Значительное увеличение оборотов двигателя за 3 секунды до посадки

Реклама
Насколько я знаю:
На Ту-154Б включать реверс в воздухе за несколько секунд до посадки было запрещено;
На Ту-154М включение реверса в воздухе - обычная практика;
На Як-40 реверс можно включать за 10 метров до земли;
На турбореактивных зарубежных лайнерах типа Boeing, Airbus, Bombardier, Embraer и т. д. включение реверса заблокировано концевами выключателями на шасси.
 

Было время, когда на Б-шках эту блокировку специально отключали для возможности включения реверса в воздухе, для того чтобы уменьшить пробег в аэропортах с короткими ВПП. Но потом выяснилось,что эффективность руля направления при включении реверса (а он НК-8-2У решетчатого типа) резко падает. Если при посадке летчик не выдерживал строго ось ВПП или начинал дуть боковой ветер, то просто не хватало момента управления на руле направления, прежде чем скорость на пробеге снижалась и можно было управлять передней ногой . Были случаи и частичного и полного выкатывания самолетов в бок с ВПП. После этого ввели специальные интрукции по использованию реверса на Ту-154Б.
 
Было время, когда на Б-шках эту блокировку специально отключали для возможности включения реверса в воздухе, для того чтобы уменьшить пробег в аэропортах с короткими ВПП
А можно в этой части поподробнее?


выяснилось,что эффективность руля направления при включении реверса (а он НК-8-2У решетчатого типа) резко падает
Во-первых, реверс таки ковшового типа, решётки не более чем направляющие потока.
Во-вторых, поток газов на реверсе никак не может повлиять на РН, он неправлен в сторону от киля, градусы уже не помню.

После этого ввели специальные интрукции по использованию реверса на Ту-154Б
Какие?
 
На Б нет блокировки включения реверса.

На М, как и на Б - тоже запрещено включение в воздухе, кроме как в нестандартных ситуациях.

На Яке есть методика захода с включенным при входе в глиссаду реверсом.

На 737 нет блокировки по обжатию. Его физически можно включить ниже 10 футов по РВ.
 
Цитата: Сообщение от Air_116
выяснилось,что эффективность руля направления при включении реверса (а он НК-8-2У решетчатого типа) резко падает
Во-первых, реверс таки ковшового типа, решётки не более чем направляющие потока.
Во-вторых, поток газов на реверсе никак не может повлиять на РН, он неправлен в сторону от киля, градусы уже не помню.

1) Реверсивное устройство, установленное на двигателях НК-8, НК-8-2, НК-8-2У створчато-решетчатого типа.

Выдержка из пособия: А.М.Гольченко ДВИГАТЕЛЬ НК-8-2У (для экипажей ВС ТУ-154Б-2) г. УЛЬЯНОВСК, ЦЕНТР ГА - ИПК, кафедра КиЭАД.1992

...Двигатели N 1 и 3 оборудованы реверсивными устройствами решетчатого типа для получения обратной тяги, используемой при торможении самолета на пробеге после посадки или при прерванном взлете.
Реверсивное устройство состоит из узла реверса и системы управления. Узел реверса включает в себя корпус, две створки, две реверсные решетки и систему управления реверсом...

На Ту-154М установлены двигатели Д-30КУ-154 с реверсивным устройством ковшового типа.

2) Насчет влияния реверса на путевую управляемость

Выдержка из пособия: А.И.Пятин "Динамика полета и пилотирование самолета Ту-154Б" - Москва "воздушный транспорт"

5.7.2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ
И УПРАВЛЯЕМОСТИ САМОЛЕТА Ту-154Б
ПРИ ПРОБЕГЕ НА ВПП С МАЛЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ
КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ
....Самолет становится плохо управляемым,особенно тогда, когда двигатели работают на максимальном режиме реверса.
Эффективность РН и РВ значительно снижается по той причине, что при перекладке
створок реверсивные решетки отклоняют газовый поток из двигателей вверх—вниз и вперед,
создавая тормозную силу и кабрирующий момент. Но поток, выходящий вверх, смешивается с
набегающим потоком воздуха в зоне вертикального оперения, меняет направление движения, тормозит его, что приводит к резкому падению эффективности РН и РВ. Больше того, решетки реверса, развернутые относительно вертикальной плоскости на 15°, ухудшают эффективность РН. (нулевая эффективность на v=160 км/ч)
Ухудшается и эффективность путевого управления от управляемой передней опоры самолета из-за кабрирующего момента от тяги реверса. Сцепление передних колес с поверхностью ВПП уменьшается еще и потому, что РВ недостаточно эффективен, чтобы создать дополнительный момент. Таким образом, при включении реверсивного тормозного устройства путевая управляемость самолета как от РН, так и от колес передней стойки шасси уменьшается....
...При выполнении посадки с включением реверса на высоте 3 м перед приземлением, как
это указывалось ранее в РЛЭ Ту-154, эффективность РН уменьшается еще раньше и зона
наименьшей управляемости сдвигается в сторону больших скоростей.
Анализ записей средств объективного контроля при расследовании случаев выкатывания
на БПБ показал, что в процессе пробега по ВПП после посадки у самолета Ту-154 имеется зона
нулевой путевой управляемости, когда самолет не реагирует на полностью отклоненный РН.
Диапазон неуправляемости находится в пределах времени работы двигателей на режиме
максимальной отрицательной тяги....
...Для предупреждения случаев выкатываний самолетов пилотирование на
пробеге должно быть направлено на своевременное парирование возникающих тенденций к изменению направления движения самолета. Реверс на посадке следует включать только после опускания передних колес...

На Ту-154М, где реверс ковшевого типа, реактивные газы отбрасываются под углом 45-50 градусов, и из-за этого затенение РН происходит в меньшей степени, но не исчезает совсем.

---------- Добавлено в 13:05 ----------

На Б нет блокировки включения реверса.
Вы правы, я спутал блокировку внутренних интерцепторов. Блокировки реверса нет.

На М, как и на Б - тоже запрещено включение в воздухе, кроме как в нестандартных ситуациях.

Включение запрещено? Но это часто практикуют? Вот нашел интересный пост:

http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?t=2217&postdays=0&postorder=asc&start=0

(Заранее приношу извинения Вам Denocan, если в тех постах отвечали не Вы, а кто-либо другой, и это совпадение)

На Яке есть методика захода с включенным при входе в глиссаду реверсом.

В глиссаду, мне кажется, никто не входит с включенным реверсом. На Як-40 створки реверса передвигают только за 10-15 м до земли. (Узнаю точно, когда спрошу знакомого мне КВС Як-40)
 
Я подробнее отвечу позже, но для русских пилотов если очень сильно хочется, то не запрещено. Очень многие, в т.ч. и мои КВС на Ту5 практиковали включение в воздухе и всегда успешно.
 
В глиссаду, мне кажется, никто не входит с включенным реверсом. На Як-40 створки реверса передвигают только за 10-15 м до земли. (Узнаю точно, когда спрошу знакомого мне КВС Як-40)

Есть такая методика захода, во всяком случае была в период моего летания на Яке.
Второй двигатель на МГ, створки переложены, тягу дают оба оставшихся.
После касания боковым МГ, среднему номинал.
 
Реклама
РЛЭ Ту-154М
4.7. ПОСАДКА
4.7.1. Техника посадки
Включение реверса (МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС *) производить:
- в момент касания, если самолет движется параллельно оси ВПП;
- на пробеге, после устранения угла упреждения, вывода самолета нг траекторию
движения, параллельную оси ВПП и опускания самолета на переднюю опору, если
самолет приземлился под углом к оси ВПП.
 
Включение реверса в воздухе - это одна из методик посадки, к слову, в иных компаниях жутко наказуемая... Хотя в первых РЛЭ это было закреплено документально.

На Як-40, емнип, при посадке с закрылками 20 включение реверса производится после входа в глиссаду.
 
Назад