Вологодское авиапредприятие прекращает регулярные рейсы

Fraport

Местный
№105 (26 885) / СУББОТА, 9 июня 2012

«Вологодское авиапредприятие» готовится прекратить регулярное авиасообщение

С 1 июля прекращается регулярное авиасообщение через принадлежащие ОАО «Вологодское авиапредприятие» аэропорты Вологды, Вытегры и Кичменгского Городка. Причина - низкий пассажиропоток и, как следствие, нерентабельность таких полетов. Взамен этого областные власти, являющиеся основными акционерами авиапредприятия, предлагают развивать вертолетные авиаработы и провести при федеральной поддержке масштабную модернизацию аэропорта в Великом Устюге.

«Загрузка - менее 50%»

Сразу же оговоримся, «Вологодское авиапредприятие» остается. Суть реформирования заключается в следующем - теперь авиаторам предлагается отказаться от двух убыточных направлений своей деятельности - авиаперелетов и содержания аэропортов - и сосредоточиться на приносящих прибыль вертолетных авиаработах.

- Направления, которые осуществлялись через аэропорт Вологды, оказались нерентабельными и малозагруженными. Последние несколько лет наполняемость пассажирами была очень низкой и они себя не окупали. Даже, несмотря на достаточно низкие цены на билеты и при графике перелетов два раза в неделю, по вторникам и четвергам, регулярные рейсы из Вологды в Москву и обратно оказались не востребованы. Салоны, как правило, остаются полупустые. За последние три года в Кичменгский Городок практически не было ни одного борта. Это связано с низкой платежеспособностью жителей восточных районов. В сторону Вытегры за последние три года было принято два самолета, и то это были чартерные рейсы МЧС. Раз площадки не используются, следовательно, они не могут и себя содержать, - так пояснил причины проводимых преобразований заместитель губернатора Андрей Травников.

- Пассажирский рейс становится рентабельным, если загруженность самолета составляет 60%. А у нас в последнее время московские рейсы были загружены менее чем на половину, - соглашается заместитель генерального директора ОАО «Вологодское авиапредприятие» Александр Воробьев.

Убытки «Вологодского авиапредприятия» составляли существенную сумму - порядка 60 миллионов рублей в год. Раньше пассажироперевозки датировались из регионального бюджета. По словам Александра Воробьева, ежегодно область датировала авиапредприятие на 27-30 миллионов рублей. Кроме этого, образовавшуюся финансовую брешь авиаторы покрывали за счет предоставления в аренду вертолетов. Этот вид деятельности оказался востребованным.

- Вертолеты у нас заказывают нефтяники, газовики, геологи, работающие вахтовым методом, реже - энергетики. Кроме этого, областная больница, авиалесоохрана и МЧС во время паводка, - поясняет Александр Воробьев.

Порочный круг - именно так можно охарактеризовать ситуацию, в которой оказалось «Вологодское авиапредприятие». С одной стороны, поддерживая нерентабельные направления своей деятельности за счет вертолетных работ, оно было не в состоянии обновлять парк ни самолетов, ни тех же МИ-8. С другой стороны, в условиях бюджетного дефицита область просто не может направлять средства на дотации авиаторам.

- Это чисто экономическое решение, - подчеркивает Андрей Травников. - Можно было бы и дальше датировать авиапредприятие, но проблема в том, что те самолеты ЯК-40, которые есть сегодня в парке авиапредприятия, через два года вырабатывают свой ресурс. И после этого авиасообщение все равно бы прекратилось. Взлетно-посадочные полосы, которые находятся в обслуживании у авиапредприятия, - короткие и не могут принимать ни одно современное, даже маловместимое воздушное судно типа SRJ-200. Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Вологде - 1500 метров, а для приема современных судов требуется 1800. Недостающие 300 метров - это сотни миллионов рублей. Через два года пришлось бы вкладывать очень серьезные средства, в том числе и в реконструкцию ВПП. Таких денег в бюджете нет. А самое главное, эти бюджетные вложения были бы абсолютно не оправданными, поскольку, еще раз повторюсь, нет необходимого потока пассажиров.

По мнению Андрея Травникова, в этой тупиковой ситуации кроется и еще одна угроза. В один прекрасный момент у «Вологодского авиапредприятия» просто может не оказаться средств на обновление парка вертолетов. И эту нишу может занять какая-то другая компания. На чем тогда зарабатывать деньги вологодским авиаторам - большой вопрос.

Из летчиков - в вертолетчики

Старейшее в области «Вологодское авиапредприятие» было создано в 1928 году. В «золотые» для авиаторов 70-80-е годы прошлого столетия здесь насчитывалось 17 самолетов ЯК-40 и 30 - АН-2, а численность коллектива доходила до полутора тысяч человек.

- Рейсы совершались от Мурманска и Архангельска до Адлера и Симферополя. Мы летали в Ригу, Новгород, Пермь. Но в основном по области - практически во все крупные населенные пункты. Зимой самолеты садились на поле на лыжах. Но с реализацией программы «Дороги Нечерноземья» пассажиропоток стал снижаться, - вспоминает Александр Воробьев.

Сегодня в парке «Вологодского авиапредприятия» - три самолета ЯК-40, семь вертолетов МИ-8 и два МИ-2.
- Действительно, большая часть самолетов уже практически выработала свой ресурс. Последнее наше приобретение ЯК-40 на вторичном рынке было в 2010 году. Этот самолет может прослужить до 2026 года. Сейчас готовим самолеты к продаже, пока они еще могут представлять интерес для потенциальных покупателей, - пояснил Александр Воробьев.

Гораздо сложнее с персоналом авиапредприятия, который насчитывает в настоящий момент 300 человек. Летчики-профессионалы - товар, что называется, штучный и на дороге не валяются.
- Летчикам мы предложили переучиваться на управление МИ-8. Те, кто помоложе, наверное, будут искать работу по специальности. Сложнее трудоустроить наземный обслуживающий персонал, - с грустью говорит Александр Воробьев.

На самолете к Деду Морозу

Итак, с 1 июля аэропорт Вологды прекращает регулярное воздушное сообщение. А с 1 ноября - и обслуживание взлетно-посадочной полосы.
Основной акцент планируется сделать на модернизации аэропорта в Великом Устюге, ставшим известным далеко за пределами России благодаря туристическому бренду «Родина Деда Мороза».

Еще в 2008 году, посещая этот город Президент России Владимир Путин поддержал идею реконструкции великоустюгского аэропорта. В мае уже нынешнего года губернатор области Олег Кувшинников обсуждал этот вопрос с тогда еще министром транспорта Игорем Ливитиным. И буквально на днях Минтранс подтвердил, что аэропорт в Великом Устюге вошел в федеральную целевую программу с финансированием до 2015 года.

- Наша задача сегодня - в сжатые сроки выполнить проектно-сметную документацию. Это главное условие участия нашего региона в ФЦП. На июньскую сессию ЗСО, какой бы тяжелой не была ситуация с бюджетом, мы выносим поправку и предлагаем принять сумму на разработку проектно-сметной документации по аэропорту в Великом Устюге уже в этом году, - подчеркнул Андрей Травников.
По его словам, в рамках модернизации аэропорта в Великом Устюге предстоит удлинить взлетно-посадочную полосу до 1800 метров. Кроме того, планируется провести дополнительные мероприятия для проведения сертификации аэропорта, закупить навигационное оборудование, построить склад ГСМ, провести ремонт здания аэровокзала.

Тем вологжанам, кто не может обойтись без авиаперелетов, есть выбор - летать через аэропорты Череповца или Москвы.

Впрочем, в сложившейся ситуации, по мнению Александра Воробьева, существует еще один вариант развития. Аэропорт Вологды могут взять в аренду городские власти. Правда, если найдут на это средства.

Алексей ТРЕТЬЯКОВ

http://krassever.ru/articles/economics/situation/35924/
 
Реклама
Так они молодцы. Як-40 невыгоден - давайте CRJ-200 поставим, вдруг прокатит.
 
"Основной акцент планируется сделать на модернизации аэропорта в Великом Устюге,..
Еще в 2008 году, посещая этот город Президент России Владимир Путин поддержал идею реконструкции великоустюгского аэропорта".
Заполняемость салона им тоже Путин обеспечит?
 
Даже не смешно. Вы, видимо, ориентируетесь на статистику "Дома Деда Мороза"? Таки не советую.
1. Эта статистика "левая". По данным турфирм, в 2008 году, например, из ~180 тыс. только ~70 тыс. были "настоящими" туристами. Остальные, типа, местные жители (ага, при населении города в 30 тыс. человек).
2. Поток туристов имеет ярко выраженную сезонность - 70-75% приходится на период с середины ноября по середину января, а основная часть посетителей - детишки на зимних каникулах.
В остальное время идет жиденький ручеек туристов, приезжающих "самоходом" плюс летом - народ с тур. теплоходов.
3. Гостиничного фонда в городе не хватает, поэтому основной поток "организованных" гостей приезжает на туристических поездах (дешево и сердито). Приехали - посмотрели - уехали, а если тур 2-хсуточный, то в поездах и спят.

У вас фантазии хватит, чтобы представить себе "туристические чартеры" хотя бы в половину объема того, что приходит по ж/д? Плюс в любом случае 9 месяцев в году а/порт будет лапу сосать при любом раскладе.
Вы готовы вложить в такой проект свои деньги? :)
 
Даже не смешно. Вы, видимо, ориентируетесь на статистику "Дома Деда Мороза"? Таки не советую.
А я Вам советую всё же с вопросом, хотя бы слегка познакомиться. Кстати и посетить рекомендую.
Есть туристский продукт. Который можно продавать. Есть. И не только собственно сам проект «Родина Деда Мороза», но и замечательный такой восьмисот с лишним летний северный богатый купеческий городок, центр восточной колонизации, ввиду захолустности расположения, мало подвергшийся разрушительному действию советской цивилизации.
Самая проблема в развитии этого туристского проекта в абсолютно кривой логистике. Далековат он от районов массового проживания населения. На автомобиле-автобусе далеко, не каждый сподобится, отправится в такое путешествие, при том, что дороги (особенно зимой), мягко говоря, не очень. Поезд вообще схема кривая, мало того, что ехать прилично, так ещё сам Великий Устюг, расположен ну ответвляемом тупичке, километрах в 70 от печорской магистрали и разные прямые железнодорожные варианты преодолевают эти несчастные километры, чуть ли не по полсуток. И эта транспортная проблема останавливает многих потенциальных туристов, причем платёжеспособных.
плюс летом - народ с тур. теплоходов
Какие там туристические теплоходы :)? Снизу туда недели две по весне можно пройти (пару рейсов вроде из Вологды и делают каждую весну), ну а сверху только пароходом, доходит ли он до Устюга, правда, не знаю.
У вас фантазии хватит, чтобы представить себе "туристические чартеры" хотя бы в половину объема того, что приходит по ж/д?
Я даже знаю людей которые хотели, для себя чартер из Москвы себе заказать, сгонять в гости к Дедушке Морозу, дружным трудовым коллективом с семьями. Не срослось – Як-40 мал. Так и не съездили – автобусы – поезда, не устроили.
 
Последнее редактирование:
Миша, местные аборигены перемещаются исключительно по земле - дорог для них самолет. А это основная часть туристов - Вологодская область, юг Архангельской области. На Сержиках там возить некого.
 
так ещё сам Великий Устюг, расположен ну ответвляемом тупичке, километрах в 70 от печорской магистрали и разные прямые железнодорожные варианты преодолевают эти несчастные километры, чуть ли не по полсуток. И эта транспортная проблема останавливает многих потенциальных туристов, причем платёжеспособных.
Если полусуточное ожидание останавливает такого туриста, то у видимо очень напряженный бизнес-график и, как результат, у него хватит средств на индивидуальный бизнес-чартер (если порт будет работать) на каком-нть завалящем гольфстримчике или на вертолете долететь прямо из Питера или Москвы.
Нет, туристы не обеспечат на этом направлении хоть сколько-нибудь вменяемой заполняемости, только в короткий зимний период, а тут включатся погодные факторы....и проще этот самолет поставить из Москвы или Питера куда-нть на европу - вот тут он точно будет все время заполняться.
 
Я общался в Котласе с турфирмой которая занимается приемом в Великом Устюге. Весной, летом и осенью просто курят бамбук. Посмотреть в обоих городах есть что, но не настолько это привлекательно как например кремль в Изборске и так же доступно.
Плюс когда везут детишек (основной контингент) то упор на минимальные цены, это не тот турист который оставит за магнитики тысячу рублей. Все семейные туры с проживанием в Устюге достаточно дороги как раз за счет ограниченного гостиничного хозяйства. Что уж говорить про Котлас в котором, то что есть, тяжело обозвать даже помойкой.
 
Посмотреть в обоих городах есть что
А что смотреть в Котласе :)?
В отличие от Рованиеми, это не только привязка к дедморозу-сантаклаусу.
Смотреть в Устюге есть, что, плюс Тотьма (центр русской колонизации Америки)(хотя и далековато) то же есть что посмотреть, плюс Сольвычегодск (источник состояния Строгановых и ссылки Сталина). Поинтересней руинированного Изборска.
Только далеко.
Тут не надо смотреть пассажиропоток прямо сейчас, тут на перспективу смотреть нужно. Появится техническая возможность, раскатать можно будет.
Кстати к Дедушке Морозу можно и летом, даже лучше летом :), антуража нет конечно, зато и не – 30 :).
 
Реклама
Тут не надо смотреть пассажиропоток прямо сейчас, тут на перспективу смотреть нужно. Появится техническая возможность, раскатать можно будет.
Вопрос в том, кто до наступления этой перспективы будет оплачивать убытки. С собственными средствами у компании явно напряженка. Область, как следует из заметки, перестала спонсировать даже полеты Москва-Вологда. Федерация в подобных нишевых проектах тоже пока не замечена.
 
Миша, посчитайте, ради интереса, сколько будет стоить скататься на недельку в Устюг, ну и в Сольвычегодск завернуть. Подавляющее большинство населения скажут "да я лучше в Египет слетаю". И это мы не затрагивали вопросы сервиса.
А насчет Котласа - зря вы так. Как объехавший почти всю область и чуточку европейской части России, уверенно заявляю - девушки там самые красивые, милые и добрые:)
 
Федерация в подобных нишевых проектах тоже пока не замечена.
Вот там вроде, как раз замешана. Вроде даже особая экономическая зона туристко-рекреационного типа там. Аэропорт, как раз на федеральные деньги модернизировать будут.
даже полеты Москва-Вологда
Полёты с регулярностью два в неделю, при том что поездов до Вологды, мильён в день, часов семь в пути и там.
А насчет Котласа - зря вы так.
Да бывал я в Котласе. Единственное, чем меня он поразил, так это пробками, это надо постараться, при трёх улицах и десяти машинах встать намертво.
 
Вроде даже особая экономическая зона туристко-рекреационного типа там.
Это из области желаний?
НЯЗ, после "пачки" из семи ОЭЗ этого типа, созданных в 2007 году, такая зона была открыта только одна - на о.Русский (все та же имитация кипучей деятельности вокруг саммита).
Краснодарская ОЭЗ, кстати, закрыта. Причина - ни одного инвестора не нашлось за три года.

Аэропорт, как раз на федеральные деньги модернизировать будут.
Вот в этом никто не сомневается - частный бизнес туда вряд ли пойдет.
 
Полезно посмотреть историю вопроса:

22 февраля 2007 г. ИHТЕРФАКС - Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев просит федеральное правительство реконструировать аэропорт в Великом Устюге с тем, чтобы больше туристов смогли приезжать к Деду Морозу.
"Поток туристов вырос в 30 раз", - сказал В.Позгалев на заседании правительства РФ в четверг, на котором рассматриваются вопросы социально-экономического развития Вологодской области. Однако, по его словам, "поток туристов сдерживается из-за того, что там необходима реконструкция аэропорта, и это не наша собственность, и очень бы хотелось получить поддержку правительства в реконструкции взлетно-посадочной полосы в Великом Устюге".
В ходе обсуждения первый вице-премьер Сергей Иванов в этой связи задал вопрос В.Позгалеву: "Для чего там нужно реконструировать? Для местной авиации? Или вы хотите большой аэродром, который требует очень больших финансовых ресурсов, для того, чтобы туда на Hовый год к Деду Морозу прилетали туристы, раз в год?"
Губернатор Вологодской области ответил, что через Великий Устюг могли бы летать самолеты на север России, используя этот аэродром как аэродром подскока.


Как вам нравится тезис про аэропорт в виде ограничителя потока туристов? Ну, а бредовость последней фразы просто потрясает.
Вот при таком уровне аргументации у нас проводят бюджетные инвестиции...
 
svv, это да:) Когда видели в последний раз?:)


---------- Добавлено в 20:33 ----------


A_Z, эва как ситуация поворачивается интересно. Чего только не ляпнут, чтоб в область-банкрот денег притянуть
 
Президент России Владимир Путин поддержал идею реконструкции великоустюгского аэропорта.
A_Z, что-то у меня пока (всего-то 12 лет прошло, может, все еще впереди) не сложилось впечатление, что президент действует по принципу сказал - сделал:)
Ну а Ваши следующие цитаты показывают всю глубину проработки идеи развития аэропорта.

Миша, в России несколько туристических ОЭЗ, и пока ни по одной из них (это с 2006 года) никаких заметных результатов нет. Разве что аэропорт в Горноалтайске вспоминается. Причем в списке этих зон объекты попривлекательнее Великого Устюга.
 
Plinker, давненько, но был очень удивлен потолочной лепнине, которая к сожалению много где поотваливалась
 
Реклама
A_Z, что-то у меня пока (всего-то 12 лет прошло, может, все еще впереди) не сложилось впечатление, что президент действует по принципу сказал - сделал:)
А откуда 12 лет - он в 2008-м только в игру включился.
ЕМНИП, прошлой осенью на каком-то совещании по проблемам СЗФО он снова высказался по поводу а/п В.Устюга - в результате Минтранс его быстренько включил в федеральную программу реконструкции аэропортов, а в области радостно затрубили, как слоны при виде завтрака. :)
Ляпнул раз, не разобравшись - потом будут постоянно напоминать, неудобно... Вот и приходится глупость доводить до конца, как в Сочи.


---------- Добавлено в 12:09 ----------


:) Когда был 2007 и где сейчас Позгалёв (хотя я знаю где :) ).
"Ленин умер - но дело его живет!" (из призывов ЦК КПСС). :)
Слишком большой кусок, чтобы от него отказалось руководство области - кто бы там не был губернатором.
 
Назад