Расследование завершено Авария вертолета Ми-2 RA-20406 в Ханты-Мансийском АО — Югре 25.11.2021

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОБЫТИЯ: ИЗ ОБЪЯСНЕНИЙ КВС, 25.11.2021 ВЫПОЛНЯЛИСЬ ПОЛЕТЫ С ЦЕЛЬЮ ОБЛЕТА И СЪЁМКИ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ СКВАЖИН С ПОСАДКАМИ НА ГЕОТОЧКИ СОГЛАСНО ПОДАННОЙ ЗАЯВКЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА. ВЕРТОЛЕТ ВЫЛЕТЕЛ С П. П. ЛАНГЕПАС НА П. П. ПОКАЧИ, ГДЕ НА БОРТ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ДВА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗАКАЗЧИКА. ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ПОСАДКИ НА ПОДОБРАННУЮ С ВОЗДУХА ПЛОЩАДКУПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАКАЗЧИКА ВЫСАДИЛИСЬ ИЗ ВЕРТОЛЁТА И УБЫЛИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ РАБОТ. ВЕРТОЛЁТ ОСТАЛСЯ ОЖИДАТЬ НА ГЕОТОЧКЕ БЕЗ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ. КВС УДЕРЖИВАЛ ВЕРТОЛЁТ ВО «ВЗВЕШЕННОМ» СОСТОЯНИИ, ПРИ ЭТОМ РШГ ДО МИНИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ НЕ ОПУСКАЛ, РУЧКУ КОРРЕКЦИИ ВЛЕВО НЕ ВЫВОДИЛ. ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ КВС НЕОЖИДАННО ПОЧУВСТВОВАЛ РЕЗКИЙ КЛЕВОК ВЕРТОЛЁТА ВПРАВО И УДАР ПО ПЕДАЛЯМ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПРИНЯВ ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА ЗА ПРОВАЛИВАНИЕ ПРАВОЙ СТОЙКИ ШАССИ В СНЕГ, КВС ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЁТОМ ПОПЫТАЛСЯ ВЫРОВНЯТЬ ВС В ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ВЕРТОЛЁТ ПРОДОЛЖИЛ ЗАВАЛИВАТЬСЯ ВПРАВО, НАЧАЛОСЬ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ ВРАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА. КВС ЗАКРЫЛ ПОЖАРНЫЕ КРАНЫ И ВЫКЛЮЧИЛ АККУМУЛЯТОРЫ. ДВИЖЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА ПРЕКРАТИЛОСЬ. ЗВУК РАБОТАЮЩИХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРЕКРАТИЛСЯ. КВС ПОКИНУЛ ВС ЧЕРЕЗ ПРАВУЮ ДВЕРЬ КАБИНЫ. НА МОМЕНТ ПОКИДАНИЯ ПИЛОТОМ ВЕРТОЛЁТ НАХОДИЛСЯ В ПЕРЕВЁРНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ. НА БОРТУ НАЧАЛСЯ ПОЖАР. ВБАКАХ ВЕРТОЛЁТА ОСТАВАЛОСЬ ОКОЛО 500 КГ АВИАТОПЛИВА. КВС, ОПАСАЯСЬ ВЗРЫВА, УДАЛИЛСЯ ОТ МЕСТА АП НАВСТРЕЧУ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЗАКАЗЧИКА, С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕДИТЬ ИХ О ВОЗМОЖНОСТИ ВЗРЫВА. ДАЛЕЕ КВС СООБЩИЛ ПО СОТОВОМУ ТЕЛЕФОНУ О ПРОИЗОШЕДШЕМ В ОРГАН УВД И РУКОВОДСТВУ АВИАКОМПАНИИ. ПРИМЕРНО ЧЕРЕЗ ЧАС ДРУГИМ БОРТОМ АО «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ КОНВЕРС АВИА» КВС И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАКАЗЧИКА БЫЛИ ЭВАКУИРОВАНЫ. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПСО НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ СТЕПЕНЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС: ВЕРТОЛЁТ РАЗРУШЕН, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ФРАГМЕНТОВ СГОРЕЛА СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ БОРТОВЫХ САМОПИСЦЕВ: ВС БЫЛО ОБОРУДОВАНО БАРОГРАФОМ АД-2, КОТОРЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АП УНИЧТОЖЕН НАЗЕМНЫМ ПОЖАРОМ ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА МЕСТА СОБЫТИЯ: МЕСТНОСТЬ РАВНИННАЯ, ЗАБОЛОЧЕННАЯ. ТОЛЩИНА СНЕЖНОГО ПОКРОВА 0.5 - 1.5 М. ПРЕВЫШЕНИЕ НАД УРОВНЕМ МОРЯ СОСТАВЛЯЕТ 60 М, МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ +17° ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СРОЧНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ:1. ДОВЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ О ДАННОМ АП ДО ПРЕДПРИЯТИЙ ГА И ЧАСТНЫХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ВЕРТОЛЁТЫ. 2. С ЛЁТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМПОЛЁТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ С САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПОДБОРОМ ПЛОЩАДОК С ВОЗДУХА, ПРОВЕСТИ ВНЕПЛАНОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПОРЯДКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСАДОК НА НЕОБОРУДОВАННЫЕ ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ С УЧЕТОМ МЕТЕОУСЛОВИЙ, СОСТОЯНИЯ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ И ВРЕМЕНИ ГОДА, А ТАКЖЕ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ.
 
Как он покинул борт через правую дверь, если он на правом лежал? Чего загорелся? Все перекрыл, электрику выключил. Зима на улице.
 
Ну если почувствовал удар по педалям возможно произошел отказ или обрыв путевого управления. А дальше вращение и опрокидывание вертолета. МИ-2 средств объективного контроля нет. Фантазировать можно очень долго....
 
Угу, сидел на болоте и вдруг, путевое управление оборвалось - троса лопнули от перенапряжения, - вероятность, на уровне вероятности попадания в него астероида...
Сказал КВС то, что посчитал нужным, пожар из той же оперы - как сказал однажды на разборе аварии Ми-2 наш КЛО: "мужики, ну, что у вас спичек с собой не было?, сейчас бы не выслушивали от вас сочинения" (экипаж был из двух человек).
 
Дают снежный покров от 0,5 до 1,5м. Что было под ним? Точнее под хвостом. Удар по педалям? Характерно при касании ХВ препятствия и его разрушение. Неуправляемое вращение тому подтверждение. Конечно, если трансмиссия не развалилась. Но это вряд-ли. Не думаю, что все уничтожено огнём. В балке то гореть особо нечему. А вот почему так разгорелся, имея топливо только в основном фюзеляжном баке - вопрос. При закрытых пожарных кранах...
 
Свежее от МАК:
Окончательный отчет: PDF
 
Не буду настаивать, что нужно всегда так поступать, но когда площадка требовала держать вертолёт во взвешенном состоянии, а наземные работы предусматривали по времени 10+/- минут, я просто взлетал и в воздухе ждал, когда ребята закончат и махнут. Подсел, забрал и поехали дальше. Зачем эти излишние "моральные и физические напряжения"?
 
Последнее редактирование:


Зачем эти излишние "моральные и физические напряжения"?
Насколько знаком с работой в этом регионе. Там проблема в том что топлива на круг мало. А если летать по 10 минут и ждать когда заказчик отработает, то банально можно потом не долететь. А режим взвешивания позволяет немного экономить топливо. И в вдогонку, есть практика выключения одного двигателя на это время.... Вот только об этом пилот не скажет, а средств контроля нет....
 
Расход при "взвешинном" практически не отчитается от полета. Ты на шаге, при чём на повышенном режиме , ближе к взлетному.
 
В отчёте приведён пример режимов при эксперименте 92/82 для удержания вертолёта во взвешенном положении. Считаете, что при полете со скоростью до 100 км/час режим будет такой же? Выключать один двигатель, когда толком сесть не можешь - вообще глупость.
 
Последнее редактирование:
Проработав столько лет на Ми-2, ни от одного деда никогда не слышал про какую-то практику выключения одного двигателя. Он на двух в большинстве случаев не летит, а Вы рассказываете о добровольном выключении одного двигателя.