prepod
Новичок
Как известно, недавно был проведен эксперимент: тяжелый БПЛА зашел на посадку в автоматическом режиме в одном аэропорту, ушел на второй круг, снова зашел на посадку, после приземления выполнил руление на стоянку. Примечателен тот факт, что во время эксперимента, полеты в этом аэропорту не прекращались, одновременно с БПЛА в воздухе находились другие ВС с пассажирами. Эксперимент показал, что возможно у гражданских БПЛА большое будущее. Сейчас в РФ готовиться концепция применения БПЛА, планируются изменения в ФАП. На этой почве идет борьба мнений: от полного запрещения и получения разрешений на полеты даже кордовых авиамоделей, до полной свободы использования БПЛА всех типов. Но есть ода проблема - это эксплуатация БПЛА в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами. Т.к. на борту БПЛА нет человека, а системы теленаблюдения и линии передачи данных не позволяют оператору своевременно увидеть опасность или другой летательный аппарат и реализовать принцип полетов по правилам визуальных полетов «вижу-избегаю» весьма сложно. При этом реакция оператора, как правило, запаздывает. Сегодня в российском воздушном законодательстве проблема БПЛА решена следующим образом: «Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом» (статья 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации введенных в действие Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 в редакции от 19.07.2012, с изменениями от 23.01.2014). То есть сегодня, для использования БПЛА, например, для мониторинга газопроводов или лесов требуется закрывать значительную часть воздушного пространства для пилотируемой авиации. Решение, гарантирует безопасность пилотируемых воздушных судов от столкновений с беспилотными летательными аппаратами, но явно не способствует развитию беспилотной авиации. Возможно, в преодолении данной проблемы следует применить дифференциальный и комплексный подход в области сертификации и выработке требований к БПЛА гражданского назначения, их операторам и правилам полетов. Например, разделив БПЛА на аппараты:
1. массой до 2 кг, скорости менее 50 км/ч и высоте полета до 50 метров, эксплуатация без ограничений, исключая районы аэродромов, населенные пункты и запретные зоны. (При этом необходимо обеспечить свободный доступ к информации об этих районах). Сертификация БПЛА не требуется, свидетельство оператора не требуется.
2. по массе до 5 кг, скорости менее 50 км/ч и высоте полета до 200 метров эксплуатация без ограничений, исключая районы аэродромов, населенные пункты и запретные зоны. Оператор данного типа БПЛА должен иметь возможность определять высоту полета с достаточной точностью. БПЛА должен гарантированно управляться с земли. Требуется сертификация БПЛА, оператор БПЛА обязан иметь соответствующее свидетельство.
3. БПЛА массой до 75 кг, скоростью полета до 150 км/ч, должен иметь способность выдерживать заданную высоту полета в требуемых пределах, заданный маршрут полета, быть оборудован аэронавигационными огнями (и системой глобального позиционирования), гарантированно управляться с земли. Оператор данного типа БПЛА должен иметь устойчивую двухстороннюю связь с органами управления воздушным движением. Эксплуатация таких БПЛА должна осуществляться при наличии разрешения на использование воздушного пространства и исключать их полеты в районах аэродромов, над населенными пунктами и запретными зонами. Безопасность от столкновения с БПЛА может достигаться эшелонированием ВС выполняющих полеты по ППП относительно БПЛА и информированием экипажей ВС выполняющих полеты по ПВП о высоте и маршруте полета БПЛА. Уровень подготовки операторов БПЛА этого типа должен быть не ниже уровня пилота-любителя (обладателя лицензии PPL) и подразумевает наличие соответствующего свидетельства.
4. БПЛА массой более 75 кг, скоростью до 300 км/ч должны быть оборудованы автоматической системой управления полетом способной выдерживать маршрут и профиль полета в требуемых пределах с возможностью гарантированного управления с земли. Данный тип БПЛА должен иметь бортовую систему глобального позиционирования, транспондер и бортовые аэронавигационные огни (возможно систему предотвращения от столкновений ВС в воздухе). Эксплуатация таких БПЛА должна осуществляться при наличии разрешения на использование воздушного пространства и исключать их полеты в районах аэродромов, над населенными пунктами и запретными зонами. Безопасность от столкновения с БПЛА может достигаться строгим выдерживанием БПЛА высоты (эшелона) и маршрута полета, эшелонированием относительно пилотируемых воздушных судов, эшелонированием ВС выполняющих полеты по ППП относительно БПЛА и информированием экипажей ВС выполняющих полеты по ПВП о высоте и маршруте полета БПЛА. Оператор данного типа БПЛА, так же должен иметь устойчивую двухстороннюю связь с органами управления воздушным движением. Уровень подготовки операторов БПЛА должен быть не ниже уровня пилота обладателя лицензии PPL (или CPL) и подразумевает наличие соответствующего свидетельства.
Эти цифры взяты произвольно и требуют серьезных технических расчетов, как и данный пример классификации. Какие будут мнения коллеги?
1. массой до 2 кг, скорости менее 50 км/ч и высоте полета до 50 метров, эксплуатация без ограничений, исключая районы аэродромов, населенные пункты и запретные зоны. (При этом необходимо обеспечить свободный доступ к информации об этих районах). Сертификация БПЛА не требуется, свидетельство оператора не требуется.
2. по массе до 5 кг, скорости менее 50 км/ч и высоте полета до 200 метров эксплуатация без ограничений, исключая районы аэродромов, населенные пункты и запретные зоны. Оператор данного типа БПЛА должен иметь возможность определять высоту полета с достаточной точностью. БПЛА должен гарантированно управляться с земли. Требуется сертификация БПЛА, оператор БПЛА обязан иметь соответствующее свидетельство.
3. БПЛА массой до 75 кг, скоростью полета до 150 км/ч, должен иметь способность выдерживать заданную высоту полета в требуемых пределах, заданный маршрут полета, быть оборудован аэронавигационными огнями (и системой глобального позиционирования), гарантированно управляться с земли. Оператор данного типа БПЛА должен иметь устойчивую двухстороннюю связь с органами управления воздушным движением. Эксплуатация таких БПЛА должна осуществляться при наличии разрешения на использование воздушного пространства и исключать их полеты в районах аэродромов, над населенными пунктами и запретными зонами. Безопасность от столкновения с БПЛА может достигаться эшелонированием ВС выполняющих полеты по ППП относительно БПЛА и информированием экипажей ВС выполняющих полеты по ПВП о высоте и маршруте полета БПЛА. Уровень подготовки операторов БПЛА этого типа должен быть не ниже уровня пилота-любителя (обладателя лицензии PPL) и подразумевает наличие соответствующего свидетельства.
4. БПЛА массой более 75 кг, скоростью до 300 км/ч должны быть оборудованы автоматической системой управления полетом способной выдерживать маршрут и профиль полета в требуемых пределах с возможностью гарантированного управления с земли. Данный тип БПЛА должен иметь бортовую систему глобального позиционирования, транспондер и бортовые аэронавигационные огни (возможно систему предотвращения от столкновений ВС в воздухе). Эксплуатация таких БПЛА должна осуществляться при наличии разрешения на использование воздушного пространства и исключать их полеты в районах аэродромов, над населенными пунктами и запретными зонами. Безопасность от столкновения с БПЛА может достигаться строгим выдерживанием БПЛА высоты (эшелона) и маршрута полета, эшелонированием относительно пилотируемых воздушных судов, эшелонированием ВС выполняющих полеты по ППП относительно БПЛА и информированием экипажей ВС выполняющих полеты по ПВП о высоте и маршруте полета БПЛА. Оператор данного типа БПЛА, так же должен иметь устойчивую двухстороннюю связь с органами управления воздушным движением. Уровень подготовки операторов БПЛА должен быть не ниже уровня пилота обладателя лицензии PPL (или CPL) и подразумевает наличие соответствующего свидетельства.
Эти цифры взяты произвольно и требуют серьезных технических расчетов, как и данный пример классификации. Какие будут мнения коллеги?