Разные истории Ту-104

avro

Старожил
Предлагаю складывать разные истории из эксплуатации в одну ветку. 20 страниц раздела просмотрел - про Ту-104 есть, но все раскидано.

Из новосибирского опыта:

Как учили

В ЛУТЦе обучались летчики не только из Новосибирска, а со всей страны – из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда. Одним из слушателей ЛУТЦа был полковник, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, прошедший всю войну и летавший в дивизии Покрышкина. Однако именно его инструкторы Центра так и не смогли выпустить готовым к самостоятельным полетам на Ту-104. Видимо, сказался возраст и привычка летать на легких поршневых самолетах.

http://avro-live.livejournal.com/73289.html

Как летали

- Когда был конфликт на Даманском, мы прилетели [в Новосибирск] с Москвы, высадили пассажиров. К нам тут же загружают новых – как сказали, это медики, шоферы, кто там еще нужен был. И мы сразу полетели дальше в Хабаровск.

http://avro-live.livejournal.com/94746.html

Как утилизировали

...Была вырыта траншея, для безопасности людей. Она была примерно в полроста глубиной. Там можно было нагнуться или присесть на время взрыва. Всего было нас человек 12-15 – техническое руководство ЗСУ и АТБ авиаотряда, и специалисты, которые обеспечивали эту операцию...

http://avro-live.livejournal.com/82094.html
 
Реклама
У меня пока немножко:

Ту-104 для создания сверхзвукового пассажирского самолета
http://doroshenko-us.livejournal.com/55349.html

Ну и любимая тема про самолеты заслужившии пенсию на земле после службы
Памятник Ту-104 в Оренбурге http://doroshenko-us.livejournal.com/25691.html
Памятник Ту-104 в Конотопе http://doroshenko-us.livejournal.com/29588.html
Пожарный тренажер Ту-104 в Пулково http://doroshenko-us.livejournal.com/1939.html
 
Как восстанавливают 42382 под Новосибирском

...Автомат курса получает, кроме того, значение компасного курса и девиации от ДГМК-7, а затем счетчик координат, с учетом этих данных, угла карты, магнитного склонения и данных от датчика ветра, выдает координаты X, Y местонахождения самолета. Все элементы системы видны на фото выше.

http://maryka84.livejournal.com/29974.html

(там еще по тегу интересное есть)
 
Вопросы с фото

1. Что за створки на двигателе снизу?
t-stv.JPG
 
2. Что за прозрачный кок на торце обеих гондол, для чего он прозрачный? Там лампочки?

е-kok.JPG
 
4. Для чего предназначался рычаг ЧР? Для "суперфорсажа" при отказе одного двигателя? Такой рычаг только у КВСа стоит. Да, и что это за круглое колесо?

t-чр.JPG


Все кадры с борта 42382 в Бердске в апреле 2015.
 
Здравствуйте!
1. Створки перепуска воздуха. Термодинамика однако. Они есть на всех реактивных движках, кроме ЖРД. Гугл в помощь.
2. Не знаю, но вариантов 2: 1) Габаритный огонь; 2) Датчик системы раннего оповещения (СРО) атаки на самолет.
3. Вентиляция.
4.Вы правы, "ЧР" - чрезвычайный режим", использовался для форсажа при отказе двигателя. Кстати, Ту-104 единственный пассажирский самолет на двигателях которого был предусмотрен данный режим. Круглое колесо - это штурвальчик управления триммером (-сервокомпенсатор) руля высоты. Предназначен для снятия усилий со штурвала. Принцип действия описывать долго, опять гугл в помощь.
 
Реклама
BibaSAn26, то есть ЧР - это просто форсаж на пассажирском ВС?

Интересно, рычаг был один на оба двигателя?

Говорят, после применения этого режима двигатель надо было снимать для проверки.
 
Я попытался отвечать как любитель истории авиации и как знающий конструкцию самолетов с точки зрения эксплуатации систем (я действующий пилот). На профессионализм не претендую. Про режим ЧР читал на одном из форумов, по-моему "avia.ru", в теме посвященной катастрофе Ту-104 во Внуково. Данный режим скорее всего был на оба двигателя, предполагаю, что красный рычажок ЧР служил просто ограничителем, чтобы пилоты не двинули РУДы случайно на этот режим. Я думаю, что двигатель по-любому снимался, так как использование этого режима скорее всего приводило к тепловому перегреву двигателя, что могло привести к деформации его элементов. В целом же ресурс у двигателей данного типа поначалу составлял около 200 часов, после которых двигатель так же снимался для проверки. Как-то так.
 
Приветствую! Не согласен немного с вами. Я в принципе практически тоже самое написал :D Я писал про отказ двигателя, подразумевая что ЧР используется на исправном двигателе. Это первое. Теперь второе. Я не говорил про форсажную камеру на двигателе АМ-3 (я служил в истребительной авиации, поэтому в этих вещах разбираюсь). Я говорил про режим "ФОРСАЖ". Форсаж - это РЕЖИМ работы как реактивных, так и поршневых двигателей предназначенный для КРАТКОВРЕМЕННОГО увеличения тяги (взлет, воздушный бой, отказ силовой установки). Помните, как в фильме: "И в тот же миг небесное создание, включив форсаж, умчалось на свиданье" (Л.Быков "В бой идут одни старики") :):):) Как то так.
 
Я не собирался с вами спорить. Поищите, в интернете очень много статей про использование форсажа истребителя и во время Второй мировой войны. Принцип работы Форсажа не завязан только на наличие форсажной камеры. Общий принцип такой. Увеличивается подача топлива, топливо-воздушная смесь обогащается, при сжигании выделяется больше энергии, сответственно возрастает мощность и тяга (кривые Жуковского). Говоря про форсаж на Ту-104 я и имел в виду КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ увеличения тяги, а не физическую сущность форсажа на ТРД с ФК. По моему простыми человечекими словами описал.
 
Последнее редактирование:
Не совсем захватывающая история,просто воспоминание как я первый раз увидел в живую Ту104.Было это зимой 1979 года в Риге.Погода была мерзопакостная,туман,мокрый снег.Москва была закрыта и сыпались борта один за другим к нам на запасной.Ил62,Ту154 на рулежке ставили один за другим,на перроне места не было.Было весело.И вдруг среди этой суеты,начальник смены говорит мне(а мне угораздило в этот день быть дежурным) сходи на 5 стоянку прими самолет,экипаж пошел спать.Прихожу на стоянку а там, вот он Ту104.Громадный по сравнению с Ту134,весь в серебре (окрашен был еще по старому госту) вообщем произвел впечатление.Трапа нет,только стремянка у переднего шасси и все в тумане.Вдруг неожиданно голос из тумана -Дежурный...да...иди сюда...куда?...к передней ноге..Забрался в салон через люк и был поражен обилием зеленки обклееной по шпангоутам.Зная что Ту104 сделан с солидным запасом прочности,все равно меня это поразило а вообще Ту104 мне понравился,веело надежностью и стремительностью.Так произошло мое знакомство с Ту104.Не судите строго это юношеские воспоминания.
 
Про рыбинский самолет

http://cheremuha.com/gorodskaya-azb...-samolyota-tu-104-a-na-skomorohovoy-gore.html

...В 1984 году на студии «Кировтелефильм» вышла документальная лента «Город Андропов». Один из эпизодов – самолёт, установленный на Скомороховой горе. К входу в него приставлен трап, по которому поднимаются и спускаются дети. Стало быть, уже стоял самолёт. Подтверждает это и фотоальбом «Дерунов», выпущенный в издательстве «Рыбинск Михайлов Посад» в 2010 году, где указано, что самолёт ТУ–104А появился в городе в 1983-ем.

«Тащили самолёт ночью, летом 1983 года. Сделали это для того, чтобы машины не мешали столь сложной операции. Помогали сотрудники ГАИ».
 
VIP-салон Ту-104... в 1969 году такие были у ЦУМВС?

Ответ из другой ветки: "Ту-104 были в ЦПК СССР Во всяком случае точно 2 самолета были для тренировок в невесомости Ну и наверняка было пару спецбортов, оборудованных соответствующим образом-ведь в те годы космонавты были почти что Богами, и уж раскошелиться на переоборудование для их удобств самолета государство вполне могло. Кстати в хронике довольно часто мелькают Ту-104-е, на которых на Байконур прибывают космонавты В док.фильме ГИБЕЛЬ СОЮЗА показан отлет на космодром экипажа- Добровольский-Волков-Пацаев на Ту-104. На ретро фото тоже нередко попадает в кадр Ту-104 и сходящие по трапу космонавты".

Это может быть самолет из космического отряда (ЦПК)?

10 Borman.jpg
 
avro, лучше эти "высказывания" не цитировать.

Для тренировок на невесомость впервые был использован 42396, но он был за ЛИИ им. Громова. На нем как раз и тренировались первые космонавты.
Затем после успешного применения Ту-104 в отряде космонавтов действительно появились Ту-104, даже целых три штуки, которые сохранились по сей день, в Харькове, Монино и Чкаловске. Чкаловский Ту-104 пытались сделать памятников в Звездном Городке, но увы не получилось. Ми-26 его не осилил.

Внутри эти самолеты представляли собой не удобный комфортабельный салон, а огороженную часть салона для полетов в невесомости, размещения аппаратуры и киноаппаратов, которые фиксировали полеты космонавтов в невесомости. Как это выглядело, можно посмотреть в сети на видео. Были репортажи СМИ изнутри Монинского Ту-104АК "46 красный" На Байконур космонавт доставлялись на Ан-10 и Ил-18. Причем, Ан-2 успело потрудится в отряде две штуки, Ан-10 и Ан-10А. Насчет космических Ил-18 лучше меня расскажет Aleck, я по памяти не помню. Насчет салонов Ту-104 в отряде космонавтов, не помню, вроде не было. Врать не буду. Aleck скажет точно...
 
Реклама
Тут речь именно о салонах, а не о тренировочных бортах.

В ЦУМВС в 1969 году могли быть такие салоны? Если не в ЦПК. Я сомневаюсь, что в Толмачево в 1969м такие были. Да и пассажир явно VIP.
 
Назад