Реестр Як-38

По №...Все возможно..! №90 был..все таки.!. на Фото ... ВМ."синий" № не четко просматривается больше похож на №80..А вот по изд.То что они там называли и обозначали....Дело в том мы пользовались имнно такими обозначениями..которые были указаны на Формулярах.!..Вообще то САЗовцы..самолет называли в обиходе "7"...Двигатели в частности обозначались..для ВМ(У)..ПМД..изд"49"...ПД-"изд"-24" У.."М"-ПМД-изд"59"и ПД..изд"38"
 
Реклама
vvm, №90 это точно Як-38М. Вот его позднее фото, когда его целиком закрасили серой краской и поменяли номер. Я также увеличил почти в два раза предыдущее фото. Теперь номер должно быть видно лучше, как и то, что окрас серый.
 
Новости реестра - недавно мне удалось сделать небольшое уточнение и интересное открытие.
===
Во-первых, про уточнение. Самолёты, находящиеся в музее АвтоВАЗа и в СВВАУЛ - братья из одной серии (13-ой). Они служили на Северном флоте и входят в число последних Як-38 "без буквы", поступивших в 279-й полк, вскоре после этого туда начали поступать М-ки. Слева борт 71 - серийный 13-02 (музей АвтоВАЗа), а справа борт 72 - серийный 13-03 (СВВАУЛ). 71-й показан также во время полётов с ТАКР "Киев". Фотографии 72-го времён службы мне найти не удалось (такой фото, чтобы не было путаницы с 72-м с ТОФ).
===
Во-вторых, интересное открытие - нашёлся ещё один выживший Як-38! Некий доброжелатель обнаружил, что на берегу бухты Абрек, около ЗАТО Фокино установлен ещё один сохранившийся Як-38. К сожалению, мне не удалось найти никаких фотографий. Я лишь знаю, что у него может быть повреждено крыло. Рядом с ним стоит Ка-25 бортовой номер "25 красный". Может кто-нибудь способен что-то уточнить по этому поводу?
 
Последнее редактирование:
Судя по гуглу памятники стоят на территории Военно-морской базы, лёгкого доступа не будет наверное. там ещё и МиГ-21 есть
 
... Некий доброжелатель обнаружил, что на берегу бухты Абрек, около ЗАТО Фокино установлен ещё один сохранившийся Як-38. К сожалению, мне не удалось найти никаких фотографий. Я лишь знаю, что у него может быть повреждено крыло. Рядом с ним стоит Ка-25 бортовой номер "25 красный". Может кто-нибудь способен что-то уточнить по этому поводу?

Попробуйте на этом форуме задать вопрос, думаю, должны помочь. http://www.balancer.ru/forum/punbb/viewforum.php?id=25
 
vvm, вот я составил маленькую таблицу по ВМУ вашего полка. Всё ли верно? Также вы говорили, что было ещё несколько потерянных ВМУ, номера которых вы не помните, но помните лётчиков. Не могли бы вы перечислить их тут?
 
..Летчиков то перечислить Можно....Десятников-Волков....30.01.84г..Оситнянко-Хапокныш...84г..Красовский-Анкудинов 08.06.87г...
 
vvm, спасибо за информацию! Я сейчас читаю очень интересную книгу о вертикалках Орешиной Н.Н., про которую вы наверняка знаете. Скажите, а не довелось ли вам лично общаться с ней во время её пребывания на "Минске" в 1981 году?
 
Орешина?...Вы знаете ..была у нас такая.! Журналист.Ее "катал"...ком полка Свиточев Вячеслав Михайлович...Нет я с ней не общался...Я в то время работал на"Боевом" Яке ..А ее возили на "спарке."..
 
vvm, ага, хотя одно единственное висение вряд ли можно назвать полётом. Она собиралась потом с вашим полком на БС отправиться, но не срослось. Вместо этого в Саках на спарке летала, в том числе и по полному профилю, пусть сама почти и не пилотировала. Очень интересно про вертикалки пишет - про саму программу, про лётчиков, про самолёт, про психологию.
----
По ходу чтения возник вопрос - что собой представляет посадка с проскальзыванием? Часто ли использовалась?
 
Реклама
Сразу..Скажу Як..В начале 80г.был очень ..еще "сырой" самолет.. А " Висение" очень сложный для летчиков вид полета....И даже для "Заслуженных Летчиков".!.И я удивляюсь..Как могли разрешить в то время Журналиста "катать"..Свиточев очень тогда недоволен был...Но как говорится Приказ есть Приказ...!.Посадка " С проскальзыванием"....?..Пробовали ....В 311полку...попробовал Милехин.(Тяжелая Авария с потерей самолетов.... был уволен!)..Вообще то эксперементировали...в279 полку(Север) ( Была неудачная у Глушко....).Пытались уменьшить расход топлива..В дальнейшем эти "эксперементы" пресекались.....!
 
vvm, хочу отметить, что Орешина не вполне обычный журналист. Она совершила на разных типах ЛА (как самолётах, так и вертолётах) более 800 полётов. Летала в том числе на L-29, МиГ-21У, МиГ-23УМ, МиГ-25У, Ми-24, Бе-12, Ту-16. На спарке Як-38У ей ненадого доверяли управление, но кроме ручки РУД, а когда летала с ком. 299 полка Ковалёвым, то была чуть более свободна в выборе и под его присмотром сделала несколько "бочек".
----
В книге Орешина описывает своё присутствие в конце 1981 года в Саках, где среди прочего отрабатывали ВКР и посадку с проскальзыванием. Она также рассказывает о том, как в 1982 году на борт "Минска" прибыл главком Горшков, и ему лётчик-испытатель Назарян показал полёт, начинавшийся с ВКР и заканчивавшийся посадкой с проскальзыванием. Исходя из вашего сообщения я могу понять, что посадку с проскальзыванием для использования так и не одобрили, правильно? А чем это было вызвано?
----
На фото - Н.Н. Орешина и В.Г. Панасенко после полёта на спарке Як-38У №08.
 
vvm, ещё возник вопрос. Орешина в книге приводит некоторые радиопереговоры между РП и лётчиками 299 полка. В качестве позывных самолётов используются трёхзначные числа (например 493, 498, 876). Скажите, а это могут быть последние цифры заводских номеров? Уж очень похожи. Как позывные строились у вас в 311 полку?
 
На счет Позывных...У каждого летчика был свой позывной независимо на каком самолете он летал....По какому принципу строились..?..Немогу точно сказать Хотя можно уточнить.....На счет "бочек"...Ну это не могло быть.!! Ведь это очень сложный вид "высшего "пилотажа..и Не всем строевым летчикам разрешалось ...А тут журналист!......На счет Назаряна..После катастрофы Кононенко...Вообще возникло очень большое не доверие к самолету со стороны военного командования.( Кстати виновато было во всем ОКБ Яковлева"Скорость"!....) Поэтому Назарян продолжил..после определенных"доработок"..испытания по ВКР..Кстати я тогда присутствовал на ТАКРе "Минск"..Испытатель..есть испытатель...ОН должен показывать все возможности ...Самолета.!!.Но "проскальзывание"...у нас не прижилось..."Почему?.... после тщательного анализа выяснилось что .."экономия" топлива незначительная....А рисковать по "примеру" Милехина.. не стали..! А с Назаряном поступили вообще то не красиво...! "Героя" ему так и не дали..!Хотя именно он тогда продолжил "дело" Каноненко по ВКР..! И успешно завершил....программу!
 
vvm, да, уточните пожалуйста. И если не сложно, то спросите про принцип построения позывных у знакомых из других полков. Заранее спасибо.
----
Рассматривая фотографии, у меня появилось предположение насчёт Як-38М вашего полка. Вы говорили, что М-ки сперва шли синие, а потом уже серые. Возможно ли, что сперва к вам поступили синие М-ки, а потом их перекрасили в поздний серый окрас? Как пример - на Севере М-ки начинались с номера 78, но на одной из выложенных мной фото виден Як-38М №79 в сером окрасе.
----
Насчёт бочек - привожу небольшую выдержку из книги, где описан полёт с командиром 299-го ИИКШАП полковником Геннадием Лукичём Ковалёвым.
- Управление возьмите, почувствуйте... Виражи влево, вправо...
Наконец-то массивная ручка приналежит только мне. И небо... И самолёт... Он послушно, требуя лишь большего "расхода рулей", входит в вираж сначала с малым креном - "блинчиком", но замкнутый круг не получается размазанным, как было бы это на сверхзвуковом самолёте, где скорости ввода значительно больше...
Теперь увеличу крен... Я словно дегустирую то, что собираюсь выполнить дальше... Управление мягкое, "Як" преданно идёт за рукой, когда перекладываю рули на вираж вправо. Крен самолёта - шестьдесят градусов...левая плоскость словно опирается на изгиб пляжа, но береговая линия смещается, искрящаяся водная ширь заливает нижнюю часть фонаря, соединяясь в кабине с небом. Центробежная перегрузка усиливает ощущение "крутизны".
- Можно "бочку"?.. - после выполнения более-менее аккуратных восьмёрок и, умудрившись не потерять высоту, как всегда, соблюдая дисциплину в небе, спрашиваю я.
- Валяйте... - и то, как по-мальчишески озорно прозвучало нестандартное слово, Геннадий Лукич стал понятен, словно давний хороший знакомый.
От избытка чувств "бочка" получилась размазанной. Но полковник промолчал, и управление не тронул. Только РУД сдвинулся чуть больше вперёд, отчего скорость увеличилась и фигура, выполненная теперь в правую сторону, уже не напоминала разбухшую "кадушку"...
 
Самолеты...В Строевых полках не перекрашивались..! И на "Севере "тоже.!.Вопервых ЛКП(Лакокрасочное покрытие)...Осуществлялось..тлоько исключительно на Заводах..На Евпаторийском АРЗ..ЯК38М....так ни одного и не отремонтировали.!..Не успели...!
 
vvm, а расскажите, пожалуйста, о втором командире 311-го полка Хавратове Ю.Ф. (Юрии Фёдоровиче???). Он командовал лишь год, с 1982 по 1983? Почему так мало? Какую должность занимал при Свиточеве? Как сложилась дальнейшая судьба?
---
И про Десятникова Александра Николаевича - он командовал полком с 1989 и до самого расформирования? Почему ушёл Чурилов? И сохранилось ли знамя полка?
 
Хавратов...Юрий Федорович!... Удивительная фигура на посту Ком 311 ОКШАП.!!.Вообщето очень "мужественный"...летчик.Мастер спорта!( Умудрился посадить МиГ21У.вместе с молодым летчиком......на котором колесо основного шасси было.развернуто на 90 град!!!)Выпускник Балашовского ВВАУЛ...(Транспортная Авиация...!) Говорил что учили его на Ил14... А вот служил он в г.Фрунзе(Бишкек) откуда был и Свиточев.....! Пришел он к нам сразу...на должность..Ком. Полка..из Академии..Во время.БС ТАКР "Минск"..Во Вьетнам вошел в конфликт с "Командующим.Похода"...и был им отстранен от командования....и отправлен попутным кораблем...в часть...В последствии его перевели в штаб..ВВС ТОФ...но продолжал у нас летать... Сейчас проживает в г.Монино..... Десятников..." Руководил" полком где то до 92г..После его командирами были Марченко..Балук...Последнего командира который "расформировывал" полк...я не знаю....Десятников Александр Николаевич проживал последнее время в г. Белгород... К сожалению его уже несколько лет как нет.....Чурилов ...почему ушел...? Ну наверное тянуло.." К родным берегам"..Он перевелся...в Липецкий ЦБПЛ..Где сейчас и проживает....! А Знамя Полка..находится наверное там же где и все знамена расформированных полков.."Центральный Архив" МО РФ..!
 
Новости реестра
Спарка 01 из музея в Луганске - это, оказывается, борт 04 из 299 полка, та спарка, что свой ресурс целиком выработала и потом использовалась в ВВАТУ. Просто в музее почему то сменили номер на 01 и возникла путаница. Помогла наводка коллеги - на имеющихся у меня фото действительно удалось рассмотреть, что под номером 01 просматривается четвёрка. Однако имеются фотографии этого борта на "Киеве" во время боевой службы 1979 года. Исходя из этого, я предполагаю, что спарок с номером 04 было две - одна служила на Севере, а вторая в 299-м полку.
 
Реклама
Назад