В Московской пригородной зоне практически отсутствуют низкие платформы, за исключением участков: Голутвин - Рязань и Бородино - Вязьма, а так же подавляющее число станций и остановочных пунктов на БМО. Как правило, электропоезда, курсирующие по этим участкам имеют за ними жесткое закрепление и на более короткие маршруты ставятся редко, и тем более на эти участки не ездят поезда, в которых "фартук" намертво прикручен.
При следовании на участок с низкими платформами, как правило, по вагонам пробегается помощник машиниста и закрепляет эти фартуки в поднятом положении в первых 2-3 вагонах. Этого, как правило вполне достаточно, потому как пассажиропоток там маленький, а все местные давно знают эти особенность. На обратном пути, наоборот, помощник закрепляет их в нижнем положении. В электропоездах серий ЭР2, ЭР2Р и ЭР2Т действительно уже давно заводской крепёж фартуков заменили на разные деповские поделки, представленный зажим в том числе. По поводу того, согласовывал кто-то эти переделки или нет, могу сказать, что это не более чем сотрясение воздуха, поскольку у нас иногда такие переделки в депо с вагонами делают, это какие-то 2 болта - это пустяки. Да, в более новых поездах серий ЭД4М фартук жестко закреплён и его положение можно менять только опять же в условиях депо. Хотя, насколько я помню, он там просто демонтируется.
Еще есть несколько составов межобластных экспрессов, которые тоже прибывают как к высоким, так и к низким платформам. Но там сделано проще: в каждом вагоне ведь 2 двери, ну вот в одной фартук сняли, во второй оставили, соответственно, проводницы перед высадкой говорят из какой двери выход будет)
Вообще, конечно, содержать в Москве такое количество поездов с возможностью выхода на низкие платформы - это крайний бред. Но руководство упорно продолжает закупать именно такие поезда.