Авиаотряд Дальстроя в 1940 г.
Отчёт по основной деятельности авиаотряда ГУСДС НКВД СССР за 1940 г.
Авиаотряд Дальстроя является самостоятельной хозединицей, подчинённой непосредственно ГУСДС, производственная деятельность которого служит для обеспечения связи, переброски грузов и пассажиров в отдалённые пункты Колымы и, главным образом, геологоразведки.
Для выполнения сложных заданий ГЦСДС авиаотряд в своём хозяйстве имеет сеть действующих аэродромов:
Центральный гидропорт в бухте Нагаево,
посадочную площадку на 13-м км — филиал Центрального порта.
Аэропорты: Стрелка, Берелёх, Н. Сеймчан, Нера, Мома, Ямск, Наяхан, Балаганное; в текущем году открыты — в Омеукчане, Пёстрой Дресве; закрыт аэропорт в Таскане, хозяйство которого частично передано Тасканскому энергокомбинату. Для обеспечения связи авиаотряд имеет следующие рации и синопункты: Стрелка, Берелёх, Нера, Мома, Ямск, Туманы, Н. Сеймчан, Артык.
Необходимо отметить, что аэродромами, соответствующими требованиям эксплуатируемой материальной части, авиаотряд не обеспечен. Имеются случайные приспособленные посадочные площадки.
Для производства текущего и капитального ремонта самолётного и моторного парков авиаотряд в своём хозяйстве имеет ремонтные мастерские, помещения которых совершенно не пригодны для ремонта самолётов и моторов. Необходимое оборудование для ремонта, как специальное, так и общее, отсутствует. Инструментом мастерские не обеспечены. Запчастями и авиаматериалами обеспечиваются от случая к случаю, т.к. в плановое снабжение авиаотряд включен не был. Строительство объектов авиаотряда, предусмотренное генеральным планом, на протяжении двух лет, несмотря на крайнюю нужду в них, находится почти без движения.
Для выполнения заданий авиаотряд на начало 1940 г. располагал 14-ю машинами, из которых:
а) самолётами типа П-5 и ПР-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 39;
б) самолётами типа ПС-7 — 4 ед. №№ Х-198, 257, 258, 259;
в) самолётами типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолётами типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, Х-178, Х-184;
д) самолётами типа У-2 — 1 ед. № Х-232.
Причём все указанные самолёты имеют значительную выработку положенных ресурсов и изношенные, что ещё усугубляется отсутствием ангара для их хранения и отсутствием надлежащих аэродромов.
В ноябре месяце самолётный парк авиаотряда пополнился машиной П-5 № Х-296, которая в эксплуатацию поступила после капитального ремонта. Выбыла и списана за не-возможностью дальнейшего использования вследствие полной изношенности машина П-5 № Х-39.
В декабре месяце выбыла из строя по причине аварии ПС-7 № Х-198, которая по своему состоянию в связи с большим объёмом ремонта эксплуатироваться в 1941 г. не может. Имели аварии в феврале самолёты ПС-7 № Х-259 и ПР-5 № Х-209, в ноябре — СП № Х-178.
На конец 1940 г. авиаотряд располагает 13-ю машинами годными к эксплуатации:
а) самолёты типа ПС-7 — 3 ед. №№ Х-257, 258, 259;
б) самолёты типа Р-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 296;
в) самолёт типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолёты типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, 178, 184;
д) самолёт типа У-2 — 1 ед. № 232, который служит для тренировки личного состава и неприспособлен для перевозки грузов и пассажиров.
Список рабочих и служащих на 1 января 1941 г.
Бухонин А.И., бортмеханик
Булкин А.В., начальник рации
Белов С.Н., пилот
Валавин Г.С.. бортмеханик
Воронин В.П., начальник рации аэропорта
Гревцов А.И., бортмеханик
Голубев А.И., начальник аэропорта
Герасимов А.И., бортмеханик
Журавлёв В.Т., начальник порта
Клубникин, пилот
Клепацкий Н.А., зам. командира
Максименко И.А., пилот
Медведчиков Н.Н., авиатехник
Менде Ф.И., начальник рации
Никитинский И.Е., авиатехник
Одинцев Ф.Ф., ст. авиатехник
Протопопов П.В., начальник порта
Попов В.М., бортрадист
Попов Влад., начальник рации
Старов А.Н., пилот
Столяров М.В., начальник аэропорта
Столяров П.М., начальник аэропорта
Суслов А.Н., бортмеханик
Фомин А.И., главный инженер
Фастрицкий А.С., пилот
Шарков Н.И., пилот
Шумейко А.А., пилот
Яковлев А.И., начальник аэропорта.
Командир авиаотряда ГУСДС НКВД СССР капитан Ш.И. Шимич
Гос. архив Магаданской области. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 9837. Л. 2, 3, 47.