А/к Авиалинии Дагестана

По сообщению «Интерфакса», Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» о приобретении основных производственных средств ОАО «Авиалинии Дагестана», составляющих 60,3% от его балансовой стоимости. Уже весной в махачкалинском аэропорту должна начаться реконструкция стоимостью почти 2,5 млрд рублей.

Обещанного три года ждут

Политическое решение, что махачкалинский аэропорт перейдет под контроль Сулеймана Керимова, было принято еще несколько лет назад, когда президентом Дагестана был Магомедсалам Магомедов. Однако при Магомедове реализация этого решения сильно затянулась, а с назначением главой Дагестана Рамазана Абдулатипова вокруг проектов Керимова замаячили политические риски – много говорилось о прохладных отношениях нового главы Дагестана с самым богатым выходцем из республики.

Точку в этих слухах поставил сам Рамазан Абдулатипов, в середине января подтвердивший, что планы Керимова по аэропорту остаются в силе. «Он будет вкладывать в аэропорт, – заявил президент Дагестана в интервью телеканалу “Дождь”. – Мы не получали госэкспертизы по аэропорту, сейчас получим, и начнутся работы по взлетно-посадочной полосе. А параллельно Керимов будет заниматься самим аэропортом: зданием и всем остальным вокруг».

И всего три недели спустя последовало решение ФАС о том, что близкое к Керимову ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» приобретет активы обанкротившегося ОАО «Авиалинии Дагестана», которому принадлежит аэропорт (точнее, его аэровокзальная часть).

Компания «Международный аэропорт "Махачкала”» была создана в феврале 2012 года. По данным «Спарк-Интерфакс», 99% его акций принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах структуре Doxa Investments Ltd, BVI, 1% – генеральному директору Станиславу Невзорову (который также являлся директором по развитию ОАО «Авиалинии Дагестана»).

По данным официального сайта ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”», в совет директоров компании входят ряд представителей Фонда социального содействия и управления в градостроительной деятельности «Новый Город». Эта структура была создана в 2011 году, когда Сулейман Керимов заявил о планах реализовать в Дагестане ряд крупных девелоперских проектов.

Руководителем фонда стал генеральный директор компании Керимова «Нафта-Москва» Олег Липатов, который в конце 2012 – начале 2013 годов непродолжительное время был первым вице-премьером Дагестана. Незадолго до его назначения ФАС в первый раз удовлетворила ходатайство ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» о приобретении ОАО «Авиалинии Дагестана» (3 120 880 штук обыкновенных именных бездокументарных акций или 100% уставного капитала). Однако вскоре после этого в республике сменилась власть, Липатов ушел в отставку, и сделка не состоялась.

Страсти по пакету

Понятно, что самый главный вопрос в этой истории – в какую сумму будут оценены активы «Авиалиний Дагестана». В феврале 2011 года Росимущество планировало продать 100-процентный пакет акций этой компании с аукциона с начальной ценой 790 млн рублей (единственным реальным претендентом на победу тогда считался Керимов), но аукцион не состоялся. Вместо этого миллиардеру достался футбольный клуб «Анжи», а акции «Авиалиний Дагестана» решили передать из федеральной собственности в республиканскую, что и произошло в апреле 2012 года.

Комментируя несостоявшийся аукцион, тогдашний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов сказал, что объявленная стартовая цена компании могла показаться покупателям высокой, и вместо этого после передачи акций «Авиалиний Дагестана» в собственность республики планируется создать совместное предприятие с потенциальным инвестором.

Но ситуация в компании быстро и принципиально поменялась. В конце 2011 года «Авиалинии Дагестана» лишились сертификата на выполнение пассажирских перевозок, в результате чего под их контролем остался только аэропорт. Как следствие, у компании резко снизилась выручка и выросли долги. В конечном итоге это и привело к ее банкротству (решение о несостоятельности было вынесено на основании иска одного из контрагентов о возмещении долга).

Самый главный вопрос в этой истории – в какую сумму будут оценены активы «Авиалиний Дагестана».

В прошлом апреле, еще когда «Авиалинии Дагестана» не были объявлены банкротом, их директор по развитию Станислав Невзоров называл следующие цифры, имеющие отношение к стоимости компании. Собственно акции оценивались в 3 млн рублей, имущество было в процессе оценки.

При этом главный актив – аэровокзал – находится под арестом, поскольку был заложен под получение банковского кредита в 15 млн рублей (к весне 2013 года сумма долга выросла до 45 млн). К тому же Витас-банк, выдавший кредит, незадолго до этого лишился лицензии. Одновременно за предприятием числились долги в размере около 700 млн рублей.

О причинах затянувшейся приватизации «Авиалиний Дагестана» в конце прошлого года поведал республиканский министр по управлению госимуществом Марат Ильясов, недавно ушедший в отставку. В своем выступлении перед депутатами Народного Собрания он сообщил, что в 2012 году компания была оценена в 3 млн рублей, но Минимущество отказалось подписывать эту оценку, поскольку она была значительно занижена.

Кроме того, Ильясов признался депутатам, что в передаче в собственность республики акций «Авиалиний Дагестана» была не экономическая, а политическая целесообразность. Это произошло уже после того, как компания лишилась права выполнять полеты, и все признаки банкротства в тот момент были налицо.

Однако приватизация компании затянулась, и она повисла мертвым грузом на бюджете республики – как сообщил Марат Ильясов, его министерству пришлось закрывать долги по зарплате сотрудников. Поэтому Ильясов призвал инвестора – структуры Сулеймана Керимова – поскорее выкупить долги «Авиалиний Дагестана» и приступить к работе.

Объем долгов на том заседании Народного Собрания также прозвучал. По словам вице-спикера парламента республики Сейфулаха Исакова, на август прошлого года у «Авиалиний Дагестана» имелись кредиторская задолженность, которая составляла 658 млн рублей (что в целом совпадало с приведенной выше оценкой Станислава Невзорова), а дебиторская – 306 млн рублей.

Приватизация компании затянулась, и она повисла мертвым грузом на бюджете республики, поэтому Ильясов призвал инвестора – структуры Сулеймана Керимова - поскорее выкупить долги «Авиалиний Дагестана» и приступить к работе.

Государство им поможет

Стремление Сулеймана Керимова установить контроль над аэропортом изначально было увязано с ожидавшимися госвложениями в реконструкцию его аэродромной части. Практика модернизации российских аэропортов демонстрирует, что обновление инфраструктуры быстро приводит к росту пассажиропотока.

Так, в Минеральных Водах за последние пять лет, в течение которых была проведена реконструкция, пассажиропоток удвоился – с 702 тысяч человек в 2009 году до 1,443 млн человек в прошлом году.

Махачкалинский аэропорт в прошлом году принял почти 508 тысяч пассажиров, или на 20% больше, чем в 2012 году. Целью для инвестора является 1 млн пассажиров в год – именно такой порог рентабельности назвал год назад Станислав Невзоров.

В то же время в последние годы «Уйташ» оказался единственным крупным аэропортом юга России, который не получил серьезного финансирования в развитие инфраструктуры либо от государства (аэродромная часть), либо от частных инвесторов (аэропортовая часть).

В апреле 2012 года Олег Липатов говорил, что суммы в 2,3 млрд рублей, выделенной из бюджета на 2012-2014 годы на реконструкцию и модернизацию махачкалинского аэропорта, хватит только на то, чтобы «залатать дыры».

Но совсем недавно ситуация с госфинансированием резко изменилась. В ноябре прошлого года проектно-сметная документация проекта реконструкции и развития аэропорта Махачкалы в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» получила положительное заключение Главгосэкспертизы.

Суммы в 2,3 млрд рублей, выделенной из бюджета на 2012-2014 годы на реконструкцию и модернизацию махачкалинского аэропорта, хватит только на то, чтобы «залатать дыры».

Сразу после этого был объявлен конкурс на выполнение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы (последний раз она реконструировалась в 1960-е годы), рулежной дорожки и других объектов аэродромной части. Цена вопроса – 2,456 млрд рублей. Как сообщил в прошлом декабре дагестанский Минтранс, уже весной 2014 года работы по реконструкции «найдут свое реальное воплощение».

В ожидании утверждения о выделении средств на реконструкцию аэродрома команда Керимова не теряла время. В августе прошлого года на пресс-конференции в Махачкале Станислав Невзоров представил проект реконструкции аэропорта и сообщил, что правительство Дагестана ведет подготовку к подписанию соглашения с «Нафта-Москвой».

Рамазан Абдулатипов в недавнем выступлении фактически подтвердил прежние планы. «Насчет приватизации надо посмотреть, как будут складываться дела, какие будут суммы, – сказал он. – В целом этот вопрос мы передаем в его [Керимова] распоряжение, чтобы он решал эти вопросы вместе с правительством Дагестана».

Однако последовавшая за этим санкция ФАС на приобретение ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» активов «Авиалиний Дагестана» еще не означает, что долгожданная сделка произойдет в самое ближайшее время.

Рамазан Абдулатипов:
«Насчет приватизации надо посмотреть, как будут складываться дела, какие будут суммы. В целом этот вопрос мы передаем в его [Керимова] распоряжение, чтобы он решал эти вопросы вместе с правительством Дагестана».

С момента сообщения о банкротстве «Авиалиний Дагестана» было подано уже несколько арбитражных ходатайств о выявлении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компании, в том числе со стороны конкурсного управляющего Дуньямудина Рамазанова. Последнее из этих ходатайств Арбитражный суд Дагестана удовлетворил 21 января, но результаты проверки пока неизвестны.
http://kavpolit.com/articles/mahachkalinskij_aeroport_uletaet_v_ofshor-448/
 
Реклама
МОСКВА, 26 мар - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Ессентуки) в среду оставил без изменения решение арбитража Дагестана, которым была признана банкротом авиакомпания ОАО "Авиалинии Дагестана", сообщили РАПСИ в суде. Суд отклонил апелляционные жалобы, поданные на это решение компаниями ЗАО "Технолизинг" и "Римос лимитед".

Арбитражный суд Республики Дагестан 11 сентября 2013 года по заявлению компании Mixjet Fliqht Support (ОАЭ) признал "Авиалинии Дагестана" финансово несостоятельными и открыл в компании конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Как сообщил в суде временный управляющий, на момент введения наблюдения общий размер задолженности авиакомпании перед кредиторами составлял 358,4 миллиона рублей, после публикации сообщения о введении наблюдения свои требования к должнику заявили 18 кредиторов, их требования включены в третью очередь реестра требований кредиторов в размере 508,1 миллиона рублей. Позже к должнику были заявлены требования еще 12 кредиторов на общую сумму 55,8 миллиона рублей. По состоянию на 31 декабря 2012 года балансовая стоимость имущества должника составляла 519,8 миллиона рублей, в том числе основные средства - 208,4 миллиона рублей.

Правительство РФ в апреле 2012 года передало в собственность республики Дагестан 100% акций "Авиалиний Дагестана". Из документа следует, что правительство Дагестана до 2015 года планировало на условиях государственно-частного партнерства привлечь инвестиции в размере не менее 150 миллионов рублей в реконструкцию и модернизацию имущества авиакомпании, а также в развитие инфраструктуры аэропорта Махачкалы. В мае 2012 года глава республики Магомедсалам Магомедов сообщил, что власти Дагестана намерены включить ОАО "Авиалинии Дагестана" в перечень проектов приватизации.

Авиапарк перевозчика включал 11 воздушных судов - три самолета Ту-154М, один Ту-154Б-2, два Ту-134Б, один Ан-24РВ, вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ.
http://rapsinews.ru/arbitration/20140326/271017648.html
 
Назад