Вопрос вертолётчикам

Л

В ТТХ вертолётов часто встречается термин "в зоне влияния земли" - потолок висения, грузоподъёмность и пр. Интуитивно понятно, что это означает. Но чёткого определения, и как вычисляется эта высота, пока не нашёл. Из глубин памяти выплывает высота равная двум диаметрам несущего винта, но уже не помню откуда она взялась :) . Всё что учил в Маёвнике по вертолётам, уже забыл :( .

Просветите, пожалуйста! Ученье - свет! :D
 
Реклама
"вне в зоны влияния земли" - обычно высота более диаметра НВ конкретного вертолета, все что меньше - "в зоне влияния земли"
 
Вообще-то могу уточнить немного. Правильная формулировка "в зоне ВВП" Не надо смеяться, это не то, что все подумали (кто ж его посадит! :D ), это "в зоне влияния воздушной подушки". Насколько я помню из российской аэродинамики - это один диаметр НВ, согласно американской книжке 1.5 диаметра.
 
Mikle, а это потому что наш диаметр в 1,5 раза тверже и глубже ихнего диаметра!!!!!
 
Миш, у меня тоже как-то в башке откладывалось понятие полтора диаметра НВ... :rolleyes:
 
Спасибо за информацию. Я тут почитал всякие статьи и осознал, что вертолёт -сурьёзная вещь! Над ямами (особенно цилиндрическими, диаметром с воздушный винт) надо летать с опаской - затянуть может. Поперёк корабля низко, тоже осторожно - исчезает влияние ВВП и - бульк! :D Возле зданий тоже опасно - притягивает. Как-то сразу зауважал пилотов-вертолётчиков. Суровая у них работа.
 
А при висении вертолета над склоном горы есть-ли тенденция к сносу?
 
Вот выдержка из статьи:

Если экранирующая поверхность наклонена по отношению к плоскости вращения НВ, давление распределяется по экранирующей поверхности неравномерно. Появляется боковая гидродинамическая сила, действующая на объекты, расположенные в зоне влияния нисходящего потока НВ, в том числе и на фюзеляж вертолета. При висении вертолета над склоном боковая сила «воздушной подушки» отталкивает вертолет от склона и накреняет его параллельно склону. Для компенсации данных эффектов необходимо наклонить вертолет к склону, что уменьшает положительное влияние «воздушной подушки», и при приближении угла наклона вертолета к 40°, эффект «воздушной подушки» перестает проявляться.
 
Лётчик_из_РОСС, про корабли не совсем так. Наиболее слабая воздушная подушка создаётся при висении над водой. Если вертолёт висит на максимальной мощности над сушей, а потом перемещается на участок над водой, есть хорошая вероятность того, что он "просядет" и коснётся воды. Прецеденты были. Ещё очень ослабевает воздушная подушка при висении над высокой травой. Там подушка тоже "размывается". Если машина перегружена, пилот предпочитает выбрать для взлёта наиболее ровную твёрдую поверхность.
Возле зданий висеть действительно опасно, ветер "закручивает" от стен, может машину кинуть на здание.
Ещё очень внимательно надо смотреть над чем пролетаешь. Несколько лет назад один знаменитый питерский пилот на Ми-8 пролетел над такой фигнёй - ну не знаю как называется официально, в народе называют бойлерной, здоровый такой усечённый конус, из которого всё время пар идёт. В итоге хватанул этого "пара", оба двигателя встали, сажал вертолёт на ближайшую поляну. Видать, хотел заглянуть в эту фигню, посмотреть что там внутри. :lol:
На вертолётах с хвостовым винтом надо ещё учитывать с какой стороны ветер дует. В нехороших условиях можно при развороте на висении попасть в "вихревое кольцо рулевого винта".
В общем много чего интересного на вертолётах есть...
 
Реклама
Бурундук, во-во! Точно, вспомнил, градирня! :agree:
Питерские знают о чём речь идёт, это между Усть-Ижорой и станцией Пулково. Да и пилота многие знают.
 
Mikle сказал(а):
Лётчик_из_РОСС, про корабли не совсем так. Наиболее слабая воздушная подушка создаётся при висении над водой. Если вертолёт висит на максимальной мощности над сушей, а потом перемещается на участок над водой, есть хорошая вероятность того, что он "просядет" и коснётся воды. ...

Имелось в виду, что палубный вертолёт висит над палубой (в зоне влияния земли), а потом подлетает к краю.

В общем вертолёт - сурьёзная машина со сложной аэродинамикой, вся насквозь охваченная колебательными процессами различных частот, и разбалансированная по всем осям :eek: .
 
Лётчик_из_РОСС, ну вот о том и речь, мы об одном и том же. По моим ошушениям самый противный взлёт на перегруженном вертолёте в жару над болотом с высокой травой, да если ещё и ёлки впереди. Брр-р-р-р! Мы при переброске экспедиций забирали их с открытых участков, которые в Карелии частенько называются болотами :lol: Выключаться частенько нельзя было, чтобы не провалиться, загружались в режиме висения. Геологи открывают задние створки и забрасывают туда своё барахло. И кто их знает, сколько они туда накидают, я не могу обернуться, всё внимание на положение вертолёта. Потом бородатый тролль запрыгивает в кабину и орёт, что всё готово, можно ехать. Вот тут-то на висении и узнаётся сколько весит всё их барахло, и что машина еле висит на метре. Эх, где моя молодость!
Ещё был не совсем легальный, но интересный способ взлёта на Ка-26. Если впереди по направлению взлёта ряд высоких ёлок или провода или ещё что, а за препятствием плоско, то делали так: Охлаждали двигатели на малом газу до 140 градусов, потом коррекцией вкручивали обороты около 100% и быстро и резко шаг рвали вверх. Вертолёт как пробка из шампанского подпрыгивал и в верхней точке начинал интенсивно терять обороты. В этот момент, в верхней точке и нужно было "переломить" машину носом вниз и на пикировании уже за препятствием и ниже него набирать скорость и обороты. Главное не провалить обороты ниже 80%, иначе не хватит высоты восстановить их. Адреналину такие фокусы давали немало, по первости даже коленки подрагивали иногда... :lol:
 
Спасибо, Mikle за интересные истории из жизни. Эх! Хорошая машина 26-й. Но её век прошёл... Теперь вместо него Ка-226 (с которой я связан по работе) - прямой наследник и приемник.
 
Лётчик_из_РОСС, нет проблем. Однако, я не думаю, что Ка-226 будет в полном смысле преемником. Цена на него скорее всего будет неподъёмной для обнищавших окраинных авиаотрядов и для геологов. Насколько я знаю, сейчас кроме Газпрома никто не может осилить его покупку.
Сейчас на мой взгляд отрядам нужны вертолёты класса AS350 или Bell-206 Jetranger/Longranger, которые могут и внутри фюзеляжа и на подвеске работать и стоят недорого.
 
Назад