Почему губернатор Калининградской области не дал "КД авиа" 4 миллиарда рублей
Советник Георгия Бооса Борис Овчинников в эксклюзивном интервью "КП" объяснил причины, по которым господдержка не могла спасти авиакомпанию
- Борис Алексеевич, каким образом вы стали советником губернатора по проекту "КД авиа"?
- В конце июля меня пригласил Георгий Боос и предложил поработать над проектом "КД авиа". Компания к тому времени оказалась в трудной финансовой ситуации. Управление перешло к основному кредитору - банку "Санкт Петербург". Было известно, что принято решение о государственной поддержке в 4 миллиарда рублей.
Каких предварительных договоренностей достигли Боос и представители банка "Санкт Петербург"? Они договорились, что оздоровление произойдет в виде дополнительной эмиссии акций. Она составит 7 миллиардов рублей: 4 миллиарда от правительства и 3 миллиарда обеспечат банки "Санкт Петербург" и Внешэкономбанк. При этом обязательства провести переговоры с ВЭБом взял на себя питерский банк. После допэмиссии контрольный пакет акций должен был перейти к правительству, и мне действительно предлагалось возглавить совет директоров.
- Но вы никогда не занимались авиацией!
- Все так и говорят… Но совет директоров управляет не оперативной деятельностью, его дело - стратегия и развитие. А законы бизнеса везде одинаковы. Я согласился на предложение Бооса потому, что считал и считаю этот проект очень важным для области, он тащит за собой цепочку и других видов бизнеса. В какой-то степени он определяет лицо Калининграда и делает наш город европейским, интегрирует его в Европу. Кроме того, это самая известная калининградская компания в России и за рубежом. К сожалению, эта известность в последнее время со знаком минус.
- Почти два месяца вы знакомились с работой компании. Какие выводы сделали?
- Честно говоря, я был сильно удивлен. Я, конечно, ожидал плохого положения, но не ожидал, что оно настолько скверное. Приведу только несколько фактов. Например, выручка за 2008 год составила 6,2 миллиарда рублей. При этом убытки составили 3,2 миллиарда рублей! Другая цифра. Чистые активы на начало прошлого года составляли 3,6 миллиарда рублей. А на конец года - 400 миллионов рублей. То есть активы компании почти свелись к нулю! Компания фактически уже не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен. Все более-менее ценное оборудование или заложено, или перешло в собственность кредиторов.
Самолеты находятся в так называемом операционном лизинге. Это значит, что право собственности компании не переходит. Грубо говоря, это аренда. То есть, перевозят самолеты пассажиров, или стоят на приколе, за них надо тупо платить. Два самолета из 19-ти здесь даже не появились. Они взяты в лизинг, отправлены в Бразилию на ремонт и оттуда не вернулись.
К сожалению, договоры заключались не напрямую, а через промежуточные компании. Не мне судить об аффилированности этих компаний, но косвенные основания для этого есть.
Другая странная цифра. На 1 октября 2008 года дебиторская задолженность "КД авиа" была 5,3 миллиарда рублей. Это значит, что выплачены авансы под какие-то товары и услуги, которые еще не получены. Это 200 миллионов долларов по прежнему курсу. Кто же "зарыт" в дебиторке? Один пример. По договору с компанией "Джи-Эс Корпорейшн" выплачен аванс в размере 1 миллиарда 700 миллионов рублей (65 миллионов долларов) за строительство аэропортового комплекса. Генеральным директором компании "Джи-Эс Корпорейшн" является Сергей Грищенко (главный акционер "КД авиа" до появления банка "Санкт Петербург". - Ред.). Всего сделок с аффилированными компаниями больше, чем на 2 миллиарда. Это прямое нарушение закона об акционерных обществах. Крупные сделки, в которых к тому же просматривается заинтересованность акционера, должны быть одобрены собранием акционеров. Но я не увидел ничего подобного. И мне это не очень понравилось, мягко говоря.
Мало того, задолженность по векселям "КД авиа" составила еще 2,6 миллиарда рублей.
Поэтому я и предложил не проводить эмиссию.
- И сказали об этом губернатору?
- Да… Приведу пример из мировой практики. Процедура банкротства "Джеренерал Моторз" была проведена за 40 дней. И уже с 10 июля работала новая компания, которая начала жизнь с нуля. "Крайслер" был обанкрочен за 42 дня. А наш "АвтоВАЗ" та губка, которая впитывает деньги и неизвестно, когда отдаст что-либо.
Вливать в компанию "КД авиа" было бессмысленно, потому что деньги просто уйдут на погашение долгов. Хорошо, когда эти долги и кредиторка обоснованы. А когда они вызывают сомнения?
- Какие сомнения?
- Я не могу транслировать свои сомнения в прессу. Но считаю, что государство вообще не обязано расплачиваться по долгам частных компаний. Неважно, как эти долги сделаны, сознательно или по неумению.
Я понимал, что в результате вливания госсредств придется заниматься попыткой доказательства неправомерных сделок, от каких-то невыгодных сделок отказываться. На это уходили бы силы и время. А времени-то нет! В условиях кризиса по ряду договоров можно было пересмотреть условия - тарифы, цены на лизинг, которые явно упали. Поэтому я считаю, что легче создать новую компанию, чем разбираться со старой. Да и имидж "КД авиа" к этому времени был безнадежно испорчен. И главное. Даже семи миллиардов, не говоря о четырех, просто не хватит для экономического оздоровления компании. Только по итогам прошлого года требовалось 10 миллиардов.
Поэтому мои предложения были такие. Отказаться от эмиссии. Тогда очевидным становилось банкротство "КД авиа". Второе. Проверить саму бизнес-модель с привлечением солидной консалтинговой компании. Принять возможность поиска крупного авиаперевозчика, с которым можно было бы создавать новую компанию - на базе выделенных средств и того имущества, которое еще сохранилось.
- Но это означало прекращение полетов?
- Вероятно да, на какое-то время. Но другого выхода нет. Ведь никто не может дать гарантии, что у компании нет еще каких-то обязательств, о которых мы не знаем. Может выплыть в любой момент какой-то новый вексель, какое-то новое обязательство. Многие из существующих контрактов, которые я видел, выглядят так, что отказаться от них невозможно. И на это уйдут бюджетные деньги? Почему мы, добросовестные налогоплательщики, должны расплачиваться по чужим долгам?
После того, как банк "Санкт Петербург" отказался от эмиссии в 3 миллиарда и предложил провести эмиссию только средствами государственной поддержки, стало понятно, что остается только путь банкротства.
Надо учесть и то, что средств господдержки осталось не 4 миллиарда рублей, а 3,5. Потому что под госгарантии бюджета "КД авиа" уже был получен и израсходован кредит в 500 миллионов рублей. Поэтому не случайно 5 августа на собрание акционеров, которое должно было принять решение об эмиссии акций, представитель правительства не явился. Сознательно не явился.
Подтвердили, кстати, правильность этого решения и результаты работы "КД авиа" за первое полугодие, которые стали известны 1 августа. Они были устрашающие. При выручке 1,5 миллиарда рублей убытки составили уже 2,8 миллиарда рублей. Чистые активы на 1 июля составляли минус 2,4 миллиарда. То есть компания уже ничего не стоит. Если бы кто-то хотел ее купить, то надо было бы продавать с приплатой покупателю. "Дайте мне 2,4 миллиарда, тогда я куплю ее у вас за 1 доллар". Примерно так.
- Получается, что проект в принципе не окупаемый?
- Вы хотите, чтобы я за месяц ответил вам на все вопросы. Мы обратились в консалтинговые компании, которые могут проверить правильность бизнес-модели.
- Но ведь может получиться отрицательный ответ?
- Конечно, может! На самом деле многие авиакомпании работают сегодня в убыток. Это 10-15 процентов. Но не сто! Во многих видах бизнеса спад, экономическая ситуация тяжелая. Ясно, что нужно многие процессы очистить. Самолет числится в лизинге. Отказаться от него нельзя, за него надо платить. Но он не летает, потому что не прошел техобслуживание. Поэтому генерирует убытки. Летают 6-8 самолетов, а платить нужно за 15. В этих условиях никакой нормальной экономики быть не может.
- На прошлой неделе стало известно, что владельцы компании вышли с предложением о банкротстве. Почему губернатор раньше не объявил о том, что господдержки ждать не стоит?
- Мы не могли откровенно говорить об этих вещах. Если бы мы месяц назад озвучили эти проблемы, это ускорило бы неизбежность банкротства и прекращения полетов в разгар сезона.
Понимаете, когда даются деньги, надо, чтобы за них кто-то отвечал. Я задаю вопрос генеральному директору и заму генерального по экономике. Скажите, если бы вы несли личную, персональную ответственность за государственные деньги, которые должны прийти в компанию, вы бы согласились их принять? Зам по экономике сказала: нет. Генеральный директор сказал: я бы очень сильно подумал. Хотя кругом кричали: давайте быстрее деньги!
Потому я абсолютно уверен, что это правильное решение. Кредиторы ведь тоже ждали, когда придет господдержка. Они бы сразу вчинили иски. Там уже и так судебное исполнение на сотни миллионов. Основная задача банка "Санкт Петербург", как мне представляется, вернуть свои кредитные деньги. Нормальное желание для банка, но ненормальное для акционера. Акционер заинтересован в функционировании компании, в ее развитии. К сожалению, этот акционер за полгода не улучшил ситуацию.
- Банкротство сейчас можно рассматривать как способ оздоровления компании?
- Это процедура, предусмотренная законодательством. На Западе тысячи предприятий банкротятся, и в этом нет ничего страшного. Другое дело, что сам проект безусловно значимый для области. И конечно, его надо сохранять.
- Как вы прокомментируете заявление Бооса о том, что Овчинников возглавит совет директоров "КД авиа"?
- Мне трудно судить, возможно, он предполагал такой вариант. Но я не хочу, чтобы мое имя связывали с компанией-банкротом. Я вообще не специалист по похоронам, не собираюсь возглавлять ни торжественную похоронную процессию, ни скромную панихиду.
- Вопрос не в том, как будет называться компания, а в том, чтобы самолеты летали...
- Тут я с вами согласен. Сейчас нужно без спешки провести консалтинг, проверить бизнес-схему и бизнес-модель, сделать серьезные расчеты... Представители крупной европейской консалтинговой компании, с которыми я общался по поводу "КД авиа", сказали мне, что это беда, наверное, всех российских бизнесов. "Вы хотите все сразу и много". А обычно расширение бизнеса идет постепенно. Но сама идея хаба не является порочной.
- А что с деньгами, придется вернуть миллиарды?
- Вопрос не по адресу. Не исключаю и такого решения. Если, например, правительство откажется от идеи восстановить этот проект. Ведь, как я полагаю, никто не собирается пускать эти деньги на другие цели. Искать им применение? Или "освоить", выражаясь современной терминологией? Этого не надо делать. Или использовать с толком, или вернуть, если не можем использовать. Ничего в этом страшного не вижу.