Мировой экономический кризис привел к снижению спроса на авиаперевозки. Спад в отрасли неизбежен, говорят аналитики и поправляются: все неплохо будет у "Аэрофлота". После ухода с рынка " AiRUnion", пока не встанет на ноги "Росавиа", "Аэрофлот" претендует на основную часть образовавшейся ниши. Акции "Аэрофлота" в последние недели стабильно идут с рекомендацией "покупать". С другой стороны, "скидочные" билеты, которыми авиакомпании заманивают обедневших пассажиров, нельзя расценивать как признак благополучия. А на подешевевшее топливо в России все равно смотрят как на случайный подарок, не зависящий от мировых тенденций. Генеральный директор компании "Аэрофлот" Валерий Окулов считает, что сохранить компанию в нынешних условиях можно только будучи постоянно готовыми к переменам. С ним беседовала ведущая программы "Мнение" Эвелина Закамская.
- Сегодня к авиакомпаниям повышенное внимание: во время кризиса востребованность авиаперевозок - один из индикаторов экономического положения страны и ее жителей. Как "Аэрофлот" переживает трудные времена?
- Совершенно верно. Авиационная отрасль отражает процессы, которые проходят и на мировом рынке, и в стране. Более-менее мы успешно отработали в первой половине, но уже видим серьезный спад спроса на перевозки во второй половине января. И серьезный спад бронирования перевозок на февраль, на март месяц.
- Как это выражается в цифрах?
- В фактических цифрах мы увидели снижение где-то процентов на пять. Но при этом мы подхватили тех пассажиров, которых не перевезли компании, прекратившие свои полеты, как в России, так и за рубежом. Поэтому в целом за четвертый квартал мы приросли где-то на 10 процентов.
- Что вы думаете об обещанном сокращении числа авиаперевозчиков?
- К этому нужно быть готовыми. И ориентироваться, и рассчитывать на то, чтобы подхватить освобождающиеся пассажиропотоки.
- Не так давно я беседовала с вице-премьером Сергеем Ивановым, он сказал, что вполне нормальным будет, если в России останется 8 авиакомпаний - конкурентоспособных, крупных, устойчивых. Каково ваше мнение, этого достаточно? И что значит: быть к этому готовыми?
- Россия – страна большая. И компаний у нас всегда будет много, точно больше восьми.
- Вы планируете какие-то приобретения за счет ухода мелких игроков с рынка?
- Не исключаем приобретений как внутри России, так и за рубежом.
- А как идут переговоры по приватизации чешской авиакомпании?
- Тендер объявлен, во всяком случае, к первому этапу участия в нем мы готовы. Czech Airlines (CSA), - партнер нам совершенно понятный. Мы уже давно вместе эксплуатируем линию Москва-Прага, Москва-Карловы Вары, Прага-Самара. У нас унифицированы все технологии, информационная платформа. То есть для этой интеграции не потребуется серьезных инвестиций. Для нас интересно привлечение транзитных пассажиров из Центральной Европы и Восточной Европы на Юго-Восточную Азию, на Дальний Восток, поскольку сегодня все-таки больше ориентация на полеты через Вену либо Франкфурт. Мы ставим задачу эти потоки затянуть через Москву.
- Не так давно была опубликована финансовая отчетность "Аэрофлота" за прошлый год. По-моему, она не плохая. Рост доходов на 26 процентов…
- Считаю, что это очень приличный показатель при той экономической ситуации. Помогло то, что "Аэрофлот" сориентировался на внутренний рынок, на Россию, это позволило избежать многих последствий кризиса мирового. Ну, сыграло еще какое-то везение. То, что мы вошли в сентябрь с нулевым кредитным портфелем. Успели полностью вычистить, обнулить наш кредитный портфель.
- И, оказалось, что долгов нет.
- Вот именно. Помимо этого, сразу же в сентябре ввели достаточно жесткую антикризисную программу. Организовали антикризисный штаб, который работает буквально по всем направлениям: это закупки, работа наших представительств за рубежом, оперативное управление емкостями. В общем, мы везде, где только можно было сэкономить и где можно подзаработать, все сделали. Конечно, есть и непопулярные меры: обрезание командировок, учебных программ, закрытие всего штатного расписания.
- Сокращение персонала уже началось?
- Сокращение касается, прежде всего, административного персонала. Летный состав и инженерный, конечно, трогать нельзя
- Валерий Михайлович, где вы сейчас будете брать деньги на развитие? Вы сказали, что кредитный портфель обнулили. Но дальше все равно средства понадобятся?
- Есть проблемы с привлечением кредитов в российских банках и в зарубежных. Особенно это остро было в конце прошлого года, в декабре, когда просто лимиты были закрыты. Тем не менее, мы получили кредиты и в российских банках на приемлемых условиях.
- А государственная помощь?
- Пока нам удавалось придерживаться простого принципа – подальше от бюджетных денег.
- Слишком дорогие?
- Лучше без них обходиться.
- Как меняется ценовая политика "Аэрофлота"?
- Хорошо, что стоимость топлива снижается. И это уже видно по ситуации в центральной России и в московском регионе, но очень слабо проявляется на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Если сегодня в Шереметьеве цена топлива за тонну порядка 14 тысяч рублей, то в Хабаровске как была 28 тысяч в ноябре, так и остается. Во Владивостоке, на Сахалине топливо стоит дороже, нежели в Сеуле, Шанхае, Гонконге. Ситуация, действительно, абсурдная. Чтобы сохранить спрос на авиаперевозки, мы снижаем тарифы. И если раньше мы проводили акции, распродажи только в низкий сезон, сейчас они идут постоянно.
- Поставки самолета Superjet задерживаются, чем планируете обновить авиапарк?
- В этом году у нас очень большая программа по получению 24 новых самолетов, все машины со стапелей. Из них 18 самолетов – это новые "Аэробусы" 319, 320, 321. И шесть дальнемагистральных самолетов А330. Поставки Superjet планируем на конец этого года.
- Вам понравился этот самолет?
- Самолет имеет потенциал.
- Последний вопрос. Скажите, у вас есть представление, как компания должна выглядеть после кризиса?
- Начнем с того, что мы не представляем, когда кризис закончится. Но, надеемся, что на выходе из "финансового пике" "Аэрофлот" будет более сильным и окрепшим.
Отсюда (там и видео есть) -
http://www.vesti.ru/videos?vid=183722&p=1&sort=1&cid=1