Вопрос знатокам: присасывание покрышек к бетону

N

NePilot

Новичок
Привет.

А не могли бы многоуважаемые знатоки пояснить случай, описанный в мемуарах Тихомолова Бориса Ермиловича?

http://militera.lib.ru/memo/russian/tihomolov/index.html

Тихомолов Борис Ермилович
Небо в огне

Жабры налима
----

Однажды, взлетая с максимальной загрузкой с бетонки, я почувствовал что-то неладное. Ревели моторы, бежала машина. Все было как надо, и в то же время ощущалось, что поступательная скорость самолета нарастала слишком медленно. Вот уже и время прошло — пора бы отрываться, а машина бежит и бежит, словно ей жалко расстаться с идеально ровной поверхностью. Я уже видел конец бетонки, а за ней — стена соснового леса. Пришлось подрывать машину.
<...>
Всю дорогу до цели и обратно я ломал себе голову: в чем же все-таки дело? Ведь только вчера я взлетал с такой же загрузкой, и даже не с полосы, а с грунта, и все было отлично! Моторы? Нет, моторы работали нормально. Может быть, ветер изменился и стал попутным? Тоже нет. Я сразу уловил бы вертлявость самолета на разбеге.
<...>
Чтобы не мешать, мы остановились на грунте. И тут мне пришла в голову мысль: взлечу отсюда! Не буду заруливать на полосу.
К моему удивлению, бежали мы недолго. По крайней мере, вдвое меньше, чем вчера, взлетая с бетонки. В чем же дело?
<...>

— Все дело в колесах, — сказал он. — Покрышки наших самолетов не рифленые. Гладкая взлетная полоса, гладкие колеса. При большой нагрузке баллоны присасываются к бетону. А на грунте этого нет. Гравий...

Меня смущает объяснение про присасывание -- мне кажется, что бетон, все-таки, не идеально гладкий, чтобы к нему так плотно прилегала покрышка. С другой стороны бетон ровнее грунта и тренее качение должно быть меньше, а значит и скорость наберется быстрее.

Нет оснований не доверять автору, но все-таки...
Встречалось вам такое?
 
Реклама
knots

knots

Местный
Если перегрузить, то присосать может так, что и с места не двинуться.
Покрышки тут ни при чем.

Дело ведь касалось ВОВ? Там всё предельно было. Взять больший груз - ближе Победа.
А слова " Чтобы не мешать, мы остановились на грунте. И тут мне пришла в голову мысль: взлечу отсюда! Не буду заруливать на полосу.
К моему удивлению, бежали мы недолго. По крайней мере, вдвое меньше, чем вчера, взлетая с бетонки. В чем же дело?"
Это прямо сразу?

Автор видимо имел в виду (при всех остальных константах) – плотность воздуха. Температура снизилась – ну и т.д.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Скажем так — пневматики низкого давления (т.н. "баллонные" и "полубаллонные" колёса) предпочтительнее для грунта, чем для ИВПП. Они на грунте показывают худшие хар-ки, чем пневматики высокого давления на ИВПП. Однако, при всех недостатках, на ГВПП они незаменимы — любые другие колёса просто не взлетят.
Но на ИВПП они ещё хуже, чем на грунте: пятно контакта огромное, сопротивление качения — тоже. На грунте это хорошо — не проваливаешься; на твёрдом покрытии — плохо — большое сопротивление. Т.ч., лётчику, привыкшему работать с грунта, разбег по ИВПП мог, и правда, показаться "не таким".
Всё строго ПМСМ.
 
Последнее редактирование:
svv

svv

Любопытный
Для самолетов ВТА специально ставили пневматики с изменяемым давлением, что бы не было проблем при посадке на грунт
 
knots

knots

Местный
Если честно никогда не сталкивался с переключателем давления в колесах – «грунт-бетон», этот момент для меня был бы очень интересен, чисто технически, какая аппаратура работает при измерении и регулировании?

АН-12 единственный из типов которые учил (давно), где насечка на протекторе не радиальная, а привычный автомобильный ромб. Вот почему? Непонятно.
 
svv

svv

Любопытный
knots,
там не "грунт-земля" а давление в паскалях:D
 
knots

knots

Местный
svv,
Да я пошутил. Ну "КТО" знает заранее на какую полосу сядет?
Возьмите регламент по ТУ-134 или 154, Сколько раз в день замеряется давление в пневматиках? Ну вот только на иномарках не знаю, возможно датчик давления и сразу в компьютер, тогда .... согласен ;) Но что то сильно сомневаюсь :)
 
svv

svv

Любопытный
knots,
самое смешное, что при принятии решения куда садится можно устанавливать давления в пневматиках
 
knots

knots

Местный
svv,
Ну я догадывался, что может быть. А где такие есть?

Вроде имею сертификаты на оперативное 7 типов (нашенских) и 1 импортный, там нет.

Импортные конечно - наземное обслуживание. НТЭРАТ для оперативки больше 7 типов не позволяет. Да и это условный предел.
 
Последнее редактирование:
svv

svv

Любопытный
knots,
простите за военный подход, :D Но в каких-то документах это значилось (РЛЭ по типам), сейчас не скажу потому как все в секретных конспектах
 
Реклама
knots

knots

Местный
svv,
Да чем спорить, лучше давайте вынесем на повестку дня следующий вопрос ;)
Почему на АН-12 протектор не радиальный?

Мой ответ – не знаю :(
Но должно быть связано с полосами.
 
svv

svv

Любопытный
knots,
причем здесь полосы?
Скорее всего связано с возможностью посадки на ГВПП.
 
knots

knots

Местный
Но ведь на грунт может не только он садиться, а его покрышки – легко узнаваемы по рисунку. Як-40, АН-24(26), там радиальные. Они ведь тоже могут. И некоторые еще.
 
svv

svv

Любопытный
knots,
проблема только в удельном давлении на грунт :D и скорее всего в сцеплении, я в этом не спец, если есть - то к ним ;)
 
knots

knots

Местный
Тогда еще вопрос :) И я спать убегаю :))).
Коэффициент сцепления на грунтовых аэродромах как измеряется? На бетонке то понятно, там камушек из под колеса не выскочит и в глине не увязнешь. Как этот параметр выдают ГВПП? У них тележки такие хитрые? :)
 
svv

svv

Любопытный
knots,
меня учили по учебникам 65 года :D Там много факторов - влажность, плотность почвы, вязкость и т.д. Отвечали за это метеорологи и еще кто-то из ИАС
 
Z

zloy

Старожил
По Ан-12 - ответ предельно прост. Рисунок покрышек "в ромбик" был не только у него. А рисунок поменяли на другой (да и размер дутиков) для исключения расхищения оных дутиков с целью использования на личном (и не только) автотранспорте.
А вот по поводу регулирования давления непосредственно перед посадкой - проекты были (но только пректы). Может кто-то и пытался чего-нибудь изобразить, но мне такое не известно. По поводу "липучести" дутиков к бетонке - мое мнение - бред.
К асфальту в жару - возможно, к битуму в стыках бетонки - возможно (но я не думаю что это может конкретно тормознуть железяку). А по поводу легкого отрыва с грунта (как версия) различного плана бугры и холмики могут помочь отрыву железяки от земельки.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
по поводу регулирования давления непосредственно перед посадкой - проекты были (но только пректы). Может кто-то и пытался чего-нибудь изобразить, но мне такое не известно.
Ан-22. Но в практике, насколько мне известно, не применяли.
 
Реклама
B

brab

Старожил
По Ан-12 - ответ предельно прост. Рисунок покрышек "в ромбик" был не только у него. А рисунок поменяли на другой (да и размер дутиков) для исключения расхищения оных дутиков с целью использования на личном (и не только) автотранспорте.
Злой, спасибо. Теперь я понял что А. Покровский в этом фрагменте ничего не придумал и не преувеличил:

Через два с половиной года он снимал пенсне с линзами, тер себе то место, где был лоб, и говорил всюду

– Вообще-то после флота я на начальника отдела потяну. Раньше бы не потянул, а теперь я все могу.
– Я придумаю новую торпеду, – начинал он опять хохотать, – я знаю какую.Это что-то круглое должно быть, чтоб руками можно было катить, но нелегкое, чтоб домой не отволокли. Должно снега не бояться и ночевать подоткрытым небом. Чтоб только откопали – сразу же работало. Чтоб с крышипадало и не билось. Чтоб внутрь заливалась не горючая, не выпиваемаядрянь. Чтоб эта дрянь не нужна была для «Жигулей». Чтоб эта торпеда покоманде тонула, по команде – всплывала, чтоб бежала и поражала. Ждите,скоро пришлю. А то и с проверкой приеду. Вот посмеемся!