Вопрос чайника - ответ специалиста. ЧАВО.

D

Dubito

Новичок
В связи с катастрофой АН-26 под Харьковом. Возможной причиной называется отказ двигателя. Много пояснений доступно, что отказ одного двигателя у двухмоторных самолетов не должен иметь такие печальные последствия, так как все неодномоторные самолеты рассчитаны на продолжение полета на одном моторе, в случае отказа другого. Понятно, что в данном случае, скорее всего, совпали и другие факторы, но меня мучит вопрос - коль отказ одного двигателя есть вполне себе отрабатываемая ситуация, то есть случающаяся, как я понимаю, редко, но все-таки статистически регулярно, то почему тысячи людей летают на одномоторных самолетах, иные всю жизнь, и не парятся о возможном отказе (я летал на одномоторном не раз, в качестве пассажира, а также пилотировал с инструктором, и таки парился по этому поводу). Ясно, что легкий самолет относительно легче посадить аварийно, если что, но все же?

И второй вопрос, опять же по этому поводу. Почему авторотация винта остановившегося двигателя так опасна? Я понимаю, конечно, что сравнение некорректно, среды совсем разной плотности, но на судах/яхтах винт неработающего двигателя на ходу именно ставят на авторотацию, что сводит его дополнительное сопротивление к минимуму. Возможно, разворот лопастей ВРШ, флюгирование по-вашему, еще более эффективен, но настолько ли велика разница?

И чтоб два раза не вставать, совсем чайницкий вопрос - может ли забыть пилот выпустить шасси перед посадкой? Иногда пассажир может это услышать, но каждый раз, когда не слышу этого характерного звука (не знаю, от чего зависит, моели самолета или места в салоне), че-то переживаю.

Буду признателен за ответы профессионалов. Спасибо.
 
Реклама
Отто Кац

Отто Кац

Фельдкурат
И чтоб два раза не вставать, совсем чайницкий вопрос - может ли забыть пилот выпустить шасси перед посадкой? Иногда пассажир может это услышать, но каждый раз, когда не слышу этого характерного звука (не знаю, от чего зависит, моели самолета или места в салоне), че-то переживаю.
 
VirPil

VirPil

Старожил
Возможно, разворот лопастей ВРШ, флюгирование по-вашему, еще более эффективен, но настолько ли велика разница?
Исходя их того, что были катастрофы из-за не перевода во флюгирование, то вероятно достаточно велика.
 
constructor

constructor

Старожил
Я понимаю, конечно, что сравнение некорректно, среды совсем разной плотности, но на судах/яхтах винт неработающего двигателя на ходу именно ставят на авторотацию,
Именно что не корректно. Суда/яхты могут двигаться в воде со сколь угодно малой скоростью. Самолет в воздухе - нет. При снижении скорости ниже порога, скорости сваливания, самолет просто падает. На землю.
 
D

Dubito

Новичок
Именно что не корректно. Суда/яхты могут двигаться в воде со сколь угодно малой скоростью. Самолет в воздухе - нет. При снижении скорости ниже порога, скорости сваливания, самолет просто падает. На землю.
Ну вы хоть согласитесь, что авторотация все-таки лучше, чем просто зафиксированный винт, без флюгирования?
 
constructor

constructor

Старожил
Ну вы хоть согласитесь, что авторотация все-таки лучше, чем просто зафиксированный винт, без флюгирования?
"Если бы покойный зашел в пику, было бы еще хуже". Это в смысле, что хрен не намного слаще редьки. Винт неисправного двигателя должен быть зафлюгирован. Точка. Никакая авторотация не предусмотрена ни РЛЭ, ни конструкцией СУ. Сопротивление свободному вращению винта у неработающего двигателя значительное настолько, что авторотация не дает значимого эффекта.
 
D

Dubito

Новичок
Что шасси забывали выпустить, и не раз.
Спасибо, успокоили. Надеялся, правда, услышать, что там на современных лайнерах куча защит от дурака, все начинает верещать, если вдруг задумался перед посадкой.
 
D

Dubito

Новичок
"Если бы покойный зашел в пику, было бы еще хуже". Это в смысле, что хрен не намного слаще редьки. Винт неисправного двигателя должен быть зафлюгирован. Точка. Никакая авторотация не предусмотрена ни РЛЭ, ни конструкцией СУ. Сопротивление свободному вращению винта у неработающего двигателя значительное настолько, что авторотация не дает значимого эффекта.
Спасибо, понятно. А что, сейчас все самолеты с ВРШ, олдскульных типа вырезанных из одного куска дерева уже нет?
 
Реклама
Hayam

Hayam

Злобный доктор
Dubito, даже в Ан-24/26 противная такая пищалка есть, если шасси не выпущены
 
constructor

constructor

Старожил
Спасибо, понятно. А что, сейчас все самолеты с ВРШ, олдскульных типа вырезанных из одного куска дерева уже нет?
Есть. Но я то про Ан-26. Из одного куска дерева винт, там по другому всё. Нет возможности флюгировать.
 
lopast56

lopast56

Старожил
Спасибо, понятно. А что, сейчас все самолеты с ВРШ, олдскульных типа вырезанных из одного куска дерева уже нет?
У Ан-2 винт не флюгируется при отказе двигателя, а переводится на малый шаг и авторотирует. Самолет прекрасно планирует, хоть и чувствуется сопротивление. На двух+моторных это дополнительное сопротивление убирают за счет флюгирования, что бы уменьшить разворачивающий момент вокруг вертикальной оси. Чего нет у одномоторных. Сегодня, думаю, и на них винт флюгируется, т.к. мы знаем, что дальность планирования самолета зависит от его аэродинамического качества, где одно из составляющих есть лобовое сопротивление в обратной пропорции.
 
S

Sidor

Старожил
Надеялся, правда, услышать, что там на современных лайнерах куча защит от дурака, все начинает верещать, если вдруг задумался перед посадкой.
Конечно есть! Но, как верно было подмечено, лётчики - не дураки. Классика: "Ил-86 оборудован звуковой и световой сигнализацией «шасси выпусти», которая срабатывает, когда закрылки выпускают в посадочное положение.
Тогда командир, дабы не отвлекаться в промежутке от момента выпуска закрылков и до выпуска шасси, распорядился её отключить."
 
Вуду

Вуду

homo ludens
Спасибо, успокоили. Надеялся, правда, услышать, что там на современных лайнерах куча защит от дурака, все начинает верещать, если вдруг задумался перед посадкой.
- Она у всех всегда верещит, если закрылки выпущены в посадочное положение, а шасси убрано, - тем не менее многие десятилетия такие "проколы" случаются. Хотя казалось бы, их не может быть в принципе - звуковая сигнализация орёт, световая на табло мигает - уши открыты, глаза всё видят... К счастью - очень маленький процент от общего числа полётов, можно сказать - ничтожный... :)
 
А

Аноним22

Местный
А TAWS разве не орёт при посадке с невыпущенными шасси?
 
Реклама
D

Dubito

Новичок
- Она у всех всегда верещит, если закрылки выпущены в посадочное положение, а шасси убрано, - тем не менее многие десятилетия такие "проколы" случаются. Хотя казалось бы, их не может быть в принципе - звуковая сигнализация орёт, световая на табло мигает - уши открыты, глаза всё видят... К счастью - очень маленький процент от общего числа полётов, можно сказать - ничтожный... :)
Спасибо вам и Сидору за информативный ответ. Понятна связь включения сигнализации о выпуске с шасси с посадочным положением закрылков. Одним поводом для беспокойства при посадке будет меньше. Поверьте, это не такая уж незначительная вещь - летать приходится много.