впечатления/воспоминания пилотов и пассажиров о типах ВС

Да, авиация - тоже развивающаяся область. Правда, в РФ она длительное время находилась в застое, а потом получила резкий скачок в виде иномарок.

Поэтому, переход получился совсем не плавный и совсем не безболезненный.

А так, конечно, авиационный специалист должен постоянно учиться.
 
Реклама
может быть, я фанатик от науки, но мне кажется, что в недалеком будущем практически в любой профессии успешно работающий человек будет действовать как научный работник или программист. Это результат автоматизации, которая везде ведет к устранению именно наработанных до автоматизма действий, и нагружает голову информационным потоком. Приведенный Вами пример с программным обеспечением скорее подтверждает эту тенденцию
Мы тут вторгаемся в сферу профессиональных требований к разным специальностям. Я сильно сомневаюсь, что требования к пилоту во временем станут такими же, как к научным работникам-исследователям. Слишком разные условия работы, слишком разные критерии. Помните присказку "пилот должен меньше думать, а больше соображать"? Раздумывать и устраивать "учёные советы" в кабине зачастую некогда. Так или иначе, многие действия пилотов и в будущем должны будут отрабатываться до автоматизма (а у научных работников такого вообще нет, наверное, если только они не включают изо дня в день годами свою установку). Пилот почти всегда работает в условиях жесткого дифицита времени (возьмите взлет или посадку), с огромной ответственностью за свои действия, и эти действия должны быть при этом безошибочными. Вряд ли что-то подобное Вы найдете в работе даже физика-экспериментатора, не говоря уж про программистов. Но способность учиться, конечно, должна присутствовать, причем со временем во всё возрастающей степени, тут Вы правы.
А приведенный мной пример с программным обеспечением говорит и о том, что слишком частая его смена приводит к поверхностному овладению им, что для авиации просто опасно.
 
Частный пилот MFS, может так случится, что в определенный момент надобность в пилотах вообще отпадет. Поезда уже ездят без машинистов. Пусть это намного проще чем управление самолетом, но тем не менее все течет, все развивается.
 
deema, лично я даже на прыжках не сяду в самолет, который ведет только автоматика. Даже с парашютом. И уж тем более - без.
Эта тема уже обсуждалась - пришли к выводу, что в транспортной и военной авиации вполне может быть произведена замена людей компьютером. А вот в гражданской - нет.
 
Раздумывать и устраивать "учёные советы" в кабине зачастую некогда. Так или иначе, многие действия пилотов и в будущем должны будут отрабатываться до автоматизма (а у научных работников такого вообще нет, наверное, если только они не включают изо дня в день годами свою установку). Пилот почти всегда работает в условиях жесткого дифицита времени (возьмите взлет или посадку), с огромной ответственностью за свои действия, и эти действия должны быть при этом безошибочными.

Не в качестве спора с уважаемым Частным пилотом MFS, а просто как мнение (программиста, конечно :) ). Очень уж интересная фраза получилась. Можно трактовать ее так, а можно и прямо противоположно.

Каковы сильные стороны человека, а каковы - компьютера?

Разве как раз не "действия, доведенные до автоматизма" лучше выполняет современный компьютер? Значительно быстрее любого человека оценивает значительно бОльшее количество параметров и оказывает бОльшее количество _автоматических_ воздействий.

Почему-то мы знаем, что компьютер может поддерживать аэродинамически нестабильный самолет в воздухе, но все еще сомневаемся, что он может решать гораздо более "медленные" и по сути простые для него задачи.

Или спор "кто лучше тормозит, АБС или водитель-профессионал" вам кажется все еще актуальным?

А вот человек как раз и нужен, чтобы раздумывать и устраивать советы, так сказать. Принимать стратегические решения, чтобы, в т.ч. и не ставить своего помощника-компьютер в ситуации, в которых тот не так хорош.

Мне так кажется.
 
Эх, вот придумают вслед за автопилотом автофизиков и автопрограммистов - что мы будем делать :)
 
Частный пилот MFS, правда, ответственность у нас намного меньше. Даже если у меня сгорит лазер после нажатия на неправильную кнопку - это не идет ни в какое сравнение с авиакатастрофой. Я вообще не понимаю, как пилоты живут и работают с таким уровнем ответственности.
 
Я вообще не понимаю, как пилоты живут и работают с таким уровнем ответственности.

а врачи, например, как работают?
Работают как и все люди.На это уходит годы обучения теории,практики и со временем для этого человека работа уже не кажется из разряда фантастики. У меня родовое потомство врачей, начиная от прабабушки и заканчивая моим братом.Все были и есть знатоками своего дела с прекрасными руками.
Вот кто на самом деле должен реально хорошо учится и постоянно прогрессировать в своем деле, так это врачи и пилоты. Людские жизни как никак, но в тоже время для врача и для пилота, как бы сказать цена людской жизни не так сильно завышена как у людей долеких от этих специальностей.Они не так сильно заморачиваются на этом и стараются просто хорошо сделать свое дело, иначе если сопереживать каждому больному или думать о каждом пассажире в салоне, то с ума сойдешь.
У патологоанатомов вобще в работе присутствует такой жесткий черный юмор по отношению к трупам, но это не издевка над бедными умершими или психическое отклонение у врача, просто это мера защиты своего сознания.
 
Последнее редактирование:
Разница между пилотом и врачом та, что при фатальной ошибке врача он сам остается жив, а погибает один больной (и врач, мы знаем, часто даже не отвечает за ошибку), а при фатальной ошибке пилота погибает он сам и вместе с ним десятки (а то и сотни) пассажиров.
Что касается компьютеров, то я думаю, со временем самолеты будут беспилотными (на борту будет, возможно, оператор-контролер, одновременно выполняющий функции САБа или стюарда).
Но то что я написал об автоматизме и о том что раздумывать некогда - это относится к быстрым действиям пилота на основе принятых им же решений (работа пилота не сводится, как Вы понимаете, к автоматическому дерганию за рукоятки). Условия полета меняются, ситуации бывают разные, и надо принимать быстрые решения с учетом складывающейся обстановки. Я не думаю, что компьютер сходу на подлете, скажем, может оценить состояние ВПП и понять, что данная Вам на борт информация о коэффициенте сцепления неверна и соответственно изменить решение о том, как и какими средствами тормозить и как давать педали, чтобы не снесло с полосы. Или оценить ситуацию с болтанкой на глиссаде и повысить скорость на нужную величину. И т.д. Надо полетать хотя бы немножко самому, чтобы понять, сколько в полете вариантов и сколько факторов надо быстро учесть, чтобы принять грамотные решения.
Если условия штатные - компьютер, безусловно, справится. А если условия непрогнозируемо усложняются в полете - тут компьютер не всегда помощник, ибо в него нельзя заложить всех вариантов и придать ему нужную адаптивность. Ну к примеру, умеют у нас компьютеры благополучно заходить на посадку и выполнять ее в условиях, когда вдруг не выходят закрылки или вдруг отклонился несимметрично один интерцептор, а полоса отпотевшая, а совсем не сухая, как Вам передали по радио (ну взяла и отпотела, а они там на земле передают вам то что было 3 часа назад) ? Или ИЛС вдруг выводит не на полосу, а на аэровокзал (был такой случай - шли по ИЛС и чуть не сели на аэровокзал в одном южном порту). Или когда вертикальная командная стрелка ИЛС почему-то отклоняется не в ту сторону (а в следующих полетах опять все нормально, как будто и не было этого глюка)... И т.д., и т.п. Какой уж тут компьютер...
Господа автомобилисты, а почему Вы не ставите компьютер-водитель на свою машину? Управлять же автомобилем гораздо проще, чем самолетом. Так давайте, вперёд! А пилоты посмотрят, как Ваш компьютер будет лихо рулить вместо человека по Москве, объезжая пробки и лихо перестраиваясь из ряда в ряд, да еще увертываясь от придурков-лихачей и просто идиотов за рулем. Это же всё гораздо проще, чем сажать самолет при плохой видимости со сдвигом ветра и в болтанку (если это неубедительно, прибавим еще отказавший двигатель - это ведь вполне реальная ситуация...). Короче, как только машины по Москве будут водить компьютеры, так мы сразу за вами...
 
Реклама
Я не думаю, что компьютер сходу на подлете, скажем, может оценить состояние ВПП и понять, что данная Вам на борт информация о коэффициенте сцепления неверна и соответственно изменить решение о том, как и какими средствами тормозить и как давать педали, чтобы не снесло с полосы.
А я - думаю. Иначе на автобусах и грузовиках не было бы АБС.


Ну к примеру, умеют у нас компьютеры благополучно заходить на посадку и выполнять ее в условиях, когда вдруг не выходят закрылки или вдруг отклонился несимметрично один интерцептор
У Вас есть в этом сомнения? Как же держатся в воздухе те самые пресловутые статически неустойчивые самолеты? Не пилоты же шуруют стабилизаторами. Все же, ИМХО, в принятии моментальных решений и реакции соревноваться с компьютером бесполезно и совершенно не нужно.

А вот как раз сложные модели с неточной логикой (типа, правдивую ли информацию о состоянии полосы передали из аэропорта Урюпинск) - это вотчина человека.



Господа автомобилисты, а почему Вы не ставите компьютер-водитель на свою машину?

Если бы он был установлен на все машины сразу, а машины бы двигались в минутах, а не в сотых долях секунды друг от друга, то я бы лично первый стал бы ездить с таким компьютером-водителем, почитывая газетку и изредка поглядывая - туда ли мы едем ;)
 
Управлять же автомобилем гораздо проще, чем самолетом.
Большая ошибка так думать. Количество объектов для распознавания куда больше, плюс их разнообразие неограничено (а с распознаванием нестандартизованных объектов у компов пока хреново очень), времени на принятие решений меньше. В воздухе нет кирпичей, собак, пешеходов.
У вас в летной карьере сколько случаев было, когда во избежание столкновения надо было резко дать руля или газа? То то же
 
Mechanic,
Мне кажется, тут некорректны сравнения.
На дороге есть один большой плюс: сломался/заблудился/... - остановился, разобрался, поехал дальше.

А насчет "резко дать руля или газа" - так уход на второй круг такой и есть)) Режим взлетный, в набор и вперед.
 
лично я даже на прыжках не сяду в самолет, который ведет только автоматика.

Люди не то, что в самолет, в космический корабль, который вела только автоматика (уровня 50-60-х) садились. Правда за это им звездочку Героя давали.
 
Господа автомобилисты, а почему Вы не ставите компьютер-водитель на свою машину?

Отчего не ставят - ставят, и довольно успешно. Есть с этим одна неприятная проблема - вокург полно водителей людей, которые часто совершенно непредсказуемы.
 
В современных условиях развития технологии, систем информации и моделирования основная задача пилота гражданской авиации состоит в недопущении развития ситуации когда необходимо "дать газу или крутануть руль". И чем меньше человек будет вынужден вмешиваться в работу "машин" тем лучше. Самое ненадёжное звено в системе - человек, это бесспорный факт.
Кстати хороший водитель не тот кто может крутить бублики или там какой занос устроить, а тот кто умеет предвидеть ситуацию на дороге и не влезть в аварийную ситуацию, или, по крайней мере, максимально её облегчить. Я не уверен что Шумахер хороший водитель ....
 
По-моему стоит в тысячный раз напомнить о некорректности сравнения управления самолетом и автомобилем. Абсолютно разные виды деятельности.
 
По-моему стоит в тысячный раз напомнить о некорректности сравнения управления самолетом и автомобилем. Абсолютно разные виды деятельности.
А почему, собственно? Миллионы народу запросто управляют самолётами, от студентов до пенсионеров. Если могут себе это позволить, конечно. В чём принципиальная разница? Лёччик это не такой весь из себя герой с блестящими пуговками и орлиным взором, это профессия такая, заключающаяся в управлении транспортным средством. А для очень многих просто хобби.
 
А представляете, в Штатах уже наверно 20 лет как минимум этого навыка нет у большинства водителей ! Они все учились на АКПП и на ней же ездят. Там даже в правах отдельную отметку ставят, что человек умеет на механике ездить.

правда?
Вы своими глазами эту отметку видели?

---

по теме:

Ан-10 запомнилось одно бальшой такой сарай (самый первый для меня пассажирский самолет)

Ми-4 первое что бросается в глаза ноги бортмеханика на лестнице в кабину, несмотря на то что у него сидушка была откидная никто ей не пользовался, тесный салон, прохладно, пахнет нефтепродуктами открытые трубопроводы, специфический запах летательного аппарата и да конечно ламповые радиостанции какогото сорок-мохнатого года, хороший очень резвый вертолет, многие до упора летали на нем избегая переучивания на Ми-8.

Ли-2 самый первый раз повезли меня на нем в кабине тесная такая кабина из за того что в ней пять чел. экипажа у штурмана и радиста свои закутки за перегородками, в салоне раскладные сидушки из за этого он казался просторнее чем Як-40 правда намного медленне т.е. как черепаха по скорости что и раздражало, самолет с хвостовым колесом т.е. на земле такие же ощущения по уровню поверхности почти как на Ан-2, ну вообщем довольно прохладно внутри а так же свежий воздух гуляет, вообщем положительный самолет, летчики были довольны взетал с собственной накатанной колеи в снегу.

Ил-14 корабль по сравнению с Ли-2 особенно в пассажирском варианте, входая дверь очень высоко особенно если лезть по приставной бортовой леснице.

Ту-104 Лайнер! большой светлый салон наверное казался таким из за того что отсустствовали лампы индивидуального освещения и индивидуальная вентиляция, багажные сетки наверху кажись были тряпочными, под потолком большие плафоны из под которых подаваля кондиционированный воздух зачастую в виде заиндевевшего тумана. самый быстрый самолет из пассажирских. неудобные для загрузки багажники т.н. подпузный вариант. ну и кресла как у Собакевича :)

Ту-124 по сравнению с Ту-104 мелкий такой и тихий малозапоминающийся.

Ту-114 огромадный скотовоз, постоянный грохот, дребезжание и гул., если попал в первый салон то "вилы" правда?
Вы своими глазами эту отметку видели?

---

по теме:

Ан-10 запомнилось одно бальшой такой сарай (самый первый для меня пассажирский самолет)

Ми-4 первое что бросается в глаза ноги бортмеханика на лестнице в кабину, несмотря на то что у него сидушка была откидная никто ей не пользовался, тесный салон, прохладно, пахнет нефтепродуктами открытые трубопроводы, специфический запах летательного аппарата и да конечно ламповые радиостанции какогото сорок-мохнатого года, хороший очень резвый вертолет, многие до упора летали на нем избегая переучивания на Ми-8.

Ли-2 самый первый раз повезли меня на нем в кабине тесная такая кабина из за того что в ней пять чел. экипажа у штурмана и радиста свои закутки за перегородками, в салоне раскладные сидушки из за этого он казался просторнее чем Як-40 правда намного медленне т.е. как черепаха по скорости что и раздражало, самолет с хвостовым колесом т.е. на земле такие же ощущения по уровню поверхности почти как на Ан-2, ну вообщем довольно прохладно внутри а так же свежий воздух гуляет, вообщем положительный самолет, летчики были довольны взетал с собственной накатанной колеи в снегу.

Ил-14 корабль по сравнению с Ли-2 особенно в пассажирском варианте, входая дверь очень высоко особенно если лезть по приставной бортовой леснице.

Ту-104 Лайнер! большой светлый салон наверное казался таким из за того что отсустствовали лампы индивидуального освещения и индивидуальная вентиляция, багажные сетки наверху кажись были тряпочными, под потолком большие плафоны из под которых подаваля кондиционированный воздух зачастую в виде заиндевевшего тумана. самый быстрый самолет из пассажирских. неудобные для загрузки багажники т.н. подпузный вариант. ну и кресла как у Собакевича :)

Ту-124 по сравнению с Ту-104 мелкий такой и тихий малозапоминающийся.

Ту-114 огромадный скотовоз, постоянный грохот и дребезжание и "плавающий" гул вибрация чуствовалась внутри организма (бррррррррррр.....)., если попал в первый салон то "вилы"., в хвостовой части сносно, впечатляли сортиры в хвосте с курительными комнаты в тамбурах-предбанниках к ним. Всегда хотелось прилететь побыстрее уж очень грохотал. Летчики были очень довольны после переучивания на Ил-62 всегда вспоминали его очень хорошо., наверное единственны самолет после которого как у пассажира остались малоприятные впечатления.

Про Ил-18 и др не пишу так как они еще пока на крыле., из пассажирских обошел стороной меня как то только Л-410 да и то он же не советццкий, иномарка одним словом :)
 
Реклама
2 Механик

Я подтверждаю - автомобилем управлять проще. Всего две степени свободы. И от поездок на машине не так устаешь, как, например, после ночного мудохания в грозах - совсем не тот груз ответственности.
Миллионы людей летают на частных самолетах, но это, в общем, не совсем то же самое, что работа линейным пилотом.

П.С. Сегодня прилетел в Читу. Первый рейс нашей авиакомпании:). Ночной перелет, выполнили визуальный заход на посадку, получил большое удовлетворение от проделанной работы:)
А когда заселялись в гостиницу, подошел парень, спросил, с какого мы рейса - узнав, что со 117, поблагодарил за отличный полет и мягкую посадку:)
Чепига отдыхает:)
 
Назад