Выбор типа ЛА для начального обучения, нужен совет

LesoPatam

Новичок
Всем добрый день!

Господа, я вчера впервые был в Беркут-Мораве, они, наконец, открылись. Полетать пока не довелось, но планирую начать обучение именно там. По ходу дела возник вопрос, на каком типе учиться. Поскольку я пока еще не имею моральных оснований называться даже чайником :), а в аэроклубе право выбора предоставили мне, то мне срочно нужен совет.

Варианты таковы: мотопланер Diamond HK36 Super Dimona либо Cessna 172.
Пока отвлечемся от стоимости летного часа. Хочется сделать выбор не под воздействием жабы, а исходя из существующих целей и особенностей ЛА.

Плюсы Dimona:
1. имеет российский сертификат типа (или как это правильно называется)
2. по отзывам летающих на ней пилотов, прощает многие огрехи в пилотировании.

Плюсы Cessna:
1. штурвал
2. распространенность.

Цель обучения: освоить пилотирование и получить российское свидетельство, которое можно будет впоследствии при определенном геморрое зачесть или пересдать за рубежом (предположительно в Канаде или США) на PPL международного образца.
Понимаю, что может не получиться с перезачетом (хотя предварительно полученные данные из Штатов говорят о том, что это довольно реально). Но, возможно, зачтутся хотя бы летные часы из российской летной книжки. И, естественно, навыки пилотирования тоже зачтутся. :)

Собственно, вопрос: что сейчас выбрать? Есть ли мне радость от наличия у Dimona сертификата типа? Кстати, Dimond Aircraft имеет мощное производство и сбыт в Канаде, но мотопланеры Dimona там не производятся (они рапространены в Европе). А мне по ряду причин интереснее Канада. :)
Возможно, в моем случае разумнее сразу учиться на Cessne, т.к. легче будет потом пересдавать на знакомом типе?

Буду благодарен за любые соображения по теме. Простите уж, ежели какую глупость спросил: научусь - исправлюсь.

С уважением,
Алексей
 
Последнее редактирование:
Реклама
Я не являюсь специалистом, но мнение свое выскажу. Просьба сильно не пинать :)

HK36 наверняка будет заметно дешевле, и это основное его преимущество. Тут неплохо бы посмотреть на комплектацию того экземпляра, который в клубе, т.к. в его стандартную комплектацию не входит вариометр, turn coordinator, attitude indicator и т.п. Мне кажется что учиться без этих приборов как-то неправильно.

Повторюсь, сугубое ИМХО.

Кстати, а какое "российское свидетельство" они дают?
 
AndreiB сказал(а):
Я не являюсь специалистом, но мнение свое выскажу. Просьба сильно не пинать :)

HK36 наверняка будет заметно дешевле, и это основное его преимущество. Тут неплохо бы посмотреть на комплектацию того экземпляра, который в клубе, т.к. в его стандартную комплектацию не входит вариометр, turn coordinator, attitude indicator и т.п. Мне кажется что учиться без этих приборов как-то неправильно.

Повторюсь, сугубое ИМХО.

Кстати, а какое "российское свидетельство" они дают?

Спасибо за инфу! Это действительно важно. Учиться без этих приборов (по крайней мере без вариометра) я бы тоже не хотел.

Про свидетельство известно, что точно дают свидетельства РОСТО или ГА, а также упоминалось еще какое-то третье, правильное название которого я пока не усвоил. :)
В любом случае, рекомендаций никаких они не дают, говорят "выполни летную программу, которая для всех свидетельств одинакова, а там подумаешь и решишь, какое свидетельство тебе получать". Я, собственно, хочу подумать несколько заранее, поэтому и донимаю всех вопросами. :)
 
Как человек, летающий в этом клубе, немного удивлен: почему не рассматривается Diamon DV-20 Katana. Большинство курсантов у нас учатся именно на нем. ИМХО - оптимальный выбор: простое управление, прощает многие ошибки. Кстати, в штатах Катаны тоже летают. HK-36 Dimona будет построже - более требовательна к пилоту. Что касается приборного оборудования, то не волнуйтесь: вариометр там есть :). Авиагоризонт есть на одном (057) борте. Но для первоначального обучения, ИМХО, он (авиагоризонт) вообще может быть вреден.

Немаловажный фактор - л/ч у Катаны и Димоны дешевле, чем Цессны. Кроме того, практика показывает, что пересесть с Даймондов на Цессну - дело нескольких часов налета.
 
Какой же планер без вариометра????

Я бы тоже посоветовал Катану вместо Димоны если есть выбор. Катан везде много.
Выбор между Сессной и Катаной - чисто вопрос вкуса (высокоплан супротив низкоплана) и денег (Ротакс всегда будет дешевле Лайкоминга или Континентала по расходу топлива). По сравнению с Катаной, С172 по ощущениям напоминает грузовик. Кстати штурвал скорее минус, чем плюс, потому как ручка гораздо "вкуснее", но это дело личных предпочтений.
Единственное преимущество Димоны перед Катаной - это то, что на ней научат ногами работать, потому как длинное крыло цепляет по-планерски.

Учись на чем дешевле и что есть в наличии. С Катаны на Сессну или наоборот пересядешь потом за пару часов.
 
Последнее редактирование:
Если есть материальная возможность летать на 172-однозначно. Катана не даст ощущений настоящего самолета- сам учился сначала на DA 20, потом DA 40 в Германиии.
 
Boris Ts, что ты имеешь ввиду?
Я про "ощущения настоящего самолета"
 
LesoPatam,
Жаль не пересеклись с В.Ж. Вам-бы сразу объяснили политику партии, которая состоит в том, что свидетельство в условиях РФ есть дело девятьсот девносто девятое ;) Главное - если Вы вчера успели проникнуться нашими уроками экстремального чистописания ;) - есть солидная лётная книжка. Навык - само-собой. Так-что, не спешите. Полетайте на всём. Ещё есть Бич (хотя, дороговат для первоначалки), скоро придут Р-28 (етить эту погоду). По паре часов на каждом типе много финансов не отнимет. Поймёте что Ваше, а что нет. Да, боюсь, что С-172 до прихода новой техники будет сильно загружена. С мотопланерами ИМХО как-то посвободнее
 
Kwispel сказал(а):
Boris Ts, что ты имеешь ввиду?
Я про "ощущения настоящего самолета"
Налет на Димоне не дает права получения РРL, также как и DA20( только до 750 кг взл. веса),.Это кроме ощущений при полном комплекте авионики на С-172.?
 
Boris Ts, а вот ни фига :)

Катана является по JAA совершенно нормальным самолетом первоначального обучения. Димона = TMG (touring motorglider) и как таковая опять же подпадает под JAA PPL. У нас полный курс отлетывают на Tecnam 2002JF который тоже VLA.
Полный комплект авионики для начинающего пилота скорее недостаток, чем преимущество. Неужели в Германии отдельный PPL для VLA и TMG есть?
 
Реклама
Kwispel сказал(а):
Boris Ts, а вот ни фига :)

Катана является по JAA совершенно нормальным самолетом первоначального обучения. Димона = TMG (touring motorglider) и как таковая опять же подпадает под JAA PPL. У нас полный курс отлетывают на Tecnam 2002JF который тоже VLA.
Полный комплект авионики для начинающего пилота скорее недостаток, чем преимущество. Неужели в Германии отдельный PPL для VLA и TMG есть?
Dimona-Motorglieder <450Kg, Katana DA20-<750Kg, PPL(N) i PPl(A)-ot 750 Kg. Кроме этого,экзамены на PPL VFR содержат тесты на азы IFR- перекрестный пилинг и т.д.Максимум, что можно получить на Катане-2-местн. рейтинг до 750Кг. Дальше-новое обучение и экзамены- 4 теор. и практ.Все проходил. Кстати, С-172 у нас сертифицирован!
 
Последнее редактирование:
Это, наверное, немецкая специфика. И что такое 2-местный рейтинг?
Переезжай через границу - у нас этих ограничений нет.
Насколько я знаю, в США и Канаде тоже нет этого и на Катанах учат вовсю.
Я пересдавал в прошлом году с голландского (национального) PPL на JAA PPL на Текнаме.

Пара вопросов:
1) Что тебе мешает снять пеленг (я понимаю это то что ты "пилингом" называешь) на 2 VOR с одним прибором?
2) Ты не слишком облегчил Димону до 450 кг? У нас они потяжелее :):):)
 
Последнее редактирование:
Boris Ts, с самолетами массой менее 750 кг есть тонкость: они могут иметь полноценный сертификат летной годности EASA, а могут его не иметь. В отношении обучения в странах JAA, если данная конкретная Katana такой сертификат имеет, то на ней можно учиться на настоящий JAA PPL (разумеется, сдавая все экзамены как положено). Возможно, что попавшаяся лично Вам Katana этого сертификата не имела, и соответственно, могла использоваться только для национального PPL.
А у Dimona, кстати, MTOW = 770 кг.
 
NikMsu сказал(а):
Как человек, летающий в этом клубе, немного удивлен: почему не рассматривается Diamon DV-20 Katana. Большинство курсантов у нас учатся именно на нем. ИМХО - оптимальный выбор: простое управление, прощает многие ошибки. Кстати, в штатах Катаны тоже летают. HK-36 Dimona будет построже - более требовательна к пилоту. Что касается приборного оборудования, то не волнуйтесь: вариометр там есть :). Авиагоризонт есть на одном (057) борте. Но для первоначального обучения, ИМХО, он (авиагоризонт) вообще может быть вреден.

Немаловажный фактор - л/ч у Катаны и Димоны дешевле, чем Цессны. Кроме того, практика показывает, что пересесть с Даймондов на Цессну - дело нескольких часов налета.
Почему-то мне не предложили Катану, хотя из ангара она выкачена. :) Может, просто забыли.
ОБЯЗАТЕЛЬНО учту эту возможность: по комплексу показателей (в т.ч. и имеющих значение лишь для моего "случая"), этот тип может оказаться оптимальным.

Про авиагоризонт для первоначального обучения - согласен, много читал в американском учебнике о том, что излишняя концентрация студента на авиагоризонте вообще классифицируется как ошибка при выполнении упражнений, и должна строго пресекаться инструктором. А ориентироваться надо прежде всего визуально. Так что - согласен. Нечего упираться в наличие авиагоризонта, тем более что на одном борту он есть. Спасибо за инфу!
 
Последнее редактирование:
Kwispel сказал(а):
Какой же планер без вариометра????

Я бы тоже посоветовал Катану вместо Димоны если есть выбор. Катан везде много.
Выбор между Сессной и Катаной - чисто вопрос вкуса (высокоплан супротив низкоплана) и денег (Ротакс всегда будет дешевле Лайкоминга или Континентала по расходу топлива). По сравнению с Катаной, С172 по ощущениям напоминает грузовик. Кстати штурвал скорее минус, чем плюс, потому как ручка гораздо "вкуснее", но это дело личных предпочтений.
Единственное преимущество Димоны перед Катаной - это то, что на ней научат ногами работать, потому как длинное крыло цепляет по-планерски.

Учись на чем дешевле и что есть в наличии. С Катаны на Сессну или наоборот пересядешь потом за пару часов.

Усвоил. Про крыло и работу ногами - понял, но вряд ли ценность этого навыка для меня перевешивает остальные преимущества Катаны.
 
mErLin сказал(а):
LesoPatam,
Жаль не пересеклись с В.Ж. Вам-бы сразу объяснили политику партии, которая состоит в том, что свидетельство в условиях РФ есть дело девятьсот девносто девятое ;) Главное - если Вы вчера успели проникнуться нашими уроками экстремального чистописания ;) - есть солидная лётная книжка. Навык - само-собой. Так-что, не спешите. Полетайте на всём. Ещё есть Бич (хотя, дороговат для первоначалки), скоро придут Р-28 (етить эту погоду). По паре часов на каждом типе много финансов не отнимет. Поймёте что Ваше, а что нет. Да, боюсь, что С-172 до прихода новой техники будет сильно загружена. С мотопланерами ИМХО как-то посвободнее

Да там первые дни после этого перерыва такая очевидная неразбериха, что мне еще повезло! Я хоть что-то уловил. :)

Про свидетельство российское мне как раз и так все понятно. У семи нянек пилот с тремя бумажками. Меня интересует именно возможность потом конвертировать все полученные бумажки в американский или, скорее, канадский PPL. Т.е. мне не просто покататься и познакомиться с разными типами (денег на это не хватит). Мне надо набирать "правильный" налет, экономно расходуя время и финансы. До визита в Беркут-Морава я и не знал, что нужно об этом подумать. :) Так что считаю, что первый день в клубе прошел с пользой! :) Думаю, в выходные приеду и продолжу ко всем приставать. :)
 
Kwispel сказал(а):
Это, наверное, немецкая специфика. И что такое 2-местный рейтинг?
Переезжай через границу - у нас этих ограничений нет.
Насколько я знаю, в США и Канаде тоже нет этого и на Катанах учат вовсю.
Я пересдавал в прошлом году с голландского (национального) PPL на JAA PPL на Текнаме.

Попросил американских друзей уточнить про Димону и Катану. Если будет получен ответ - отчитаюсь.

И еще:
Большое СПАСИБО ВСЕМ ответившим! ;)
 
Антон сказал(а):
Boris Ts, с самолетами массой менее 750 кг есть тонкость: они могут иметь полноценный сертификат летной годности EASA, а могут его не иметь. В отношении обучения в странах JAA, если данная конкретная Katana такой сертификат имеет, то на ней можно учиться на настоящий JAA PPL (разумеется, сдавая все экзамены как положено). Возможно, что попавшаяся лично Вам Katana этого сертификата не имела, и соответственно, могла использоваться только для национального PPL.
А у Dimona, кстати, MTOW = 770 кг.

Формально получается, что как раз Dimona c максимальной взлетной массой 770 кг. имеет даже больше шансов быть зачтенной, чем Katana c 730 кг (цифры взяты из их РЛЭ).
 
LesoPatam, советую Катану. Цессны вообще не понимаю, меня крыло, перекрывающие обзор сторону в которую поворачиваешь бесит. Хотя это моё личное мнение относительно высокопланов. Ручка точно веселее и удобнее штурвала, особенно для маленького самолёта.
На счёт свидетельств. Если хотите сэкономить - советую сразу получать PPL в США. К примеру час на DA-20-C1 (с дв 125 л/с, по отношению к 80 катаны) стоит здесь $100/час, на сколько мне известно этим летом в Москве Катана стоили 5200 час. Налёт Вам конечно зачтут, но для получения полноценного свидетельства в США или Канаде Вам минимум (по закону) надо 3 часа с инсом для подготовки к лётному экзамену, реально часов 15, для освоения ВП, полётов по маршруту на другие аэродромы иид итп.
 
Реклама
MAKC сказал(а):
LesoPatam, советую Катану. Цессны вообще не понимаю, меня крыло, перекрывающие обзор сторону в которую поворачиваешь бесит. Хотя это моё личное мнение относительно высокопланов. Ручка точно веселее и удобнее штурвала, особенно для маленького самолёта.
На счёт свидетельств. Если хотите сэкономить - советую сразу получать PPL в США. К примеру час на DA-20-C1 (с дв 125 л/с, по отношению к 80 катаны) стоит здесь $100/час, на сколько мне известно этим летом в Москве Катана стоили 5200 час. Налёт Вам конечно зачтут, но для получения полноценного свидетельства в США или Канаде Вам минимум (по закону) надо 3 часа с инсом для подготовки к лётному экзамену, реально часов 15, для освоения ВП, полётов по маршруту на другие аэродромы иид итп.

МАКС, спасибо за инфу! Вы полностью подтведили что, что я узнал на канадском авиафоруме. Вкратце: Катану признаем, Димону не знаем и не видели. Переучиться с Катаны на Цессну проблем не составит, налет зачтут.

Получать PPL сразу в Канаде не могу, хотя и очевидно, что летный час там дешевле, выбор ЛА не сравнить с российским и т.п. Однако, сейчас я живу и работаю в Москве, и ехать учиться в Канаду сейчас не даст экономии (перелет и проживание на фоне отпуска за свой счет сводят ее на нет). А реальная возможность поехать в Канаду предвидится никак не раньше, чем через 2.5 года и не хочется терять времени. Тем более, что начальное обучение на родном языке все-таки легче воспринимается (правда криво переведенные на русский язык РЛЭ иногда пугают не на шутку... :) ).

Про дополнительные 15 часов при пересдаче на PPL - ну, нормально. На фоне всего остального не выглядит таким уж кошмаром. Да и есть в этом разумное зерно - надо (как минимум) освоить практический радиообмен. Ясно, что это требует некоторого напряга. Да и полеты по настоящему маршруту - не летать же по навыкам, полученным в MSFS. ;)

Про отличия ручек-штурвалов и высокопланов-низкопланов мне пока рано выпендриваться. ;)

В общем, выбор сделан однозначно в пользу Катаны. Буду выпрашивать себе именно ее. ;)
 
Назад