С 1 января 2008 г. в названия компаний нельзя включать:
<...> 1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации (за исключением АО, в которых более 75% акций принадлежит государству), иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) официальные наименования федеральных и региональных органов государственной власти;
3) наименования международных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменные наименования, не соответствующие этим правилам, должны приводиться в соответствие при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов компании. Регистрирующий орган вправе предъявить в суд иск с требованием изменить фирменное наименование.
Фирменные наименования в России впервые с 1927 г. будут регулироваться отдельным законом. Он уже шокировал юристов. Так, статья 1473 новой главы ГК запрещает компаниям использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств — как российского, так и иностранных — и даже производных от них. Раньше компании могли включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось. Следить за соблюдением закона будут регистрирующие органы. При попытке компании с неправильным названием внести любые изменения в учредительные документы налоговые инспекции будут вправе через суд требовать сменить наименование.
По новым нормам принадлежность к России смогут отражать в названии только компании, более 75% акций которых принадлежит государству. Такая планка может заставить сменить название даже «Аэрофлот — Российские авиалинии», в котором государству принадлежит лишь контрольный пакет. Руководство «Аэрофлота» намерено обратиться в правительство с просьбой оставить «российские авиалинии» в названии, сообщила «Ведомостям» представитель компании Ирина Данненберг. «Аэрофлот» хоть и не имеет официального статуса «национальный перевозчик», но фактически им является, поясняет она. Тем более что «Аэрофлот» использует это словосочетание с разрешения правительства и платит за него пошлину. По мнению Данненберг, крупным компаниям могут разрешить использовать в названии слово «Россия».