Заправка топливом в полёте

    sztp

    Новичок
    Решил создать профильную тему, чтобы саккумулировать разрозненные знания по вопросу заправки топливом в полёте. Поведать аудитории свою версию что/почему/иотчего.
    Ну, и как место для формулирования вопросов аудиторией и получения на них ответов.

    Я уже в другой теме начал повествовать об истории, повторюсь здесь, и обязательно продолжу!

    Советской авиации самолёты-заправщики в 50 - 60-хх годах были нужны как воздух! Несовершенные прожорливые двигатели не позволяли иметь стратегической авиации тот радиус действия, какой ей был нужен. Поэтому его (радиус) расширяли при помощи заправки топливом в полёте. Самолётов-заправщиков Ту-16З, 3МН-2 и М-4-2 не хватало для растущего парка заправляемых по методу "шланг-конус" самолётов. Как известно, оборудование заправщика - КАЗ (комплексный агрегат заправки),- располагался в бомболюке, устанавливался на заводе-изготовителе самолёта и не предполагал переоборудование борта в заправщик непосредственно на месте эксплуатации. В свете этого постановлением совмина была организована работа по созданию подвесного агрегата заправки, позволяющего переоборудовать в заправщики силами эксплуатирующих организаций весьма внушительный список воздушных судов. Этот агрегат получил аббревиатуру УПАЗ, - и первая "У" обозначает вовсе не "универсальный", а "УНИФИЦИРОВАННЫЙ". Заданием предполагалось создать подвесной агрегат, унифицированный по подвеске к воздушному судну, и обеспечивающий необходимые характеристики в широком диапазоне условий применения.
    Работа по созданию УПАЗа началась в конце 60-х годов на п/я А-3927 (упомянутый бывший 918-й завод, ныне - АО "НПП "Звезда"). Заданием предполагалось объединить в одном корпусе всё необходимое оборудование, системы и механизмы для выполнения заправки топливом в полёте. А от заправляемого самолёта требовалось лишь установить пилон с унифицированным узлом разъёма коммуникаций (УУРК - устройство подвески УПАЗа), пульт управления в кабине и соединить топливные и электрические коммуникации. Как всегда у нас это бывает: делали не с нуля, а лепили с прототипа - бакового подвесного агрегата заправки МК-20. Правда по ходу действий внесли столько изменений, что общего у них осталось только то, что оба подвесные...
    Первый лётный опытный образец полетел на Су-17, и было это в 71 - 72-хх годах.
    А дальше - будет дальше.