Загадка про Апполо

    mErLin

    RA-1103G
    Вопрос знатокам - назовите автомобильную запчасть, которая ломалась в 2х крайних лунных экспедициях подряд, что причиняло астронавтам заметные неудобства. Где эта деталь находилась. Подсказка - слово авиационное :D
     

    vm

    фрапессор
    Крыло :) В смысле крылья колес. Неудобства от тотго что вся пыль летела на ездоков. Однажды поборолись прицепив на место сломавшегося крыла какую-то карту кажется..
     

    mErLin

    RA-1103G
    Тады новая загадка. В каком из полётов Аполло человеческий фактор проявил себя так ярко, что один из участников полёта даже остался без внеочередного звания. (назвать хотя-бы 3 ляпа). И кто из участников программы от такой ситуации больше всех выиграл?
     

    vm

    фрапессор
    mErLin, именно знал, в смысле - помнил как занимательный факт :)
     

    Aziatovich

    Изобретатель велосипедов
    И чего? От того, что пыль летела из-под колес лунного электромобильчика, бедным астронавтам было трудно ДЫШАТЬ? :D
     

    mErLin

    RA-1103G
    Aziatovich,
    почти в дырочку! :D
    Никогда не опрокидывал на себя ксероксный порошок? Значит тебе сильно повезло в этой жизни :D Лунная пыль была примерно такой-же консистенции, липла на белые скафандры и значительно ухудшала их тепловой режим. Астронавты начали перегреваться. Представляешь себе потного вонючего мужика в герметичном скафандре :D
     

    vm

    фрапессор
    mErLin, про ляпы в полете и человеческий фактор, видимо имеется ввиду Аполло-16, экипаж кторого "расслабился": они потеряли герметичный контенер для керна, оборвали кабель от блока телеметрии, чем сорвали один из экспериментов, уронили контейнер с приборами в кратер, чем доканали приборы до неработоспособности. За все это Янг лишился контр-адмиральского звания.

    Выгоду от этого получили "штатские" астронавты, точнее штатский - на Аполло-17 вместо полковника Ингла полетел профессиональный геолог Шмитт.
     

    mErLin

    RA-1103G
    vm, торт птичье молоко! Вынужден посыпать голову лунной пылью и признать, что уроки истории Вы, сударь, в школе не прогуливали :D
     

    Aziatovich

    Изобретатель велосипедов
    mErLin,
    Представляешь себе потного вонючего мужика в герметичном скафандре
    :D
    Что-то Лемм вспомнился - про страшную проблему - невозможность почесаться в скафандре. Девайсы типа "чесало чесальное со сменными чесалами" помогали плохо.
     

    vm

    фрапессор
    mErLin, именно уроки истории в школе и, особенно в институте, я их успешно прогуливал, читая вместо этого "непрограммные" книжки, в том числе и про антисоветскую космонавтику :) Просто со временем вошло в привычку собирать в памяти, а нынче и в архивах, всевозможные истории из инженрено-технической жизни. И по работе помогает и студентам можно всегда "байку к случаю" рассказать.

    При выпуске из школы четверки у меня были только по истории (зато четыре штуки сразу) а после института у меня осталось странное ощущение - предмет "Научный коммунизм" был, об этом запись во вкладыше к диплому есть, гос. экзамен, судя по этой бумаге я сдал на отлично, но ни единого штриха в памяти о предмете и курсе нету - даже не могу сказать проподаватель был мужчиной или женщиной :D
     

    vm

    фрапессор
    Aziatovich сказал(а):
    mErLin,
    Представляешь себе потного вонючего мужика в герметичном скафандре
    :D
    Что-то Лемм вспомнился - про страшную проблему - невозможность почесаться в скафандре. Девайсы типа "чесало чесальное со сменными чесалами" помогали плохо.

    И представлять не нужно. :) ЗУР комплекса С-75, как известно были жидкостными и в обящзанности стртовиков входил их заправка. Так как компоненты изрядно токсичны предусмотрен специальный герметичный костюм (куда круче ОЗК), так вот работать в нем летом - мать честная!!!! После заправки трех ракет мы выливали пот из сапог если не ведрами, то ковшиками точно.. И чешестя все - тоже страшно неприятно, особенно если чешется нос. :D
     

    Экзот

    Элефантерия
    Выгоду от этого получили "штатские" астронавты, точнее штатский - на Аполло-17 вместо полковника Ингла полетел профессиональный геолог Шмитт.
    Сразу можно было об этом подумать. :mad:
    Меня всегда изумлённо бесила упёртость отряда космонавтов в лётчиков ВВС. Из трёх членов - только один не летун. Понятно, что космонавтика сильно завязана на военные программы, но неужели военспецов мало??
     

    vm

    фрапессор
    Экзот, Что было то было, ВВС оккупировли космос изначально и надолго. Американцы были чуть менее упертые, у них летали хотя бы летчики-испытатели с солидным опытом работы а не зеленые старлеи как у нас поначалу. А в целом - все именно так, можно еще вспомнить длительную "войну" Феоктистова с Каманиным за то, чтобы отправить туда инженера. С лунной же программой- просто полный абсурд, геологов туда надо было со второй экспедиции отправлять, такой шанс по сути упущен..
     

    Экзот

    Элефантерия
    у них летали хотя бы летчики-испытатели с солидным опытом работы а не зеленые старлеи как у нас поначалу
    ...ибо не фиг. Опыт лётчика-испытателя на "корабле-спутнике", имеющего принципиально другое упр-ние и философию нужен только в части привычности к перегрузкам, а то и вообще вреден - всё там другое. "Зелёный" старлей получит новый опыт быстрее закоренелого "атмосферного" профи.

    Пошли бы ВКС - дело другое. На "шаттлах", "Спиралях" и "байкалах" опыт лётчиков нужен. На "Востоках"-"Союзах" и "Меркуриях"-"Аполло" - нет.
     

    vm

    фрапессор
    Экзот, дело в том, что первые американские "корабли-спутники" принципиально отличались от наших очень малой степеню автоматизации и большой долей ручного управления. Трудно представить из какой еще професси нужно было выбирать астронавтов для меркурия и джемини - нужны злоровые, тренированные к перегрузкам, технически подготовленные, умеющие хорошо координорвать себя и пепелац в пространстве, хладнокровные в быстроменяющейся обстановке, имеющие опыт работы в такой обстановке итд итп.

    Причина тому простая, носители у американцев были послабее и "автоматика" уже не влезала по весу. Наши же Востоки все делали за космонавта. Первые девять космонавтов кораблями по сути и не управляли. Этот опыт, хоть и вынужжденно аварийно, использовали только Беляев с Леоновым.
     

    Экзот

    Элефантерия
    дело в том, что первые американские "корабли-спутники" принципиально отличались от наших очень малой степеню автоматизации и большой долей ручного управления. Трудно представить из какой еще професси нужно было выбирать астронавтов для меркурия и джемини
    Не надо подменять понятия. "Мерки" и "Джеми" - не более чем пробные камни - не могло уже тогда не быть прицела на повышение автоматизации КК.
    нужны злоровые, тренированные к перегрузкам, технически подготовленные, умеющие хорошо координорвать себя и пепелац в пространстве, хладнокровные в быстроменяющейся обстановке, имеющие опыт работы в такой обстановке итд итп
    Первоначально - может, и из пилотов. Или из борт-инженеров-испытателей; или вообще из бортврачей. Ну скажите мне - какова польза от навыков пилотирования F-104, болтаясь под парашютом на любом амер-КК до "Аполло" включительно?
    Или на манёвре схода с орбиты? Или на манёвре догона, где "чем медленнее, тем быстрее"? Или при стыковке?
     

    mErLin

    RA-1103G
    В принципе, в Востоки (Восходы) и Меркурии можно было вообще кого угодно сажать - как в консервную банку - хоть зелёного старлея, хоть синюшного прапора :D А вот начиная с Джемини я поспорил-бы. Там американский народ погеройствовал с джойстиком в руках от души. Наверняка пригодился лётный навык распределения внимания - вещь немаловажная. Плюс - способность мыслить в 3х измерениях. Плюс - знание основ астронавигации. Кстати, интересно, в начале учебной программы вертолётный налёт у пилотов лунных кабин большой был?
     

    Экзот

    Элефантерия
    mErLin,
    способность мыслить в 3х измерениях
    Без знания динамики весьма специфиного полёта это ничего не даст.
    знание основ астронавигации
    И это ничего не даёт - звёздная картина меняется на порядки быстрее, чем с самолёта. И при чём тогда тут пилоты? Штурманам было бы сподручнее.
     

    mErLin

    RA-1103G
    Экзот,
    в любом случае у много летающего человека способность продолжать продуктивно работать, находясь в непривычном пространственном положении - несколько выше. Хотя-бы просто из-за тренированности вестибулярки. Основы СВЖ пилотам всё-ж дают. А это означает способность решать триангуляционные задачи. Штурман, конечно, лучше. Но он - специалист. А пилот это недоучка широкого профиля :D Помимо СВЖ у него привычка к принятию решений в условиях лимита времени. Вообщем, может просто посчитали, что проверять человека с нуля - гораздо дороже и менее надёжно, чем взять того, кто уже доказал свою психологическую и умственную пригодность тем, что до сих пор жив :D