Западная Сибирь: полеты по светомаякам и Морзе

avro

Модератор
Запись из разговора с бывшим командиром летного отряда Ту-104 в Толмачево (Новосибирск) Виктором Марковичем Купало:

Я закончил Тамбовское авиационное училище в 1935 году попал в Омск, где летал на двухместном самолете П-5 (Р-5). Выполнял полеты на почтовой трассе Москва- Новосибирск, обслуживая ночной участок Свердловск - Новосибирск. На трассе были установлены световые маяки и радиомаяки. Высота световых маяков была небольшая, но они имели вращающиеся прожектора светодальностью до 50 км и устанавливались на расстоянии 100 - 150 км, как правило, вблизи ж/д-станций. Радиомаяки стояли на аэродромах и передавали сигналы азбуки Морзе «а» (точка тире) и «н» (тире точка). Если оба сигнала были слышны одинаково, значит самолет шел ровно по трассе. Если какой-то сигнал был слабее, это говорило об уклонении в ту или иную сторону.
В 1938 году я был переведен в городской аэропорт Новосибирска в порядке повышения квалификации для полетов на самолете АНТ-9. Аэродром на тот момент ВПП как таковой не имел, полеты производились с грунта. Частота полетов была, по тому времени, немалая. Здесь базировались По-2, П-5, АНТ-9, ПР-5 (пассажирский) и другие типы. Основными направлениями были полеты в Москву, Барнаул, Кемерово, Омск, Иркутск. В зимний период при отсутствии навигации на реке Обь осуществлялись полеты в Колпашево, Каргосок, Александрово и в другие северные аэропорты.

Суть навигации по Морзе правильно передана?
 
Реклама
avro, Глеб, вот как оисывает эту штуку М.Водопьянов в униге "Полярный летчик":



В этот год на мысе Желания только что установили радиомаяк. Я летел с мыса на Землю Франца Иосифа, в бухту Тихую. Мне первому предложили идти с помощью маяка.
Что ж, я был очень рад. Провели мне в пилотскую кабину наушники и начали учить:
«В зоне полёта, пока будешь идти правильно, всё время будут звучать две буквы по азбуке Морзе: „А“ и „Н“. Правую границу зоны укажет буква „А“ (точка – тире), левую – „Н“ (тире – точка). Как только услышишь, что один из сигналов затихает, бери в ту сторону, с которой буква звучит слабей… И придёшь в Тихую, как по рельсам!»
Это было очень кстати, потому что на Севере магнитный компас работает с большими отклонениями. А как начнутся магнитные бури, так вовсе с ума сходит. Теперь я мог не обращать внимания на стрелку, если она занервничает, а идти только по сигналам «А – Н».
На всякий случай мне дали схему, где было показано: справа – «А», слева – «Н», а в центре, между двумя этими звуковыми лучами, – путь на Тихую… Тем не менее я чуть не перемахнул Землю Франца Иосифа и едва не залетел в Ледовитый океан, куда мне, разумеется, вовсе не нужно было.
Сперва всё шло хорошо. Я старался привыкнуть к новому положению: ведь до сих пор я в полёте слушал только одно – мотор. Чутко воспринимая знакомый грохот, ухо улавливало малейшие изменения в ритме и тоне шумов. Теперь внимание приходилось делить между мотором и писком радиомаяка. Даже больше того – позабыть про мотор и слушать непривычный разговор «морзе». Буквы исправно пищали, и, следовательно, мы летели в зоне. Я отлично слышал и «А» и «Н». Прошёл час. Вдруг «А» стало затихать. Взял, согласно схеме, правее. Моя «точка – тире» совсем увяла.
Спрашиваю у радиста, что делать. Он смотрит на схему и уверенно указывает мне рукой: давай, мол, жми ещё правее!
Я так и делаю. А сигналы «А» возьми да пропади окончательно! Только «Н» (тире – точка) назойливо бубнит в уши… Значит, с курса сошли? Смотрю на старого друга – что то покажет мне компас? А он говорит, что идём почти прямо на Север – к самому полюсу…
Плюнул я на радиомаяк, развернул машину на девяносто градусов и лёг на нужный мне курс по компасу.
Когда мы благополучно прибыли в Тихую, я запросил мыс Желания, какие это они дали мне «рельсы».
– Куда я по ним мог бы «приехать»? – поинтересовался я. – Как поживают там ваши буквы и почему одна из них по дороге сбежала? Она оставила свой трудовой пост. Это же просто дезертир какой то, а не буква!
– Ах! – отвечает мне мыс Желания. – Какое счастье, что вы уже на месте!… У нас идёт товарищеский суд над механиком радиомаяка: он отдал вам схему, а сам перепутал, где левая, где правая сторона! Переменил буквы местами!
– Ну, что ж теперь делать? – ответил я. – Не засуживайте его слишком строго: все мы в этом деле ещё «плаваем», а он ведь напутал не от чего нибудь, а с непривычки.
– Да да! Он потом хватился и стал передавать верно, но вы уже не слушали…
– Я обалдел от этого писка. Рад был сбросить наушники. Мне ведь тоже привыкать нелегко!…
 
Работая в Мурманском ОАО командиром Ми-2, а затем и Ми-8 (Аэрофлот), при полётах я использовал МОРСКИЕ МАЯКИ, которые помимо световых сигналов, выдавали и радио сигналы. Научил меня этому штурман эскадрильи Заболотних Толя (позже погиб на Ка-32), и при полётах, скажем так, в не очень хорошую погоду, они очень помогали. Ведь в то время не было GPS и можно было надеяться только на свои знания, навыки и умение.

Перед полётом, прокладывая маршрут до той или иной точки, я продлевал на карте ЛЗП (линию заданного пути) до пересечения с береговой чертой на которой находился МОРСКОЙ МАЯК. Если же ЛЗП не совпадала с линией на маяк, то проводил линию на маяк, а в районе КПМ (конечного пункта маршрута) выбирал характерный ориентир (река поперёк маршрута, большое озеро), и уже от него прокладывал линию на нужную мне точку (толи оленеводческая бригада, толи лагерь геологов, толи первая точка при выполнении гравиметрической съёмки).

Морские радио маяки работали в двух режимах: А1 – непрерывно, или А2 – в определённую минуту каждого часа (эта минута обозначалась римской цифрой). К примеру:
Рыбачий (мыс Крикун), А1, 69гр45мин С, 032гр56мин В, частота 363мгц, буквы «РБ» (._. / _...)
В каждой минуте:


- опознавание……………………………………………………........10сек
- длинное тире (для настройки по макс.звучанию сигнала)……10сек
- пауза……………………………………………………………….......5сек
- соответствующие буквы (в данном случае РБ)..……………...30сек
- пауза………………………………………………………………........5сек
всего 60сек

В этом режиме работали р/маяки: Печенгский, Канин Нос, мыс Чёрный, Выенаволок.

В режиме А2 работали: I Сетьнаволок, II Цыпнаволок, Никодимский, III Териберский, Шойна, Терско-Орловский, IVмыс Русский, Святой Нос, V мыс Харловский, Канинский,
VI Вайдагубский, Кашкаранский.

Пример: III Терско-Орловский, А2 начало работы на ТРЕТЬЕЙ минуте каждого часа, работа в течение шести минут, 67гр12мин С, 041гр20мин В, 306,5мгц, буквы «ТО» ( _ / _ _ _ )

- соотв. буквы...…(в дан.случ. ТО)………(4 раза)……………....20сек
- длинное тире (для настройки по макс.звучанию сигнала)….…25сек
- соотв. буквы...…(в дан.случ. ТО)………(2 раза)…….…..........10сек
- пауза……………………………………………………………........305сек
всего 360сек

И конечно же использовал РВС (радиовещательные станции): мыс Вардё 294,2кгц, мыс Вансё 701кгц, Мурманск 657кгц, Архангельск 918кгц, Петрозаводск 764кгц.
 
Последнее редактирование:
Ну, и в дополнение — вот что писал всеобщий любимец Йорданов:



С тех пор ничего более доходчивого никто не придумал.

PS/кстати, до сих пор ПРС дают сдвоенные позывные.
 
Одно- и двух- буквенные знаю, 3-буквенных ни разу не встречал — примеры приведёте? Больно уж любопытно. И, пардон за недоверие — Вы точно не про позывные VOR?
 
Экзот,по миру сколько хотите,особенно на картах нижнего воздушного
пространства.И совмещённые с VOR/DME ,TACAN и отдельно стоящие.
С Jeppeson знакомы,разберётесь?
 
FANTOMAS, Хм, раньше не обращал внимания, т.к., имею дело, в основном, с РНК и "джеппами" верхнего ВП. Ясно, "им" просто не хватало буквосочетаний, когда ПРС было слишком много. Спасибо.

PS/кстати, "сдвоенные" это не "двубуквенные", а дважды повторённые. Это то первоначально и вызвало мой вопрос. А потом уже Вы сказали, что имели в виду трёхбуквенные.
 
Последнее редактирование:
Назад