Завод Моска Серийный выпуск, реестр. Интересные факты.

lindr

Местный
В этой теме я предлагаю всем желающим разобраться вместе со мной по вопросам серийного производства, реестра самолетов завода Моска.

Начнем с 1916 года. Тут все достаточно просто, разберем подробно контракты этого завода.

- контракт №28034 от 29.10.15 на 10 машин МБ Заводские номера №№1-10
Согласно прилагаемому ниже документу выполнен в 1916. По другим документам, весь заказ изготовлен в 1915 году.

- контракт №3413/548 от 28.06.16 на опытный экземпляр самолета МБбис заводской номер №11
Согласно прилагаемому ниже документу выполнен в 1916.

- контракт №40459 от 03.06.16 на опытный самолета МБбис в варианте с мотором Моносупай заводской номер №12
Согласно прилагаемому ниже документу выполнен в 1916.

- контракт №3309/428 от 18.06.16 на 12 машин МБбис и 12 комплектов запасных частей Заводские номера №№13-24
Согласно прилагаемому ниже документу выполнен в 1916.

- контракт №31137/2111 от 17.06.16 на 15 машин Фарман-4 Заводские номера №№25-39
Согласно прилагаемому ниже документу выполнен в 1916.

Итак: суммарное производство завода в 1916
39 машин (10 МБ, 14 МБбис включая 2 прототипа, 15 Фарман-4)


О заказе №35895/11922 на 125 машин МБбис, делении его на производственные серии и сдаче будет в следующих постах.
Фиксируем промежуточный результат на начало 1917 года

1МБМоска1916Россия300Имп. Моск. Общ. Воздух. АШ контракт №28034 от 12.15 на 10 машин
2МБМоска1916Россия7-й АОИ
3МБМоска1916Россия
4МБМоска1916Россия
5МБМоска1916Россия
6МБМоска1916Россия7-й АОИ
7МБМоска1916Россия7-й АОИ
8МБМоска1916Россия
9МБМоска1916Россия
10МБМоска1916Россия
11МБбисМоска1916Россия11-й АОИ образец контракт №3413/548 от 06.16
12МБбисМоска1916Россияконтракт №40459 от 06.16 опытный с мотором Моносупай
13МБбисМоска1916Россия11-й АОИ контракт №3309/428 от 06.16 на 12 машин
14МБбисМоска1916Россия11-й АОИ
15МБбисМоска1916Россия11-й АОИ
16МБбисМоска1916Россия11-й АОИ
17МБбисМоска1916Россия
18МБбисМоска1916Россия
19МБбисМоска1916Россия
20МБбисМоска1916Россия
21МБбисМоска1916Россия
22МБбисМоска1916Россия
23МБбисМоска1916Россия
24МБбисМоска1916Россия1Гатчинская ВАШ
25Фарман-IVМоска1916Россияконтракт №31137/2111 от 06.16 на 15 машин
26Фарман-IVМоска1916Россия
27Фарман-IVМоска1916Россия
28Фарман-IVМоска1916Россия
29Фарман-IVМоска1916Россия
30Фарман-IVМоска1916Россия
31Фарман-IVМоска1916Россия
32Фарман-IVМоска1916Россия
33Фарман-IVМоска1916Россия
34Фарман-IVМоска1916Россия
35Фарман-IVМоска1916Россия
36Фарман-IVМоска1916Россия
37Фарман-IVМоска1916Россия
38Фарман-IVМоска1916Россия
39Фарман-IVМоска1916Россия

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

00000270 (3)_resize.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Продолжим, теперь поговорим о заказе №35895/11922.

Приведем данные о ходе работ осенью 1917 года (Рукописный текст с моими пояснениями в скобках.)

Краткое описание производимого заводом заказа.

Заказ № 36895/11922 УВВФ на 125 шт. самолетов типа МБбис с полным оборудованием для установки мотора Рон80НР и с комплектом запасных частей к ним.
цена аппарата 11000 руб и комплекты запчастей 9000.

Весь заказ разбит на серии. Всего 8 серий.
Серия 1 - 10 шт, серии 2-6 по15 шт. серии 7-8 по 20 шт.
каждая серия с комплектом запчастей.

Завод приступил к заготовке частей на весь заказ, но впоследствии заказ был сокращен до 55 самолетов, не официально же УВВФ было разрешено закончить еще одну серию в 15 аппаратов. Так, что заказ сокращен до 70 самолетов.

Состояние дел на момент написания документа.

1-я серия закончена и сдана заказчику.(это 10 самолетов, сданы в 1917)

из 2-й серии закончено 13 самолетов и 15 комплектов запчастей. (это еще 13 готовых самолетов, в реальности сданы все 15 машин в 1917, документ будет ниже)

3-я серия заканчивается и может быть сдана в самое ближайшее время.(машины с 26 по 40, в реальности серия сдана в 1918 году не позже августа)

4-я серия в сборке и может быть сдана по расчетам завода в течении 6 недель.(машины с 41 по 55, в реальности по моим подсчетам 3 машины сданы до конца 1918, четвертая изготовлена в октябре 1918 но осталась на заводе и использовалась в 1919 для летных испытаний модификации с увеличенным баком, минимум две сданы в 1919, судьба еще 9 машин не ясна, но вероятнее всего их построили в 1918-19 годах)
5-я серия заготовлена и может быть закончена по расчетам завода к 1 марта 1918 (машины с 56по 70, в реальности по моим подсчетам сданы 10 в 1920 и 5 в 1921 )

Ниже привожу выдержку из документа за декабрь 1917, из которого ясно видно, что к 1 декабря 1917 все 25 машин были приняты.

Итого за 1917 завод изготовил 25 самолетов.

40МБбис№51917Россияконтракт №35895 от 10.16 на 125 машин серия 1
41МБбис№51917Россия
42МБбис№51917Россия
43МБбис№51917Россия
44МБбис№51917Россия
45МБбис№51917Россия
46МБбис№51917Россия
47МБбис№51917Россия
48МБбис№51917Россияиспытания 06.17
49МБбис№51917Россия
50МБбис№51917Россиясерия 2
51МБбис№51917Россия
52МБбис№51917Россия
53МБбис№51917Россия
54МБбис№51917Россия
55МБбис№51917Россия
56МБбис№51917Россия
57МБбис№51917Россия
58МБбис№51917Россия
59МБбис№51917Россия
60МБбис№51917Россия
61МБбис№51917Россия
62МБбис№51917Россия
63МБбис№51917Россия
64МБбис№51917Россия

00000088 (6)_.jpg


00000163 (2)_.jpg
 
lindr, вы делаете очень интересную работу.

Однако разные архивные документы противоречат друг другу. Вы насчитали 10 МБ и 14 МБбис в 1916. Но сам Моска пишет, что в 1916 г. было построено только 7 машин, а в 1 кв. 1917 - ещё 3, то есть, гораздо меньше.

(Докладная записка Ф.Э. Моска. РГВИА Ф. 493, Оп. 9, Д. 104, ЛЛ. 16-18. По-моему, её тоже оцифровали).

Не совсем понятно, почему 16 "Фарманов", если контракт был на 15. И Маслов писал, что их сдавали до февраля 1917 г., а у Вас всё в 1916 г.

Прокомментируйте, пожалуйста.
 
Последнее редактирование:
lindr, вы делаете очень интересную работу.

Однако разные архивные документы противоречат друг другу. Вы насчитали 10 МБ и 14 МБбис в 1916. Но сам Моска пишет, что в 1916 г. было построено только 7 машин, а в 1 кв. 1917 - ещё 3, то есть, гораздо меньше.

(Докладная записка Ф.Э. Моска. РГВИА Ф. 493, Оп. 9, Д. 104, ЛЛ. 16-18. По-моему, её тоже оцифровали).

Не совсем понятно, почему 16 "Фарманов", если контракт был на 15. И Маслов писал, что их сдавали до февраля 1917 г., а у Вас всё в 1916 г.

Прокомментируйте, пожалуйста.
Фарманов 15 и это однозначно, зав номера указаны. Я нигде не говорил о 16. Данные что в 1917 в сдали 25 машин я нашел в четырех разных документах и привел здесь два. Фарманы окончательно сдали 6(19) января 1917, не вижу противоречий с Масловым.
Я прочитал Фонд: №493, Управление военного воздушного флота Опись: №9, Номер дела: 104 лист 16-24, там про 1917 год и ничего про 1916 и написано все тоже самое, что и выше карандашом. Первая серия -1 0 машин готова март 1917, вторая 25, почти готова и смотрим выше сдана до декабря 1917. Опять таки никаких противоречий и нестыковок.
 
Угу, с Фарманами я ошибся. Значит, ваш вариант точнее.

Ещё вопрос: в книге "История отечественной авиапромышленности" Русавиа 2011 на с. 54 даны меньшие значения выпуска МБ бис в 1916-1917 г., но зато ещё 17 в 1919-1921 (+10+5). Как Вы считаете, это всё те же машины или новые, с номерами больше 64?
 
Последнее редактирование:
У меня есть полный список контрактов по состоянию на 1918, с разбиением на серии по заводам и расценками. Потом выложу в другой теме.
 
Назад