Вопрос специалистам по авиакатастрофам

G

В 1985-м году я попал в неординарную ситуацию, когда летел из Москвы в Ростов-на-Дону. После этого обсуждал события со знакомыми и друзьями, но ни разу не спрашивал у специалиста по авиации, что могло быть на самом деле. Просьба тем, кто хорошо знает самолеты Ту-154, по возможности разъяснить.

Осень, вылетели из Шереметьево, погода хорошая, облачности не было. Я сидел на последнем ряду, в самом хвосте, на сиденье которое не откидывается, поскольку уприается в стенку туалета - билет достался мне за несколько минут до вылета. Я хорошо слышал все три двигателя Ту. Сколько времени прошло после взлета, точно сказать трудно, но немного - строения и транспорт на земле были еще различимы. Я смотрел в иллюминатор следующего ряда, возле меня иллюминатора не было. Вдруг, один за другим, с интервалом в несколько секунд выключились боковые двигатели. Самолет продолжал лететь на одном двигателе, верхнем. При этом нос его стал снижаться, набор высоты замедлился. Когда самолет летел уже почти горизонтально, выключился верхний двигатель. Нос стал быстро наклоняться вниз, самолет начал снижаться под заметным углом. Ощутимо росла скорость, в иллюминатор было видно, как земля приближалась. Самолет стало сильно трясти, в нем стояла гробовая тишина. В иллюминатор я видел, как сильно трясется крыло. Никаких объявлений экипажа не было. Так продолжалось довольно долго, но сколько точно, сказать не могу. Вдруг запустился верхний двигатель, самолет стал поднимать нос, потом запустились боковые двигатели и мы пошли вверх.

В обсуждениях были разные версии, но мне хочется, чтобы специалисты сказали - насколько близки мы были к катастрофе, или это могла быть ситуация нештатная, но не очень опасная и т.д.
 
Реклама
gourmand сказал(а):
Самолет продолжал лететь на одном двигателе, верхнем

gourmand сказал(а):
Нос стал быстро наклоняться вниз, самолет начал снижаться под заметным углом. Ощутимо росла скорость, в иллюминатор было видно, как земля приближалась... Так продолжалось довольно долго

denokan правильно сказал - вам показалось =)))
нету у Ту5 ВЕРХНЕГО двигателя :confused2:

а для того чтобы быть точным, назовите номер рейса и дату - авиакомпанию можете не называть ,)

апдейт

gourmand сказал(а):
В иллюминатор я видел, как сильно трясется крыло
ну вот - а вы боялись - он же крыльями во всю махал!
 
Последнее редактирование:
Печкин сказал(а):
В результате на топливе из расходного бака самолёт Ту-154 успевал набрать эшелон полёта (примерно 10 км), и все 3 двигателя выключались, т.к топливо в расходном баке заканчивалось
Слышал про подобное лишь для Ту-154 "без буквы". Там были проблемы с поплавками в порционере. После замены в стенках поплавкового колодца титана на сталь и введения клапана выключения порционера (тогда управление уровнем топлива в первом баке, действительно становилось ручным) проблема ушла.
 
Печкин сказал(а):
б/инженеры использовали не "Автомат", а "Ручное".
Хм... Тут ещё вот что — есть ещё и "Ручная" <—> "Автоматическая" у автомата выработки, выбирающего баки, из которых качать в расходный сейчас. Говорят, что автоматика несколько туповата, потому, график выработки толком не соблюдает и б\и весь полёт управляют выработкой из групп вручную; дескать, при ручном соблюдении графика, экономия получается более солидной, чем при "Автомате".
Но про проблемы с порционером в 80ых слышать не доводилось. Странно.
 
Печкин, в рассказе речь не про эшелон идёт - там транспорт был различим (а если хорошо различим, то это меньше 1 км).

Позвольте немного невесёлого сарказма, но если земля быстро приближается, то долго это продолжаться в принципе не может. Так что - пожалуй соглашусь с denokanом - в наборе высоты после взлёта, когда меняется режим двигателей для напосвящённого пассажира действительно наступает неприятное ощущение, т.к. возникает ощущение провала и "выключения" двигателей - после рёва относительная тишина. Я не раз отмечал нервную реакцию у пассажиров. Потом 154 для пасажира самолёт очень резкий. Летом на ГТК очень резко летели, с разными режимами - у меня жена тоже взволновалась. Хотя мы при этом мы никуда не падали конечно. Ещё хуже, кстати, раньше было на посадке на 154 (как мне объясняли - это была проблема с автоматикой), когда самолёт просто валился носом вниз - мне случилось году в 99-м лететь с партнёром из Англии в Москву на ПЛК, я его даже предупредил, чтоб он не пугался, но темне менее - всё равно было ему сильно неприятно. Как можно услышать, какой именно из двигателей выключился сидя в салоне не знаю. Не уверен, что это вообще возможно.
 
Печкин сказал(а):
и все 3 двигателя выключались, т.к топливо в расходном баке заканчивалось
Еще смешнее бывали случаи мой директор в расследовании учавствовал:
На Ми-8 не включили насосы подкачки и после взлета РИ-65 (речевой информатор начал об этом орать естественно женским голосом) так командир (потом когда расшифровали запись) сказал "выруби ты ее а то весь полет будет орать", вместо того чтобы включить насосы они выключили РИ-65 и как следствие после выработки из расходного бака топлива, вырубились минут через 20-25 оба двигателя сели на авторатации, все живы слава богу остались.
А на Ту-154 не сообщает речевой информатор о том что насосы не включены в автомат?
 
Реклама
Vaadim, на Ту-154 речевого информатора нет. :rolleyes:
Fyodor, я "транспорт" с эшелона различаю, особенно, ночью по фарам. И ледоколы хорошо сверху видно! :p
Экзот, может эти случаи и не "проблемой" были, а разгильдяйством б/инженеров. Просто на тот момент "защиту от дурака" по этому поводу не придумали! :rolleyes:
 
Ночью - да. А вот днём увидеть даже крупный грузовик выше чем с 5.000 трудновато пожалуй будет. :rolleyes:

Не только ледоколы, но и трещины на льду неплохо видать. И даже тольщину льда можно прикинуть. Очень бывает симпатично вернуться в марте - начале апреля в Питер из Стокгольма или Хельсинки, оценив заодно на снижении перспективы зимней рыбалки на северном берегу Залива. :D
 
Спасибо всем, кто ответил по существу. Насчет "показалось" - не показалось, совершенно точно, иначе не врезалось бы в память настолько, что с тех пор я без крайней необходимости самолетами не летаю (собственно, летел только один раз). Звук двигателя, который выключился последним, шел "сверху", так ощущалось - поэтому я назвал его верхним. Я догадываюсь, что наверху там только воздухозаборник. Различить какие двигатели работают - на последнем ряду сидений несложно - один из боковых находится намного ближе к крайнему сиденью, чем другой.

То, что это не была штатная ситуация, мне было хорошо заметно - до этого я летал много раз на 154-х и 134-х. И ни разу до этого не случалось, чтобы самолет так снижался с выключенными двигателями.
 
Хорошо. Вопрос. Что было с освещением в салоне? И как отреагировали Ваши уши?
А насчет 'показалось'-пассажирам,например,часто кажется,что пилоты пять раз на посадку заходили и только с шестой попытки сели. Так что, вариант 'показалось' я бы не сбрасывал со счетов.
К тому же,значительную долю шума в салоне ту5 создает система кондиционирования.
 
gourmand сказал(а):
не показалось, совершенно точно, иначе не врезалось бы в память
Телега впереди лошади. Вам показалось, потому и врезалось.
Во-вторых, разница в боковых расстояниях до двигателей настолько незначительна, что не отличите Вы какой из движков выключился.
Про шум от кондиционирования denokan уже написал.
Средний двигатель (тот, у которого воздухозаборник наверху) находится не сверхц, а сзади.
Короче, попытка разводки не удалась, садитесь, двойка.
 
Экзот сказал(а):
Короче, попытка разводки не удалась
Попытка удалась - вон сколько примеров приведено :)
Не хватает моего - в году этак 99-ом или 2000-м на Ту5 было выключение всех трех в полете. Подробности уже не помню, но было примерно так - остановка одного двигателя на снижении, остановка второго при заходе на посадку, остановка третьего над полосой - посадка была жесткой, порвали резину, но пострадавших не было. Причина - поганое топливо. На все трех моторах фильтра НРов были загажены какой-то дрянью...
 
Curious сказал(а):
сколько примеров приведено
К сожалению, немало. Я в целом не понимаю активности некоторых участников в разглашении такого закулисья. Выдернутые из контекста, они пакса только пугают, а разъяснения требуют многостраничных веток, в которых всё равно несведующий запутается и ничего не поймёт.
Это не проявление недружелюбия к начинающим "авиа-манам", а разумная осторожность.
 
Что было с освещением - не помню. Взлетали ярким солнечным днем, возможно оно было отключено.

Какая разница, какое расстояние до двигателей, если они были остановлены все? Тишину ни с чем не спутаешь, а на последнем ряду грохот от двигателей очень заметен.
 
Реклама
Экзот сказал(а):
Я в целом не понимаю активности некоторых участников в разглашении такого закулисья.

мне тоже не понятно, зачем "выдавать на гора" такого рода информацию. правильное понимание и осмыслениe процессов, требует специального образования (читай авиационного) плюс опыт работы в авиации.

То что для некоторых, покажeтся "просто ужас", для специалиста будет просто рутиной или то что многие "несведующие" пропустят мимо, у специалиста может вызвать тревогу.

это касается любой сферы деятельности.
 
Назад