А/К "Калининградавиа"/ "КД-авиа" - новости

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в пятницу приняло решение с 14 сентября аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании "КД Авиа", сообщил глава Росавиации Геннадий Курзенков на брифинге в Москва.
Авиакомпания ОАО "КД-авиа" инициировала процедуру банкротства, сообщил "Интерфаксу" источник в компании.

По его словам, 3-го сентября соответствующий иск был направлен в Арбитражный суд Калининградской области.
 
Реклама
«КД авиа» попросила ее обанкротить
Алексей Непомнящий
Ведомости 15:13 04.09.2009

Калининградская авиакомпания «КД авиа» направила 3 сентября в арбитражный суд Калининградской области заявление о начале процедуры банкротства, рассказал «Ведомостям» гендиректор «КД авиа» Геннадий Болдырев. Ранее он говорил «Ведомостям», что компания может прекратить полеты в любое время по требованию кредиторов — банков, аэропортов, топливо-заправочных комплексов.

Долг компании на настоящее время составляет 12 млрд, рассказал Болдырев. Спасти компанию можно было бы одним способом — «завести в нее деньги», отметил он, однако этого сделано не было. В июле премьер-министр Владимир Путин пообещал предоставить авиакомпании 4 млрд руб. из федерального бюджета. Эти деньги предполагалось передать через бюджет региона. Средства в региональный бюджет поступили, но компании не были переданы — «КД авиа» не выполнила условие по выделению аэропорта Калининграда из состава авиакомпании, говорил калининградский губернатор Георгий Боос. Такое условие существовало, но собственники действительно не провели разделение активов, признавал Геннадий Болдырев.

Компания прекратит полеты не позже 14 сентября 2009 г., когда у нее будет аннулирован сертификат эксплуатанта. Решение об аннулировании сертификата Росавиация приняла сегодня, рассказал на последовавшем после этого брифинге руководитель ведомства Геннадий Курзенков. По словам Курзенкова, причина этого — ухудшение производственных и финансовых показателей «КД авиа» и неспособность ее платить кредиторам и лизингодателям.

«КД авиа» прекратила продавать билеты на свои рейсы 1 сентября и уведомила Росавиацию о вероятной остановке операционной деятельности из-за невозможности финансировать свою деятельность и выполнять обязательства перед пассажирами.

Выручка «КД авиа» в I квартале 2009 г. составила 836,2 млн руб., чистый убыток — 1,53 млрд руб. В январе-июле компания перевезла 464 439 пассажиров, что на -38,5% меньше, чем в том же периоде прошлого года.
 
Росавиация с 14 сентября аннулирует сертификат эксплуатанта "КД авиа"

© РИА Новости. Виктор Гусейнов15:15 04/09/2009

МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Росавиация с 14 сентября аннулирует сертификат эксплуатанта ОАО "КД авиа" в связи с ухудшением основных финансово-экономических показателей деятельности этой авиакомпании, входящей в тридцатку крупнейших в РФ, сообщил в пятницу РИА Новости представитель ведомства.

"В авиакомпанию направлено уведомление об аннулировании сертификата с тем, чтобы перевозчик мог заблаговременно проинформировать об этом пассажиров, персонал и агентства по продаже билетов", - сказал собеседник агентства.

"КД авиа" является основным авиаперевозчиком в Калининградской области. До последнего времени авиакомпания выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и Европы.
 
"КД авиа" прекратила полёты из Челябинска
тэги: авиаперевозки, КД авиа, кризис, банкротство облако тэгов

Калининградская авиакомпания «КД авиа» 4 сентября 2009 года выполнила последний рейс по маршруту «Челябинск - Калининград», далее ее полеты из аэропорта Челябинска будут прекращены.

Как сообщили «Уралинформбюро» в кассах аэропорта Челябинска, продажи билетов по указанному маршруту были остановлены несколько дней назад. Между тем, в кассах екатеринбургского аэропорта «Кольцово» продолжают продавать билеты на рейс «КД авиа» «Екатеринбург - Калининград».

Между тем, согласно официальному заявлению авиакомпании, с 1 сентября 2009 года продажа билетов на все рейсы "КД авиа" была приостановлена в связи с высокой задолженностью перед кредиторами.

Источник : Уралинформбюро
 
Маршруты полётов ОАО «КД авиа» и дублеры по перевозке пассажиров
 
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1233622

"КД авиа" пропала с экранов радаров
// Компания лишилась лицензии и прекратила полеты


Газета «Коммерсантъ» № 164/П (4219) от 07.09.2009

Калининградская "КД авиа" стала второй после AiRUnion остановившейся российской авиакомпанией из Топ-10. В пятницу Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "КД авиа", Арбитражный суд Калининградской области зарегистрировал ее заявление о банкротстве, а в субботу авиакомпания прекратила полеты по всем направлениям, кроме Москвы и Киева. Остановка "КД авиа", до которой так и не дошли 4 млрд руб. господдержки, создает опасный прецедент, уверены эксперты.

В пятницу днем глава Росавиации Геннадий Курзенков созвал брифинг, на котором объявил, что с 14 сентября ведомство аннулирует действие сертификата эксплуатанта "КД авиа", поскольку из-за задолженности компания "не смогла обеспечить бесперебойное воздушное сообщение и выполнение обязательств перед пассажирами". Убыток авиакомпании от операционной деятельности за первое полугодие 2009 года составляет более 2,8 млрд руб., добавляется в сообщении Росавиации.

В том, что "КД авиа" остановится, было мало сомнений после 1 сентября, когда гендиректор компании Геннадий Болдырев выпустил распоряжение о приостановке продажи билетов на неограниченное время. Днем позже Росавиация порекомендовала пассажирам, уже купившим билеты на рейсы "КД авиа", сдать их.

Менее чем через час после брифинга Геннадия Курзенкова "Интерфакс" сообщил, что авиакомпания подала в Арбитражный суд Калининградской области заявление о банкротстве. Позже эту информацию подтвердили в суде, уточнив, что долг компании составляет 11,73 млрд руб. А уже на следующее утро "КД авиа" отменила все рейсы на всех направлениях, кроме Москвы и Киева. Пассажиров "КД авиа" с субботы развозят другие авиакомпании, еще в апреле на этот случай заключившие договор о признании перевозочной документации "КД авиа". Вчера вечером в Росавиации "Ъ" сказали, что развоз пассажиров проходит "в плановом режиме".

"КД авиа" базируется в Калининграде, в ее парке 15 Boeing 737. По итогам 2008 года занимала в России 9-е место по перевозкам (более 1,4 млн пассажиров), по итогам первого полугодия 2009 года — 16-е место (352 тыс. пассажиров). Основной акционер — предприниматель Сергей Грищенко.

С финансовыми проблемами "КД авиа" столкнулась еще в октябре 2008 года. Компания не смогла погасить облигационный заем на 1 млрд руб., а спустя месяц впервые заявила, что может приостановить полеты. С 1 декабря "КД авиа" перешла под частичный контроль крупнейшего кредитора — банка "Санкт-Петербург". В марте "КД авиа" снова заявила о возможности остановки, а в начале апреля приостановила полеты на день. После этого из федерального бюджета на спасение "КД авиа" было выделено 4 млрд руб., но деньги зависли в калининградском бюджете, поскольку область и "Санкт-Петербург" не смогли договориться о схеме допэмиссии, с помощью которой средства господдержки должны были прийти в компанию. Калининградский губернатор Георгий Боос утверждал, что "Санкт-Петербург" "отошел от ранее согласованной схемы" допэмиссии на 7 млрд руб., из которых 3 млрд должен был оплатить банк, но в "Санкт-Петербурге" говорили, что таких договоренностей не было, а допэмиссия в объеме 4 млрд руб. планировалась целевым образом под область.

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак называет неприятной тенденцией то, что уже вторая с начала кризиса остановка крупного авиаперевозчика (первым в августе прошлого года остановился альянс AiRUnion.— "Ъ") происходит с компанией, создававшейся по четкому проекту, который активно поддерживался властями. "Удивительно видеть, как быстро при появлении трудностей государство от них отвернулось",— отмечает господин Рыбак. "Калининград теперь снова станет обычным небольшим региональным аэропортом, а рынок разберут "Аэрофлот", "Ютэйр" и "Трансаэро"",— заключает господин Рыбак. Олег Пантелеев из агентства "Авиапорт" добавляет, что остановка "КД авиа" создает два негативных прецедента: во-первых, выделение компании средств из бюджета показало авиаперевозчикам, рассчитывающим на господдержку, что даже постановление правительства еще не означает, что они хоть что-то получат, а во-вторых, крах единственного дошедшего до реализации немосковского стартапа, рассчитанного на транзит мимо московских аэропортов, поставит под вопрос возможность создания новых подобных проектов вне Москвы.

Петр Ъ-Мироненко
 
КАЛИНИНГРАД, 7 сен - РИА Новости, Вадим Смирнов. Калининградская авиакомпания "КД авиа", инициировавшая процедуру признания себя банкротом из-за больших долгов и прекращающая полеты с 14 сентября по решению Росавиации, просит областной Арбитражный суд назначить эксперта из Санкт-Петербурга Виктора Костомарова временным управляющим, обещая ему в качестве зарплаты 30 тысяч рублей ежемесячно, сообщил РИА Новости в понедельник представитель Арбитражного суда.

"Дело по банкротству "КД авиа" планируется рассмотреть 25 сентября в 12.00 мск. Заявление от самой авиакомпании получено 2 сентября, а 4 сентября было принято решение о принятии его к производству. Судья - Анна Валова", - сказал представитель суда.

По его словам, на первом заседании планируется рассмотреть два вопроса.

"Первый касается определения оснований для рассмотрения по существу заявления о банкротстве. Второй - введение процедуры наблюдения. Авиакомпания в качестве временного управляющего предложила назначить Виктора Анатольевича Костомарова", - добавил собеседник агентства.

В соответствии с законом о банкротстве, наблюдение - это процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Представитель суда уточнил, что Виктор Костомаров - член некоммерческого партнерства "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих".

"Он из Санкт-Петербурга. В заявлении "КД авиа" сказано, что в качестве вознаграждения за работу управляющему предложено 30 тысяч рублей из средств должника", - уточнил Белов.

По данным СМИ, Виктор Костомаров был управляющим на ряде предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области - в частности, "Ленинградский завод "Сокол", ФГУП "Научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева" (НИИСК), ООО "Евросервис-Агро" и прочих.

По словам собеседника агентства, в заявлении авиакомпании, объясняющем, почему она инициирует процедуру банкротства, указано: "В настоящее время финансовое состояние предприятия таково, что удовлетворение требований одних кредиторов ведет к невозможности возврата долга другим. При этом в собственности не имеется достаточного количества зданий и сооружений, которые можно было бы продать для погашения долга. Все имеющееся необходимо для обеспечения авиаперевозок и безопасности полетов".

Представитель суда уточнил, что, по данным на 30 июня, общая сумма задолженности авиакомпании составляет 11,729 миллиарда рублей.

Он затруднился перечислить кредиторов. По данным СМИ, среди тех, кому задолжала авиакомпания, лизингодатели, топливозаправщики, банки, службы аэронавигации и аэропорты России и Европы.

С 14 сентября Росавиация аннулирует сертификат эксплуатанта "КД авиа", и авиакомпания больше не сможет осуществлять полеты. Оставшихся пассажиров по ее билетам перевезут другие компании, с которыми Росавиация ранее заключила соответствующий договор. При этом в ведомстве пассажирам советуют сдать ранее купленные билеты.

Сам перевозчик приостановил продажу билетов 1 сентября, до этого официально уведомив Росавиацию о вынужденной приостановке операционной деятельности в связи с невозможностью самостоятельно финансировать перевозки. В понедельник авиакомпания осуществляла рейсы в Москву и Киев.

По информации, предоставленной в Федеральное агентство воздушного транспорта авиакомпаниями и оперативными штабами на местах, по состоянию на 8.00 мск 7 сентября, более 1700 человек были вывезены обратно по билетам "КД Авиа" российскими авиакомпаниями "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", "ГТК "Россия", S7, "ЮТэйр" и Sky Express.

Росавиация ранее сообщила, что пассажиры "КД Авиа" с субботы смогут в течение 55 дней летать рейсами ряда российских авиакомпаний по имеющимся у них билетам.

О финансовых проблемах "КД авиа" заявляла еще в конце 2008 и в начале 2009 года. В апреле она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж. По оценкам Росавиации, долг авиакомпании уже тогда превышал 10 миллиардов рублей.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос обвинил в проблемах компании неэффективную тактику управления прежнего руководства.

Он напомнил, что федеральная и местная власти пытались спасти авиакомпанию, предоставив ей 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал и бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Однако руководители "КД авиа" не разделили аэропорт и авиаперевозку на две самостоятельные компании, что было необходимым условием получения субсидии.
 
Новая авиакомпания может заменить перевозчика "КД авиа", который из-за больших долгов инициировал процедуру своего банкротства и с 14 сентября по решению Росавиации прекращает полеты, заявил в размещенном вечером в понедельник интервью на сайте "Комсомольской правды в Калининграде" Борис Овчинников, советник калининградского губернатора Георгия Бооса по ситуации с "КД авиа".

"Я считаю, что легче создать новую компанию, чем разбираться со старой. Да и имидж "КД авиа" безнадежно испорчен. Мои предложения были такие. Отказаться от эмиссии. Тогда очевидным становилось банкротство "КД авиа". Второе - проверить саму бизнес-модель с привлечением солидной консалтинговой компании. Принять возможность поиска крупного авиаперевозчика, с которым можно было бы создавать новую компанию - на базе выделенных средств и того имущества, которое еще сохранилось", - заявил в интервью изданию Борис Овчинников, ранее долгое время возглавлявший региональный Союз промышленников и предпринимателей и ставший советником губернатора Бооса в конце июля по его приглашению.

Он объяснил, что предполагалось провести допэмиссию акций авиакомпании на 7 миллиардов рублей, из которых 3 обеспечат банки "Санкт-Петербург" и Внешэкономбанк, а 4 - областное правительство, получающее в итоге контрольный пакет акций перевозчика.

Облправительство планировало внести в уставный капитал "КД авиа" 4 миллиарда рублей, полученные из федеральной казны. Соответствующее решение было принято в правительстве РФ, и на региональном уровне внесены поправки в областной бюджет.

Однако именно Овчинников, по его словам, предложил, изучив ситуацию в авиакомпании, не проводить эмиссию.

"Я не ожидал, что положение настолько скверное. Выручка за 2008 год составила 6,2 миллиарда рублей. При этом убытки составили 3,2 миллиарда рублей. Чистые активы на начало прошлого года составляли 3,6 миллиарда рублей. А на конец года - 400 миллионов рублей. То есть активы компании почти свелись к нулю. Компания фактически уже не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен. Все более-менее ценное оборудование или заложено, или перешло в собственность кредиторов", - заявил в интервью советник Бооса.

На 25 сентября назначено заседание Арбитражного суда Калининградской области, в ходе которого планируется рассмотреть дело о признании "КД авиа" банкротом. С такой инициативой обратилась сама авиакомпания, указавшая, что ее долг приближается к 12 миллиардам рублей, а имущества, достаточного для погашения долгов, нет.

По словам советника, самолеты "КД авиа" находятся в так называемом операционном лизинге.

"Это значит, что право собственности компании не переходит. Грубо говоря, это аренда. То есть, перевозят самолеты пассажиров, или стоят на приколе, за них надо тупо платить. Два самолета из 19-ти здесь даже не появились. Они взяты в лизинг, отправлены в Бразилию на ремонт и оттуда не вернулись. К сожалению, договоры заключались не напрямую, а через промежуточные компании. Не мне судить об их аффилированности, но косвенные основания для этого есть", - добавил Овчинников.

Он также озвучил ряд претензий в отношении члена совета директоров авиакомпании Сергея Грищенко, считающегося основателем предприятия и основным держателем акций перевозчика.

"На 1 октября 2008 года дебиторская задолженность "КД авиа" была 5,3 миллиарда рублей. Это значит, что выплачены авансы под какие-то товары и услуги, которые еще не получены. Кто же "зарыт" в дебиторке? Один пример. По договору с компанией "Джи-Эс Корпорейшн" выплачен аванс в размере 1 миллиарда 700 миллионов рублей за строительство аэропортового комплекса. Генеральным директором компании "Джи-Эс Корпорейшн" является Сергей Грищенко. Всего сделок с аффилированными компаниями больше, чем на 2 миллиарда. Это прямое нарушение закона об акционерных обществах", - сказал советник калининградского губернатора.

По его мнению, "вливать" в компанию бессмысленно, потому что деньги просто уйдут на погашение долгов, обоснованность которых, по его словам, "вызывает сомнения".

"Даже семи миллиардов, не говоря о четырех, просто не хватит для экономического оздоровления компании. Только по итогам прошлого года требовалось 10 миллиардов", - полагает Овчинников.

По его данным, результаты работы "КД авиа" за первое полугодие 2009 года "устрашающие".

"При выручке 1,5 миллиарда рублей убытки составили уже 2,8 миллиарда рублей. Чистые активы на 1 июля составляли минус 2,4 миллиарда. То есть компания уже ничего не стоит. Если бы кто-то хотел ее купить, то надо было бы продавать с приплатой покупателю - "дайте мне 2,4 миллиарда, тогда я куплю ее у вас за 1 доллар". Примерно так", - пояснил советник Бооса.

Он не видит ничего страшного ни в процедуре банкротства авиакомпании, ни во временном прекращении полетов.

"На Западе тысячи предприятий банкротятся, и в этом нет ничего страшного. Другое дело, что сам проект безусловно значимый для области. И конечно, его надо сохранять", - сказал Овчинников.

При этом, по его мнению, "нужно многие процессы очистить".

"Самолет числится в лизинге. Отказаться от него нельзя, за него надо платить. Но он не летает, потому что не прошел техобслуживание. Поэтому генерирует убытки. Летают 6-8 самолетов, а платить нужно за 15. В этих условиях никакой нормальной экономики быть не может...

Многие из существующих контрактов, которые я видел, выглядят так, что отказаться от них невозможно", - пояснил он.

Советник Бооса также не исключил, что выделенные области 4 миллиарда рублей на поддержку авиакомпании придется вернуть в госказну.

С 1 сентября калининградская авиакомпания приостановила продажу билетов. Росавиация заявила, что с 14 сентября лишает перевозчика сертификата эксплуатанта, а до того момента он будет выполнять полеты только по одному направлению - Калининград-Москва - три раза в день.

По сообщению Росавиации, на 16.00 мск понедельника более 2,8 тысячи пассажиров по билетам "КД авиа" были вывезены другими авиаперевозчиками, с которыми ведомство ранее заключило соответствующий договор, из городов России и зарубежья. "Помощниками" стали "Аэрофлот", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7, "ЮТэйр" и "СкайЭкспресс".

О финансовых проблемах "КД авиа" заявляла еще в конце 2008 и в начале 2009 года. В апреле она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж. По оценкам Росавиации, долг авиакомпании уже тогда превышал 10 миллиардов рублей.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос, а также глава Росавиации Геннадий Курзенков обвинили в проблемах компании неэффективную тактику управления прежнего руководства.

Они напомнили, что федеральная и местная власти пытались спасти авиакомпанию, предоставив ей 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал и бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Однако руководители "КД авиа" не разделили аэропорт и авиаперевозку на две самостоятельные компании, что было необходимым условием получения субсидии.

"КД авиа" являлась основным авиаперевозчиком в Калининградской области и входила в тридцатку крупнейших российских авиакомпаний, выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и в страны Европы.

В 2008 году "КД авиа" перевезла 1,36 миллиона пассажиров (рост на 106% по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок. В январе 2009 года перевозки компании выросли на 27%, и она заняла шестую позицию в рейтинге крупнейших российских авиаперевозчиков. Вместе с тем, уже по итогам января-июля сокращение перевозок составило 1,6 раза, что соответствует лишь 15-му месту среди авиакомпаний России.
Источник : РИА Новости
 
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1234154

Правила игры

Газета «Коммерсантъ» № 165 (4220) от 08.09.2009
разбирает полеты корреспондент отдела бизнеса Алексей Ъ-Екимовский

Остановка полетов крупных авиакомпаний по окончании летнего сезона становится недоброй традицией в России. Ровно год назад встал альянс AiRUnion, сейчас — калининградская "КД авиа". Казалось бы, и причины (долги), и последствия (зависшие в аэропортах пассажиры) выглядят одинаково. Но в прошлом году на прямой вопрос главы правительства Владимира Путина: "Что там вообще случилось?" министр транспорта Игорь Левитин ответил, что к остановке AiRUnion привело резкое повышение цен на авиатопливо. В ситуации с "КД авиа" руководитель Росавиации Геннадий Курзенков даже финансовый кризис не вспомнил. Уже вчера он уверенно обвинил во всем "менеджмент авиакомпании".

Фамилий виновников господин Курзенков не назвал, что и оставило меня в сомнении: кого же он имел в виду? Дело в том, что, как выяснилось, реально в "КД авиа" два центра управления. В январе в компании появился новый гендиректор Геннадий Болдырев, ставленник главного кредитора и фактического держателя 75% акций авиакомпании — банка "Санкт-Петербург". Прежние топ-менеджеры во главе с исполнительным директором Леонидом Ицковым остались на своих местах и не высказывали несогласия с новыми условиями работы.

Но вчера источник "Ъ", знакомый с ситуацией в "КД Авиа", рассказал, что старый менеджмент был фактически отстранен от управления авиакомпанией еще в феврале. Тогда у Леонида Ицкова "было отозвано право подписи и все доверенности". С тех пор члены этой команды никаких финансовых решений в авиакомпании принимать просто не могли. По словам собеседника "Ъ", решение прекратить продажу билетов 1 сентября было принято Геннадием Болдыревым "без консультаций с командой". Сам гендиректор "КД авиа" заверил "Ъ", что "другого варианта просто не было", а причиной остановки назвал "недостаток финансирования и долги, которые появились не вчера".

Но в одном представители обеих ветвей менеджмента сходятся — они сделали все возможное для того, чтобы авиакомпания не остановилась. По словам заместителя гендиректора "КД авиа" Виталия Головина, если бы выделенные в середине июля правительством 4 млрд руб. дошли до перевозчика в августе, он смог бы продолжить полеты и начать возвращать долги с конца 2010 года. Геннадий Болдырев добавляет, что менеджмент условия государства выполнил, разделив аэропортовый и перевозочный бизнес "КД авиа".

Деньги же зависли потому, что банк "Санкт-Петербург" не смог договориться с властями Калининградской области об условиях проведения допэмиссии акций "КД авиа". По любому из предлагавшихся вариантов банк терял контроль над компанией и гарантии возврата ее долга в размере около 3 млрд руб. Что он может выиграть в текущей ситуации, пока непонятно, но главный вопрос: какой же будет судьба 4 млрд руб., выделенных правительством на спасение авиакомпании, которой уже нет?
 
Проблемы основного авиаперевозчика Калининградской области "КД авиа", который в субботу прекратил почти все полеты, сказываются на остальных отраслях экономики региона, в частности на туризме. Организацию воздушного сообщения самого западного региона России с основной территорией страны губернатор Георгий Боос попытается решить в Москве.

Пассажиров "КД авиа", инициировавшей процедуру банкротства из-за долгов на сумму около 12 миллиардов рублей, в настоящее время возят другие компании, однако на данный момент их маршрутная сеть не является равноценной заменой. В областном правительстве в качестве одного из теоретических вариантов развития ситуации называют создание некой новой региональной авиакомпании.

Удар по туриндустрии

Поток туристов в Калининградскую область может упасть до уровня 2006 года, по меньшей мере на 30% - примерно до 330 тысяч человек - из-за проблем "КД авиа", заявила в понедельник РИА Новости замминистра промышленности правительства Калининградской области Марина Друтман, курирующая развитие туризма.

"Нынешняя ситуация с "КД авиа" - это настоящий удар по нашей туристической индустрии. Если раньше мы говорили о том, что количество отдыхающих снижается из-за кризиса, то теперь все это снижение - мизер по сравнению с обвалом, который происходит из-за проблем авиакомпании", - сказала Друтман.

По ее словам, авиакомпания, начав несколько лет назад работать в режиме хаба, дала мощный толчок развитию туризма в регионе. "Область, по сути, была "открыта" для жителей крупных региональных городов вроде Челябинска, Самары, Екатеринбурга. Очень много туристов приезжало именно оттуда. Но теперь удобных прямых авиарейсов не будет. И поток туристов-регионалов может вообще свестись к нулю", - добавила Друтман.

Она особо отметила, что проблемы авиакомпании негативно отразятся и на международном направлении туриндустрии. "Получается так, что мы "теряем" Германию, ведь "КД авиа" летала в пять немецких городов. И иностранные туристы, приезжавшие в Калининград, - это были на 80% немцы. Только за утро понедельника я получила несколько сообщений от местных компаний, что немецкие группы, планировавшие визит на осень, отказались. Для местного турбизнеса это ощутимые потери", - заявила собеседница агентства.

Кроме того, по ее словам, регион получает "море негатива в имиджевом плане". Поэтому сейчас особенно важно то, как авиакомпания сможет отправить всех пассажиров. "И если в будущем появится новая компания, желающая работать у нас в режиме хаба, то ее название должно быть каким угодно, но другим, потому что нынешнее ассоциируется у людей с невыполненными обязательствами", - отметила замминистра.

"Неожиданное" банкротство

В пятницу стало известно, что Арбитражный суд Калининградской области принял к производству дело о банкротстве "КД авиа". Рассмотрение назначено на 25 сентября. Авиакомпания инициировала эту процедуру из-за долгов на сумму более 11,72 миллиарда рублей. Среди тех, кому задолжала "КД авиа", лизингодатели, топливозаправщики, банки, службы аэронавигации и аэропорты России и Европы.

С 1 сентября калининградская авиакомпания приостановила продажу билетов. Росавиация заявила, что с 14 сентября лишает перевозчика сертификата эксплуатанта, а до того момента он будет выполнять полеты только по одному направлению - Калининград-Москва - три раза в день.

По сообщению Росавиации, на 16.00 мск понедельника более 2,8 тысячи пассажиров по билетам "КД авиа" были вывезены другими авиаперевозчиками, с которыми ведомство ранее заключило соответствующий договор, из городов России и зарубежья. "Помощниками" стали "Аэрофлот", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7, "ЮТэйр" и "СкайЭкспресс".

Летать самолетами других компаний пассажиры смогут в течении 55 дней начиная с субботы. В то же время Росавиация советует сдавать билеты.

Сама "КД авиа" утвердила порядок возврата денег за купленные билеты. В большинстве случаев пассажирам предлагается возвращать билеты по месту покупки, а в случае недостатка средств в кассе - обращаться с письменным заявлением в адрес ОАО "КД авиа". В любом случае деньги за билет будут возвращены полностью и без удержаний.

Проблема назрела

О финансовых проблемах "КД авиа" заявляла еще в конце 2008-го и в начале 2009 года. В апреле она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж. По оценкам Росавиации, долг авиакомпании уже тогда превышал 10 миллиардов рублей.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос, а также глава Росавиации Геннадий Курзенков обвинили в проблемах компании неэффективную тактику управления прежнего руководства.

Они напомнили, что федеральная и местная власти пытались спасти авиакомпанию, предоставив ей 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал и бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Однако руководители "КД авиа" не разделили аэропорт и авиаперевозку на две самостоятельные компании, что было необходимым условием получения субсидии.

"КД авиа" являлась основным авиаперевозчиком в Калининградской области и входила в тридцатку крупнейших российских авиакомпаний, выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и в страны Европы.

В 2008 году "КД авиа" перевезла 1,36 миллиона пассажиров (рост на 106% по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок. В январе 2009 года перевозки компании выросли на 27%, и она заняла шестую позицию в рейтинге крупнейших российских авиаперевозчиков. Вместе с тем, уже по итогам января-июля сокращение перевозок составило 1,6 раза, что соответствует лишь 15-му месту среди авиакомпаний России. (РИА-Новости)
 
Реклама
КД авиа» ищут замену

Анастасия Дагаева
Ведомости

08.09.2009, 168 (2438)

Обремененная долгами в 12 млрд руб., «КД авиа» полностью прекратит летную деятельность с 14 сентября. Поэтому Минтранс ищет нового назначенного перевозчика на регулярные международные рейсы из Калининграда. Росавиация направила нескольким авиакомпаниям, в том числе «Аэрофлоту», «Ютэйр» и Red Wings предложение поучаствовать в конкурсе на получение прав на выполнение полетов, рассказал чиновник Минтранса. По его словам, у «КД авиа» немало хороших европейских маршрутов — в частности, в Париж, Берлин, Ганновер, Дюссельдорф, Гамбург, Мюнхен, Барселону, Прагу, а также в Тель-Авив.

Red Wings получила такое предложение, подтвердил владелец компании Александр Лебедев. Об этом же сказал и представитель «Аэрофлота». Окончательное решение о том, какая именно авиакомпания займет место «КД авиа», примет специальная комиссия Росавиации. Чиновник Минтранса не уточнил, когда она соберется и по каким критериям выберет победителя. Он лишь отметил, что выгоднее было бы передать коммерческие права «КД авиа» пакетом, не дробя их между несколькими перевозчиками. Калининград удобно расположен, это, по сути, «ворота в Европу», поэтому интерес со стороны авиакомпаний будет, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По ее словам, наиболее вероятные кандидаты — «Аэрофлот», так как у него избыточный парк, и Red Wings, которая могла бы подвозить пассажиров для немецкой Blue Wings. Она тоже принадлежит Лебедеву.

А пока идет спасение пассажиров «КД авиа». Тех из них, кому необходимо вернуться домой, берут на борт другие перевозчики (им позднее полагается компенсация). Те, кто купил билет, но еще не воспользовался услугами компании, могут сдать его. Вчера «КД авиа» через сайт оповестила о процедуре возврата денег за билеты «по месту приобретения» — в самой компании, через агентов и проч. Так, примерно 20% билетов было продано через Транспортную клиринговую палату (ТКП), рассказал чиновник Росавиации. Вчера с представителями ТКП встречался руководитель Росавиации Геннадий Курзенков — решено, что ТКП выплатит свою часть. Сама «КД авиа» хотела бы рассчитываться с пассажирами, но денег нет, признался гендиректор компании Геннадий Болдырев.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/09/08/213373
 
Российские авиационные власти, решившие на прошлой неделе прекратить деятельность авиакомпании "КД Авиа", намерены разобраться еще с несколькими авиаперевозчиками, попавшими в тяжелое финансовое положение. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта ("Росавиация") Геннадий Курзенков сообщил вчера, что ведомство встревожено ситуацией в десяти отечественных авиакомпаниях. 11 сентября этот вопрос рассмотрит сертификационная комиссия "Росавиации". На ее заседании проблемные компании должны будут представать свои проекты выхода из кризиса. Если они этого не сделают, предупредил г-н Геннадий Курзенков, в предстоящем зимнем сезоне их деятельность будет ограничена или прекращена совсем.

Г-н Курзенков не назвал компании, к которым у "Росавиации" есть претензии. Он, однако, пояснил, что среди них нет лидеров отраслевого рейтинга. Это означает, что даже исчезновение таких перевозчиков не окажет заметного влияния на общую ситуацию в российской гражданской авиации.

По статистике "Росавиации", в нашей стране официально зарегистрировано около 170 авиакомпаний. Лишь немногие из них играют заметную роль на национальном рынке пассажирских авиаперевозок.

По последним данным (с января по июль 2009 года), 54,8% пассажиров в России были перевезены пятеркой авиакомпаний-лидеров: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", ГТК "Россия" и "ЮТэйр". Если добавить к ним компании, занимающие следующие десять строчек в рейтинге по количеству пассажиров, то совокупная доля рынка 15 крупнейших российских авиаперевозчиков достигнет 78,8%, а по пассажирообороту, т.е. с учетом дальности, на которую были перевезены эти клиенты, еще больше - 86,9%. Таким образом, на все остальные 150 с лишним российских авиакомпаний, не сумевших пробиться в верхний эшелон рейтинга, в текущем году приходится 21,2% пассажиров и всего лишь 13,1% пассажирооборота.

Г-н Курзенков уточнил, что вызванные на комиссию 11 сентября компании все же не из самых мелких. "Они не входят в десятку, но входят в тридцатку крупнейших", - цитирует его РИА Новости. Тем не менее, как показывает статистика, нижний край тридцатки - это уже далекая периферия российского авиатранспортного бизнеса. Уход таких компаний с рынка не приведет к заметным изменениям объемов рынка в целом.

Тем не менее, как считает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, серьезный ущерб рынку может нанести практика закрытия проблемных авиакомпаний средствами "Росавиации". "Закрытие несостоятельной компании по-российски, так, как это было в случае с "КД Авиа" и как, вероятно, будет с другими перевозчиками, не сумевшими убедить "Росавиацию" в наличии достаточных финансовых резервов, создает проблемы для всех, - сказал эксперт "Времени новостей". - В первую очередь они возникают у пассажиров, которые не могут улететь отмененными рейсами, у персонала, теряющего работу, и у кредиторов, которые, как правило, не могут вернуть свои вложения". В то же время практика разрешения подобных ситуаций в США, например, нацелена на то, чтобы временно защитить авиакомпанию от претензий кредиторов, дать ей шанс исправить свое финансовое положение. "Крупнейшие американские авиаперевозчики в тот или иной момент прошли через процедуру, предусмотренную 11-й главой кодекса США о банкротстве", - отметил г-н Пантелеев. 11-я глава кодекса как раз и трактует вопросы защиты от кредиторов. "Эти авиаперевозчики летают до сих пор, тогда как у нас проблемные компании уходят из бизнеса", - сказал эксперт.
 
Калининградская авиакомпания, по итогам 2008 года вошедшая в десятку крупнейших российских перевозчиков, сходит со сцены.



Калининградская авиакомпания "КД авиа" прекращает свое существование. Формально авиаперевозчик, по итогам 2008 года занявший 9-е место в России по числу перевезенных пассажиров (около 1,4 миллиона человек), лишится сертификата эксплуатанта в 00 часов 14 сентября. Продажа билетов официально приостановлена с 1 сентября "в связи с высокой задолженностью перед кредиторами компании"— по данным Росавиации, совокупная задолженность "КД авиа" превышает 14 миллиардов рублей, а убыток за первое полугодие 2009 года составил почти 3 миллиарда рублей. Тем, кто купил билеты заранее, Федеральное агентство рекомендует их сдавать. Компания, в пятницу официально объявившая о начале процедуры банкротства, уже прекратила большинство полетов — пассажиров развозят авиакомпании-дублеры.



Бизнес-модель частной авиакомпании, созданной в 2005 году на базе "Калининградавиа", предполагала перевозку пассажиров из российских регионов в Европу с пересадкой в собственном аэропорту Храброво. За четыре года "КД авиа" удалось получить разрешения на полеты в ключевые города Германии, Франции, Испании, а также в Чехию и Израиль. Финансовые сложности у компании, активно привлекавшей заемные средства на развитие летного и аэропортового направлений, начались в октябре 2008 года. На протяжении 11 месяцев "КД авиа" балансировала, теряя контроль над частью активов и ведя активные переговоры о господдержке. Весной 2009 года стало известно, что обязательным условием ее получения является требование о разделении аэропорта и перевозок. В июле же Владимир Путин заявил, что Калининградская область получит 4 миллиарда рублей (именно столько руководство компании просило в октябре, предлагая взамен 100 процентов акций) для целевой поддержки "КД авиа" путем выкупа акций дополнительной эмиссии.



В том, что план спасения не сработал, руководство Росавиации и администрация Калининградской области винят менеджмент компании, не выполнивший требование по "разводу" аэропорта и перевозок. Но все не так однозначно, утверждает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев:



— Была создана управляющая компания ЗАО "Международный аэропорт Калининград", которая получила все необходимые сертификаты и лицензии. Она в настоящее время ведет всю операционную деятельность по управлению бизнесом аэропорта. Выделить из авиакомпании "КД авиа" имущественный комплекс так, чтобы кому-то отошли терминалы и так далее, было, мягко говоря, затруднительно — все заложено и перезаложено. Но то, что аэропортовый бизнес был выделен из авиакомпании, это совершенно очевидно.



Перспективы самой авиакомпании с точки зрения возможности сохранения бизнеса пока выглядят очень неутешительно. Вероятнее всего, процесс носит необратимый характер. Единственное, что может хоть как-то остановить его и развернуть в более конструктивном направлении — вмешательство со стороны первых лиц. Теоретически, они могли бы обратить внимание, что подписано постановление, выделены большие средства — четыре миллиарда рублей! — но вместо того, чтобы пустить их на поддержку авиакомпании и спасение ее бизнеса, не допустив развития ситуации по сегодняшнему сценарию, власти и банк – основной кредитор не могут договориться по параметрам допэмиссии и "перебрасываются" ответственностью.



Авиаперевозки, скорее всего, прекратятся 12-14 сентября — сейчас выполняются единичные рейсы, связывающие Калининград с Москвой. Что касается остальных составляющих бизнеса, здесь ситуация немногим лучше. Применительно к аэропорту нужно понимать, что новый терминал, первая и вторая очереди, строился исключительно под транзит пассажиров — возможностей города и региона в целом явно недостаточно для того, чтобы загрузить этот аэропорт. Без пересадочных рейсов вторая очередь нового терминала даже не будет достроена, первая очередь будет пустовать, поэтому срок окупаемости этой составляющей уходит в бесконечность.



Поток пассажиров из Москвы и Петербурга, без сомнений, удастся обслужить — но только в случае, если аэропортовый бизнес будет сосредоточен в одном терминале, может быть, даже в старом. Иначе необходимость поддержки и обслуживания столь мощного терминала вообще потянет на дно весь бизнес.



Очевидно, что останутся без работы специалисты — и летные, и в аэропортовом сегменте. Область потеряет большую часть воздушных линий, связывающих Калининград с другими регионами. Останутся направления в Москву, оно будет поделено между столичными авиакомпаниями, и Санкт-Петербург. Возможно, какие-то единичные полеты в другие города будут в дальнейшем восстанавливаться. Но говорить о такой маршрутной сети, как предлагала "КД авиа", в ближайшие годы не приходится.



Для области это потери будущих налоговых поступлений — авиакомпания, если бы она выжила, могла бы генерировать неплохой объем налогов.



Теоретически заинтересованность других игроков в бизнес-модели "КД авиа" полностью снимать с повестки дня нельзя. Но сейчас нет ни одного игрока, который мог бы себе позволить пройти тот путь, который прошла "КД авиа", — процесс получения назначений на международные линии, которыми располагала компания, очень длительный и хлопотный. Собственных средств на такой проект нет ни у одного российского перевозчика. На фоне ситуации с "КД авиа" ни один инвестор в такой проект входить не будет, опасаясь повторить его судьбу. Поэтому, скорее всего, ничего хорошего на этом месте еще долго не вырастет.



Read more: http://www.svobodanews.ru/content/article/1816780.html#ixzz0QVLblrCk
Under Creative Commons License: Attribution
 
Авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" полностью взяла на себя обязанности по перевозке пассажиров, между Москвой и Калининградом, что ранее было возложено на "КД Авиа". Об этом ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в пресс-службе "Аэрофлота".

"В связи с решением Росаэронавигации прекратить с 12:00 8 сентября обслуживание "КД Авиа" "Аэрофлот" полностью обеспечивает перевозку пассажиров авиакомпании по маршруту Москва (Шереметьево) - Калининград и обратно, вводя дополнительные рейсы", - уточнили в "Аэрофлоте".

В Росаэронавигации ИТАР-ТАСС подтвердили факт прекращения аэронавигационного обслуживания "КД Авиа". С 4 по 8 сентября 2009 г. "Аэрофлот" перевез 2643 пассажира авиакомпании "КД Авиа" из различных пунктов РФ и за рубежом. Больше всего пассажиров перевезено из Германии (396 человек), а так же из Омска (375) и Ростова-на-Дону - 207 пассажиров.
 
Chilee, ладно, не будем обижать нашего калининградского друга )))

пусть Люфтганза сама изучает потенцаильные рынки, а Храброво учится привлекать перевозчиков . . . это работка поинтересней чем тырить деньги из бюджета и рассказывать всем про красивые идеи )))

я сам не знаю особенностей этого рынка, но вроде как связи с Германией должны быть попрочнее чем в Воронеже . . . да и меньшее расстояние делает более доступным возможность частого путешествия . . .
 
Сотрудники калининградской авиакомпании ОАО "КД авиа" сегодня, 8 сентября, с открытым письмом обратились к губернатору Калининградской области Георгию Боосу за помощью. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, располагающий копией обращения, 470 человек, подписавшиеся под письмом, заявили, что "более двух тысяч человек находится просто в бедственном положении".

"Уже полгода мы не получаем заработную плату. В наших семьях трагедии, нет денег на то, чтобы собрать детей к школе, нет денег на питание, на лечение! Все радостные события, такие как рождения детей и свадьба, в нашей ситуации омрачаются безденежьем", - продолжают авторы обращения.

"Мы просим вас, как главу региона обратить внимание на нас, жителей Калининградской области, которые стали жертвой непонятно чего", - отмечают авторы письма."Учитывая факт последнего поручения президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о том, что именно главы субъектов РФ отвечают за выплату заработной платы гражданам, мы надеемся на вашу помощь", - заключают сотрудники "КД авиа".

Ранее ИА REGNUM Новости сообщало о том, в арбитражный суд Калининградской области поступило заявление ОАО "КД авиа" о признании его несостоятельным (банкротом). Общая сумма кредиторской задолженности предприятия, как следует из заявления, составляет 11,72 млрд рублей.
Источник : REGNUM
 
Почему губернатор Калининградской области не дал "КД авиа" 4 миллиарда рублей

Советник Георгия Бооса Борис Овчинников в эксклюзивном интервью "КП" объяснил причины, по которым господдержка не могла спасти авиакомпанию

- Борис Алексеевич, каким образом вы стали советником губернатора по проекту "КД авиа"?

- В конце июля меня пригласил Георгий Боос и предложил поработать над проектом "КД авиа". Компания к тому времени оказалась в трудной финансовой ситуации. Управление перешло к основному кредитору - банку "Санкт Петербург". Было известно, что принято решение о государственной поддержке в 4 миллиарда рублей.

Каких предварительных договоренностей достигли Боос и представители банка "Санкт Петербург"? Они договорились, что оздоровление произойдет в виде дополнительной эмиссии акций. Она составит 7 миллиардов рублей: 4 миллиарда от правительства и 3 миллиарда обеспечат банки "Санкт Петербург" и Внешэкономбанк. При этом обязательства провести переговоры с ВЭБом взял на себя питерский банк. После допэмиссии контрольный пакет акций должен был перейти к правительству, и мне действительно предлагалось возглавить совет директоров.

- Но вы никогда не занимались авиацией!

- Все так и говорят… Но совет директоров управляет не оперативной деятельностью, его дело - стратегия и развитие. А законы бизнеса везде одинаковы. Я согласился на предложение Бооса потому, что считал и считаю этот проект очень важным для области, он тащит за собой цепочку и других видов бизнеса. В какой-то степени он определяет лицо Калининграда и делает наш город европейским, интегрирует его в Европу. Кроме того, это самая известная калининградская компания в России и за рубежом. К сожалению, эта известность в последнее время со знаком минус.

- Почти два месяца вы знакомились с работой компании. Какие выводы сделали?

- Честно говоря, я был сильно удивлен. Я, конечно, ожидал плохого положения, но не ожидал, что оно настолько скверное. Приведу только несколько фактов. Например, выручка за 2008 год составила 6,2 миллиарда рублей. При этом убытки составили 3,2 миллиарда рублей! Другая цифра. Чистые активы на начало прошлого года составляли 3,6 миллиарда рублей. А на конец года - 400 миллионов рублей. То есть активы компании почти свелись к нулю! Компания фактически уже не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен. Все более-менее ценное оборудование или заложено, или перешло в собственность кредиторов.

Самолеты находятся в так называемом операционном лизинге. Это значит, что право собственности компании не переходит. Грубо говоря, это аренда. То есть, перевозят самолеты пассажиров, или стоят на приколе, за них надо тупо платить. Два самолета из 19-ти здесь даже не появились. Они взяты в лизинг, отправлены в Бразилию на ремонт и оттуда не вернулись.

К сожалению, договоры заключались не напрямую, а через промежуточные компании. Не мне судить об аффилированности этих компаний, но косвенные основания для этого есть.

Другая странная цифра. На 1 октября 2008 года дебиторская задолженность "КД авиа" была 5,3 миллиарда рублей. Это значит, что выплачены авансы под какие-то товары и услуги, которые еще не получены. Это 200 миллионов долларов по прежнему курсу. Кто же "зарыт" в дебиторке? Один пример. По договору с компанией "Джи-Эс Корпорейшн" выплачен аванс в размере 1 миллиарда 700 миллионов рублей (65 миллионов долларов) за строительство аэропортового комплекса. Генеральным директором компании "Джи-Эс Корпорейшн" является Сергей Грищенко (главный акционер "КД авиа" до появления банка "Санкт Петербург". - Ред.). Всего сделок с аффилированными компаниями больше, чем на 2 миллиарда. Это прямое нарушение закона об акционерных обществах. Крупные сделки, в которых к тому же просматривается заинтересованность акционера, должны быть одобрены собранием акционеров. Но я не увидел ничего подобного. И мне это не очень понравилось, мягко говоря.

Мало того, задолженность по векселям "КД авиа" составила еще 2,6 миллиарда рублей.

Поэтому я и предложил не проводить эмиссию.

- И сказали об этом губернатору?

- Да… Приведу пример из мировой практики. Процедура банкротства "Джеренерал Моторз" была проведена за 40 дней. И уже с 10 июля работала новая компания, которая начала жизнь с нуля. "Крайслер" был обанкрочен за 42 дня. А наш "АвтоВАЗ" та губка, которая впитывает деньги и неизвестно, когда отдаст что-либо.

Вливать в компанию "КД авиа" было бессмысленно, потому что деньги просто уйдут на погашение долгов. Хорошо, когда эти долги и кредиторка обоснованы. А когда они вызывают сомнения?

- Какие сомнения?

- Я не могу транслировать свои сомнения в прессу. Но считаю, что государство вообще не обязано расплачиваться по долгам частных компаний. Неважно, как эти долги сделаны, сознательно или по неумению.

Я понимал, что в результате вливания госсредств придется заниматься попыткой доказательства неправомерных сделок, от каких-то невыгодных сделок отказываться. На это уходили бы силы и время. А времени-то нет! В условиях кризиса по ряду договоров можно было пересмотреть условия - тарифы, цены на лизинг, которые явно упали. Поэтому я считаю, что легче создать новую компанию, чем разбираться со старой. Да и имидж "КД авиа" к этому времени был безнадежно испорчен. И главное. Даже семи миллиардов, не говоря о четырех, просто не хватит для экономического оздоровления компании. Только по итогам прошлого года требовалось 10 миллиардов.

Поэтому мои предложения были такие. Отказаться от эмиссии. Тогда очевидным становилось банкротство "КД авиа". Второе. Проверить саму бизнес-модель с привлечением солидной консалтинговой компании. Принять возможность поиска крупного авиаперевозчика, с которым можно было бы создавать новую компанию - на базе выделенных средств и того имущества, которое еще сохранилось.

- Но это означало прекращение полетов?

- Вероятно да, на какое-то время. Но другого выхода нет. Ведь никто не может дать гарантии, что у компании нет еще каких-то обязательств, о которых мы не знаем. Может выплыть в любой момент какой-то новый вексель, какое-то новое обязательство. Многие из существующих контрактов, которые я видел, выглядят так, что отказаться от них невозможно. И на это уйдут бюджетные деньги? Почему мы, добросовестные налогоплательщики, должны расплачиваться по чужим долгам?

После того, как банк "Санкт Петербург" отказался от эмиссии в 3 миллиарда и предложил провести эмиссию только средствами государственной поддержки, стало понятно, что остается только путь банкротства.

Надо учесть и то, что средств господдержки осталось не 4 миллиарда рублей, а 3,5. Потому что под госгарантии бюджета "КД авиа" уже был получен и израсходован кредит в 500 миллионов рублей. Поэтому не случайно 5 августа на собрание акционеров, которое должно было принять решение об эмиссии акций, представитель правительства не явился. Сознательно не явился.

Подтвердили, кстати, правильность этого решения и результаты работы "КД авиа" за первое полугодие, которые стали известны 1 августа. Они были устрашающие. При выручке 1,5 миллиарда рублей убытки составили уже 2,8 миллиарда рублей. Чистые активы на 1 июля составляли минус 2,4 миллиарда. То есть компания уже ничего не стоит. Если бы кто-то хотел ее купить, то надо было бы продавать с приплатой покупателю. "Дайте мне 2,4 миллиарда, тогда я куплю ее у вас за 1 доллар". Примерно так.

- Получается, что проект в принципе не окупаемый?

- Вы хотите, чтобы я за месяц ответил вам на все вопросы. Мы обратились в консалтинговые компании, которые могут проверить правильность бизнес-модели.

- Но ведь может получиться отрицательный ответ?

- Конечно, может! На самом деле многие авиакомпании работают сегодня в убыток. Это 10-15 процентов. Но не сто! Во многих видах бизнеса спад, экономическая ситуация тяжелая. Ясно, что нужно многие процессы очистить. Самолет числится в лизинге. Отказаться от него нельзя, за него надо платить. Но он не летает, потому что не прошел техобслуживание. Поэтому генерирует убытки. Летают 6-8 самолетов, а платить нужно за 15. В этих условиях никакой нормальной экономики быть не может.

- На прошлой неделе стало известно, что владельцы компании вышли с предложением о банкротстве. Почему губернатор раньше не объявил о том, что господдержки ждать не стоит?

- Мы не могли откровенно говорить об этих вещах. Если бы мы месяц назад озвучили эти проблемы, это ускорило бы неизбежность банкротства и прекращения полетов в разгар сезона.

Понимаете, когда даются деньги, надо, чтобы за них кто-то отвечал. Я задаю вопрос генеральному директору и заму генерального по экономике. Скажите, если бы вы несли личную, персональную ответственность за государственные деньги, которые должны прийти в компанию, вы бы согласились их принять? Зам по экономике сказала: нет. Генеральный директор сказал: я бы очень сильно подумал. Хотя кругом кричали: давайте быстрее деньги!

Потому я абсолютно уверен, что это правильное решение. Кредиторы ведь тоже ждали, когда придет господдержка. Они бы сразу вчинили иски. Там уже и так судебное исполнение на сотни миллионов. Основная задача банка "Санкт Петербург", как мне представляется, вернуть свои кредитные деньги. Нормальное желание для банка, но ненормальное для акционера. Акционер заинтересован в функционировании компании, в ее развитии. К сожалению, этот акционер за полгода не улучшил ситуацию.

- Банкротство сейчас можно рассматривать как способ оздоровления компании?

- Это процедура, предусмотренная законодательством. На Западе тысячи предприятий банкротятся, и в этом нет ничего страшного. Другое дело, что сам проект безусловно значимый для области. И конечно, его надо сохранять.

- Как вы прокомментируете заявление Бооса о том, что Овчинников возглавит совет директоров "КД авиа"?

- Мне трудно судить, возможно, он предполагал такой вариант. Но я не хочу, чтобы мое имя связывали с компанией-банкротом. Я вообще не специалист по похоронам, не собираюсь возглавлять ни торжественную похоронную процессию, ни скромную панихиду.

- Вопрос не в том, как будет называться компания, а в том, чтобы самолеты летали...

- Тут я с вами согласен. Сейчас нужно без спешки провести консалтинг, проверить бизнес-схему и бизнес-модель, сделать серьезные расчеты... Представители крупной европейской консалтинговой компании, с которыми я общался по поводу "КД авиа", сказали мне, что это беда, наверное, всех российских бизнесов. "Вы хотите все сразу и много". А обычно расширение бизнеса идет постепенно. Но сама идея хаба не является порочной.

- А что с деньгами, придется вернуть миллиарды?

- Вопрос не по адресу. Не исключаю и такого решения. Если, например, правительство откажется от идеи восстановить этот проект. Ведь, как я полагаю, никто не собирается пускать эти деньги на другие цели. Искать им применение? Или "освоить", выражаясь современной терминологией? Этого не надо делать. Или использовать с толком, или вернуть, если не можем использовать. Ничего в этом страшного не вижу.
 
Правительство Калининградской области, получившее из федерального бюджета 4 миллиарда рублей для оказания помощи близкой к банкротству авиакомпании "КД авиа", хочет вложить деньги в нового перевозчика, которого намерено создать с обязательным государственным участием, заявила в среду министр финансов региона Ольга Малыгина, передает РИА-Новости.


"Позиция областного правительство осталась прежней - нам нужны перевозчик, маршруты и связь со всеми городами России, с которыми сообщение уже было налажено. Сейчас прорабатывается единственный возможный вариант - создание авиакомпании, авиаперевозчика, который продолжит все маршруты. И в этом случае будет принято решение об оказании финансовой помощи этому перевозчику", - сказала Малыгина на заседании бюджетного комитета областной думы.


Она уточнила, что региональные власти заинтересованы не столько в здании аэропорта, сколько в осуществлении полетов.


О возможности создания новой авиакомпании взамен "КД авиа", которая близка к банкротству и прекратила полеты, на днях заявил советник калининградского губернатора Георгия Бооса по ситуации с проблемным перевозчиком Борис Овчинников . Как он пояснил в интервью "Комсомольской правде", легче создать новую компанию, чем разбираться со старой. По его мнению, стоит, проверив саму бизнес-модель с привлечением солидной консалтинговой компании, найти крупного авиаперевозчика, с которым можно было бы создавать новое предприятие - на базе выделенных средств и того имущества, которое еще сохранилось.


Для спасения "КД авиа" из федерального бюджета были выделены 4 миллиарда рублей. "В конце мая приняты поправки в областной бюджет, где прописаны 4 миллиарда рублей, которые предоставляются в качестве инвестиций "КД авиа". В соответствии с Бюджетным кодексом мы должны были с компанией в течение трех месяцев заключить договор, в котором прописывались бы все правила - кто что делает", - сказала министр финансов.


Она уточнила, что планировалось подготовить проспект допэмиссии акций компании. "Была договоренность на эмиссию в размере 7 миллиардов, четыре из которых - это государственная поддержка, а три - реструктуризация долгов. Но это соглашение так и не было подписано. "КД авиа" предлагала нам выпустить акций на миллиард рублей так, чтобы мы каждую рублевую акцию купили по четыре рубля. Но мы отказались это делать. И проспект эмиссии так и не был объявлен", - добавила Малыгина.


По мнению главного калининградского финансиста, самому западному региону РФ необходима собственная авиакомпания. "Мы боимся, что те компании, которые летают в Калининград сейчас, взвинтят цены. Поэтому и необходимо создание перевозчика с долей государства и контролем над полетами", - пояснила глава минфина. Отвечая на вопрос председателя бюджетного комитета Валерия Фролова, дошли ли до бюджета региона 4 миллиарда рублей господдержки, она сообщила, что "эти деньги есть". "Четыре миллиарда лежат у нас (на счетах). Деньги пришли в конце июля. Поскольку они прописаны в нашем бюджете как "для "КД авиа", то нам придется вносить поправки в бюджет. Сделаем это, как только будет понимание, что за авиакомпания создается взамен", - пояснила Малыгина.
 
Близкая к банкротству и остановившая перевозки авиакомпания "КД авиа", сотрудники которой обратились к губернатору Георгию Боосу за помощью из-за многомесячных невыплат заработной платы, не воспользовалась кредитом в 248 миллионов рублей, который областное правительство предоставило перевозчику для погашения "зарплатного" долга, сообщила в среду министр финансов региона Ольга Малыгина.

"Кредит на выдачу зарплат "КД авиа" не получила. Мы гарантировали кредит на сумму в 248 миллионов рублей, понимая, что ситуация тяжелая, и люди пять месяцев не получают зарплату", - сказала на заседании бюджетного комитета облдумы Малыгина.

Из-за проблем с выплатой денег более полусотни специалистов инженерно-технической службы авиакомпании в конце июля приостанавливали работу. Как заявляли представители профкома, последний раз люди получали зарплату за февраль 2009 года. По состоянию на август размер задолженности превышал 280 миллионов рублей.

Накануне работники "КД авиа" распространили в СМИ открытое письмо, в котором просят калининградского губернатора Георгия Бооса помочь семьям сотрудников перевозчика, оказавшимся в трудном положении из-за невыплат зарплат. По данным профкома, на массовые акции протеста персонал (всего работают около 2 тысяч человек) еще "не созрел".

Сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ по Калининградской области (УСКП) проводят ревизию финансово-хозяйственной деятельности "КД авиа", в отношении которой возбуждено уголовное дело по невыплатам заработной платы персоналу.

"Механизм таков, что гарантия вступает в силу лишь при выполнении нескольких условий. В частности, при предоставлении залога как обеспечительной меры и наличия всех документов, в том числе справки об отсутствии задолженности. Мы им ("КД авиа") давали шанс реструктурировать задолженность. Иначе было бы так - 248 миллионов рублей ушли бы не на зарплату, а кредиторам. Но на сегодняшний день документы не представлены, гарантия не вступила в силу, и, полагаю, уже не вступит", - добавила глава калининградского Минфина.

В августе Следственный комитет при прокуратуре РФ по Калининградской области возбудил по части 1 статьи 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы) уголовное дело в отношении руководства "КД авиа", подозревая его в намеренной невыплате заработной платы персоналу в течение нескольких месяцев.

В свою очередь транспортная прокуратура направила в суд около полусотни исков в защиту сотрудников предприятия, требуя выплаты им зарплаты в принудительном порядке. В среднем размер долга по каждому человеку колебался в пределах 100 тысяч рублей.
 
Реклама
Правительство области может выплатить долги по зарплате работникам «КД авиа» из бюджета, а затем возместить эти средства за счет продажи имущества авиакомпании, так как правительство само является ее кредитором. Об этом говорится в официальном обращении губернатора к сотрудникам «КД авиа», опубликованном на официальном сайте регионального правительства, передает корреспондент «Калининград. Ru».


«Сейчас бюджет области оказался кредитором компании и начал активные консультации по формированию комитета кредиторов. Выплаты заработной платы, а также всех полагающихся социальных пособий сотрудникам компании являются выплатами так называемой «первой очереди». Полагаю, что доходов, полученных при продаже имущества КД авиа, будет достаточно для того, чтобы в полном объёме выполнить эти обязательства перед сотрудниками.


Также нами прорабатывается вопрос об использовании механизма цессии для того, чтобы произвести эти выплаты из бюджета области.
Мы понимаем, что для сотрудников компании получение этих выплат не должно быть связано с задержками по времени. А бюджет области, соответственно, впоследствии взыщет с компании КД авиа эту сумму.


Я очень сожалею, что заложниками этой ситуации оказалось такое количество людей. Я понимаю, что это безобразие, и я намерен сделать всё, от меня зависящее, чтобы вы не пострадали», - говорится в обращении.


Накануне работники "КД авиа" распространили открытое письмо, в котором просят калининградского губернатора помочь сотрудникам авиакомпании и их семьям, оказавшимся в трудном положении из-за невыплаты зарплат.


Напомним, долг авиакомпании по заработной плате перед сотрудниками составляет на сегодняшний момент 280 млн рублей. У судебных исполнителей в августе находилось исполнительных листов по взысканию долгов более чем на 1, 2 млн рублей, и эта сумма, по мнению руководства УФСПП продолжит увеличиваться.
 
Назад