Взлет сходу или...

lion405

Старожил
Товарищи, помогите вспомнить..
В детстве каждый полет, как правило, начинался с того, что самолет занимал полосу, затем движки раскручивались и только после того, как их гул устанавливался на какой-то особой ноте отпускались тормоза и Ту5 начинал разбег. Сейчас привычнее взлет с ходу. Только вот самолеты другие стали. Крайний раз взлет с остановкой я ощущал на борту 735 (HEL, дождь, экипаж предупредил что "щас рванем"). Но полет не показательный - рейс в RIX, человек 10-15 загрузки и вряд-ли какой-то груз.
Вопрос собственно таков - ускорение, при прочих равных, больше в каком случае? (Лично мне интересно применительно к 735 и Ту5М.)
 
Реклама
lion405,
Ну вроде ответ, в вопросе, представьте самолет на тормозах, а у Вас за спиной (куча тяги)=сила толкающая в перед, и вот резко отпускаются тормоза…
 
ускорение зависит от сочетания режима работы двигателей и массы самолета... косвенно со способом выполнения взлета это может и связано... однако больше все-таки с режимом и массой. При остановке на исполнительном, наверное, резче чувствуется рост ускорения, потому что двигатели уже раскручены и при отпускании тормозов пинок под жпп ощущается.
 
Хе-хе! У нас ryanair когда улетает - кажется что они как только тягач отцепили - начинают разгоняться. Иной раз катится по рулёжке в начало взлётки и когда совершает 180 разворот - газует прямо в развороте, приятная соседка аж на меня завалилась с большими глазами. Может у них на хвосте следующий борт садился? Но на разгон ушло как у кукурузника - меньше половины полосы (Boeing 737-800)
 
Вопрос собственно таков - ускорение, при прочих равных, больше в каком случае? (Лично мне интересно применительно к 735 и Ту5М.)
Тоже помню такое. Ту5 стоит на исполнительном на тормозах, движки за это время выходят на взлетный, т.е. на момент отпускания тормозов создают максимальную тягу. Т.о. на начальном этапе разгона, ускорение будет больше, если бы взлет производился сходу, а значит и разбег более короткий.
 
А мне нравится, когда самолет стоит на исполнительном на тормозах, а потом резво срывается с места. :) Помню превый полет в сознательном возрасте на 737 (кажись, 500) люфтами. Я всё спрашивала до полета у знакомых - а как ощущения, а как взлет, а как ускорение, а что чувствуешь? (т.к. с детства всё забыла). И вот сидим мы в самолете, покатались чуть по полю - пока ехали на исполнительный, я всё думала - ну когда же оно начнется-то? Мы едем, а проводники нам ТБ рассказывают.... и тут заняли исполнительный. КВС попросил кабинный экипаж занять места и приготовиться к взлету. Стоим.... вдруг взревели двигатели и тут же самолет резво так начал разгон - вдавило в кресла... но ощущения были незабываемые - вот оно!!! НАЧАЛОСЬ!!! Классно было! Когда "сорвались" с места - не удержалась - говорю - ПОЕХАЛИ! :)
А вот на больших дальнемагистральных самолетах потом такого ощущения уже не было - хотя и стояли на исполнительном на тормозах перед разбегом.
Потом как-то летели Белавией опять же на 735-м... ну вот рулим себе, рулим... потом сделали очередной поворот и сразу, не останавливаясь, разгон. Нет, оно, конечно, плавно, всё хорошо, перегрузок моментальных нету, но.... не то! Не было, как бы сказать.... точки отсчета начала полета, чтоли... Ну и разгонялись подольше.
 
Спасибо за отклики.
Есть еще пара волнующих моментов...
1. В детстве я считал, что взлет с остановкой и разгоном движков для того, чтобы проверить их перед полетом. (тогда мне было 6-7 лет, т.ч. не смейтесь если бред) А на самом деле какова причина такой практики в том-же LED, где полосы всегда было достаточно для любой разрешенной массы Ту5-го...

2. Упомянутый взлет в HEL - лично я связал это с тем, что полоса мокрая и экипаж решил побыстрее набрать скорость, когда самолет (напомню, легкий - в HEL вроде не заправлялся, лететь 45 минут, загрузки считайте нет) уже управляется аэродинамикой, а не колесами. Такая версия вероятна?
 
Если полоса позволяет - очень часто производят взлёт сходу. В советские времена у нас, например, Як-40 взлетали не с точки исполнительного старта, а сразу как вырулят с РД, с середины ВПП.
 
Последнее редактирование:
На самом деле ответ на вопрос очень длинный, связанный с технологией работы экипажа, выполняемым процедурам, а также требованиям performance на покрытой осадками полосе (не мокрой, а именно contaminated), работой с силовой установкой с учетом ее газодинамической устойчивости, да наконец требованиями процедур конкретной компании и решения конкретного экипажа

Представьте что вы на мощной машине выезжаете на шоссе на малой скорости с узкой второстепенной дороги - можно ведь и до поворота начать разгоняться, но тогда есть шанс слететь в кювет, а можно начать давить газ когда машина уже наполовину повернула или спокойно выехать на дорогу и нажать на гашетку...... И это только часть :)
 
Не хочу особо вмешиваться, но по-моему в любой инструкции ЛЭ описана процедура выполнения взлета. Фактически, могу привести несколько примеров:
1. Взлет без остановки на исполнительном. Экипаж вечно куда-то спешащий получает добро занять исполнительный и с ходу (только тронулись с предварительного) зачитали карту на исполнительном (или новомодное слово chek) не притормаживая РУД на "номинал" далее взлетный и поехали. В пассажирской кабине полное ощущение плавности разгона, чемоданы и тележки по салону в хвост не двигаются.
2. Взлет с остановкой на исполнительном. Очень правильный экипаж, никуда не спешащий (все привыкший делать правильно) занимает исполнительный, останавливается (выровняв самолет по оси ВПП), читает карту, выводит движки на номинал (это не проба двигателя, ее если и делали то еще на предполетном, либо при запуске), отпускает (желательно плавно) тормоза и доводя режим до "вздетного" производит разгон и взлет.
3. Различные варианты и интерпритации обоих вышеописанных случаев (но правильным является второй).

Кроме того метод разгона очень сильно зависит и от длины ВПП, и от загрузки борта, и от - да много факторов может быть. Например, если короткая (ну почти "впритык") ВПП а загрузка близка к макс - то установив "номинал" не отпуская тормоза ставим "взлетный" и затем отпуская тормоз стартуем. Ступенька "номинал" предусмотрена для так называемой "технической загрузки" двигателя - посмотрели параметры, убедились в отсутствии забросов температуры, в симетричности оборотов и т.д. - затем со спокойной душой "взлетный".
 
Реклама
Спасибо.
Можно добить вас вопросами?
Расход топлива при этих двух способах. Насколько велика разница (на вышеозначенных типах - Ту5 и 735)?
 
2. Взлет с остановкой на исполнительном. Очень правильный экипаж, никуда не спешащий (все привыкший делать правильно) занимает исполнительный, останавливается (выровняв самолет по оси ВПП), читает карту, выводит движки на номинал (это не проба двигателя, ее если и делали то еще на предполетном, либо при запуске), отпускает (желательно плавно) тормоза и доводя режим до "вздетного" производит разгон и взлет.
Вспомнился случай в Магадане, однако еще был Советский Союз тогда...
На Ан-24 вырулили на исполнительный, поставились на тормоза и давай гонять движки. Врубается взлетный, проходит секунд 10, и снова на минимум, при этом самолет по прежнему на тормозах. Так продолжается несколько раз, минуты 2-3. Потом взлетный, тормоза отпускаем и пошел разбег, дальше без приключений. Что это было?
 
Эээ... простите, а что, тормоза могут удержать самолет (возьмем только 737 и ТУ5) с двигателями "на взлетном режиме" (как тут говорится) хотя бы на сухой и чистой полосе?

Кто-то из пилотов уже отвечал когда-то на этот вопрос. У меня отложилось, что разница в длине разбега получается совсем маленькая, в подавляющем большинстве случаев - совершенно не принципиальная. Выбор скорее связан с возможностью/необходимостью быстрее освободить полосу. Не часто в каком нибудь Франкфурте
правильный экипаж, никуда не спешащий (все привыкший делать правильно) занимает исполнительный, останавливается (выровняв самолет по оси ВПП), читает карту, выводит движки на номинал (это не проба двигателя, ее если и делали то еще на предполетном, либо при запуске), отпускает (желательно плавно) тормоза
 
Знаете, zloy, я прочитал сейчас Ваше сообщение и тоже стал "злым" :).

Вы берете смелость на этой ветке безапелляционно утверждать, что что-то является "правильным", а что-то "неправильным".

Прочитав Ваше послание, рядовой пассажир теперь будет в каждом рейсе отмечать "ага, этот экипаж неправильный, а этот - правильный".

А ведь самое зерно в Вашем послании - это его окончание. Методика взлета зависит от разных факторов. Например, более безопасно на скользких ВПП взлетать без удержания ВС на тормозах в процессе вывода режима. А вот на ограниченных ВПП придется самолет подержать.

Эээ... простите, а что, тормоза могут удержать самолет (возьмем только 737 и ТУ5) с двигателями "на взлетном режиме" (как тут говорится) хотя бы на сухой и чистой полосе?

Могут.

Вспомнился случай в Магадане, однако еще был Советский Союз тогда...
На Ан-24 вырулили на исполнительный, поставились на тормоза и давай гонять движки. Врубается взлетный, проходит секунд 10, и снова на минимум, при этом самолет по прежнему на тормозах. Так продолжается несколько раз, минуты 2-3. Потом взлетный, тормоза отпускаем и пошел разбег, дальше без приключений. Что это было?

Гонка двигателей в условиях низких температур, видимо.
 
Последнее редактирование:
Кто-то из пилотов уже отвечал когда-то на этот вопрос. У меня отложилось, что разница в длине разбега получается совсем маленькая, в подавляющем большинстве случаев - совершенно не принципиальная. Выбор скорее связан с возможностью/необходимостью быстрее освободить полосу. Не часто в каком нибудь Франкфурте

It depends.
Длинна разбега меняется незначительно, однако когда полоса действительно под расчетный предел, нужно использовать все доступное место.
Высоконагруженные порты как правило имеют специально сформированную зону старта, где обычно и выполняются все процедуры, время нахождения на ВПП при этом минимально.
Естественно, надо уважать коллег по профессии и выползя на полосу и зависнув там минут на 5 с целью именно на ВПП выполнить все необходимые действия - самый верный шанс снискать к себе много много любви и ласковых слов в свой адрес.

Помните анекдот:
У скажем так не гетеросексуального молодого человека спрашивают - Ваша самая заветная мечта
Тот: ну вот представьте, я футболист, играю в финале....я обвожу одного защитника, второго......... обыгрываю вратаря......пустые ворота ! Я бью изо всех сил и.......мимо !
И весь стадион встает и в один голос кричит "пи&^^&рас!!!!!!!"
А я стою и кланяюсь
 
denokan, а Вы, со высоты своего опыта не прокомментируете взлет в HEL? И с какой скорости на разбеге у 735 начинает работать аэродинамика?
 
лето было
выше +10

Тогда не знаю.

2 lion405

Так рядовой полет, видимо. Заняли исполнительный. Диспетчер не сразу разрешил взлет, возможно. Или же экипаж не был к немедленному взлету. Поэтому чуть постояли на ВПП, затем отпустили тормоза, увеличили режим и поехали.

Ускорение будет больше ессно, если самолет сначала имел скорость 0. Тяга при этой скорости будет максимальной.

Аэродинамика она всегда работает. Это наука. Эффективность аэродинамических поверхностей на малых скоростях будет низкая (из-за слабого обдува). Примерно с 40-60 узлов начинает эффективность повышаться.
 
Последнее редактирование:
Какой Вы, товарищ denokan, скользкий тип... :)
Можно последний раз попробую? Имея минимальный взлетный вес, залитую водой полосу лично Вы какой вариант предпочли бы?
 
Реклама
Естественно, вариант, когда взлет производится не с зажатых тормозов. То есть, сначала отпускаешь педали, потом увеличиваешь редко. А конкретно взлет без остановки на полосе это не прерогатива пилота. На это еще должна быть и воля диспетчера.
 
Назад