Воздушная разведка американских авианосцев в годы холодной в

A

Начиная с конца января 1963г.советская Дальняя морская авиация(ВВС ВМФ) начала серию интенсивных облётов американских авианосцев дальними разведывательными самолетами ТУ-16р и ТУ-95р(модификаций у данных типов машин много...).

Все это происходило в северных водах Атлантического и Тихого океанов,в нейтральных водах(точнее,над нейтральными водами).Впоследствии,каждый такой полет приравнивался к боевому вылету.
На перехват советских разведчиков с авианосцев вылетали истребители типа 'Фантом' и 'Крусейдер'.В некоторых случаях самолеты ВВС США сопровождали советские самолеты-разведчики и на некоторых участках полета от их баз в СССР.
Эта битва над океанами велась не-наравных.Корабельные средства РЛС ПВО обнаруживали советские самолеты на удалении 200 миль(примерно 400-450км.),в воздух на перехват взлетали скоростные истребители,которые могли сделать с тихоходными дальниками все,что угодно,а под низом-ледяная гладь бескрайнего океана.Ведь это происходило за сотни и тысячи миль от территории СССР,вне зоны наблюдения советских береговых средств наблюдения...Иногда,американские летчики совершали опасные для советских самолетов маневры по курсу и высоте.А в случае катастрофы,шансов уцелеть в ледяной воде у наших экипажей,не было.Как не было-бы и свидетелей этого...

До сих пор точно неизвестно(либо это засекречено),как погибли следующие советские самолеты Дальней морской авиации:

1.)15.07.64г. над Японским морем,ведя воздушную разведку авианосца ВМС США,пропал ТУ-16Р майора Кожарина Л.
2.)25.05.68г.над Норвежским морем,ведя воздушную разведку авианосца ВМС США 'Эссекс' погибает ТУ-16Р подполковника А.Плиева.
3.)04.08.76г.юго-восточнее Ньюфаундленда на маршруте Гавана(Куба)-Оленья упал в воды Атлантики ТУ-95 РЦ майора А.Красносельских.Экипаж 12 человек погиб.
4.)27.07.80г.над Японским морем в 70 км.от о.Садо пропал,ведя воздушную разведку ударной группы американских боевых кораблей,ТУ-16Р майора Г.Каракозова.Экипаж 6 человек погиб...

Были и еще катастрофы и жертвы...

По мнению многих бывших советских военно-морских летчиков,советские самолеты могли быть сбиты американцами...Поясняю,и это не является никакой тайной для военного профессионала.Любой американский корабль является и территорией США.Поэтому,полет иностранного боевого самолета над данной территорией(даже в мирное время) вполне и законно мог быть расценен,как нападение...
Однако,еще в 60х гг.,министр обороны США МакНамара говорил,что не видит оснований для беспокойства,сказав,что любая страна имеет право фотографировать корабли в нейтральных водах.Американские военные моряки тогда же заявили,что их корабли всегда следовали обычным курсом,о котором объявлялось заранее,и не пытаясь сохранить радиомолчание...

Кто прав-они или мы?И нужна ли сейчас воздушная разведка на флоте? Ведь Ту-16 все порезаны,а ТУ-95 ожидает таже очередь...

http://aviapanorama.narod.ru/journal/1996_1/7digest.htm

Шикарный документальный фильм о Дальней Морской Авиации(и о том,что говорилось выше) e-mulem(Ослом) можно скачать здесь:
http://ship.bsu.by/
Или там же,но здесь:
http://ship.bsu.by/main.asp?id=5074
http://ship.bsu.by/main.asp?id=5040

И,вообще,поговорим по данной теме,холодная война закончилась,а ведь вспомнить и поговорить есть о чём!Дично я считаю,что те военные летчики Дальней морской авиации-ГЕРОИ!Ну,представьте себе,самолет летит над нейтральными водами,до берега-1000ти км.,истребительного(как и любого другого)прикрытия нет,под ногами-ледяная вода,безориентирная местность и "консервная банка"(иностранный авианосец)на борту которого до 100 боевых истребителей,ракетные установки,зенитки,пушки,средства РЛС ПВО...Помоему,в те годы,когда наши ребята на самолетах ТУ-16 и ТУ-95 совершали подобные вылеты,ВСЕ заслуживают самого высокого ГОСУДАРСТВЕННОГО и НАРОДНОГО УВАЖЕНИЯ!
Слава Дальней Морской Авиации!Да здравствует ЧВВАКУШ,подготовивший основную плеяду авиаторов для Битвы над Океанами!
 
Реклама
Сильно мне сомнительно, что американцы сбивали наши разведчики. Да и пролет над военным кораблем в мирное время международным правом не запрещен (я практикующий юрист, последний раз международное право сдавал 3 года назад).

Мой отец, Кузьмин Виктор Федорович, летал на разведку авианосцев на Ту-95 (это последний тип, первым был B-25 на Сахалине). Он рассказывал, что истребители их встречали всегда, пытались мешать вести съемку (становились снизу, закрывая собой объективы аппаратов, приходилось пользоваться ручными фотоаппаратами). Но отношение было дружелюбное.

Один пилот F-4, негр, заметив, что на крыле темное пятно (удар молнии), нарисовал самолётик с пятном на крыле и показывал через фонарь. Они, правда, решили, что он им грозит дыру в крыле сделать и начали кулаками махать. После посадки, говорит, стало стыдно.

Американские пилоты - нормальные военные и отнюдь не убийцы. Никакой ненависти, говорил отец, не было, были "мужские игры".
 
Для :Бурундук :

Спасибо за хороший ответ!Мой отец тоже 25 лет отлетал штурманом 1 класса в Дальней морской,но на ТУ-16.Когда,8 марта(В Международный Женский День!)1968 году по-вине американской АПЛ "Суордфиш",на Тихом океане погибла наша(советская,российская) ракетная дизельная ПЛ со всем экипажем,то мой отец летал на её поиски с военного авиагарнизона Монгохто(Долина Смерти или Каменный Ручей)...Затем в Монгохто(хотя лодка и не от туда,пустили "шапку" по гарнизону и деньги семьям погибших отправили на Камчатку в тот гарнизон,откуда ушла лодка в свой последний поход...Потом была Балтика и полеты над ней и на Севере и ЧФ.Кстати,если смотрели шикарнейший художественный фильм "Случай в квадрате 36-80"(Мосфильм,1982 год),то снимали у нас. Отец говорил так,что,на ТФ,над нейтралами-самыми наглыми были японские истребители,а американцы,наоборот,как наши,дружелюбные,но в плане пилотирования очень БЕССАБАШНЫЕ и НЕОСТОРОЖНЫЕ.Так увлекались жестикулированием,показывая нашим всякую ерунду(через фонарь или триплекс кабины порножурнал или бутылку виски...)что чуть до катастрофы дело не доходило,а иногда,вообще,они,на своих противолодочных "Орионах" врубали автопилот и всем экипажем играли в карты,а потом,чуть не до столкновения в воздухе дело доходило.Наши только и успевали штурвалами работать...
Но,есть одно,НО!Дружба-дружбой-а служба-службой!В данной катастрофе:04.08.76г.юго-восточнее Ньюфаундленда на маршруте Гавана(Куба)-Оленья упал в воды Атлантики ТУ-95 РЦ майора А.Красносельских.Экипаж 12 человек погиб.,штурманом этого самолета был однокурсник(по ЧВВАКУШУ) и ДРУГ моего отца.У меня и фото есть.Так вот,отец,до конца своих дней,говорил,что их сбили американские истребители с авианосца...От Главкома ВМФ СССР адмирала Горшкова отец имел благодарность...Да вот и здесь можно многое узнать или спросить по данной ветке:
http://www.chvvakush.narod.ru/
А в рубрике "Память" на том сайте узнаете о погибших или умерших морских военных лётчиках...Добрая им всем ПАМЯТЬ!
 
Занудон:
200 миль(примерно 400-450км.)
;)

А по делу...
Лично мне верится, что в нейтральных водах не всё было чисто. Военные обеих сторон "встречались" по разные стороны локальных войн своих сателлитов в виде "иностранных военных советников" - "горячее закулисье" Холодной войны. Так почему бы не признать, что и ВВС не оставались в стороне?
На aiforce.ru есть целая статья на тему. ЕМНИП, "Горячее небо Холодной войны".

Бурундук,
истребители их встречали всегда, пытались мешать вести съемку (становились снизу, закрывая собой объективы аппаратов, приходилось пользоваться ручными фотоаппаратами). Но отношение было дружелюбное.
У сергея Мороза в монографии по Ту-95 довелось прочитать, что иногда мешали дозаправке в воздухе... :rolleyes: :confused:
Если правда... :confused:
 
я по этой теме читал, что амеры за эти вылеты бабки солидные получали, поэтому сами старались сильно не препятствовать нашим. Но, как мне кажется, могли быть катастрофы как раз и из-за безалаберности, то бишь из-за случайных "таранов".
 
У нас один из штурманов рассказывал, как еще до дембеля летал фоткать авианосец ХХХХ, когда тот делал первые выходы в море. Долго не могли найти, амеры весь район закрывали сплошными помехами, разведка злилась, ставки росли, в результате пообещали первому сфотографировавшему супостата командиру корабля Знамя, второму и штурману - по Звездочке (все-красное), остальным - медали за БЗ.
В результате стали летать только экипажи комполка и замов.
В очередном вылете их перехватили две пары машин, двухбуквенный код на килях которых однозначно указывал на принадлежность к этому самому ХХХХ.
Штурман тут же перевернул карту, огромными буквами вывел на ней "Where is ХХХХ?" и приложил к остеклению с солнечной стороны. Посыл был принят. Стоявший около борта американец вышел вперед метров на сто, покачался справа налево и обратно, обозначив "Следуй за мной" и двинул с разворотом и снижением. К нему пристроился ведомый, вторая пара осталась за хвостом "Медведя".
Вывели точно на свой авианосец.
Разведчики получили снимки, экипаж - обещанные награды, а что же супостаты? Оказалось, тоже не остались в накладе. За перехват русских выплачивали премиальные, причем их размер зависел от степени потенциальной опасности для прикрываемых целей. Естественно, за прошедшего над палубой "комми" ставка была максимальной, в отличие от болтающегося на безопасном удалении. Так что все остались довольны. Мир, дружба, жвачка. :lol:
Название авианосца не пишу намеренно, так как "добро" от непосредственного участника на пересказ не получал. Привирал ли он? Не знаю, эту историю я услышал от штурмана в череде других, повествующих, за что получил ту или иную ленточку на колодку, когда нас в командировке прижала к земле погода. Я поверил. :lol:
 
ЕхБортоператор, очень занимательно/интересно... спасибо
 
Народ, вроде про "мешали дозаправке" есть кадры в фильме "Случай в квадрате 36-80" - так, кажись... там американский ОРИОН мешал нашему Ту-95 заправляться...
 
Для Натан Захарий:

Так в жизни и было...А в данном фильме,дозаправку делали(воздушные съёмки) АСЫ,полковники А.Максимов(Олежки,привет!) и Михеев(комполка,оба)...
 
Реклама
kv, Нет, с дальниками не летал. Борт, на котором были в командировке, приналежал промышленности. Штурман уходил на пенсию из Кипелово, после дембеля устроился летать в Иваново.
Nimdar, Mavr, приветствую! Давно не было возможности зайти на форум. Набралось много новых фоток - пожар на "Серпе и Молоте"(его авиационная составляющая), пара авиашоу в Чехии (на недельку удрал в отпуск), и Кубинка 8-06-05. Постараюсь поделиться.
Nimdar, мы в Кубинке не пересекались? У меня времени в обрез было, по сторонам особо не смотрел, все на железяки да в небо. Если ты меня видел, не обижайся, что я не подошел - увидел тебя только потом, на фотках на "Стрижином" сайте. Если что, на будущее, смело дергай меня за рукав, не стесняйся.))))
 
ЕхБортоператор, видел бы, обязательно подошел :) Самое смешное, что и я потом тебя увидел только на фотках :) Честно говоря, я думал, что ты еще в Чехии, потому как-то не особенно и смотрел, вдобавок, тоже по сторонам не очень отвлекался "все железяки да в небо" :) :agree:
 
kv, спасибо за пояснение. Помянул: к теме для иллюстрации. Масштабные кадры!!! :pivo: ;)
 
Помню,когда жили-служили на Дальнем Восоке- в Монгохто(Хабаровский край,Совгаванский район)в 70х гг.,то один командир ТУ-16,ради хохмы,на самолете резко снижался и вёл эту громаду над самой водой,так,чтобы от турбин брызги океанские летели!Это было зрелище!!!К сожалению,потом этот летчик погиб.В Монгохто протекает река под названием Тумнин.Быстрая очень.Вообщем,решил он искупаться,нырнул и ...всё.Тело так и не нашли,утонул...Вот так вот.А ас был не хуже,покойного полковника Плиева.Вот она жизнь.Эх!....
 
Повторяюсь,пардон,Супер российский документальный фильм о всём,что говорилось выше,eMul ("Ослом") можно скачать здесь:

http://ship.bsu.by/main.asp?id=5074

Я скачал: очень быстро качество-6 баллов!И звук и цвет,просто заглядение!Ребята,форвард!!!

Ну а сам фильм...для меня лично,тяжёлый...:вспоминаю друзей,умерших и погибших...плачу...Кто это знает,посмотрев этот фильм,тот поймёт...

Ищу Максимова,Кошеленко,Окуневых!Все из Дальней Морской...Кто знает,скинрьте,плизз,координаты...
 
Упоминавшаяся статья из журнала "Мир Авиации" "Горячее небо Холодной войны".
 

Вложения

  • ___________________________.doc
    651,5 КБ · Просмотры: 262
Реклама
Назад