Вопрос чайника - ответ специалиста. ЧАВО.

Тема в разделе "Авиация для "чайников"", создана пользователем Nimdar, 19 июн 2008.

  1. Nimdar

    Nimdar Старожил

    Сообщения:
    1.901
    Адрес:
    Столица
    #1 19 июн 2008
    ЧАВО - Часто Задаваемые Вопросы и Ответы. Или Чайниками Задаваемые Вопросы и Ответы, как угодно :mrgreen:
    Сюда вошли вопросы, которые задавались более одного раза, а также вопросы, которые, как я думаю, наиболее интересны с точки зрения пассажиров.
    Исключены вопросы, например, касающиеся тонкостей пилотирования или достаточно глубоко технические, которые без подготовки понять трудно.

    Приветствуются критика и дополнения :wink:
    Постепенно буду дополнять. Орфография и стилистика, по-возможности, сохранены за аффтарами.

    Вопрос. Почему летает самолет?
    Ответ. Крыло самолёта сверху изогнуто больше, чем снизу. Воздух расстояние от передней кромки крыла до задней, и сверху и снизу крыла, должен пройти за одинаковое время. Поэтому получается, что тот поток воздуха, что проходит по верхней поверхности, движется мимо крыла быстрей, чем тот, который по нижней. Поскольку, чем больше скорость потока воздуха, тем давление на поверхность меньше, то получается, что воздух, проходящий снизу, давит на крыло сильнее и самолёт летит.

    Вопрос. Может ли какой-нибудь придурок открыть аварийный выход в полете?
    Ответ. Нет. Люк заблокирован.
    Кроме того, открытию в полёте мешает избыточное давление в салоне (~0.6 атм) - люк на большинстве типов открывается внутрь.

    Вопрос. Как именно блокируются люки?
    Ответ. Те, которые наружу (Ту-154 например) - стоит анероидная коробка в двери, которая через кинематику блокирует дверь при достижении ВС определенной
    высоты.

    Вопрос. Насколько опасно путешествовать на самолёте женщине в положении?
    Ответ. Опасно на поздних сроках беременности - более 28 недель. При сроке 33 недели и более, авиакомпания может отказать в перевозке.

    Вопрос. Почему пассажирам не выдают парашюты.
    Ответ. Потому что воспользоваться парашютом невозможно.
    Во-первых, среднестатистический пассажир не умеет им пользоваться, во-вторых, практически невозможно выбраться из падающего самолёта.

    Вопрос. А зачем каждый раз учат надевать спасательные жилеты при полёте над морем? Неужели в случае падения в море с эшелона у кого-то будет шанс ими воспользоваться?
    Ответ. В случае падения - нет. В случае посадки на воду - да.

    Вопрос. Возможно ли из пассажирского салона попасть в багажник?
    Ответ. Нет.

    Вопрос. Почему нельзя провозить мелких животных (кошечек, декоративных собачек и прочих хомячков) с собой в салоне?
    Ответ. Они могут создавать неудобства пассажирам (запах, шум). При эвакуации могут создавать помехи. Некоторые авиакомпании разрешают провозить небольшую кошку или собаку (ограничение по весу) в клетке соответствующего образца. В этом случае требуется оплатить, как за сверхнормативный багаж и иметь необходимые ветеринарные сертификаты.

    Вопрос. Может ли животное, перевозимое в багажном отсеке негативно влиять на пассажиров в салоне (например, на тех, у кого аллергия - через замкнутую циркуляцию воздуха)?
    Ответ. Нет. Воздух в багажник попадает из пассажирской кабины.

    Вопрос. Какая среда в багажных отсеках?
    Ответ. На старых типах температура около +10°C, на новых - любая потребная. Давление, как в салоне.

    Вопрос. Что это за вертикальные "крылышки" на концах крыла современных самолётов и для чего они?
    Ответ. Из-за того, что давление воздуха снизу крыла выше чем сверху, через законцовку крыла происходит перетекание, организуется вихрь, который создает т.н. индуктивное сопротивление, ухудшающее общие характеристики крыла. Чтобы воспрепятствовать этому перетеканию и ставят вертикальные законцовки, именуемые по имени изобретателя законцовками Уиткомба или винглетами (winglets). Это повышает экономические показатели самолёта.

    Вопрос. Зачем просят открыть шторки иллюминаторов и выключают основное освещение в салоне при взлете и посадке?
    Ответ. Эти две меры - шторки и выключение света, позволяют адаптировать глаза пассажиров к внешниму освещению, и чтобы кабинный экипаж видел окружающую обстановку в случае аварийной ситуации, когда необходима эвакуация.

    Вопрос. Для чего отверстие в одном из стёкол иллюминатора?
    Ответ. Это у тех самолётов, у которых силовое стекло наружное -- для выравнивания давления между полостями, образованными наружным (силовым) и внутренними стёклами.

    Вопрос. Какой самый безопасный самолёт?
    Ответ. Тот, который больше никогда не полетит - списанный.

    Вопрос. Каковы различия между широкофюзеляжным и узкофюзеляжным лайнерами?
    Ответ. У первых в пассажирском салоне два прохода, у вторых - один.

    Вопрос. Почему самолёт со стоянки сначала оттаскивают тягачом, а потом он сам рулит, притом, что перед этим на стоянку он рулил сам?
    Ответ. Часто самолет стоит носом к терминалу или в сторону, куда нельзя или невозможно рулить. Вдобавок, экономия топлива, а также исключение опасности повреждения других ВС и аэродромных сооружений струей газов. Кроме того, на некоторых аэродромах для запуска двигателей выделены специальные места.

    Вопрос. Зачем самолеты делают круг перед посадкой?
    Ответ. Самолёт сначала выходит на маяк (т.е., тем самым, получает чёткую привязку к конкретному месту), а потом выполняет манёвр по выходу на посадочный курс. Это называется кругом, хотя, фактически, таковым может и не являться.

    Вопрос. Опасно ли и почему иногда уходят на второй круг?
    Ответ. Нет. У пилотов нет цели посадить самолёт любой ценой с первой попытки. Уход на второй круг может быть обусловлен:
    • неожиданно возникшим препятствием на полосе;
    • ошибкой диспетчера и/или экипажа;
    • погодными условиями;
    • отказом техники.

    Вопрос. Можно ли по каким-то признакам, пассажирам из салона определить уход на второй круг.
    Ответ. Узнать уходит ли самолёт на второй круг можно по следующим признакам:
    • увеличение на продолжительное время режима двигателей;
    • частичная уборка механизации;
    • уборка шасси;
    • самолёт начинает набирать высоту.

    Вопрос. Что такое реверс двигателя?
    Ответ. Это устройство, которое перенаправляет поток выходящих газов вперед (~45 град), для уменьшения длины пробега самолёта.

    Вопрос. Сможет ли самолёт остановиться, если откажет реверс двигателя?
    Ответ. Да. Кроме реверса, для торможения используются аэродинамические поверхности (спойлеры, интерцепторы), а также колёсные тормоза.

    Вопрос. Что означают цифры и буквы в обозначениях ВПП?
    Ответ. Например на торце написано 14L. 14 умножаем на 10 получаем 140 - это, часто округлённый, курс посадки, т.е. действительный курс может быть, например, 142, если заходить/взлетать с этого торца. Буква - это когда есть полосы параллельные.
    Например, если три полосы, то обозначения - 14L, 14C и 14R - соответственно левая (left), центральная (central) и правая (right). Так они видны, слева направо если заходить на одну из них с торца 14. Т.е. с северо-запада.

    Вопрос. Почему на борту самолета не разрешают снимать и фотографировать?
    Ответ. Авиакомпания сама устанавливает порядки на борту.

    Вопрос. Какие реальные средства воздействия на пассажиров - нарушителей правил поведения на борту - есть у АК?
    Ответ. Зависит от конкретной авиакомпании, а также поведения пассажира. Обычно дело заканчивается уговорами. В наиболее тяжёлых случаях, если на земле, то вылет задерживается и преступника сдают правоохранительным органам. Если в полёте, то самолёт может совершить вынужденную посадку.

    Вопрос. Как нумеруются двигатели?
    Ответ. Слева направо по полёту.
    У самолётов с вертикальным расположением двигателей (например, истребитель English Electric Lightning) - верхний двигатель № 1, нижний двигатель № 2
    У самолётов с тандемным расположением двигателей (Дорнье До-335) - двигатель в носовой части № 1, двигатель в хвостовой части №. 2

    Вопрос. Закрепляют ли конкретные борта за конкретными (несколькими) экипажами?
    Ответ. В ГА - нет.

    Вопрос. Герметично ли закрываются гондолы шасси после его уборки?
    Ответ. Нет. В этом нет необходимости.

    Вопрос. Может ли неподготовленный человек посадить самолёт, как в фильмах?
    Ответ. Нет.

    Вопрос. Как называется штука, соединяющая тягач с самолётом при буксировке на земле?
    Ответ. Водило.

    Вопрос. Что будет если в самолет ударит молния?
    Ответ. Ничего. Молния выйдет через стекатели.

    Вопрос. Что произойдет, если самолет войдет в грозовое облако?
    Ответ. Это запрещено. Самолёт может разрушиться и потерпеть катастрофу. Грозовые фронты обходят, или если это невозможно, то возвращаются в аэропорт вылета.

    Вопрос. Что будет если во время полета откажет двигатель (два двигателя)?
    Ответ. Если один, на двух- и более двигательном самолёте - ничего. Все многодвигательные самолёты рассчитаны на продолжение полёта на оставшихся двигателях.

    Вопрос. С какой скоростью самолет будет падать (планировать) при отключенных двигателях?
    Ответ. Зависит от самолёта, его аэродинамического качества и полётного веса.

    Вопрос. Может ли самолёт взлететь (сесть) без использования механизации крыла?
    Ответ. Может. Но для этого понадобиться намного большая длина полосы.

    Вопрос. Чем определяются ограничения на приём различных самолётов различными аэропортами?
    Ответ. Нагрузкой на ВПП, состояние РД и МРД, отсутствием средств наземного обслуживания, отсутствием стоянок, подходящих для данного типа ВС и т.д.

    Вопрос. С какого момента решает капитан садиться в аэропорту при плохой погоде? Может ли диспетчер запретить посадку, если уверен что борт не готов технически к таким погодным условиям?
    Ответ. У аэропорта есть метеоминимум, то есть минимум самого точного захода. Если условия ниже этого минимума, то а/п закрыт для всех бортов. В России, есть ещё и метеоминимум у КВСа, соответственно если погода меньше его минимума, то он не имеет права заходить.

    Вопрос. От чего зависит количество лопастей у винтов поршневых и турбовинтовых двигателей?
    Ответ. От снимаемой с вала двигателя мощности. Чем больше мощность — тем больше требуется лопастей для "перевода" её в тягу. Или чем меньше лопастей, тем их диаметр должен быть больше, чтобы создать одинаковую тягу. Каждая лопасть несёт свою часть аэродинамической нагрузки.

    Вопрос. Почему не делают многолопастные винты на всех самолётах?
    Ответ. В общем случае, чем больше лопастей, тем ниже эффективность, т.к., вихри лопастей мешают соседям. Чем меньше лопастей - тем они длиннее. Ищут разумный компромисс.

    Вопрос. За сколько времени до пассажиров экипаж оказывается на борту?
    Ответ. Приблизительно за час до вылета.

    Вопрос. Влияет ли на центровку самолета хождение пассажиров по салону?
    Ответ. На больших самолётах - нет.

    Вопрос. Откуда берётся иней внутри самолёта, вокруг аварийного люка?
    Ответ. Снаружи самолета температура -50. Люк металлический и его температура тоже около того. Не закрытые тепло-шумо изоляцией его части, соприкасаясь с влажным воздухом салона, покрываются инеем.

    Вопрос. В каком случае экипаж имеет право (обязан) прекратить взлет?
    Ответ. До скорости принятия решения - специально рассчитаной скорости для данного типа на данной полосе, при которой хватит оставшейся длины полосы для остановки самолёта - если наступили условия, при которых самолет не в состоянии продолжить взлет безопасно. Например,
    • внезапно возникшей помехи на полосе;
    • отказ системы управления самолетом;
    • столкновение с наземным объектом;
    • столкновение с птицами и отказ более одного двигателя на самолете с тремя или двух и более на самолете с четырьмя;
    • разрушение одной из стоек шасси
    • взрыв бомбы в салоне
    и т.д.
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2008
  2. TOWA

    TOWA чайник с доступом в инет

    Сообщения:
    459
    #2 19 июн 2008
    Чего-то напутано?
     
  3. Nimdar

    Nimdar Старожил

    Сообщения:
    1.901
    Адрес:
    Столица
  4. тип

    тип джедай

    Сообщения:
    7.165
    Адрес:
    Н-ск
    #4 19 июн 2008
    А в Ту-134 и Ан-24, например — легко. Ну если бортпроводники спят.
     
  5. military_upir

    military_upir Старожил

    Сообщения:
    2.140
    #5 19 июн 2008
    просто неполно, на Як-42 например нагрузка приходится на внутреннее, а полость между ними соединена с атмосферой через силикагель.
     
  6. TOWA

    TOWA чайник с доступом в инет

    Сообщения:
    459
    #6 19 июн 2008
    Некорректно построена фраза. Давление выравнивается между полостями, а не стеклами.
     
  7. Nimdar

    Nimdar Старожил

    Сообщения:
    1.901
    Адрес:
    Столица
    #7 19 июн 2008
    тип, вопросы общие.
    military_upir, вопрос заключается "почему отверстие", а не какое стекло какую функциональную нагрузку несёт.
    TOWA, принято. Исправил.
     
  8. Seagull_JL

    Seagull_JL Тролль - прогрессор

    Сообщения:
    5.057
    Адрес:
    Pietari
    #8 19 июн 2008
    Странно. А во всех фильмах типа Турбулентности в багажник попадают лехко!
     
  9. MikVolg

    MikVolg РадиоТушила RL6MI

    Сообщения:
    5.444
    Адрес:
    VLK
    #9 19 июн 2008
    Nimdar,
    Спасибо за проделанную работу и перелопаченные горы информации! :beer:
    Предложение к Администрации - перенести в Важные.
     
  10. Nata

    Nata Местный

    Сообщения:
    158
    Адрес:
    Петербург
    #10 19 июн 2008
    Опасно без консультации врача.
    Как специалист заявляю.
     
    Поблагодарил Lilit13
  11. Nata

    Nata Местный

    Сообщения:
    158
    Адрес:
    Петербург
    #11 20 июн 2008
    Просто сначала был задан вопрос здесь на форуме, а потом консультация у трёх разных независимых врачей, так вот в определённой ситуации они сказали вероятность выкидыша 50/50 :(
    Вобщем на поезде ездили....
     
  12. Sherhan

    Sherhan Старожил

    Сообщения:
    1.381
    #12 20 июн 2008
    Как специалист заявляю - ряд а/к строго не рекомендуют вообще продавать билеты женщинам в положении с более чем 7-месячным сроком. При настоятельном требовании - письменное подтверждение отказа от претензий в случае чего. ИМХО главную роль в перечне опасных факторов здесь всё же играет сильный стресс.
     
  13. Nata

    Nata Местный

    Сообщения:
    158
    Адрес:
    Петербург
    #13 21 июн 2008
    Совершено верно никто не может с уверенностью утверждать что полёт для женщины в положении пойдёт безопасно, никто не может предоложить как организм отреагирует на стресс, и будет ли он, даже если та же женщина абсолютно нормально относится к полётам будучи не беременной (кстати не только после 7го месяца). И соответственно я считаю, что если есть объективная опасность для женщины потерять ребёнка ( даже не 50/50 как говорят врачи), летать в положении допустимо только в исключительных случаях.

    Считаю что ответ должен быть: "Опасно, допустимо в исключительных случаях, желательно после консультации врача."
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2008
    Поблагодарил Lilit13
  14. 310

    310 Старая язва

    Сообщения:
    4.137
    Адрес:
    На юге
    #14 21 июн 2008
    Пример отношения авиакомпании к перевозке беременных женщин:

    Up to and including 28th week
    Accepted without restrictions, no medical clearance required

    29th up to and including 32nd week
    Accepted but only with a medical certificate, not necessarily
    from the company doctor. However, the certificate must
    be from a qualified doctor issued within 7 days before commencement
    of travel
    .
    33rd up to and including 36th week
    Accepted but treated as medical case:
    – Patient needs medical certificate of her local doctor who
    must be a qualified obstetrician. The certificate must be
    issued within 7 days before commencement of travel.
    – The certificate needs to be faxed to the Medical Desk along with a MEDIF (Medical Form).
    – The company doctor will consider the case and, if approved, a
    MEDIF confirmation will be sent to the station of departure.
    – Reservation Supervisor at the point of origin to relay all
    MEDA info in accordance with the MEDIF to all concerned.
    – The original MEDIF must be handed over to the Commander
    by Ground Staff along with the confirmation telex.
    – If the passengers has onward connection, Ground Staff
    must provide extra copies of MEDIF.

    After week 36 Not Allowed
     
  15. Nimdar

    Nimdar Старожил

    Сообщения:
    1.901
    Адрес:
    Столица
    #15 23 июн 2008
    Sherhan, 310, спасибо. Исправил, думаю так лучше.
     
  16. vm

    vm фрапессор

    Сообщения:
    6.254
    Адрес:
    Н-ск, Акадюкино
    #16 26 июн 2008
    Nimdar, про подъемную силу крыла - неправильно написано. ПС бывает и на абсолютно плоских крыльях или с симметричным профилем, безо всякого изгиба, но с ненулевым УА.
     
    Последнее редактирование: 26 июн 2008
  17. Nimdar

    Nimdar Старожил

    Сообщения:
    1.901
    Адрес:
    Столица
    #17 27 июн 2008
    Не неправильно, а неполно - согласен. Мне показалось, что так будет более доступно для понимания человеку, далёкому от аэродинамики и авиации вообще.
    Это же для "чайников", верно? ;)
     
  18. #18 6 июл 2008
    Насчет попасть из салона в багажный отсек. Если ил86 стоит на земле. То с первой палубы по-моему под вторым салоном через люк можно попасть туда. Главное не убиться на катушках:) А с первой палубы под первым салоном вообще можно к пилотам в кабину пробраться:) как заходишь, налево, потом через какое-то тесное помещение с проводами и оборудованием идешь вперед и через люк лезешь в кабину и говоришь "здрасте":)))) .....Вот такие у меня воспоминания. Правильно? Или путаю что-то?
     
  19. 310

    310 Старая язва

    Сообщения:
    4.137
    Адрес:
    На юге
    #19 6 июл 2008
    Il86 Hijacker Manual?
     
  20. #20 6 июл 2008
    Ну ничего себе! Да нет, ну что Вы? Я в учебных целях там однажды лазил лет 10 назад. Вот, попытался вспомнить. А налетчики (если я правильно понял) что "здрасте" говорят?:)
     
  • Поделиться этой страницей

    Rambler's Top100