Финноугровенгроведение — хорошо,
а нефинноугровенгроведение — плохо!
Ингерманландская поговорка.
Бытописательный очерк
Набережная Брюгге в Йошкар-Оле:
В IV квартале 2011 года посчастливилось проехаться сразу на трёх Яках: бугульминском, вологодском и череповецком. Як-40 — без преувеличения, мой самый любимый тип. Восторг от полёта на нём, на мой взгляд, уместно сравнить разве что с Ил-18 или Ми-2. Хотя мне приходилось прежде летать на данном типе — и притом на небанальных, всяких актюбинских и барнаульских бортах, и по небанальным направлениям — за последние годы не летал на нём давненько. И вот, наконец, звёзды так сложились, что удалось буквально за неделю обкатать несколько последних Яков.
Оговорюсь, что покатушки с целью «проехаться» на интересном типе я нахожу профанацией, и просто полёт ради самого полёта для меня неприемлем. Это постно и не по-гусарски. Мне всегда надобны несколько дней в пункте наначения/отправления для знакомства с местными красотами (иль красотками ) и проч.
На первое в этот раз был бугульминский Як на маршруте Йошкар-Ола — Домодедово.
РА2-013 сообщением Казань — Йошкар-Ола:
Вокзал. ст. Йошкар-Ола Горьковской ЖД:
Регионы с компактным проживанием финно-угорских народов представляют для меня особый интерес. Мне приходилось бывать и в ненецких чумах за Полярным кругом, и в родном доме скульпотра Эрьзи в эрзянском селе Баево, и в деревне Игакюла на острове Муху, на родине Ааду Хинта и Юхана Смуула. Мне интересны и бесермяне, и сету, и ижемский фольклор, и триолеты Кузебая Герда. Я люблю финно-угров всем своим сердцем, но, к большому сожалению, мало с кем могу разделить интерес к этой тематике.
Вместе с тем, в отличие, например, от безумно эмоционально близких мне удмуртов, коми-пермяков или мордвы, марийцы долгое время были где-то за пределами основного фокуса моих симпатий; и марийская культура всегда представлялась мне гораздо менее интересной, в силу её большей зависимости от тюркских компонентов.
Если, скажем, в аттестации удмуртов или коми-пермяков живущими по соседству с ними русскими всегда основными характеристиками были типичные для финно-угров застенчивость, доверчивость и простоватость, доброта, бескорыстие, спокойствие и сдержанность, то марийцы, компактно проживающие, например, на западе Свердловской обл., достаточно часто характеризуются соседями-русскими как замкнутые, недоверчивые, мстительные, злопамятные и даже «вредные». Совсем «непрофильная» аттестация для финно-угров, которых я люблю именно за доверчивость и доброту. Даже русские, пожившие бок о бок с финно-уграми несколько столетий — я имею в виду вятских — заметно отличаются именно своими «типично финно-угорскими» особенностями характера от, например, от воронежцев или уральцев, а тем более, сибиряков. Кто был в Удмуртии или Кировской обл., тот поймёт. Вятский край, в моём понимании, также неотделим от финно-угорского компонента, и рассматривать региональную субкультуру вятских вне контекста их контактов с финно-уграми не представляется возможным. Не рассматриваем же мы заонежан вне их связи с карелами?
Марийцы же мне всегда казались такими вот «неправильными» финно-уграми. Воинственные черемисы на фоне мирных вотяков.
Образчик потока марийского национального сознания:
Тем интересней было разрушить сложившийся у меня стереотип восприятия марийского этноса — за несколько дней, проведённых в Йошкар-Оле, марийцы стали мне много симпатичней. Любопытно и неожиданно было, гуляючи по улицам Йошкар-Олы, выхватывать взглядом из толпы лица случайных встречных дефчöнок, машинально и безошибочно определяя по внешности, кто из них русская, а кто марийка — как правило, по слегка скуластым лицам и близко посаженным глазам.
Йошкар-олинская улочка:
Привычная Йошкар-Ола:
Такой она была:
В Йошкар-Оле мы с моею спутницей однажды бывали вместе и раньше, и любопытно было посмотреть, как изменился город за последние годы. А изменился он кардинально. Если на рубеже первого и второго сроков нашего президента град сей запомнился, прежде всего, обилием в центре двухэтажных восьмиквартирных каркасно-засыпных домов послевоенной постройки, крашенных серо-голубою краской, то ныне китчевая застройка в венецианском стиле делает столицу Марий Эл вполне заслуживающей визита на выходные с целью просто «поглазеть». Даже равнодушные к финноугровенгроведению гуляки, не сомневаюсь, найдут в Царёвококшайске, чем себя занять на пару дней.
Набережная Брюгге:
Причём, относительно нынешних архитектурных излишеств Йошкар-Олы у нас с моей спутницей взгляды разошлись. Она, будучи художницей, заняла относительно местной эклектики последовательно непримиримую позицию: всё это вычурное провинциальное эпигонство. Я же, будучи в душе Поэтом, оправдывал здешнюю эклектику. Пускай сами архитектурные приёмы и стили, используемые в текущей застройке Йошкар-Олы, безусловно, вторичны, но в контексте ожидаемой и привычной нам застройки областных центров Нечерноземья такое безумное, на первый взгляд, вторжение кремлёвских башен и венецианского ренессанса, выглядит хоть и не органично, хоть и вызывающе, но оно неожиданно и, по крайней мере, не оставляет равнодушным, заставляет о себе говорить (ср. с недавно возведённым «Дворцом Земледельцев» в соседней Казани, который уже обсуждался в одной из тем этого раздела).
Застройка Йошкар-Олы. ХХI век.:
Строительство пешеходного моста:
Именно это несоответствие ожиданиям и порождает пусть несколько комический, но очень живой эффект, а если относиться к неоренессансным упражнениям местных зодчих с иронией (чаю, они и сами относятся с нею к своим изыскам), то йошкар-олинская набережная Брюгге, согласитесь, вылядит не более вызывающей, чем эклектичные особняки богатых купцов начала ХХ века. Чем тот же дом Перлова, например.
А башня с часами-курантами даже делает Йошкар-Олу вполне пригодной для романтической встречи Новаго года (!).
Куранты:
Посмотреть на куранты публика собирается каждый час. Пока не так много, как в Мюнхене, но всё же:
Порадовала и местная кухня. Основное черемисское национальное блюдо — подкогыльо (подкоголь). Аналог пельменей, отличающийся от них только размером и, как мне показалось, способом лепки. Начинки бывают разные. Мы дегустировали только вегетарианские варианты — с земляными яблоками и, вроде б, с творогом. Два предприятия йошкар-олинского общепита, предлагающих блюда марийской кухни, очень разнятся. Первое из них, «Подкогольная», спрятавшаяся в сталинской пятиэтажке за Театром им. Шкетана, стала настоящим открытием. Сверхколоритнейшее и атмосферное место, посещение которого иные из высказывавшихся в этом разделе пользователей назвали б, верно, и «экстремальным», и «авантюрным». :confused2:
Подлинно короленковский (если не гиляровский!) антураж, в коем равно присутствуют и робкие студенты, решившие в надежде на «продолжение банкета», угостить целку-первокурсницу пивом на отложенную от стипендии сотню, и сизые колдыри, зашедшие остограммиться с утреца. Интерьер, с изысками которого мог бы поспорить вокзальный буфет на станции Голышманово.Тут тебе и тугой запах хлорки в сортире, и бесхитростная солонка из пивной алюминиевой банки, и гнутыя вилки, и важная буфетчица с зычным басом за зарешёченной (!) стойкой. «В долг не обслуживаем!» (объявление на кассе).
- Мать, налей, трубы горят! Вечером отдам!
Вот где она, нонешняя Рассея, во всех ея «модернизации» и «инновационных технологиях». Подкоголь, надо сказать, готовят вкусно. Рекомендую. Пиво Йошкар-олинского пивзавода «Наше пиво» наличествует, но не являет собой чего-то из ряда вон. Стаканчики пластиковые, но гранёный выдают по просьбе.
Впрочем, уверен, если кто из читателей и доберётся в ближайшее время до Царёвококшайска, то зайдя в «Подкогольную», вряд ли захочет там остаться, решив, что это заведение не соответствует его социальному статусу. К сожалению, уже навязанные многим потребительские стереотипы рождают ту самую социальную разобщённость, в которой городской манагер среднего звена уже не считает деревенского рыбака своим соотечественником. Я не возьмусь ни осуждать такую позицию, ни морализировать на эту тему, но мне всегда интересней быть с простым народом. Если значительная часть моих соотечественников находит такой отдых приемлемым, отчего не взглянуть на него изнутри? Во всяком случае, я не нахожу в этом ничего ни недостойного для себя, ни удивительного, ни тем более, «экстремального» или «авантюрного».
В общем, решительно рекомендую всем йошкар-олинскую «Подкогольную». Экспириенса для. Там просто, демократично и очень искренно.
Навскидку, её можно сравнить с потрясающим безымянным подвалом-колдырней на Нижней Девической во Владимире (несколько лет назад там — за такой же, заметьте, зарешёченной стойкой! - разливали владимирское) со специфичнейшим контингентом, где посетители шепчут тебе, наклонившись к самому уху: «Слышь, брат, вон те двое в углу тебя вальнуть хотят, съ***вай потихоньку», а ты продолжаешь невозмутимо дегустировать владимирское, тихонько разглядывая наколки на руках соседей; да ещё с аутентичнейшим заведением «На дне» (в оригинале, вроде бы, «Bottoms Up») в самом сердце занзибарского Стоунтауна, неподалёку от центральной островной клинической больницы им. Ленина (она там действительно им. Ленина). За три вечера, что я там провёл, оттуда в ЦОКБ им. Ленина вынесли двоих с ножевыми и одного с тяжкими телесными. Это вам не гламурные лаунж-кафе для белых на берегу.
Если ж вы просто турист, а не Исследователь, то вам дорога на ул. Пролетарскую, 46, в кафе «Сандал». Тот же самый подкоголь, ничуть не менее вкусный, плюс ещё и команмелна - толстые марийские блинчики с разными припёками: гречневые, пшеничные, ещё какие-то, с полдюжины видов. Есть и невегетарианские нац. блюда, названия коих не вспомню. Продукции Йошкар-Олинского пивзавода не было вовсе. Пили вино. Вроде бы, даже — пущей финно-угорскости ради — венгерское.
Обстановка не ранит ничьих ожиданий: национальный антураж, персонал в народных костюмах, внимательное обслуживание. Помещение небольшое, мест на двадцать, быв. кв. На большом экране — отличный концерт местной эстрады с замечательными, по-сельски наивными песнями про лябовь, про детей, и даже про дембелей (!) на марийском-луговом. В Марий Эл, если вы не знали, два местных языка: марийский горный (в Горномарийском районе, это Козьмодемьянск) и марийский луговой — во всей остальной республике. Всё очень чисто, ново, отличная культурная публика. Приятно было, что молодёжь даже общается между собой по-марийски. Словом, тоже отличнейшее место. Тоже оченно его всем рекомендую. Единственный минус — нет местного пива. Нет вообще, ни в каком виде (сетевая продукция есть, но мы её не рассматриваем).
Для широты охвата советую посетить оба заведения.
Из местных сортов следует попробовать условно назовём его «Кирзаводское» - пиво, производимое то ли в районе Кирзавода, то ли даже на самом Кирзаводе. Оно даже как-то называется — как сейчас принято, на архаичный или прозападный манер — то ли «Старый Георг», то ли ещё как-то. Спрашивайте про пиво, которое варят на Кирзаводе и будет вам счастье. Во вском случае, мы про него узнали, просто споросив: «А какое тут у вас есть разливное?» у каких-то случайных чётких пацанчиков (в целом, кстати, город, в отличие от той же Перми, не сильно загопсован). Наличествует в маленьких продмагах без безналичной оплаты. Есть и ещё пара разливных сортов (в т. ч. нефильтрованных), производимых, вроде бы, на Хлебокомбинате. Есть в продаже в больших универсамах «Гурман». Называется тоже как-то безлико-прозападно, не запомнил. И кирзаводское, и хлебокомбинатовское попробовать стоит. Продукция Йошкар-олинского пивзавода «Наше пиво» - на последнем месте. Есть и какой-то местный крепкий алкоголь, но к нему я равнодушен.
Непременно попробуйте сорта сыра местных производителей. Мы продегустировали только один из них, на манер адыгейского, т. к. большинство были с сычужным ферментом животного происхождения. Маслосырзаводов в окрестностях несколько. И сыр, и сливочное масло местные очень понравились.
Застройка ул. Успенская (быв. Вашская):
Набережная, фасады:
Памятник Нате Бабушкиной:
Меня всегда восхищают «местно чтимые» городские герои, вроде Тани Бибиной в Саранске, Тани Барамзиной и Нади Курченко в Глазове, или Коли Мяготина в Кургане. Ната Бабушкина — костромская парашютистка, погибшая в 21-летнем возрасте в результате несчастного случая на праздновании 15-летия Марийской АО летом 1936 года (Марийской АССР до сталинской Конституции 1936 года в природе не было). Больница, в которой она умерла после неудачного прыжка, находилась на месте кинотеатра «Эрвий», как раз возле сквера, где сейчас стоит памятник. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища, кстати.
Надпись на памятнике. На самом деле, тов. Бабушкина умерла 27 июня 1936 года, через три дня после полученных 24 июня травм:
Кинотеатр «Эрвий»:
В тоже время, «памятник» «Йошкин кот», развесивший яйца напротив главного корпуса Марийского Госуниверситета — типичая постсоветская пошлость и вульгарщина, на потребу самому низкому обывательскому вкусу. Ну, разумеется, в противовес памятникам советской эпохи, с филистерской точки зрения, перегруженным смысловой и идейной нагрузкой, теперь принято ставить что-нть приземлённо-натуралистическое, либо безыдейное, легкомысленное и скабрёзное. Фу. Даже снимка не заслуживает. Овеществлённая пошлость.
Спасской башни республиканским властям показалось мало. Посему, в целях укрепления патриотических чувств, был ни много, ни мало... раз — и возрождён в натуральную величину царёвококшайский кремль. Внутри — сквер/газон и палатки импровизированной сельскохозяйственной ярмарки, реализующей продукцию пищевой промышленности РМЭ:
МОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»:
Памятник Чавайну:
Бульвар Чавайна:
Конструктивистское здание главного корпуса МарГУ с живым ещё гербом РСФСР на фасаде:
Ордена Ленина Марийский машиностроительный завод:
В перспективе ул. Палантая (под аркой) — здание Республиканской библиотеки:
Республиканская библиотека. Очаровательный в своём сдержанном изяществе пример сталинской аритектуры:
Фотографировать в автономных республиках вывески на национальных языках давно уже стало общим местом, равно как и я, должно быть, не первый, кто сначала машинально прочитал: «Пушкин умер»:
Парковый мост:
Эффектная колоннада театра им. Шкетана:
Само здание театра построено по типовому проекту. Навскидку, из того, что вспомнил, полностью идентичное здание — в Калуге (Областной театр им. А. В. Луначарского), с некоторыми изменениями — в Нижнем Тагиле (Драматический театр им. Д. Н, Мамина-Сибиряка) и Кемерово (Областной театр драмы им. А. В. Луначарского). Но типовое — не значит унылое. Согласитесь, проект весьма удачен. Здание выглядит масштабно и даже празднично:
Вечерний город:
Очень порадовал в Йошкар-Оле общественный транспорт. Троллейбусы ходят допоздна и не вытеснены гнойными маршрутками. Достойно.
Йошкар-олинский троллейбус:
Другая, гораздо более нестандартная транспортная достопримечательность Йошкар-Олы — железнодорожная линия МО РФ Дубки — Лесная. Одна из редких ведомственных веток, сохранивших регулярное пассажирское движение. Поезд со ст. Дубки уходит дважды в сутки, но мало кто из горожан, не имеющих отношения к министерству обороны, знает о нём. Во всяком случае, таксист, который вёз нас по ночно-утреннему городу к первому поезду, об этом поезде слыхом не слыхивал. Пришлось во тьме идти до станции около четверти часа через лес, по-суворовски. Идущие в попутном направлении люди в погонах не дадут сбиться с курса.
На ст. Дубки. Обратите внимание на высокую платформу. Она единственная в РМЭ:
На вагонах эмблема РЖД и номера Горьковской ЖД:
Везь поезд состоит из пары ЦМВ под ТЭМ2. В одном из плацкартников — нечто вроде «штаба»: половина вагона отделена дверью, в купе за которой восседают за столом проводницы. В «штабе», как и подобает, висит политико-административная карта Российской Федерации и, вроде бы, даже есть кипяток.
Вокзал ст. Дубки:
На ст. Лесная. Высадка пассажиров:
Вокзал ст. Лесная:
Уже в Дубках хватоаппарат, как и полагается, вызывает повышенное внимание. Вот уже спешит товарищ прапорщик: «Ваши документы!» И на Лесной бойцы не теряют бдительности: «Здесь нельзя фотографировать!» За Родину можно быть спокойным.
В один из вечеров в Йошкар-Оле случайно, словно по какому-то мистическому совпадению, увидели по одному из телеканалов художественный фильм «Повесть о первой любви» (1957). Это единственная кинолента, к которой марийский композитор А. Я. Эшпай не только написал музыку, но и сам снялся в одном из эпизодов.
Андрей Эшпай играет на пианино (кадр из х/ф «Повесть о первой любви»). Здесь композитору 32 года:
а нефинноугровенгроведение — плохо!
Ингерманландская поговорка.
Бытописательный очерк
Набережная Брюгге в Йошкар-Оле:
В IV квартале 2011 года посчастливилось проехаться сразу на трёх Яках: бугульминском, вологодском и череповецком. Як-40 — без преувеличения, мой самый любимый тип. Восторг от полёта на нём, на мой взгляд, уместно сравнить разве что с Ил-18 или Ми-2. Хотя мне приходилось прежде летать на данном типе — и притом на небанальных, всяких актюбинских и барнаульских бортах, и по небанальным направлениям — за последние годы не летал на нём давненько. И вот, наконец, звёзды так сложились, что удалось буквально за неделю обкатать несколько последних Яков.
Оговорюсь, что покатушки с целью «проехаться» на интересном типе я нахожу профанацией, и просто полёт ради самого полёта для меня неприемлем. Это постно и не по-гусарски. Мне всегда надобны несколько дней в пункте наначения/отправления для знакомства с местными красотами (иль красотками ) и проч.
На первое в этот раз был бугульминский Як на маршруте Йошкар-Ола — Домодедово.
РА2-013 сообщением Казань — Йошкар-Ола:
Вокзал. ст. Йошкар-Ола Горьковской ЖД:
Регионы с компактным проживанием финно-угорских народов представляют для меня особый интерес. Мне приходилось бывать и в ненецких чумах за Полярным кругом, и в родном доме скульпотра Эрьзи в эрзянском селе Баево, и в деревне Игакюла на острове Муху, на родине Ааду Хинта и Юхана Смуула. Мне интересны и бесермяне, и сету, и ижемский фольклор, и триолеты Кузебая Герда. Я люблю финно-угров всем своим сердцем, но, к большому сожалению, мало с кем могу разделить интерес к этой тематике.
Вместе с тем, в отличие, например, от безумно эмоционально близких мне удмуртов, коми-пермяков или мордвы, марийцы долгое время были где-то за пределами основного фокуса моих симпатий; и марийская культура всегда представлялась мне гораздо менее интересной, в силу её большей зависимости от тюркских компонентов.
Если, скажем, в аттестации удмуртов или коми-пермяков живущими по соседству с ними русскими всегда основными характеристиками были типичные для финно-угров застенчивость, доверчивость и простоватость, доброта, бескорыстие, спокойствие и сдержанность, то марийцы, компактно проживающие, например, на западе Свердловской обл., достаточно часто характеризуются соседями-русскими как замкнутые, недоверчивые, мстительные, злопамятные и даже «вредные». Совсем «непрофильная» аттестация для финно-угров, которых я люблю именно за доверчивость и доброту. Даже русские, пожившие бок о бок с финно-уграми несколько столетий — я имею в виду вятских — заметно отличаются именно своими «типично финно-угорскими» особенностями характера от, например, от воронежцев или уральцев, а тем более, сибиряков. Кто был в Удмуртии или Кировской обл., тот поймёт. Вятский край, в моём понимании, также неотделим от финно-угорского компонента, и рассматривать региональную субкультуру вятских вне контекста их контактов с финно-уграми не представляется возможным. Не рассматриваем же мы заонежан вне их связи с карелами?
Марийцы же мне всегда казались такими вот «неправильными» финно-уграми. Воинственные черемисы на фоне мирных вотяков.
Образчик потока марийского национального сознания:
Тем интересней было разрушить сложившийся у меня стереотип восприятия марийского этноса — за несколько дней, проведённых в Йошкар-Оле, марийцы стали мне много симпатичней. Любопытно и неожиданно было, гуляючи по улицам Йошкар-Олы, выхватывать взглядом из толпы лица случайных встречных дефчöнок, машинально и безошибочно определяя по внешности, кто из них русская, а кто марийка — как правило, по слегка скуластым лицам и близко посаженным глазам.
Йошкар-олинская улочка:
Привычная Йошкар-Ола:
Такой она была:
В Йошкар-Оле мы с моею спутницей однажды бывали вместе и раньше, и любопытно было посмотреть, как изменился город за последние годы. А изменился он кардинально. Если на рубеже первого и второго сроков нашего президента град сей запомнился, прежде всего, обилием в центре двухэтажных восьмиквартирных каркасно-засыпных домов послевоенной постройки, крашенных серо-голубою краской, то ныне китчевая застройка в венецианском стиле делает столицу Марий Эл вполне заслуживающей визита на выходные с целью просто «поглазеть». Даже равнодушные к финноугровенгроведению гуляки, не сомневаюсь, найдут в Царёвококшайске, чем себя занять на пару дней.
Набережная Брюгге:
Причём, относительно нынешних архитектурных излишеств Йошкар-Олы у нас с моей спутницей взгляды разошлись. Она, будучи художницей, заняла относительно местной эклектики последовательно непримиримую позицию: всё это вычурное провинциальное эпигонство. Я же, будучи в душе Поэтом, оправдывал здешнюю эклектику. Пускай сами архитектурные приёмы и стили, используемые в текущей застройке Йошкар-Олы, безусловно, вторичны, но в контексте ожидаемой и привычной нам застройки областных центров Нечерноземья такое безумное, на первый взгляд, вторжение кремлёвских башен и венецианского ренессанса, выглядит хоть и не органично, хоть и вызывающе, но оно неожиданно и, по крайней мере, не оставляет равнодушным, заставляет о себе говорить (ср. с недавно возведённым «Дворцом Земледельцев» в соседней Казани, который уже обсуждался в одной из тем этого раздела).
Застройка Йошкар-Олы. ХХI век.:
Строительство пешеходного моста:
Именно это несоответствие ожиданиям и порождает пусть несколько комический, но очень живой эффект, а если относиться к неоренессансным упражнениям местных зодчих с иронией (чаю, они и сами относятся с нею к своим изыскам), то йошкар-олинская набережная Брюгге, согласитесь, вылядит не более вызывающей, чем эклектичные особняки богатых купцов начала ХХ века. Чем тот же дом Перлова, например.
А башня с часами-курантами даже делает Йошкар-Олу вполне пригодной для романтической встречи Новаго года (!).
Куранты:
Посмотреть на куранты публика собирается каждый час. Пока не так много, как в Мюнхене, но всё же:
Порадовала и местная кухня. Основное черемисское национальное блюдо — подкогыльо (подкоголь). Аналог пельменей, отличающийся от них только размером и, как мне показалось, способом лепки. Начинки бывают разные. Мы дегустировали только вегетарианские варианты — с земляными яблоками и, вроде б, с творогом. Два предприятия йошкар-олинского общепита, предлагающих блюда марийской кухни, очень разнятся. Первое из них, «Подкогольная», спрятавшаяся в сталинской пятиэтажке за Театром им. Шкетана, стала настоящим открытием. Сверхколоритнейшее и атмосферное место, посещение которого иные из высказывавшихся в этом разделе пользователей назвали б, верно, и «экстремальным», и «авантюрным». :confused2:
Подлинно короленковский (если не гиляровский!) антураж, в коем равно присутствуют и робкие студенты, решившие в надежде на «продолжение банкета», угостить целку-первокурсницу пивом на отложенную от стипендии сотню, и сизые колдыри, зашедшие остограммиться с утреца. Интерьер, с изысками которого мог бы поспорить вокзальный буфет на станции Голышманово.Тут тебе и тугой запах хлорки в сортире, и бесхитростная солонка из пивной алюминиевой банки, и гнутыя вилки, и важная буфетчица с зычным басом за зарешёченной (!) стойкой. «В долг не обслуживаем!» (объявление на кассе).
- Мать, налей, трубы горят! Вечером отдам!
Вот где она, нонешняя Рассея, во всех ея «модернизации» и «инновационных технологиях». Подкоголь, надо сказать, готовят вкусно. Рекомендую. Пиво Йошкар-олинского пивзавода «Наше пиво» наличествует, но не являет собой чего-то из ряда вон. Стаканчики пластиковые, но гранёный выдают по просьбе.
Впрочем, уверен, если кто из читателей и доберётся в ближайшее время до Царёвококшайска, то зайдя в «Подкогольную», вряд ли захочет там остаться, решив, что это заведение не соответствует его социальному статусу. К сожалению, уже навязанные многим потребительские стереотипы рождают ту самую социальную разобщённость, в которой городской манагер среднего звена уже не считает деревенского рыбака своим соотечественником. Я не возьмусь ни осуждать такую позицию, ни морализировать на эту тему, но мне всегда интересней быть с простым народом. Если значительная часть моих соотечественников находит такой отдых приемлемым, отчего не взглянуть на него изнутри? Во всяком случае, я не нахожу в этом ничего ни недостойного для себя, ни удивительного, ни тем более, «экстремального» или «авантюрного».
В общем, решительно рекомендую всем йошкар-олинскую «Подкогольную». Экспириенса для. Там просто, демократично и очень искренно.
Навскидку, её можно сравнить с потрясающим безымянным подвалом-колдырней на Нижней Девической во Владимире (несколько лет назад там — за такой же, заметьте, зарешёченной стойкой! - разливали владимирское) со специфичнейшим контингентом, где посетители шепчут тебе, наклонившись к самому уху: «Слышь, брат, вон те двое в углу тебя вальнуть хотят, съ***вай потихоньку», а ты продолжаешь невозмутимо дегустировать владимирское, тихонько разглядывая наколки на руках соседей; да ещё с аутентичнейшим заведением «На дне» (в оригинале, вроде бы, «Bottoms Up») в самом сердце занзибарского Стоунтауна, неподалёку от центральной островной клинической больницы им. Ленина (она там действительно им. Ленина). За три вечера, что я там провёл, оттуда в ЦОКБ им. Ленина вынесли двоих с ножевыми и одного с тяжкими телесными. Это вам не гламурные лаунж-кафе для белых на берегу.
Если ж вы просто турист, а не Исследователь, то вам дорога на ул. Пролетарскую, 46, в кафе «Сандал». Тот же самый подкоголь, ничуть не менее вкусный, плюс ещё и команмелна - толстые марийские блинчики с разными припёками: гречневые, пшеничные, ещё какие-то, с полдюжины видов. Есть и невегетарианские нац. блюда, названия коих не вспомню. Продукции Йошкар-Олинского пивзавода не было вовсе. Пили вино. Вроде бы, даже — пущей финно-угорскости ради — венгерское.
Обстановка не ранит ничьих ожиданий: национальный антураж, персонал в народных костюмах, внимательное обслуживание. Помещение небольшое, мест на двадцать, быв. кв. На большом экране — отличный концерт местной эстрады с замечательными, по-сельски наивными песнями про лябовь, про детей, и даже про дембелей (!) на марийском-луговом. В Марий Эл, если вы не знали, два местных языка: марийский горный (в Горномарийском районе, это Козьмодемьянск) и марийский луговой — во всей остальной республике. Всё очень чисто, ново, отличная культурная публика. Приятно было, что молодёжь даже общается между собой по-марийски. Словом, тоже отличнейшее место. Тоже оченно его всем рекомендую. Единственный минус — нет местного пива. Нет вообще, ни в каком виде (сетевая продукция есть, но мы её не рассматриваем).
Для широты охвата советую посетить оба заведения.
Из местных сортов следует попробовать условно назовём его «Кирзаводское» - пиво, производимое то ли в районе Кирзавода, то ли даже на самом Кирзаводе. Оно даже как-то называется — как сейчас принято, на архаичный или прозападный манер — то ли «Старый Георг», то ли ещё как-то. Спрашивайте про пиво, которое варят на Кирзаводе и будет вам счастье. Во вском случае, мы про него узнали, просто споросив: «А какое тут у вас есть разливное?» у каких-то случайных чётких пацанчиков (в целом, кстати, город, в отличие от той же Перми, не сильно загопсован). Наличествует в маленьких продмагах без безналичной оплаты. Есть и ещё пара разливных сортов (в т. ч. нефильтрованных), производимых, вроде бы, на Хлебокомбинате. Есть в продаже в больших универсамах «Гурман». Называется тоже как-то безлико-прозападно, не запомнил. И кирзаводское, и хлебокомбинатовское попробовать стоит. Продукция Йошкар-олинского пивзавода «Наше пиво» - на последнем месте. Есть и какой-то местный крепкий алкоголь, но к нему я равнодушен.
Непременно попробуйте сорта сыра местных производителей. Мы продегустировали только один из них, на манер адыгейского, т. к. большинство были с сычужным ферментом животного происхождения. Маслосырзаводов в окрестностях несколько. И сыр, и сливочное масло местные очень понравились.
Застройка ул. Успенская (быв. Вашская):
Набережная, фасады:
Памятник Нате Бабушкиной:
Меня всегда восхищают «местно чтимые» городские герои, вроде Тани Бибиной в Саранске, Тани Барамзиной и Нади Курченко в Глазове, или Коли Мяготина в Кургане. Ната Бабушкина — костромская парашютистка, погибшая в 21-летнем возрасте в результате несчастного случая на праздновании 15-летия Марийской АО летом 1936 года (Марийской АССР до сталинской Конституции 1936 года в природе не было). Больница, в которой она умерла после неудачного прыжка, находилась на месте кинотеатра «Эрвий», как раз возле сквера, где сейчас стоит памятник. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища, кстати.
Надпись на памятнике. На самом деле, тов. Бабушкина умерла 27 июня 1936 года, через три дня после полученных 24 июня травм:
Кинотеатр «Эрвий»:
В тоже время, «памятник» «Йошкин кот», развесивший яйца напротив главного корпуса Марийского Госуниверситета — типичая постсоветская пошлость и вульгарщина, на потребу самому низкому обывательскому вкусу. Ну, разумеется, в противовес памятникам советской эпохи, с филистерской точки зрения, перегруженным смысловой и идейной нагрузкой, теперь принято ставить что-нть приземлённо-натуралистическое, либо безыдейное, легкомысленное и скабрёзное. Фу. Даже снимка не заслуживает. Овеществлённая пошлость.
Спасской башни республиканским властям показалось мало. Посему, в целях укрепления патриотических чувств, был ни много, ни мало... раз — и возрождён в натуральную величину царёвококшайский кремль. Внутри — сквер/газон и палатки импровизированной сельскохозяйственной ярмарки, реализующей продукцию пищевой промышленности РМЭ:
МОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»:
Памятник Чавайну:
Бульвар Чавайна:
Конструктивистское здание главного корпуса МарГУ с живым ещё гербом РСФСР на фасаде:
Ордена Ленина Марийский машиностроительный завод:
В перспективе ул. Палантая (под аркой) — здание Республиканской библиотеки:
Республиканская библиотека. Очаровательный в своём сдержанном изяществе пример сталинской аритектуры:
Фотографировать в автономных республиках вывески на национальных языках давно уже стало общим местом, равно как и я, должно быть, не первый, кто сначала машинально прочитал: «Пушкин умер»:
Парковый мост:
Эффектная колоннада театра им. Шкетана:
Само здание театра построено по типовому проекту. Навскидку, из того, что вспомнил, полностью идентичное здание — в Калуге (Областной театр им. А. В. Луначарского), с некоторыми изменениями — в Нижнем Тагиле (Драматический театр им. Д. Н, Мамина-Сибиряка) и Кемерово (Областной театр драмы им. А. В. Луначарского). Но типовое — не значит унылое. Согласитесь, проект весьма удачен. Здание выглядит масштабно и даже празднично:
Вечерний город:
Очень порадовал в Йошкар-Оле общественный транспорт. Троллейбусы ходят допоздна и не вытеснены гнойными маршрутками. Достойно.
Йошкар-олинский троллейбус:
Другая, гораздо более нестандартная транспортная достопримечательность Йошкар-Олы — железнодорожная линия МО РФ Дубки — Лесная. Одна из редких ведомственных веток, сохранивших регулярное пассажирское движение. Поезд со ст. Дубки уходит дважды в сутки, но мало кто из горожан, не имеющих отношения к министерству обороны, знает о нём. Во всяком случае, таксист, который вёз нас по ночно-утреннему городу к первому поезду, об этом поезде слыхом не слыхивал. Пришлось во тьме идти до станции около четверти часа через лес, по-суворовски. Идущие в попутном направлении люди в погонах не дадут сбиться с курса.
На ст. Дубки. Обратите внимание на высокую платформу. Она единственная в РМЭ:
На вагонах эмблема РЖД и номера Горьковской ЖД:
Везь поезд состоит из пары ЦМВ под ТЭМ2. В одном из плацкартников — нечто вроде «штаба»: половина вагона отделена дверью, в купе за которой восседают за столом проводницы. В «штабе», как и подобает, висит политико-административная карта Российской Федерации и, вроде бы, даже есть кипяток.
Вокзал ст. Дубки:
На ст. Лесная. Высадка пассажиров:
Вокзал ст. Лесная:
Уже в Дубках хватоаппарат, как и полагается, вызывает повышенное внимание. Вот уже спешит товарищ прапорщик: «Ваши документы!» И на Лесной бойцы не теряют бдительности: «Здесь нельзя фотографировать!» За Родину можно быть спокойным.
В один из вечеров в Йошкар-Оле случайно, словно по какому-то мистическому совпадению, увидели по одному из телеканалов художественный фильм «Повесть о первой любви» (1957). Это единственная кинолента, к которой марийский композитор А. Я. Эшпай не только написал музыку, но и сам снялся в одном из эпизодов.
Андрей Эшпай играет на пианино (кадр из х/ф «Повесть о первой любви»). Здесь композитору 32 года: