Цитата: Сообщение от Air_116
выяснилось,что эффективность руля направления при включении реверса (а он НК-8-2У решетчатого типа) резко падает
Во-первых, реверс таки ковшового типа, решётки не более чем направляющие потока.
Во-вторых, поток газов на реверсе никак не может повлиять на РН, он неправлен в сторону от киля, градусы уже не помню.
1) Реверсивное устройство, установленное на двигателях НК-8, НК-8-2, НК-8-2У створчато-решетчатого типа.
Выдержка из пособия: А.М.Гольченко ДВИГАТЕЛЬ НК-8-2У (для экипажей ВС ТУ-154Б-2) г. УЛЬЯНОВСК, ЦЕНТР ГА - ИПК, кафедра КиЭАД.1992
...Двигатели N 1 и 3 оборудованы реверсивными устройствами решетчатого типа для получения обратной тяги, используемой при торможении самолета на пробеге после посадки или при прерванном взлете.
Реверсивное устройство состоит из узла реверса и системы управления. Узел реверса включает в себя корпус, две створки, две реверсные решетки и систему управления реверсом...
На Ту-154М установлены двигатели Д-30КУ-154 с реверсивным устройством ковшового типа.
2) Насчет влияния реверса на путевую управляемость
Выдержка из пособия: А.И.Пятин "Динамика полета и пилотирование самолета Ту-154Б" - Москва "воздушный транспорт"
5.7.2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ
И УПРАВЛЯЕМОСТИ САМОЛЕТА Ту-154Б
ПРИ ПРОБЕГЕ НА ВПП С МАЛЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ
КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ
....Самолет становится плохо управляемым,особенно тогда, когда двигатели работают на максимальном режиме реверса.
Эффективность РН и РВ значительно снижается по той причине, что при перекладке
створок реверсивные решетки отклоняют газовый поток из двигателей вверх—вниз и вперед,
создавая тормозную силу и кабрирующий момент. Но поток, выходящий вверх, смешивается с
набегающим потоком воздуха в зоне вертикального оперения, меняет направление движения, тормозит его, что приводит к резкому падению эффективности РН и РВ. Больше того, решетки реверса, развернутые относительно вертикальной плоскости на 15°, ухудшают эффективность РН. (нулевая эффективность на v=160 км/ч)
Ухудшается и эффективность путевого управления от управляемой передней опоры самолета из-за кабрирующего момента от тяги реверса. Сцепление передних колес с поверхностью ВПП уменьшается еще и потому, что РВ недостаточно эффективен, чтобы создать дополнительный момент. Таким образом, при включении реверсивного тормозного устройства путевая управляемость самолета как от РН, так и от колес передней стойки шасси уменьшается....
...При выполнении посадки с включением реверса на высоте 3 м перед приземлением, как
это указывалось ранее в РЛЭ Ту-154, эффективность РН уменьшается еще раньше и зона
наименьшей управляемости сдвигается в сторону больших скоростей.
Анализ записей средств объективного контроля при расследовании случаев выкатывания
на БПБ показал, что в процессе пробега по ВПП после посадки у самолета Ту-154 имеется зона
нулевой путевой управляемости, когда самолет не реагирует на полностью отклоненный РН.
Диапазон неуправляемости находится в пределах времени работы двигателей на режиме
максимальной отрицательной тяги....
...Для предупреждения случаев выкатываний самолетов пилотирование на
пробеге должно быть направлено на своевременное парирование возникающих тенденций к изменению направления движения самолета. Реверс на посадке следует включать только после опускания передних колес...
На Ту-154М, где реверс ковшевого типа, реактивные газы отбрасываются под углом 45-50 градусов, и из-за этого затенение РН происходит в меньшей степени, но не исчезает совсем.
---------- Добавлено в 13:05 ----------
На Б нет блокировки включения реверса.
Вы правы, я спутал блокировку внутренних интерцепторов. Блокировки реверса нет.
На М, как и на Б - тоже запрещено включение в воздухе, кроме как в нестандартных ситуациях.
Включение запрещено? Но это часто практикуют? Вот нашел интересный пост:
http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?t=2217&postdays=0&postorder=asc&start=0
(Заранее приношу извинения Вам Denocan, если в тех постах отвечали не Вы, а кто-либо другой, и это совпадение)
На Яке есть методика захода с включенным при входе в глиссаду реверсом.
В глиссаду, мне кажется, никто не входит с включенным реверсом. На Як-40 створки реверса передвигают только за 10-15 м до земли. (Узнаю точно, когда спрошу знакомого мне КВС Як-40)