Як-3 - лучший истребитель 2-й мировой войны

Removed

Местный
В субботу слушал радио "Маяк".
Обсуждали истребители 2-й мировой войны. Среди прочих упоминали "Аэрокобру", так что речь шла не только об отечественных самолетах.
Прозвучала такая фраза: "Як-3" признан лучшим истребителем 2-й мировой войны."

Помнится, читал что-то подобное в детстве в книге Яковлева "Цель жизни".
Сейчас книги под руками нет, но я не уверен, что там есть правильная ссылка.
Вопрос такой - кем "Як-3" признан лучшим истребителем 2-й мировой войны?
(Это не загадка, я просто задаю вопрос).
 
Реклама
Самим А.С.Яковлевым, наверное.

Потому как на НГАЗ "СОКОЛ" аналогичную фразу всё время твердят про ЛА-5 Лавочкина.

А англичане про "СПИТФАЙР МК-12" вспоминают так же.

А немцы - про ФВ-190 Курта Танка.

Ну, а про американцев даже не буду вспоминать - у них все самолёты "самые лучшие" :D
 
Як-3 в действительности МОГ БЫТЬ "лучшим..." в некоторых, специфических условиях
точно так же, впрочем, как и FW 190 был "лучшим" далеко не всегда, и Spitfire, P-51, P-47...
только у последних "удачныые секторы" были намного шире, чем у Як-3
 
Именно про Як-3 читал как-то чоень меткое образное выражение кого-то из ветеранов-летчиков (возможно Покрышкин), "самолет - рапира, фехтовать можно, но драться предпочту саблей".

А признан лучшим - да, сами А.С. Яковлевым, кем же еще.. Хотя чаще политкорректно употреблятся "самый легкий" :)
 
Логичнее про Як услышать от Савицкого, думаю?

sss, ПМСМ, у тяжёлых истребителей возможностей для расширения секторов поболе. :) Я про 47, 51 и 190.

520, ПМСМ, в своём пренебрежении к Якам завод-21 сам немного "постарался" (я всё понимаю про обученность персонала в годы войны, но всё ж) — нередки были производственные поломки на Яках.
 
Экзот, Яки же не только на 21-м заводе делали. 153-й их тоже делал, а тут никакой тебе эвакуации, все стационарно, ну конечно люди ушли на фронт, но само производство не переезжее. Мой поконый ныне профессор по сопромату, в военные годы мастером на заводе работал, много чего рассказывал. С технологической точки зрения у Яков (он именно про них говрил) было несколько неприятных моментов, иногда трудно обеспечиваемых иногда почти из-за курьезов проявлявшихся.

Один из таких сюжетов - с наступлением весны пошел брак на фермах фюзеляжа. После первых облетов - шли трещины по сварным швам. Причем до этого полгода все было в норме. Примечательно, что брак - только в денвную смену. В воздухе запахло словами "саботаж и вредительство". Как вскоре выяснилось причина была банальной- с наступлением тепла в довольно жарком цехе оставляли на день открытымы ворота. Сквозняк делал свое черное дело, температурный режим остывания швов нарушился.

Ну а про проблемы с деревянным крылом и ненадежной обшивкойуже многкратно описаны.

Впрочем, в тех условиях, не только на Яках проявлялось все это. Просто у Яков конструктивного "запаса" стойкости к технологическим огрехам было чуть меньше.
 
vm, 21ый завод тоже не эвакуировали и, по-моему, даже толком не бомбили. Я писал сразу исключительно про персонал. И предположил исключительно про персонал 21го завода, а не про лётчиков-фронтовиков, писавших им рекламации.

Про сварку интересно. Ещё один полтинник в копилку противников "производства в открытом поле". Грешили ещё на качалки РВ.
 
Экзот, тот же покойный Иосиф Григорьевич неоднократно упоминал, что до Яков на заводе собирали И-16 и ЛаГГ, и ишачок был значительно более продуманным с точки зрения технологичености, причем не только в мелочах (кторые вылизываются естесвенным путем за годы производства) но и по крупному. Еще Колкер как-то расказывал, что при сняти ЛаГГа на заводе очень наделяись на запуск в серию И-185 (он проходил доводку тут же в Новосибирске) но не вышло..
 
А где я спорю? Ради бога. Я привёл просто ещё одно мнение в копилку людей, не хваливших "ЯКи". А Покрышкин, ЕМНИП, на них не воевал и его мнение именно в этом контексте, стоит невысоко.
 
Экзот, Покрышкин как раз на Яке тоже успел повоевать, эдак с полгода, в 16ГИАП (до того 55ИАП) в период с июня 1942-го. И сбитые на Яке унего имеются, под десяток где-то. Так что именно мнение Покрышкина особо ценно, как летчика, имевшего возможность сравнивать.
 
Реклама
Именно на Як-3? Разговор, грешным делом, про него. Хотя, как Вам угодно... :|
 
Экзот, Коенчно не Як-3, в 42-м-то. Принципиальной разницы между всей линейкой от Як-1 до Як-9 не было, все "родовые черты" оставались. Одни недостатки в версии сглаживались, другие усиливались.. То, что считал недостатком Покрышкин, говоря про рапиру - слабость вооружения, оставалось, за исключением разве что Як-9Т.
 
Як-9К, кажется вооружался только крупнокалиберной пушкой и более ничего нести был не в состоянии.
 
Экзот, я и говрю - исключения есть, но каждый раз в ущерб еще чему-то. Конструкция с малыми резервами, обычная плата за мнимизацию массы. Это самый 9К был,, мягко говоря, нелетуч даже по сравнению с 9Т и уж тем более с обычным Як-9.
 
Seagull_JL, 45(ЕМНИП) мм-вое орудие при условии попадания (даже одного) избавляет от необходимости нести что либо другое. :)

vm,
ущерб еще чему-то
Я думал, в авиации это единый для всех закон.
 
Экзот, закон-то единый, просто мера этого ущерба разная.

Прцитирую книжку Степнца, библию по Якам:


Из-за увеличения полетной массы максимальная скорость
Як-9К по сравнению с Як-9Т уменьшилась у земли - на 2...15
км/ч и на высоте 5000м - на 40...27 км/ч; время набора высо-
ты 5000 м увеличилось до 6,5 мин (на 1,0 мин); вертикальная
и горизонтальная маневренность и взлетно-посадочные свойства
также несколько ухудшились. По технике пилотирования Як-9К
практически ничем не отличался от Як-9Т и других самолетов
"Як", имеющих с ним одинаковую полетную массу.
Отдача пушки калибра 45 мм воздействовала на самолет
значительно больше, чем при калибре 37 мм. Чем больше была
скорость полета и угол пикирования, тем меньшее влияние на
самолет оказывала отдача. При стрельбе на скорости меньше
350 км/ч самолет резко разворачивался, а летчик при этом на
своем сидении совершал резкие движения вперед-назад. При-
цельная стрельба была возможна и эффективна на скоростях,
больших 350 км/ч, и при коротких очередях в 2-3 выстрела.
Большая сила отдачи пушки НС-45 оказывала существенное
влияние на конструкцию самолета, приводя к течи масла и воды
через различные уплотнения и трещины в трубопроводах, радиа-
торах и т.д.


И, как следствие Як-9Т, 9К и более поздний 9УТ с 45мм, строились очень небольшими сериями. Не для такого планера мощная пушка. Все это лишь подтверждает мнение Покрышкина о недостаочности вооружения Яков и сложности в решении этой проблемы, ка ки некторых других, также обусловленных конструкцией.
 
..Як-9К. Бомбы на ударных версиях...

Сереж, а ты ничего не путаешь. имхо Як с бомбовой нагрузкой имел литеру Б Як-9Б :rolleyes:

ПыСЫ И говоря про слабую воруженность не забывайте про Як-3П
( Масса секундного залпа у Як-ЗП - 3,52 кг/с; для сравнения: Me-109G-6 имел 2,74 кг/с, Me-110 - 2,85 кг/с, FW-190A-8 - 3,44 кг/с, "Спитфайр" IX - 3,10 кг/с, "Эрокобра" P-39Q-10 - 3,18 кг/с.)

Его правда лишь с натяжкой можно назвать самолетом второй мировой так как серийно стоиться начал токмо в апреле 45, ну так в апреле же - не в мае? :D Мож ён и счетается лучшим? Да, а мож он в боях с японьцами себя проявил?
 
vm,
мера этого ущерба разная.
Да кто ж спорит... Я и писал, что Як машина лёгкая.
Что ещё раз было подтверждено:
Не для такого планера мощная пушка
Ну, не пошёл в серию ни МиГ-5, ни ВИТ, ни другие аналоги, на какой то "платформе" нужно было экспериментировать.

Che, я это к тому, что полностью согласен, что вся линейка военных ЯКов скорее модификации, чем отдельные типы, потому и свалил ударную модиф. в общую кучу, демонстрируя, что, например, при работе по наземным целям ЯКи имели не только лёгкое (для самолёта) ствольное вооружение.
 
Реклама
Назад