Вторая подряд "баллистическая" посадка космонавтов

maTT

maTT

LED
собственно сабж...

казалось бы сели и ладно - однако давно уже "3-жды тьфу" у отечественной пилотируемой космонавтики не было глобальных проблем/катастроф - кажется статистику по-тихоньку стали выбирать...

ветку по идее можно снести и в офф - но вдруг на форуме есть знающие люди, которые смогут рассказать о текущих проблемах отрасли, в частности о спускаемых модулях.

интересно как-то стало :rolleyes:


Спасибо.
 
Реклама
Экзот

Экзот

Элефантерия
Спуск по баллистической (или ей подобной) траектории — не рассыпание на высоте несколько десятков км. Бывает, как и жёсткие посадки в ГА.

Но, а я вот не понял — откуда эта траектория взялась то? Под куполом она невозможна, а до его раскрытия против этой "баллистичности" работает сама форма СА (в помойку журналюг с их "модулями"; насмотрелись тупых сериалов, понимашь).
 
S

Seagull_JL

Тролль - прогрессор
Рискну предположить, что спуск по баллистической траектории происходит из-за слишком большого угла входа в атмосферу... Вследствие чего, форма СА на траекторию влияния почти не оказывает.
 
avro

avro

Модератор
Так, это, где введение в курс дела?

Что такое баллистическая? И какая штатная? :)
 
maTT

maTT

LED
похоже не дотормозили перед входом в верхние слои атмосферы - вот и снесло на 300 км
 
MikVolg

MikVolg

РадиоТушила RL6MI
В новостях прозвучало, что позапрошлое происшествие было вызвано сбоем электроники и ненавязчиво сказано, что в целях экономии блоки автоматики используются вторично. За что купил.....;)
 
xoid

xoid

Старожил
MikVolg,
это неправда. Настоящая прична аварийности известна с 2004 года.
07.05.2004 / 12:09 СВЯЩЕННИКАМ НА БАЙКОНУРЕ ПРИСВОИЛИ ЗВАНИЕ “ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ”

Священникам православного храма, расположенного на космодроме Байконур, настоятелям отцу Сергию и отцу Михаилу, присвоили звание "Заслуженный испытатель космической техники", сообщает РИА “Новости” со ссылкой на казахские СМИ. Они получат соответствующие удостоверения Федерации космонавтики России.
Священники освящают космические ракеты, корабли и спутники с 1998 года. С 1998 года на Байконуре с техникой, которая была освящена, не произошло ни одной аварии.
Два "Протона", потерпевших катастрофу в 1999 году, были не освященными. Тогда заказчики коммерческих спутников не пожелали освящать ракеты.
В настоящее время на космодроме освящены практически все технологические площадки и освящается каждая запускаемая ракета, это стало традицией. С недавнего времени все экипажи также освящаются священниками храма Святого Георгия Победоносца.
:confused2:
 
S

Seagull_JL

Тролль - прогрессор
Да ладно вам!
Просто поссать на носитель забыли :)
 
B

backfire

Старожил
Экзот,
СА имеет некоторое качество (весьма небольшое - около 2 наверное) потому может лететь аки планер :) Тогда траектория длиннее - спуск медленнее - торможение дольше - если угол атаки задать нужный. А не задать - падает себе по дефолту как получится - а получается это с большей перегрузкой - быстрее в плотные слои ныряет. Все ИМХО.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
backfire,
ЕМНИП, такая форма аппарата является самоориентирующейся.
 
Реклама
russ_wood

russ_wood

Старожил
СА имеет некоторое качество (весьма небольшое - около 2 наверное)
Качество 2 для "балбески" даже самоорентируюшейся многовато будет. У шаттла на нескольких "звуках" будет около единицы, потом уже ближе к планете около 4, парашютист в свободном падении мненьше единицы на парашюте "крыло" около двух...

---

...вроде бы при "нештатном" сходе с орбиты колбасит сильно из за перегрузок из за угла вхождения в плотные слои атмосферы: либо пробивает при менее пологом угле со всеми вытекающими последтвиями, либо угол пологий настолько что СА может "срикошетить" о плотные слои атмосферы, так вроде бы где то обьяснялось поправьте сли что то перпутал.

Спасибо.
 
П

Прицел

Местный
из БСЭ.
Одна из наиболее сложных проблем космических полётов — спуск КЛА на поверхность Земли и др. небесных тел, когда космическая скорость КЛА должна быть уменьшена до нуля в момент посадки. Возможны 2 способа торможения КЛА: использование тормозящей реактивной силы; с помощью аэродинамических сил возникающих при движении аппарата в атмосфере. Для реализации 1-го способа КЛА или его часть (спускаемый аппарат) должен быть снабжен тормозной ракетной двигательной установкой и большим запасом топлива поэтому спуск с ракетным торможением применяется только для посадки на небесные тела, лишённые атмосферы, например на Луну. Спуск с аэродинамическим торможением более выгоден в весовом отношении и является основным при осуществлении посадки КЛА на Землю. При спуске по баллистической траектории перегрузки достигают 8-10; спуск по планирующей траектории когда на спускаемый аппарат, кроме силы сопротивления, действует и подъемная сила, позволяет уменьшить эти перегрузки в 1,5-2 раза. ... В конце траектории спуска, на высотах в несколько км, скорость движения снижается до 150—250 м/сек. Дальнейшее снижение скорости перед приземлением осуществляется обычно с помощью парашютной системы.
Таким образом, спуск по планирующей траектории - "более" штатный режим, чем по баллистической траектории. Тогда вопрос возникает, за счет чего (или как) создается подъемная сила у СА?
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Таким образом, спуск по планирующей траектории - "более" штатный режим, чем по баллистической траектории.
Это ясно и так.
за счет чего (или как) создается подъемная сила у СА?
За счёт формы СА, что тут может быть неясного?
СА "Союза" — похож на фару. СА "Аполло" — усечённый конус. Обе формы не верх аэродинамического совершенства, но подъёмную силу создают.
А вот "Востоки" — те, да: падали по баллистической траектории; 9g.
 
П

Прицел

Местный
За счёт формы СА, что тут может быть неясного?
СА "Союза" — похож на фару.
В том то и "бяка", получается может по планирующей, а может не по ней. То есть не только за счет формы СА, но получается и начальные условия входа влияют (скорость, углы) или ещё что-то.
 
avro

avro

Модератор
Не так сели
// "Союз ТМА-11" приземлился не туда, не вовремя и в неуправляемом режиме

Газета «Коммерсантъ» № 67(3884) от 21.04.2008

«Союз ТМА-11» встретился с Землей в 420 км от расчетной точки. Зато на 2 минуты раньше расчетного времени

Сегодня в корпорации "Энергия" начнется работа комиссии по расследованию причин произошедшей в субботу неуправляемой баллистической посадки корабля "Союз ТМА-11". Возвращавшиеся на землю космонавты испытали перегрузки, вдвое больше положенных. Показать их по телевизору смогли только через несколько часов после посадки.

Посадка космического корабля "Союз ТМА-11" с членами 16-й экспедиции на международную космическую станцию (МКС) россиянином Юрием Маленченко, американкой Пегги Уитсон и первой представительницей Южной Кореи в космосе Ли Со Ен прошла по неблагоприятному сценарию. При посадке космического корабля его спускаемый аппарат вместо управляемого спуска неожиданно перешел в режим неуправляемого баллистического спуска. В результате посадка произошла на две минуты раньше запланированной (в 11.28 вместо 11.30 по московскому времени) и в 420 км от расчетной точки посадки: вместо расчетной точки 80 км северо-северо-восточнее города Аркалык (Казахстан) "Союз" приземлился в 278 км восточнее Актюбинска (Казахстан). Информация о посадке пришла в подмосковный Центр управления полетами лишь через 31 минуту после расчетного времени. О переходе спускаемого аппарата на баллистический спуск сообщил экипаж самолета, дежуривший на случай подобного развития событий в запасном районе приземления.

Первыми до спускаемого аппарата корабля добрались местные жители, заметившие в небе "огромный парашют". Они стали свидетелями, как командир корабля Юрий Маленченко выбирался из лежащего на боку спускаемого аппарата, и помогли ему. Через несколько минут в месте посадки "Союза" приземлился уже первый вертолет поисково-спасательной службы ВВС. Спасатели помогли покинуть корабль Пегги Уитсон и Ли Со Ен. Проводившие на месте посадки осмотр космонавтов медики сообщили, что самочувствие корейской космонавтки, летавшей в космос лишь на 11 дней, хорошее. Господин Маленченко и госпожа Уитсон, проведшие в космосе 192 дня, чувствовали себя "удовлетворительно". Российские телеканалы и телевидение американского аэрокосмического агентства показывали на месте посадки только кореянку. Позже появилось лишь несколько фотографий Юрия Маленченко. Пегги Уитсон же не смогла даже с помощью спасателей появиться перед телекамерами на церемонии встречи в Кустанае, куда космонавтов доставили с места посадки. Лишь вечером телеканалы показали всех троих космонавтов на подмосковном аэродроме Чкаловский. Причем госпоже Уитсон помогали спускаться по трапу самолета два американских врача, в то время как господина Маленченко и госпожу Со Ен поддерживали по одному врачу. Причиной неважного самочувствия космонавтов стало то, что в ходе баллистической посадки вместо перегрузок в три-четыре единицы (вес космонавта в три-четыре раза превышает его массу на Земле) этот показатель достиг восьми единиц.

"Самое главное, что экипаж жив и здоров,— заявил руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов.— Приземление прошло штатно, но по резервному варианту — по баллистической траектории. Конкретные причины будут известны после того, как спускаемый аппарат доставят в корпорацию "Энергия"". Пока же причиной неуправляемого спуска господин Перминов назвал присутствие на борту корабля сразу двух женщин.

"В России есть определенная примета по этому поводу (присутствие женщин на борту корабля.— "Ъ"). Но, слава богу, все прошло благополучно",— отшутился господин Перминов. Вольная трактовка причин неуправляемого спуска заставила американский телеканал NBC News и агентство The Associated Press выступить с критикой "дискриминации женщин" главой Роскосмоса.

Надо отметить, что вне зависимости от гендерных причин это уже третий случай баллистического спуска "Союза ТМА" из одиннадцати. Впервые подобное произошло с первым кораблем этой серии "Союз ТМА-1" 4 мая 2003 года. Вторым кораблем, совершившим посадку в неуправляемом режиме 21 октября прошлого года, стал "Союз ТМА-10". По результатам расследования прошлого инцидента глава корпорации "Энергия" Виталий Лопота заявил: "Причиной того баллистического спуска стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой "Союза"". Причем, несмотря на то что причинами баллистических спусков в обоих предыдущих случаях были отказы техники, руководство Роскосмоса и корпорации "Энергия" упорно называет неуправляемые приземления кораблей "штатными резервными режимами". Регулярные отказы на "Союзах" вызывают беспокойство еще и потому, что эти корабли являются аварийным средством возвращения экипажей МКС на Землю в случае заболевания одного из космонавтов. Баллистический спуск при таких обстоятельствах может нести угрозу жизни больному космонавту.

По случаю последнего инцидента с "Союзом ТМА-11" господин Лопота сообщил в субботу: "Причины данного баллистического спуска будут понятны после того, как спускаемый аппарат доставят в корпорацию "Энергия"". Комиссия по расследованию причин баллистической посадки "Союза ТМА-11" начнет работу сегодня.

Шутничек....
 
М

Миша

Старожил
СА имеет некоторое качество (весьма небольшое - около 2 наверное) потому может лететь аки планер :) Тогда траектория длиннее - спуск медленнее - торможение дольше - если угол атаки задать нужный. А не задать - падает себе по дефолту как получится - а получается это с большей перегрузкой - быстрее в плотные слои ныряет. Все ИМХО.
0,9. Это на Союзах. У Востоков вообще ни какого аэродинамического качества не было и они все приземлялись по балистической траектории.
 
russ_wood

russ_wood

Старожил
Пока же причиной неуправляемого спуска господин Перминов назвал присутствие на борту корабля сразу двух женщин.

"В России есть определенная примета по этому поводу (присутствие женщин на борту корабля.— "Ъ").
Естественно, с этого и начинать надо было! :D :D
 
mErLin

mErLin

RA-1103G
На тематических форумах бают, что нештатно отделился ПАО - таким образом, в начале спуска вся эта колбаса летела люком вперёд. Честно говоря, глядя на необычно равномерную закопчённость СА и повреждение "хвостовых" конструкций, начинаешь этому верить.

З.Ы. Интересно, записываются-ли на Союзе показания акселерометров в какой-нибудь бортовой регистратор?
 
Последнее редактирование:
MikVolg

MikVolg

РадиоТушила RL6MI
О переходе спускаемого аппарата на баллистический спуск сообщил экипаж самолета, дежуривший на случай подобного развития событий в запасном районе приземления.
Хм..... А что, телеметрия на нижнем участке траектории не бегает? Да и сам экипаж в случае ухода с заданной траектории связь с ЦУПом теряет прочно? А оптические станции наблюдения потеряны безвозвратно?
 
Реклама
vm

vm

фрапессор
MikVolg, пока они "горят" - радиосвязи нету, плазама все экранирует. Да и любая антенна, будь она снаружи - выгорела бы в секунды. После раскрытия основного парашюта - антенны на стропах.