Алыкель. Надежда. Нежданный. История аэродромов Норильска.

A.Samoshin

Новичок
Добрый день!
Не нашел своей темы по этим аэродромам, потому создал отдельную.

Я ищу материалы по ранней истории основных аэродромов Норильска. Период до середины 90х годов. Фотографии само собой, и любую другую информацию.
Просмотрел уже множество тем на этом форуме, и нашел несколько уникальных снимков! Но все темы невозможно пересмотреть - тысячи страниц... Много интересного встретил в разделах по Ту-128, в ветке про спотинг СССР.

Хотелось бы поспрашивать старожилов, тех, кто летал в те времена, работал там.
К примеру почти ничего не могу найти об аэродроме Надежда. Известно, что он был основным, круглогодичным. Принимал Ил-18, Ил-14, Ан-10.. В середине 60х, когда построили Алыкель, все хозяйство перевезли на новый аэродром, а на месте Надежды началась стройка завода. В районе одного из торцов, был установлен памятник Ил-14, с крупными буквами "Надежда". В 90х самолет распилили на металл, остались только буквы. В 2011 на этом месте поставили в качестве памятника списанный Ан-26. Эта информация под разными соусами фигурирует от источника к источнику. Фотографий не встречал (не памятника, а аэродрома). Может у кого нибудь сохранились схемы этого аэродрома? Просто расскажите, что знаете по своему опыту о нем.
Какое было покрытие полосы, длина? Была ли она односторонней, или работала в обе стороны? Курсы? Какое было оборудование (световое, радио)? Может кто сможет показать на карте, где именно находилась полоса? Был ли там аэровокзал, какой то зал ожидания.. что из себя представлял аэропорт?

Примерно те же вопросы по "Нежданке". Это зимний аэродром с длинной полосой на замерзшем озере, в районе Кайеркана (отмечен на http://wikimapia.org/7851674/ru/Аэродром-Нежданный). принимал Ан-10, Ан-12, Ил-18. Никаких подробностей или фотографий не встречал ни в книгах, ни в интернете.

По Алыкелю интересно следующее:
Утверждается, что Алыкель был построен на базе военного аэродрома. Что за аэродром? Что на нем базировалось в 50х-60х? С 90го года в Алыкеле базировались Су-15ТМ, и с 91го Миг-31. В 93м их расформировали. Но когда первые Су-15 прилетели в Алыкель, военный перрон и инфраструктура уже существовали. Точнее они были в заброшенном состоянии. То есть что-то там базировалось годами ранее, а затем прекратило базироваться :) Что это было? В 80х, 70х годах Алыкель принимал Ту-128. Какие еще военные самолеты регулярно прилетали в Норильск или "жили" в Алыкеле?

Можно ли где нибудь найти схемы старых конфигураций Алыкеля?



Есть кто летал, работал, кто мог бы рассказать, ответить на другие вопросы?
Если есть старые фотографии, на которых видны строения и другие особенности аэродрома, интересная техника, события, давайте соберем их тут (в том числе из других тем форума).


Если верить тому, что Ан-26 установлен по курсу бывшей ВПП "Надежды", то примерно так она располагалась на карте... Так ли это?

С уважением,
Алексей.
 
Последнее редактирование:
Реклама
A.Samoshin, есть ветка аэродромы Красноярского края. Там были фотографии Алыкеля.

А по теме Надежды вот фото моего друга.
VaopezvvsIY.jpg
 
A.Samoshin, есть ветка аэродромы Красноярского края. Там были фотографии Алыкеля.
Всю просмотрел, нашел пару снимков. Есть наверняка еще в ветке про советский споттинг, но у меня просто сил не хватает столько страниц пересмотреть. Надеюсь, у кого есть фотографии заметят эту ветку.

Вот здесь есть немного норильский фотографий, правда уже после 1992 года:
Ага, есть эти снимки тоже. С 2003 года я сам много фотографировал Алыкель. И в интернете полно снимков. Но его постоянно реконструировали. В начале 80х он был другим, полоса была короче и уже, кажется не было магистральной РД, и РД 4-5. Покрытие полосы и перрона было другим. Здание КДП было построено в 78м. Что было до того не могу найти...

Вот некоторые интересные на мой взгляд снимки Алыкеля.

Фотографии найдены на просторах интернета. У них есть авторы. Что-то взято с сайта Заполярной правды, что-то на форуме Канала-7, что-то на этом форуме, что-то на http://nordroden.livejournal.com. Фотографии военных самолетов из личных архивов опубликованных в интернете летчиками, служившими в Норильске, и прилетавшими к нам при патрулировании северных границ. К сожалению я не могу указать все ресурсы и тем более авторов, поскольку многие снимки сохранены из поиска, не в одно время. Если Вы увидели свой снимок, и считаете, что я не должен был его выкладывать, пожалуйста, напишите мне, я удалю его, или укажу Ваше авторство.

КДП в разные годы. Деревянное здание предположительно являлось зданием аэровокзала и КДП до строительства нового в 1978м году.
Красновае, кирпичное - новое, построенное в 78м здание КДП, фото 1980 года (найдено в ветке "аэродромы Красноярского края).
И КДП до реконструкции 2005-2007, и после нее, новый терминал.
 
Последнее редактирование:
Первые Ту-154 и Ил-86 прилетавшие в Алыкель.
Красавцы Ил-18 на заснеженном перроне.
Памятник на Надежде, там, где раньше начиналась полоса старого аэродрома "Надежда". Ил-14, после распила которого норильчане долго "любовались" буквами.. установка Ан-26, и сам новый памятник.
Схема перрона 2004 год.
 
Посадка на 01 полосу начало 2000х.
Посадка на 19 полосу до реконструкции 2005-2007 и после нее.
Огни хорошо показывают горбатый профиль ВПП (торец 19).
И несколько снимков аэровокзального комплекса на взлете 14м курсом до реконструкции и после.
 
Последнее редактирование:
Военные самолеты в Алыкеле.
Миги-31 57-ой ГКИАП начало 1990х.
Взлет Су-27 "Русских Витязей" а Алыкеле 2012.
Исторический памятник, стоявший многие годы на аэродроме - старичок Ли-2. Время не пощадило его.
 
А вот по этим снимкам вопрос.
Алыкель ли это?
Фотографии взяты на этом форуме, может быть в ветке про Ту-128, может в фотоальбоме. Из сообщения не было понятно, Алыкель это, или нет.
Базировались ли Миг-15е в Норильске?
 
мои фоты с Алыкелем

вот какие раритетные фотки нашлись у мя в закромах:
1) Алыкель изнутри на втором этаже в накопителе после регистрации, первозданный советский аэропорт, снято 20 марта 2006г.
2) Там же, 23 сентября 2006г.
3) Алыкель с улицы, 20 марта 2006г.
4) Алыкель, утро 6 июля 2006 г., только прЫлетели из ДМЕ с Сибирью
5) Последний Ту-154 Аэрофлота в Алыкеле, 2 августа 2008г.
 
Реклама
Работал в Алыкеле с 84 года. Летом 84го или 85го (сейчас даже не могу вспомнить) работали на военном перроне, пока расширяли гражданский. Су-15 в Алыкеле никогда не видел. Ту-128 и Миг-31 были. В 80х на военном перроне постоянно находились транспортные Ан-26 и Ан-12.
Нашел у себя вот такую фото того самого Ли-2.
 
Работал в Алыкеле с 84 года. Летом 84го или 85го (сейчас даже не могу вспомнить) работали на военном перроне, пока расширяли гражданский.
Спасибо за фото! А можете повспоминать вслух, что за работы велись по расширению перрона? Работали на военном перроне, имеете в виду, что вся работа аэродрома (прием ВС, в том числе гражданских) осуществлялась на военном перроне? Или просто Ваша работа касалась военных? Как функционировали здания в это время?
Я знаю, что в 1981-83гг проводилась серьезная реконструкция полосы и перрона. В 82-83 вроде бы аэродром из за ремонта принимал только маленькие самолеты, не крупнее Ан-24-26. Может быть Вы работали в этот период, летом 83го?
Однако по утверждению человека, который строил полосу в эти годы, военного перрона тогда еще не было, и он не помнит, что бы они его строили..
Еще одна реконструкция была в 1987м.

Если Вы вспомните какие то детали, особенности функционирования аэродрома, оборудование.. ну какие то такие мелочи, то я еще раз пообщаюсь со строителем. Может что то напомню ему, и так мне удастся составить план - схему отличий конфигурации аэродрома для конца 70х и начала 80х.
 
Последнее редактирование:
Именно о приеме гражданских ВС на военном перроне я и говорю, т.к. работал тогда в Норильском А.П. Что было в 82-83 не могу сказать, т.к.работал с 84г. Что касается реконструкции 87г, возможно я ошибаюсь, попробую уточнить у тех кто тогда тоже работал. Прием ВС тогда действительно был ограничен из за размеров военного перрона но принимали и Ту-154, особенность заключалась лишь в том, что заруливали они самостоятельно, а на запуск их буксировали задом на крестовину, что между ангаром, 2й РД ,военным и гражданским перроном.
Гражданский перрон тогда расширяли в целом как в ширину так и в длину. Пасажиров к самолету доставляли автолбусами, поэтому здание аэропорта работало в обычном режиме.
 
Что касается реконструкции 87г, возможно я ошибаюсь, попробую уточнить у тех кто тогда тоже работал.
Про это реконструкцию я нашел только одну заметку в Норильской газете, там сказано, что это были работы "по расширению ВПП", и фото с бетонной плитой подвешенной краном.
В связи с этим, вопрос, что за расширение? Ширина полосы до реконструкции 81-83 была 46м была и до реконструкции, 45,5м сейчас. Что там можно было расширять? Вероятно имелось в виду расширение именно перрона (журналисты напутали..)
Интересно еще почему применяются разные технологии покрытия бетоном.. ВПП клали на месте, специальными бетоноукладочными машинами, а на фото плиты краном "накладывают"..
 
Последнее редактирование:
ВС тогда действительно был ограничен из за размеров военного перрона но принимали и Ту-154, особенность заключалась лишь в том, что заруливали они самостоятельно, а на запуск их буксировали задом на крестовину, что между ангаром, 2й РД ,военным и гражданским перроном.
Гражданский перрон тогда расширяли в целом как в ширину так и в длину.
Я сейчас "рисую" схему, отталкиваясь от собранной информации. Как закончу, покажу. Заглядывайте сюда пожалуйста, я Вас поспрашиваю еще если не против, что бы на схемах отметить детали.
 
Гражданский перрон тогда расширяли в целом как в ширину так и в длину
В ширину вероятно стороной к ВПП? Так как здание КДП уже было построено, и оно стояло вплотную к перрону.

Пасажиров к самолету доставляли автолбусами, поэтому здание аэропорта работало в обычном режиме.
Это были АППА, или какие то другие автобусы? http://carmotorcycles.org/images/3DPTJ_aMNu8.jpg
Здание аэропорта тогда было ниже, одноэтажным, правильно? Самолеты попадали на военный перрон по каким РД? В то время, магистральная и другие РД, были оборудованы синими аэродромными огнями?
Этот вопрос наверное к летчикам, но может быть знаете - огни подхода, сегодня это ОВИ "елочкой", тогда какими были?

но принимали и Ту-154, особенность заключалась лишь в том, что заруливали они самостоятельно, а на запуск их буксировали задом на крестовину, что между ангаром, 2й РД ,военным и гражданским перроном.
На схеме красным помечено - эта крестовина? Что она из себя представляла? Чем буксировали, это были Белазы 6411, или что то другое? http://aviaros.narod.ru/avto/belaz-6411.jpg

Вот что получается:
В 1964м не было даже минимального количества зданий для пассажиров, на станции Алыкель в качестве временного вокзала были установлены ЖД вагоны. Пассажиры добирались до станции на электричке, а от нее, уже к самолету их везли автобусами. В 1965м появилось деревянное здание вокзала, и вероятно проложена ЖД ветка до самого аэродрома. Электичка теперь останавливалась прямо в аэропорту.
До 1977г. предположительно аэродром выглядел так (нижняя схема). Полоса 2500м, две РД, одинокий деревянный вокзальчик. Какая то военная инфраструктура.
В 1978м было построено здание современного КДП и новое здание аэровокзала. Вероятно были построены и другие здания (ангары, склады и т.п.)
В 1981 полосу удлинили на 900м со стороны 01 курса. Красным обозначен участок работ.
С 1982 по 1983 обновили старую полосу (красным помечено). В это время работал только новый 900м участок ВПП (зеленым), на который садились маленькие самолеты Ан-24 и меньше. Непонятно, каким образом самолеты попадали на перрон?

Вместе с окончание работ над ВПП, в 83-84гг началась реконструкция перрона. В это же время по всей вероятности были построены РД 3-4-5, магистральная РД и сегодняшний военный перрон.
В 1987м году проводилась еще какое то расширение..

Хотелось бы лучше представлять, какую форму имел старый перрон. Какие РД в какие годы были в работе. Какое световое оборудование использовалось..
 
Последнее редактирование:
У меня есть много фотографий Надежды. Там был достаточно добротный терминал.
 
Реклама
Назад