Замена колёс B-737 NG - инструкция с фотографиями

Lx

Авиатехник
Сегодня на повестке дня - замена переднего колеса на Boeing-737 NG.
000hree9


Понеслась по кочкам

Помимо банального обхода самолёта по маршруту и осмотра его, что случается каждый прилёт и вылет,
бывают также и более объёмные формы обслуживания.
Раз в 48 часов выполняется так называемый Ramp check.
Там одним из пунктов прямо сказано:"Посмотреть внимательно на колёса".
000hs7xy


Так что тут уже не отвертишься - надо смотреть.
И вот бывает, что по такому поводу или вовсе без повода обнаруживается у нас на шине потёртость. И даже как бы и до корда.
000k3ybh


Ну, делать, опять же, нечего. Надо махнуть колёсико.
Движемся мы в расходную кладовую и там останавливаемся перед говорящим на двух языках транспарантиком.
000ht48s


Там душа нам подсказывает, что где-то рядом содержатся колёса с новыми шинами.
К ним в пакетиках прикреплены сертификаты и документы о приёмке.
000hwb9f


Хватаем колёсико, - и на тележку его.
Туда же домкрат, инструмент.
Распечатываем технологию.
И - на всех парАх трудиться.

Вскоре мы под самолётом.
Колесо выгружено.
000hxb46


В подкосы всех ног шасси вставляются штыри для предохранения от случайного складывания ног.
000k2686

К каждому штырю прикреплен индивидуальный красный вымпел для лучшей заметности. Чтобы не улететь в небо в таком виде.

Устанавливаем домкрат/подъёмник.
000hy45b


Подводим его опорную площадку к полусфере на опоре шасси.
000k1brf


Качая ручку домкрата, поднимаем переднюю ногу.

Принцип крепления колёс на Boeing-737 и Airbus-320 один и тот же.
Колесо крепится одной гайкой.
000hz1r1

Немного различаются способы контровки этой гайки для разных типов самолётов и для передних и основных колёс. И размеры гаек, разумеется.

Снимаем контровочную проволоку с винтов, контрящих гайку от отворачивания.
000k08h2


Отворачиваем шестигранником два этих винта.

Далее лезем в наш волшебный чемоданчик с приспособлениями для замены колёс
000kr0ph

и собираем из некоторых его жильцов следующую конструкцию:
000k581x

Тут мы видим динамометрический ключ с насаженным на него адаптером для колёсной гайки.
Этим хозяйством отворачиваем Главную Колёсную Гайку..
000k4b04

Тут мы видим, что некоторые отверстия в гайке и в шайбе находятся друг напротив друга.
В резьбовые отверстия вкручиваются те самые винты под шестигранник. Так как вкручиваются они через отверстия в гайке, то таким образом предотвращают отворачивание колёсной гайки.
000k6pdy

Шайба имеет выступ, входящий в паз на оси колеса. Этот паз не даёт проворачиваться шайбе, а значит, через винты и гайке колеса.
Шайба также упирается своим торцом во внутреннее кольцо подшипника колеса.

Снимаем шайбу по пазику.

Для того, чтобы подшипником колеса не повредить резьбу на оси стойки, навинчиваем на резьбу протектор.
000ka8tk

Для передних колёс протектор не очень актуален, так как колёса лёгкие и их можно снять одному на весу.
А вот основные колёса весят порядка 130 кг и там уже лучше протектор не забывать.

Тянем колесо на себя и слегка вверх, и оно соскальзывает по оси.
Стойка без одного колеса
000k7z8g

смотрится неестественно, и потому напяливаем колесо с новой шиной.
000k9b99

Протектор снимаем и устанавливаем шайбу.
000k8b3x

Затем гайку.

Затягивать гайку надо с определённым моментом и в два этапа.
Выставляем на ключе нужный момент.
000kddb4


Вращая колесо, затягиваем гайку до тех пор, пока механизм внутри ключа не щёлкнет.
000kb4z6

Это означает, что нужный момент затяжки достигнут.

Ослабляем затяжку гайки.
Выставляем другой момент для окончательной затяжки и тянем второй раз.
000kcqp6

Когда ключ щёлкнет, дотягиваем гайку отверстиями до ближайших резьбовых отверстий в шайбе.
После чего наживляем контровочные винты.
000keszd

Затягиваем их шестигранником.
000kf83s


Продеваем контровочную проволоку в отверстия головки одного винта таким образом, чтобы натяжение проволоки затягивало винт, и свиваем контровку до второго винта.
000kgpt7


Там продеваем контровку в отверстия головки второго винта, ориентируясь по тому же принципу - при повороте любого винта на отворачивание проволока должна тянуть второй на заворачивание.
000khe4e


Свиваем свободные концы проволоки, откусываем лишнее и загибаем конец так, чтобы случайный ощупыватель не поранил руки торчащим остриём.
000kkr38


Собственно колесо установлено.

Теперь его надо надуть азотом (колёса приходят после переборки пустыми или с небольшим давлением).
В этом нам поможет наш старый знакомый Мистер Ниппель.
000kp9x6


Вызываем азотную тележку или машину.
Тем временем переписываем номера со старого колеса.

Да, от перенаддува шины нас защитит наш второй старый знакомый - предохранительный клапан.
000kqcs8


Привозят азот.
Подсоединяем приспособление к зарядному штуцеру.
000ksa9b

На приспособлении есть рычаг, нажимая который, подаём азот в колесо.
Когда рычаг отпущен, манометр показывает давление внутри колеса.

Доводим давление до нормального - 200 PSI (Pounds per Square Inch = Фунты на квадратный дюйм). В атмосферах это примерно 14.
000kt2q4


Всё, теперь можно отсоединять приспособу и опускать самолёт.
Новое колёсико установлено.
000kwter


Но для полного завершения работы нам ещё надо кое-что сделать.
Оформить бортжурнал.
000kxfcw

В левом поле пишем дефект, а в правом - действия по устранению.
Ещё ниже записываются номера снятого и установленного колёс.

На этом работа на самолёте закончена.
Можно теперь поработать в домике :)
Оформляем красный таг на неисправное колесо и в сертификат на новое записываем данные снятого.
000p1th8

Сертификат получен от Люфтганзы, с которой у авиакомпании заключен договор на обслуживание колёс.
Туда же отправится и снятое колесо с красным тагом.
Для чего мы, ничтоже сумняшеся, подручными средствами прикрепим оформленный таг к колесу. В пакетике.
000p30sc

И в расходной оно подождёт своего самолёта на переборку, неразрушающий контроль конструкции и установку новой шины.
000p2k8e


Ну, а нам теперь осталась сущая мелочь.
Сдать инструмент и оформить замену колеса в компьютерной базе данных.

Маленькое колёсико махнуть легко и приятно. :)


P. S. Если кому интересно больше - можете посмотреть в моём ЖЖ. Ссылка ниже.
 
Последнее редактирование:
Реклама
как-то наблюдал весь процесс на А320 - в трех метрах от нас на нашем самолете меняли колесо. Почему-то нас (пассажиров) привезли, и так мы в автобусе и стояли, ждали, пока поменяют )
 
Lx, спасибо. с удовольствием читаю ваш ЖЖ. Только вот там давно не было обновлений на авиационную тему... а хотелось бы. Чем нас и когда порадуете? А то уже заждались :)
 
Lx, спасибо. с удовольствием читаю ваш ЖЖ. Только вот там давно не было обновлений на авиационную тему... а хотелось бы. Чем нас и когда порадуете? А то уже заждались :)

Заранее сказать не могу. Посты пишутся под настроение и когда есть фотоматериал.
Так что - как совпадёт, так и появится что-то новое.

---------- Добавлено в 13:07 ----------

у меня не так детально, но в обшем виде похоже

http://aviaforum.ru/showpost.php?p=911469&postcount=579

Да, примерно так же.
Подъёмничек у них зачётный. Нам бы такой маленький...
 
ешё пока смотрел всю процедуру до конца (а я сидел 3 часа ждал рейса), так и не заметил у них в руках динамометричeских ключей. неужели всё так запушено? или там такой мастер у которого измеритель момента уже в руку встроен?
 
ешё пока смотрел всю процедуру до конца (а я сидел 3 часа ждал рейса), так и не заметил у них в руках динамометричeских ключей. неужели всё так запушено? или там такой мастер у которого измеритель момента уже в руку встроен?

Ключ есть.
На фото 7 он лежит слева от конуса.
 
стало быть пиво ослабило моё зрение и внимание

---------- Добавлено в 10:34 ----------

а колёса меняются исходя из определённого налёта (пробега) или только на основе визуального осмотра и выявления дефектов? а как колесо осматривается пока самолёт стоит? имею ввиду нижняя часть резины, та которая сейчас невидима...
 
Но для полного завершения работы нам ещё надо кое-что сделать.
Оформить бортжурнал.
интересно, из документа следует, что место обслуживания LED, а собственно переброска была в DME...
или просто ближайший Lufthansa Technik, куда колесико отправят на переборку в LED находится?

поясните =)
 
Реклама
Колёса меняются по состоянию.
Невидимая часть резины не осматривается.
Иногда бывает, что после буксировки колесо оказывается в другом положении, и там есть дефект. Ситуация не очень приятная, потому что обычно к этому моменту обслуживание уже закончено и самолёт всеми считается готовым к полёту.

---------- Добавлено в 14:02 ----------

интересно, из документа следует, что место обслуживания LED, а собственно переброска была в DME...
или просто ближайший Lufthansa Technik, куда колесико отправят на переборку в LED находится?

поясните =)

Организация по ТО S7 Engineering находится в Москве, в Домодедово. Возможно, в ДМД находится большинство колёс для этой а/к-заказчика. Там тоже обслуживаются их самолёты.
Одна из их линейных станций S7 Engineering - тут, в Питере. Часть тех колёс, видимо, перебрасывается нам.
Я не в курсе полной логистической схемы движения агрегатов, но колёса прилетают к нам из Домодедово и туда же улетают. А перемонтировку шин делает Люфтганза.


Колёсных цехов Люфтов на террритории России, насколько я знаю, нет. Ближайший колёсный цех находится в нескольких километрах от нас, в а/к "Россия". Но, видимо, заказчику невыгодно заключать специальные договоры с ними.
 
а ешо заметил в америке что большинство наземных тракторов, багажных паровозиков и прочий перонный разносол обут в те самые потёртые самолётные колёса. видимо до полнейшего истирания...
 
А у S7 в LED имеется линейная станция со складом запчастей, в т.ч. колес? А если колесо протерлось до корда в аэропорту, где нет склада запчастей?

И еще интересно, как обслуживают самолеты мелких авиакомпаний, в т.ч. Авианова, Ижавиа, Колавиа и так далее, у них тоже есть свой техперсонал в основных аэропортах назначения и базирования, или пользуются услугами техперсонала аэропорта?
 
А у S7 в LED имеется линейная станция со складом запчастей, в т.ч. колес? А если колесо протерлось до корда в аэропорту, где нет склада запчастей?

И еще интересно, как обслуживают самолеты мелких авиакомпаний, в т.ч. Авианова, Ижавиа, Колавиа и так далее, у них тоже есть свой техперсонал в основных аэропортах назначения и базирования, или пользуются услугами техперсонала аэропорта?

S7 - это группа компаний.
У компании по ТО авиатехники - S7 Engineering - есть линейная станция в Питере.
На станции есть небольшой склад запчастей, в том числе несколько колёс.

В таком случае можно договориться с местной компанией, у которой есть колёса, на аренду колеса. Или, если повреждение небольшое, вылететь до базы. О возможности перелёта консультируются с местным техническим персоналом, имеющим допуск на этот тип самолёта.
Или быстренько доставить колесо каким-нибудь рейсом другой компании.

Пользуются услугами персонала компаний, базирующихся в этом порту или имеющих там станцию.
Аэропорт часто отделён от авиакомпаний или организаций по ТО и не имеет персонала, подготовленного на что-то большее, чем наземное обслуживание.
 
Lx,
Добавте в свой пост-инструкцию обязательным: стравливание азота перед откручиванием гайки оси (!) и инспекцию самой оси. А то, вдруг ктонить в борт журнале напишет: "NLG Wheel R&R as per Aviaforum.ru AMM p 1 through 2" :D
 
Lx,
Добавте в свой пост-инструкцию обязательным: стравливание азота перед откручиванием гайки оси (!) и инспекцию самой оси. А то, вдруг ктонить в борт журнале напишет: "NLG Wheel R&R as per Aviaforum.ru AMM p 1 through 2" :D

:)
Ну, я же не для техников пишу инструкцию. Думаю, они и так знают, что делать и где про это почитать.
Это для интересующихся и сочувствующих гражданских лиц. Поэтому не все тонкости вспомнены и упомянуты.
 
Чтобы исключить образование горючей смеси из летучих продуктов крекинга резины и кислорода воздуха.
Тормоза нагреваются до 300 градусов Цельсия и выше.
 
Реклама
а как меняют давление в шине в зависимости от зимы-лета?
 
Назад