С точки зрения читинского аэропорта и авиакомпаний 2016 год вышел насыщенным. Появились и исчезли в разгар сезона прямые рейсы из Читы во Вьетнам и Харбин, авиаперевозчики отказались работать на маршруте Чита – Симферополь ради субсидий, закрылась продажа авиабилетов во Владивосток на 2017 год. Мы побеседовали с коммерческим директором «АэроЧита» Денисом Каминским, чтобы выяснить причины и последствия этих событий.
«Аэрофлот» ушёл, да здравствуют «Сибирь» и «Уральские авиалинии»
Прошлый год в сфере пассажирских авиаперевозок ознаменовало появление новой стратегии. На этот раз читинский аэропорт и сотрудничающие с ним авиакомпании взяли курс на Новосибирск и Екатеринбург, а не на Москву. Причина кроется в том, что прямые рейсы из Читы до столицы нельзя назвать очень уж популярными. В то время как авиакомпании ежемесячно предоставляют 20–22 тысячи посадочных мест, на деле зимой используется лишь 12-14 тысяч из них, то есть всего 50-60%.
«Для большинства читинцев Москва всегда была пунктом пересадки. Они не останавливались в столице, а отправлялись дальше – например, на российские курорты или за границу. До конца 2015 года подобные перелёты организовывали все перевозчики на линии, в том числе «Аэрофлот». Но потом авиакомпания ушла из Читы, и ниша осталась незанятой. Мы проанализировали сложившуюся ситуацию, спрос и предложение и предложили оставшимся компаниям в качестве альтернативы московскому направлению превратить в подобные хабы
(узловые аэропорты, крупные пересадочные пункты – прим. авт.) Новосибирск и Екатеринбург», – рассказал коммерческий директор аэропорта Денис Каминский.
Всего в 2016 году открылись четыре новых внутренних рейса. Авиакомпания «Ангара» запустила перелёты по маршруту Красноярск – Иркутск – Чита – Владивосток. Самолёт компании «Якутия» начал раз в неделю зимой и два раза летом летать из Читы в Хабаровск. «Пионер» открыл рейс Иркутск – Улан-Удэ – Чита. В Новосибирск впервые начал регулярно отправляться самолёт «ИрАэро», а рейсы авиакомпании «Сибирь» стали выполняться чаще.
Благодаря новым рейсам пассажиропоток в аэропорту Читы заметно вырос. На 145% в сравнении с 2015 годом увеличилось число читинцев, отправлявшихся в Екатеринбург и Санкт-Петербург на самолётах «Уральских авиалиний». На 54% возросло количество пассажиров до Новосибирска. За счёт реализации потенциала этих двух направлений удалось практически полностью компенсировать уход «Аэрофлота» из Читы. И нет ничего удивительного в том, что эти маршруты вошли в пятёрку самых популярных в прошлом году.
Наиболее востребованные направления в 2016 году:
Направление
Пассажиропоток (тыс. чел.)
Москва 171,4
Новосибирск 48
Екатеринбург / Санкт-Петербург 30,7
Иркутск 16,7
Чара 7,8
«По большому счёту, мы уже открыли большую часть наиболее востребованных читинцами направлений. В этом году мы планируем провести переговоры сразу с несколькими авиакомпаниями, чтобы летом открыть прямые рейсы в один из южных городов России – Краснодар, Сочи или Симферополь. По нашим расчётам, еженедельный рейс будет востребованным», – подытожил Каминский.
Субсидии спасительные и не очень
Фото: http://weacom.ru
Субсидированных рейсов в 2016 году было предостаточно. Прежде всего, повезло льготным категориям граждан – молодёжи и пенсионерам. С 1 апреля по 31 октября они могли отправиться в Москву, Новосибирск или Екатеринбург по сниженным ценам. Билет в столицу, например, стоил всего 6,2 тысячи рублей, а в Новосибирск – 3 тысячи рублей.
Кроме того, существуют рейсы, которые субсидируются полностью, вне зависимости от загрузки. Перевозчик получает гарантированные деньги из федерального или регионального бюджета, а путешественники – фиксированный тариф. В прошлом году пассажиры любого возраста могли за сравнительно небольшую сумму отправиться по десяти направлениям.
Авиакомпания
Направление Период субсидирования
«Ангара» Чита – Владивосток 18 января – 31 декабря
«Якутия» Чита – Якутск 1 января – 31 декабря
«Якутия» Чита – Хабаровск 1 апреля – 31 декабря
«Пионер» Чита – Улан-Удэ 25 октября – 9 декабря
«Ангара» Чита – Чара 1 января – 31 декабря
«Аэросервис» Чита – Усугли – Тунгокочен – Усть-Каренга 1 января – 31 декабря
«Аэросервис» Чита – Усугли – Тунгокочен – Красный Яр – Юмурчен 1 января – 31 декабря
«Аэросервис» Чита – Краснокаменск 1 января – 31 декабря
«Аэросервис» Чита – Газимурский Завод 1 января – 31 декабря
«Аэросервис» Чита – Красный Чикой 1 января – 31 декабря
Если раньше билеты до Владивостока стоили порядка 15 тысяч рублей, то с появлением субсидий – немногим больше 9 тысяч. Неудивительно, что новый рейс стал очень популярным. Пассажиры хвалили и цену, и сам самолёт – новый, комфортный, удобный. Однако в 2017 году субсидированный рейс в Приморскую область прекратит своё существование – из-за корректировок в законодательстве.
Коммерческий директор аэропорта объяснил ситуацию так: «Для субсидированных рейсов из федерального бюджета выплачивается определённая сумма, которая зависит от расстояния и покрывает часть расходов компании. До Владивостока нужно лететь примерно 2,4 тысячи километров, но субсидируется не весь путь, а только 1,4 тысячи километров. Вторую часть доходов компания получает с продажи билетов по фиксированной стоимости или предельному тарифу. Однако в середине прошлого года правительство внесло изменения в программу субсидирования таким образом, что предельный тариф стал ограничен суммой 5640 рублей, что в предыдущей редакции соответствовало стоимости билета с перелётом на расстояние 0,7-0,9 тысячи километров. Таким образом доходы авиакомпании «Ангара» снизились и стали превышать расходы на выполнение рейса, и в декабре её представители сообщили, что открывать продажу на 2017 год не будут».
Возвращение Pegas Touristik и Air China
В сфере международных авиаперевозок 2016 год тоже оказался насыщенным. Через некоторое время после закрытия чартерных рейсов Pegas Touristik в 2015 году, аэропорту удалось привлечь на рынок Забайкальского края ещё одного крупного туроператора – Anex Tour.
«Anex Tour начал выполнять совместную с Pegas Touristik чартерную программу по направлению Чита – Камрань в октябре 2015 года. Однако из-за высокой себестоимости кресла и низкого уровня спроса Pegas Touristik отказался от дальнейшего сотрудничества на читинском рейсе, а заполнять борт только своими силами Anex Tour не решился и уже с конца мая 2016 года отменил полётную программу», – пересказал события прошлого года Денис Каминский.
Чтобы возобновить чартерную программу, руководство аэропорта вновь обратилось к туроператору Pegas Touristik, и компания пошла навстречу. В октябре 2016 года самолёты начали отправляться из Читы напрямик в Таиланд, а с мая 2017 года будет запущен прямой перелёт во Вьетнам. Кроме того, «АэроЧита» планирует восстановить авиасообщение c Хайларом на самолётах компании Air China.