Том Сойер, на Як-52 экипаж использует спасательные парашюты С-4У.
Они обеспечивают следующие характеристики спасения:
-высота покидания при немедленном вводе в работу от 70 до 4000 метров, на скоростях от 120 до 400 км/ч;
-минимальную высоту покидания горизонтально летящего самолета 60 метров, при скорости 220 км/ч, также при немедленном вводе в работу;
Як летает пониже и потише серьезной реактивной техники, поэтому считать особо на нем некогда будет. В РЛЭ случаи когда экипаж должен покинуть самолет с парашютом расписаны. Это например отказ двигателя над местностью не обеспечивающей безопаснуй посадку, пожар, оказ управления, невыход самолета из штопора до высоты 1000 метров и т.д.
Также покидание делится на два основных вида. Первый, когда самолет управляется, второй когда нет.
При полетах экипажем из двух человек командир в первом случае подает команды: "Приготовиться к прыжку" и "прыжок", во втором случае просто "прыжок". Опишу кратенько действия летчика при покидании через левый борт.
По этой команде нужно одновременно убрать ноги с педалей и вытянув руки вперед в нижней части приборной доски левой рукой поставить переключатель магнето в положение "0", а правой выключить три тумблера "аккуммулятор", "зажигание", "генератор". Подняв руки вверх открыть фонарь делать это нужно двумя руками, чтобы избежать перекоса. Правая рука на кольцо привязных ремней и открывает его. Руки кладутся на переднюю часть фонаря и наклоняемся вперед, для того чтобы вытащить парашют из чашки. Поворачиваемся влево и пригибаясь ставим левую ногу в чашку сидения, а правую на борт. Отталкиваемся в сторону крыла перпендикулярно линии полета. (В сторону звезды на крыле).
Есть и другие способы покидания Яка. Самовыбрасывание и методом срыва.
Норматив на покидание через борт был 3 сек-"отлично", 5 сек-"хорошо", 7 сек - "удовлетворительно".
Вот как то так, без формул.