VT, за инфо по срокам спасибо, буду знать. Ну а про консультантов я тактично промолчу, ибо точка зрения у Вас несколько ммм... устаревшая и однобокая, что ли. Вы каких-то карикатурных консультантов, видимо, только по жизни встречали.
А вот про посадочные все-таки замечу, что если читать письма Минфина внимательно, особенно те, которые про уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет стоимости авиабилетов и командировочных расходов, то можно заметить, что "вместо утерянного посадочного талона представительством авиаперевозчика выдается справка, подтверждающая факт перелета указанным в электронном билете рейсом и оплаченный тариф". В судебном порядке, теоретически, можно доказать, что хватит и авиабилета ("представленной копией авиабилета подтверждается несение налогоплательщиком фактических расходов по проезду") - но мой вопрос в том-то и был - не сохранили ребята билеты, только посадочные, которые ничего интересующего бухгалтера подтвердить не могут. Да и право у нас на практике не прецедентное, если уж про суды говорить. В России закон всегда первичен, а все прецеденты являются «прецедентами толкования».
Есть письмо Минфина (Письмо от 21 марта 2011 г. N 03-04-06/6-49) в отношении НДФЛ, ссылающееся на тот факт, что етикет - это документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира. Договора - да, факта осуществления расходов - да, но не их обоснованности же,- говорят на практике налоговики и говорят, что про НДФЛ-то еще можно поспорить, а вот прибыль на расходы, которые не являются документально подтвержденными и обоснованными (а летал ли сотрудник? а вернулся ли точно тогда? или раньше? итд итп), уменьшать ни-ни.
Минфин на то и Минфин, чтобы через 3 месяца после письма, на которое я сослалась выше, поменять чуть-чуть свое мнение, заметив, что "оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета, наряду с маршрут/квитанцией, в которой указана стоимость перелета, является также и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту" (Письмо Минфина РФ от 07.06.2011 N 03-03-07/20).
И еще чуть позже, в 2012-м: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 февраля 2012 г. N 03-03-07/6: "Учитывая, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, по мнению Департамента, может быть принята в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли организаций".
И еще момент - консультанты, в частности, это такие ребята, которые помогают Клиентам избегать проблем на пустом месте и экономить деньги. Когда к вам придет проверка с 60-летними тетями-налоговичками, им ваши доводы про "вправе и не предоставлять" и прочее-прочее будут глубоко безразличны. Они вам расходы единым росчерком пера отменят, пени и штрафы доначислят, а если совсем обнаглеют, то еще и инкассовое требование в банк отправят, а вы потом идите хоть в суд, хоть на Красную площадь свою правоту доказывать. И знаете, что особенно обидно? Им за это ни-че-го не будет. К тому моменту, когда вы юристам отдадите четверть своей годовой выручки, чтобы (теоретически) отстоять свою правоту, они ваше название уже забудут насовсем. А вы не забудете - потому что будете часто-часто его указывать в разного рода заявлениях, а потом получать исполнительные листы на возврат денег, которыми налоговая к тому моменту годик-другой будет перед вышестоящими органами хвастаться.