Возможен ли "оверкиль" большого самолета?

serg55

Старожил
Были ли случаи оверкиля для больших самолетов из-за погодных условий (ветер) при выполнении, например, разворота?
И еще вопрос - есть ли понятие "воздушная остойчивость" (по аналогии с морскими судами)? Если да, то как поддерживается в течении всего полета после выработки топлива?
 
Реклама
serg55,
Самолет по воздуху не плавает, поддерживаемый на плаву архимедовой силой. Соответственно, такого понятия для самолета не существует.
 
зато есть понятие устойчивости и управляемости
Устойчивость собственно и определяет способность самолета возвращаться в исходное состояние при возмущениях. По сути своей представляет собой момент, возникающий при возмущении движения летального аппарата.
 
310,
310 сказал(а):
Самолет по воздуху не плавает, поддерживаемый на плаву архимедовой силой
Ну, из моих примитивных познаний о подьемной силе, она связана с профилем крыла и скоростью набегающего потока. Но как и у любой силы, важна не толька величина, но и точка приложения. Вот тут у самолетов разве не могут возникнуть проблемы?
 
Он находится практически в однородной среде, а не на границе сред с разной плотностью. Какие-то относительные исключения возможны только в сильной турбулентности.
 
Ну, из моих примитивных познаний о подьемной силе, она связана с профилем крыла и скоростью набегающего потока. Но как и у любой силы, важна не толька величина, но и точка приложения. Вот тут у самолетов разве не могут возникнуть проблемы?

Если одно крыло оторвет.

Если о точке приложения, то это скорее какое-нибудь неуправляемое пикирование или кабрирование. А чтобы просто так вдруг самолет бочку сделал... Не могу представить.
 
........А чтобы просто так вдруг самолет бочку сделал... Не могу представить.
Говорят был случай (ОБС), Ан-2 полез в кучевку, резкий восходящий поток, и как следствие - полубочка.... Вроде летчики (или кто то из них) были пилотажниками, и смогли машину вывести и благополучно приземлить.
 
По моему, был случай опрокидывания на АН-8. Да и на Ан-10(12) на прототипах такая тенденция проявлялась. После - изменили углы отклонения ОЧК.
 
Seagull_JL,
timsz,
Чиж,
Я имел ввиду (по первоночальному вопросу) - устойчивость самолета при развороте (с креном) при сильном боковом ветре. Мотоциклист на скоростной трассе наклоняется в сторону поворота. Если его толкнуть в плечо (в сторону поврота), то он скорее всего упадет. А если порыв ветра до 30 мсек "надавит" на наветренное крыло самолета с креном гр. 25? Ведь до второго крыла порыв ветра дойдет спустя секунду-другую. Значит получится опрокидывающий момент. Чем его можно скомпенсировать? Не доведет ли он до какого-то критического крена?
 
Так боковой ветер существует только на земле. В общем, на поверхности двух разноплотных сред, с разными векторами взаимного движения.
Самолёт летит в статичной воздушной массе (не учитывая турбуленцию), которая куда-то движется. Самолёт движется вместе с ней и боковых возмущений не чувствует, вне зависимости от её скорости. В этом смысле поведение самолёта и аэростата с моторчиком принципиально не отличается.
Если ветер дует вбок, самолёт просто смещается вбок со скоростью ветра, а сам никаких возмущений не испытывает. Скорость его относительно воздуха определяется тягой двигателя, а относительно земли сложением векторов ветра и собственного движения относительно воздуха.
При нескоординированом вираже может наступить срыв потока с крыла, но там картина отличается от описываемой Вами.
 
Последнее редактирование:
Реклама
serg55,
с учетом того, что самолет сам движется в воздухе, порыв ветра лишь незначительно изменит направление потока относительно самолета. Притом, если порыв незначительный, то изменение будет небольшим. А если порыв сильный, то не будет большой разницы по времени между разными частями крыла. Аналогично и вираж: если он глубокий, то порыв достигнет обеих половин крыла одновременно. А если мелкий, то изменение угла атаки будет незначительным, а будет больше скольжение.

В общем, эффект, наверное, возможен. Но вряд ли будет существенным.
 
если самолет сам по себе сделал бочку, значит вы в грозе. По инструкции надо выполнить отстрел ЧЯ
 
Так боковой ветер существует только на земле.

Абсолютно верно. Возможно, единственное иключение - большой градиент скорости ветра у поверхности земли (в пределах 3-15 метров). При сильном боковом ветре при посадке это становится заметным при скольжении, когда одно крыло ниже другого. В этом случае, если подветреннее крыло ниже а наветреннее выше, появляется опрокидывающий момент. Это не обязательно связано с порывом ветра: просто опускающееся к земле первым крыло "уходит" из ветра первым.
Не уверен, но недавний инцидент при посадке в Гамбурге при боковом ветре может служить иллюстрацией быстро нарастающего крена в приграничном (с землёй) слое воздуха.
 
Что-то я не пойму выступающих по поводу скорости ветра. Первое попавшееся в Яндексе:
http://www.meteo.magadan.ru/meteo/veter.htm
Скорость на 500 метрах доходит до 40 мсек.
Если самолет делает разворот на второй круг, на какой высоте он будет?
 
timsz,
timsz сказал(а):
Притом, если порыв незначительный, то изменение будет небольшим. А если порыв сильный, то не будет большой разницы по времени между разными частями крыла.

Может я чего-то не понимаю, но по моим прикидкам разница будет 1-1,5 сек в зависимости от скорости порыва. Площадь крыла приличная, значит и опрокидывающий момент должен быть приличный...
 
serg55,

1) это логическая ошибка: на самом деле какой бы ни была скорость ветра, она измеряется по отношению к земле, а не к самолету. Самолет ВСЕГДА летит в "неподвижной" воздушной среде, т.е. вместе с ветром. Т.е. вектора скорости самолета и ветра складываются только по отношению к земле. На вашем чертеже скорость ветра бокового ветра по отношению к самолету, не вдаваясь в тонкости, будет равна нулю).
2) не забывайте про инерцию. самолет штуковина по своей массе немаленькая.
 
Kwispel,
Для постоянного (или более менее постоянного) ветра все понятно - самолет перемещается с ветром хоть с креном хоть без крена. Видимо надо только учитывать боковой снос-как "чайник не могу утверждать это:) Меня больше интересует пограничная ситуация - самолет начал делать вираж пусть на 500 метрах, скорость ветра была положим 12 мсек и тут ему ровно под 90 (справа в моем чертеже) почти мгновенно усиление (порыв) до положим 22 мсек. Добавится ли к первоначальному крену в вираже еще сколько-то градусов?
 
Меня больше интересует пограничная ситуация - самолет начал делать вираж пусть на 500 метрах, скорость ветра была положим 12 мсек и тут ему ровно под 90 (справа в моем чертеже) почти мгновенно усиление (порыв) до положим 22 мсек. Добавится ли к первоначальному крену в вираже еще сколько-то градусов?

смотря какой крен в вираже был первоначальный)
если 90 градусов, то не добавится)))
 
Реклама
DAR,
Извиняюсь за неточность - 90 гр. , имеется ввиду порыв ветра, перпендикулярный курсу самолета на данный момент. А на рисунке вроде как около 30 гр. Это ведь приемлемый крен?:)
 
Назад