№105 (26 885) / СУББОТА, 9 июня 2012
«Вологодское авиапредприятие» готовится прекратить регулярное авиасообщение
С 1 июля прекращается регулярное авиасообщение через принадлежащие ОАО «Вологодское авиапредприятие» аэропорты Вологды, Вытегры и Кичменгского Городка. Причина - низкий пассажиропоток и, как следствие, нерентабельность таких полетов. Взамен этого областные власти, являющиеся основными акционерами авиапредприятия, предлагают развивать вертолетные авиаработы и провести при федеральной поддержке масштабную модернизацию аэропорта в Великом Устюге.
«Загрузка - менее 50%»
Сразу же оговоримся, «Вологодское авиапредприятие» остается. Суть реформирования заключается в следующем - теперь авиаторам предлагается отказаться от двух убыточных направлений своей деятельности - авиаперелетов и содержания аэропортов - и сосредоточиться на приносящих прибыль вертолетных авиаработах.
- Направления, которые осуществлялись через аэропорт Вологды, оказались нерентабельными и малозагруженными. Последние несколько лет наполняемость пассажирами была очень низкой и они себя не окупали. Даже, несмотря на достаточно низкие цены на билеты и при графике перелетов два раза в неделю, по вторникам и четвергам, регулярные рейсы из Вологды в Москву и обратно оказались не востребованы. Салоны, как правило, остаются полупустые. За последние три года в Кичменгский Городок практически не было ни одного борта. Это связано с низкой платежеспособностью жителей восточных районов. В сторону Вытегры за последние три года было принято два самолета, и то это были чартерные рейсы МЧС. Раз площадки не используются, следовательно, они не могут и себя содержать, - так пояснил причины проводимых преобразований заместитель губернатора Андрей Травников.
- Пассажирский рейс становится рентабельным, если загруженность самолета составляет 60%. А у нас в последнее время московские рейсы были загружены менее чем на половину, - соглашается заместитель генерального директора ОАО «Вологодское авиапредприятие» Александр Воробьев.
Убытки «Вологодского авиапредприятия» составляли существенную сумму - порядка 60 миллионов рублей в год. Раньше пассажироперевозки датировались из регионального бюджета. По словам Александра Воробьева, ежегодно область датировала авиапредприятие на 27-30 миллионов рублей. Кроме этого, образовавшуюся финансовую брешь авиаторы покрывали за счет предоставления в аренду вертолетов. Этот вид деятельности оказался востребованным.
- Вертолеты у нас заказывают нефтяники, газовики, геологи, работающие вахтовым методом, реже - энергетики. Кроме этого, областная больница, авиалесоохрана и МЧС во время паводка, - поясняет Александр Воробьев.
Порочный круг - именно так можно охарактеризовать ситуацию, в которой оказалось «Вологодское авиапредприятие». С одной стороны, поддерживая нерентабельные направления своей деятельности за счет вертолетных работ, оно было не в состоянии обновлять парк ни самолетов, ни тех же МИ-8. С другой стороны, в условиях бюджетного дефицита область просто не может направлять средства на дотации авиаторам.
- Это чисто экономическое решение, - подчеркивает Андрей Травников. - Можно было бы и дальше датировать авиапредприятие, но проблема в том, что те самолеты ЯК-40, которые есть сегодня в парке авиапредприятия, через два года вырабатывают свой ресурс. И после этого авиасообщение все равно бы прекратилось. Взлетно-посадочные полосы, которые находятся в обслуживании у авиапредприятия, - короткие и не могут принимать ни одно современное, даже маловместимое воздушное судно типа SRJ-200. Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Вологде - 1500 метров, а для приема современных судов требуется 1800. Недостающие 300 метров - это сотни миллионов рублей. Через два года пришлось бы вкладывать очень серьезные средства, в том числе и в реконструкцию ВПП. Таких денег в бюджете нет. А самое главное, эти бюджетные вложения были бы абсолютно не оправданными, поскольку, еще раз повторюсь, нет необходимого потока пассажиров.
По мнению Андрея Травникова, в этой тупиковой ситуации кроется и еще одна угроза. В один прекрасный момент у «Вологодского авиапредприятия» просто может не оказаться средств на обновление парка вертолетов. И эту нишу может занять какая-то другая компания. На чем тогда зарабатывать деньги вологодским авиаторам - большой вопрос.
Из летчиков - в вертолетчики
Старейшее в области «Вологодское авиапредприятие» было создано в 1928 году. В «золотые» для авиаторов 70-80-е годы прошлого столетия здесь насчитывалось 17 самолетов ЯК-40 и 30 - АН-2, а численность коллектива доходила до полутора тысяч человек.
- Рейсы совершались от Мурманска и Архангельска до Адлера и Симферополя. Мы летали в Ригу, Новгород, Пермь. Но в основном по области - практически во все крупные населенные пункты. Зимой самолеты садились на поле на лыжах. Но с реализацией программы «Дороги Нечерноземья» пассажиропоток стал снижаться, - вспоминает Александр Воробьев.
Сегодня в парке «Вологодского авиапредприятия» - три самолета ЯК-40, семь вертолетов МИ-8 и два МИ-2.
- Действительно, большая часть самолетов уже практически выработала свой ресурс. Последнее наше приобретение ЯК-40 на вторичном рынке было в 2010 году. Этот самолет может прослужить до 2026 года. Сейчас готовим самолеты к продаже, пока они еще могут представлять интерес для потенциальных покупателей, - пояснил Александр Воробьев.
Гораздо сложнее с персоналом авиапредприятия, который насчитывает в настоящий момент 300 человек. Летчики-профессионалы - товар, что называется, штучный и на дороге не валяются.
- Летчикам мы предложили переучиваться на управление МИ-8. Те, кто помоложе, наверное, будут искать работу по специальности. Сложнее трудоустроить наземный обслуживающий персонал, - с грустью говорит Александр Воробьев.
На самолете к Деду Морозу
Итак, с 1 июля аэропорт Вологды прекращает регулярное воздушное сообщение. А с 1 ноября - и обслуживание взлетно-посадочной полосы.
Основной акцент планируется сделать на модернизации аэропорта в Великом Устюге, ставшим известным далеко за пределами России благодаря туристическому бренду «Родина Деда Мороза».
Еще в 2008 году, посещая этот город Президент России Владимир Путин поддержал идею реконструкции великоустюгского аэропорта. В мае уже нынешнего года губернатор области Олег Кувшинников обсуждал этот вопрос с тогда еще министром транспорта Игорем Ливитиным. И буквально на днях Минтранс подтвердил, что аэропорт в Великом Устюге вошел в федеральную целевую программу с финансированием до 2015 года.
- Наша задача сегодня - в сжатые сроки выполнить проектно-сметную документацию. Это главное условие участия нашего региона в ФЦП. На июньскую сессию ЗСО, какой бы тяжелой не была ситуация с бюджетом, мы выносим поправку и предлагаем принять сумму на разработку проектно-сметной документации по аэропорту в Великом Устюге уже в этом году, - подчеркнул Андрей Травников.
По его словам, в рамках модернизации аэропорта в Великом Устюге предстоит удлинить взлетно-посадочную полосу до 1800 метров. Кроме того, планируется провести дополнительные мероприятия для проведения сертификации аэропорта, закупить навигационное оборудование, построить склад ГСМ, провести ремонт здания аэровокзала.
Тем вологжанам, кто не может обойтись без авиаперелетов, есть выбор - летать через аэропорты Череповца или Москвы.
Впрочем, в сложившейся ситуации, по мнению Александра Воробьева, существует еще один вариант развития. Аэропорт Вологды могут взять в аренду городские власти. Правда, если найдут на это средства.
Алексей ТРЕТЬЯКОВ
http://krassever.ru/articles/economics/situation/35924/
«Вологодское авиапредприятие» готовится прекратить регулярное авиасообщение
С 1 июля прекращается регулярное авиасообщение через принадлежащие ОАО «Вологодское авиапредприятие» аэропорты Вологды, Вытегры и Кичменгского Городка. Причина - низкий пассажиропоток и, как следствие, нерентабельность таких полетов. Взамен этого областные власти, являющиеся основными акционерами авиапредприятия, предлагают развивать вертолетные авиаработы и провести при федеральной поддержке масштабную модернизацию аэропорта в Великом Устюге.
«Загрузка - менее 50%»
Сразу же оговоримся, «Вологодское авиапредприятие» остается. Суть реформирования заключается в следующем - теперь авиаторам предлагается отказаться от двух убыточных направлений своей деятельности - авиаперелетов и содержания аэропортов - и сосредоточиться на приносящих прибыль вертолетных авиаработах.
- Направления, которые осуществлялись через аэропорт Вологды, оказались нерентабельными и малозагруженными. Последние несколько лет наполняемость пассажирами была очень низкой и они себя не окупали. Даже, несмотря на достаточно низкие цены на билеты и при графике перелетов два раза в неделю, по вторникам и четвергам, регулярные рейсы из Вологды в Москву и обратно оказались не востребованы. Салоны, как правило, остаются полупустые. За последние три года в Кичменгский Городок практически не было ни одного борта. Это связано с низкой платежеспособностью жителей восточных районов. В сторону Вытегры за последние три года было принято два самолета, и то это были чартерные рейсы МЧС. Раз площадки не используются, следовательно, они не могут и себя содержать, - так пояснил причины проводимых преобразований заместитель губернатора Андрей Травников.
- Пассажирский рейс становится рентабельным, если загруженность самолета составляет 60%. А у нас в последнее время московские рейсы были загружены менее чем на половину, - соглашается заместитель генерального директора ОАО «Вологодское авиапредприятие» Александр Воробьев.
Убытки «Вологодского авиапредприятия» составляли существенную сумму - порядка 60 миллионов рублей в год. Раньше пассажироперевозки датировались из регионального бюджета. По словам Александра Воробьева, ежегодно область датировала авиапредприятие на 27-30 миллионов рублей. Кроме этого, образовавшуюся финансовую брешь авиаторы покрывали за счет предоставления в аренду вертолетов. Этот вид деятельности оказался востребованным.
- Вертолеты у нас заказывают нефтяники, газовики, геологи, работающие вахтовым методом, реже - энергетики. Кроме этого, областная больница, авиалесоохрана и МЧС во время паводка, - поясняет Александр Воробьев.
Порочный круг - именно так можно охарактеризовать ситуацию, в которой оказалось «Вологодское авиапредприятие». С одной стороны, поддерживая нерентабельные направления своей деятельности за счет вертолетных работ, оно было не в состоянии обновлять парк ни самолетов, ни тех же МИ-8. С другой стороны, в условиях бюджетного дефицита область просто не может направлять средства на дотации авиаторам.
- Это чисто экономическое решение, - подчеркивает Андрей Травников. - Можно было бы и дальше датировать авиапредприятие, но проблема в том, что те самолеты ЯК-40, которые есть сегодня в парке авиапредприятия, через два года вырабатывают свой ресурс. И после этого авиасообщение все равно бы прекратилось. Взлетно-посадочные полосы, которые находятся в обслуживании у авиапредприятия, - короткие и не могут принимать ни одно современное, даже маловместимое воздушное судно типа SRJ-200. Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Вологде - 1500 метров, а для приема современных судов требуется 1800. Недостающие 300 метров - это сотни миллионов рублей. Через два года пришлось бы вкладывать очень серьезные средства, в том числе и в реконструкцию ВПП. Таких денег в бюджете нет. А самое главное, эти бюджетные вложения были бы абсолютно не оправданными, поскольку, еще раз повторюсь, нет необходимого потока пассажиров.
По мнению Андрея Травникова, в этой тупиковой ситуации кроется и еще одна угроза. В один прекрасный момент у «Вологодского авиапредприятия» просто может не оказаться средств на обновление парка вертолетов. И эту нишу может занять какая-то другая компания. На чем тогда зарабатывать деньги вологодским авиаторам - большой вопрос.
Из летчиков - в вертолетчики
Старейшее в области «Вологодское авиапредприятие» было создано в 1928 году. В «золотые» для авиаторов 70-80-е годы прошлого столетия здесь насчитывалось 17 самолетов ЯК-40 и 30 - АН-2, а численность коллектива доходила до полутора тысяч человек.
- Рейсы совершались от Мурманска и Архангельска до Адлера и Симферополя. Мы летали в Ригу, Новгород, Пермь. Но в основном по области - практически во все крупные населенные пункты. Зимой самолеты садились на поле на лыжах. Но с реализацией программы «Дороги Нечерноземья» пассажиропоток стал снижаться, - вспоминает Александр Воробьев.
Сегодня в парке «Вологодского авиапредприятия» - три самолета ЯК-40, семь вертолетов МИ-8 и два МИ-2.
- Действительно, большая часть самолетов уже практически выработала свой ресурс. Последнее наше приобретение ЯК-40 на вторичном рынке было в 2010 году. Этот самолет может прослужить до 2026 года. Сейчас готовим самолеты к продаже, пока они еще могут представлять интерес для потенциальных покупателей, - пояснил Александр Воробьев.
Гораздо сложнее с персоналом авиапредприятия, который насчитывает в настоящий момент 300 человек. Летчики-профессионалы - товар, что называется, штучный и на дороге не валяются.
- Летчикам мы предложили переучиваться на управление МИ-8. Те, кто помоложе, наверное, будут искать работу по специальности. Сложнее трудоустроить наземный обслуживающий персонал, - с грустью говорит Александр Воробьев.
На самолете к Деду Морозу
Итак, с 1 июля аэропорт Вологды прекращает регулярное воздушное сообщение. А с 1 ноября - и обслуживание взлетно-посадочной полосы.
Основной акцент планируется сделать на модернизации аэропорта в Великом Устюге, ставшим известным далеко за пределами России благодаря туристическому бренду «Родина Деда Мороза».
Еще в 2008 году, посещая этот город Президент России Владимир Путин поддержал идею реконструкции великоустюгского аэропорта. В мае уже нынешнего года губернатор области Олег Кувшинников обсуждал этот вопрос с тогда еще министром транспорта Игорем Ливитиным. И буквально на днях Минтранс подтвердил, что аэропорт в Великом Устюге вошел в федеральную целевую программу с финансированием до 2015 года.
- Наша задача сегодня - в сжатые сроки выполнить проектно-сметную документацию. Это главное условие участия нашего региона в ФЦП. На июньскую сессию ЗСО, какой бы тяжелой не была ситуация с бюджетом, мы выносим поправку и предлагаем принять сумму на разработку проектно-сметной документации по аэропорту в Великом Устюге уже в этом году, - подчеркнул Андрей Травников.
По его словам, в рамках модернизации аэропорта в Великом Устюге предстоит удлинить взлетно-посадочную полосу до 1800 метров. Кроме того, планируется провести дополнительные мероприятия для проведения сертификации аэропорта, закупить навигационное оборудование, построить склад ГСМ, провести ремонт здания аэровокзала.
Тем вологжанам, кто не может обойтись без авиаперелетов, есть выбор - летать через аэропорты Череповца или Москвы.
Впрочем, в сложившейся ситуации, по мнению Александра Воробьева, существует еще один вариант развития. Аэропорт Вологды могут взять в аренду городские власти. Правда, если найдут на это средства.
Алексей ТРЕТЬЯКОВ
http://krassever.ru/articles/economics/situation/35924/