. Бывший китайский парк превращён в помойку. На пешеходных мостиках и китайской стене буквально насрано. Прямо среди гавна сидят мальчики в спортивных костюмах, на кортах, естественно. Пройдитесь вечером по "пятаку" возле "Харбина", среди разбитых фонарей и сидящих на корточках ногами прямо на лавках матерящихся гогочущих "гопников"... И все как один в чёрных спортивных костюмах. Какая-то страшная деградация, унижение просто для человеческого достоинства.
Самым же приятным городом на Дальнем Востоке неожиданно оказался
Биробиджан. Можно объяснить это тем, что в последние десятилетия туда приехало много народу из остальных районов Хабкрая, в основном, из самых дальних, вроде Николаевска, Аяна и Чумикана. Для тех, кто жил в северных, достаточно изолированных районах, Биробиджан воспринимается уже"Большой Землёй", уже на железной дороге. И в то же время жильё там дешевле, чем в краевом центре, т. е. Биробиджан - наиболее доступная возможность вырваться "к свету, к людям". Такие переселенцы, как правило, как раз и не являются носителями блатных "понятий", а, наоборот, бежали, в том числе, и от среды.
Добавлю, что я, разумеется, не осуждаю манеру общения дальневосточников. Мне она была интересна как объект наблюдения. А судить объективно, что плохо и что хорошо, думаю, вообще нельзя. Просто я психологически комфортнее всего чувствую себя в ареале от Калининграда, Гродно, Львова, Чернигова, Киева, Витебска, Пскова, Калуги, Москвы, Владимира, Костромы до Кирова и Архангельска примерно. С этим "ареалом" связано у меня чувство Родины, чувство русскости даже. На Урале нравы уже немножко суровей. Но это - сфера чистого субъективизма, конечно.
Ещё раз отмечу, что нам встречалось на Дальнем Востоке множество прекрасных людей, гостеприимных, радушных, открытых.
---------- Добавлено в 15:39 ----------
Что еще важно ценить и беречь: на протяжении 10000 км. у нас по-сути одинаковый язык. В маленькой уютной Австрии житель Вены не всегда поймет гостя из Форарльберга
Аналогично отличается выговор гессенцев от Hochdeutsch.
В целом, бесспорно, согласен с вами. Общность культурного пространства на огромной территории (я говорю обо всём Союзе) - это бесценно. Добавлю, обсуждавшаяся выше специфика общения дальневосточников в этнокультурном отношении
объективно так же ценна, как, скажем, былинная доверчивость вятских (всем сердцем люблю Вятский край!) или мягкость львовян или жителей Волыни.