"Авиакомпания "Россия" - продать или не продать?

Viru

Старожил
Правительство может разрешить «Аэрофлоту» продать «Россию»
Эта авиакомпания – третья по пассажиропотоку, но убыточная, и покупателей пока не видно

21 сентября 23:55
Александр Воробьев, Александра Прокопенко, Мария Буравцева

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу представить предложения о возможности продажи «Аэрофлотом» авиакомпании «Россия», рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. «Аэрофлот» контролирует 75% минус 1 акция «России», блокирующий пакет – у администрации Санкт-Петербурга. Поручение родилось из доклада экспертного совета при правительстве, в котором упоминалось о сокращении конкуренции на российском рынке авиаперевозок, знает один из чиновников. В докладе говорилось, что в мировой практике авиаперевозчики не работают в трех сегментах сразу (а «Аэрофлот» работает: себя он называет премиальным перевозчиком, «Россию» – перевозчиком эконом-сегмента, а еще одну «дочку», «Победу», – лоукостером); что «Аэрофлот» до сих пор не сделал «Россию» безубыточной; что «Россия» не вписывается в группу и конкурирует и с самим «Аэрофлотом», и с «Победой», рассказывает другой чиновник.

О том, что «Аэрофлот» может продать свою крупнейшую «дочку» ради развития конкуренции, знает также топ-менеджер лизинговой компании.

Минэкономразвития, по словам его представителя Елены Лашкиной, направило свою позицию в Минтранс, а тот 10 октября представит доклад в правительство. «Мы за приватизацию и развитие конкуренции, – передал «Ведомостям» замминистра экономического развития Евгений Елин. – Надо развивать доступность авиаперевозок из Санкт-Петербурга, не только из Москвы».

Вклад «дочки»
50,06% занимала группа «Аэрофлот» на российском рынке авиаперевозок в январе – июле 2016 г. (24,1 млн пассажиров), по данным Росавиации. Без «России» доля составляла бы 40,3%


Минтранс тоже за продажу «России», знает один из федеральных чиновников. Представитель Минтранса сказал, что ведомство образовало рабочую группу, которая рассматривает стратегию развития «России», в том числе вопросы развития региональных перевозок.

В этом году «Аэрофлот» присоединил к «России» другие свои «дочки» – «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа». Объединенная авиакомпания станет второй в стране по пассажиропотоку, прогнозировал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в прошлом году. Но пока «Россия» лишь третья: за семь месяцев 2016 г. она перевезла 4,7 млн человек и сильно отстает от входящей в S7 Group авиакомпании «Сибирь» (5,4 млн).

«Аэрофлот» сокращает маршрутную сеть «России», она все больше концентрируется на перевозках в Москву, из-за этого страдают региональные аэропорты, прежде всего «Пулково», объясняет федеральный чиновник. Логика продажи «России» в том и состоит, чтобы, сменив собственника, она взялась активнее возить пассажиров из Санкт-Петербурга, говорит он.

Другое дело, что условия продажи должны быть тщательно продуманными и минимизирующими риск банкротства «России», много лет существовавшей при поддержке «Аэрофлота», предупреждает другой федеральный чиновник. «В нынешнем состоянии «Россия» вряд ли сможет выжить на рынке, она нуждается в серьезных вложениях и не факт, что станет реальным конкурентом «Аэрофлоту», – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов, участвовавший в подготовке доклада экспертного совета. – Сейчас наличие конкуренции зависит только от его доброй воли и безболезненных способов поддержать ее нет. Но приватизация «России» лучше, чем навязывание «Аэрофлоту» маршрутов и социальных тарифов».

«Авиакомпании нужен бренд и система продаж, все остальное арендуется, – рассуждает топ-менеджер компании из авиатранспортной отрасли. – Бренд у «России» слабый, а системы продаж нет вовсе. Билеты «России» продает через свою систему бронирования сам «Аэрофлот», по сути, она предоставляет материнской компании самолет в «мокрый» лизинг (аренда с экипажем). Кого может заинтересовать такой актив?»

В 2011 г. госкорпорация «Ростех» (тогда «Ростехнологии») обменяла акции пяти своих авиакомпаний, в том числе «России», на 3,55% «Аэрофлота». С 2011 г. «дочки» принесли «Аэрофлоту» 50–60 млрд руб. убытков; он и рад бы продать «Россию», да желающих на рынке нет, вздыхает человек, близкий к руководству национального перевозчика. Этой весной «Аэрофлот» предлагал администрации Санкт-Петербурга забрать «Россию» за 1 руб. – та отказалась, напоминает он.

Тем не менее Санкт-Петербург до сих пор считается одним из потенциальных претендентов на «Россию», говорит федеральный чиновник. Отечественные авиаперевозчики покупать «Россию» не захотят, надо искать стороннего инвестора, возможно, желающего развивать партнерские программы с Петербургом в смежных отраслях, рассуждает его коллега. Конечно, «Аэрофлот» был бы рад избавиться от этого актива, добавляет он.

Представитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга сказала, что не владеет информацией о возможной смене акционеров «России». Представитель «Аэрофлота» тему продажи «России» не комментирует.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/22/658042-aeroflotu-prodat-rossiyu
 
Реклама
Ну что, у господ Филёвых появится шанс расшириться? Как раз от несостоявшейся покупки ТСО деньги остались.
 
Последнее редактирование:
«Аэрофлот» опроверг информацию о планах продажи доли в авиакомпании «Россия»

Вопрос продажи доли «Аэрофлота» в авиакомпании «Россия» не стоит на повестке дня, заявил представитель перевозчика. «Стратегия группы "Аэрофлот" заключается в создании отечественного авиационного холдинга, и авиакомпания "Россия" является составной его частью. Стратегия была утверждена правительством России», – добавил представитель «Аэрофлота».
 
Авиакомпания "Россия" целиком не интересна инвесторам. Поэтому, полагают эксперты, "Аэрофлот" и заявляет, что не хочет ее продавать, а на самом деле хочет, но никто не берет. В группе "Аэрофлот" "Россия" — самый низкорентабельный актив, за исключением "Победы", которая только подбирается к точке безубыточности.
"Аэрофлот" в ближайшем будущем может продать мажоритарный пакет акций объединенной авиакомпании "Россия", написали "Ведомости" в середине недели, ссылаясь сразу на трех крупных федеральных чиновников. "Аэрофлоту" принадлежит 75% акций авиакомпании, а остальные 25% у Смольного. Как ранее писал "ДП" со ссылкой на свои источники, между Смольным и "Аэрофлотом" происходил торг по поводу "России": Смольный предложил свой пакет акций "Аэрофлоту", а "Аэрофлот" свои 75% — Смольному. Причем, как говорят высокопоставленные источники, "Аэрофлот" готов продать петербургской администрации свой пакет чуть ли не за рубль.

Но даже лишнего рубля в бюджете города не нашлось на покупку авиакомпании. А мечта создать хаб из регионального аэропорта Пулково у городских властей есть. Но только подкрепить они ее ничем не могут. Хаб получится только тогда, когда в Пулково начнут слетаться пассажиры со всех регионов страны, а затем отсюда начнут разлетаться по миру.

Но для "Аэрофлота" ключевые аэропорты в Москве. Главная роль "России" — подвозить в столицу пассажиров. Здесь, собственно, и зарыта причина конфликта местных чиновников со столичным авиаперевозчиком.

"Ведомости" утверждают, что вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович уже дал поручение Министерству транспорта Российской Федерации представить предложения о возможной продаже "Аэрофлотом" компании "Россия".

Вполне вероятно, что все так и происходит, но только нет желающих купить компанию. Поэтому "Аэрофлот", делая хорошую мину при плохой игре, публично заявляет в ответ на все публикации в прессе, что не хочет продавать "Россию". "Стратегия группы "Аэрофлот" заключается в создании отечественного авиационного холдинга, и авиакомпания "Россия" является составной его частью. Стратегия была утверждена правительством России", – цитирует представителя "Аэрофлота" Интерфакс.
"Россия" может быть интересна такому инвестору, который заинтересован создании хаба на базе Пулково, будет развивать перелеты по Северо-Западу. Такой инвестор — очень редкий, можно сказать, что продавать "Россию" и некому", — говорит отраслевой эксперт, не пожелавший называть своего имени.


С ним соглашается руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев: "Предположу, что "Аэрофлот" был бы рад продать "Россию", но только всю, целиком. А вся авиакомпания "Россия" не столь инвестиционно привлекательна, чтобы инвесторы выстраивались в очередь. После банкротства "Трансаэро" "Россия" получила самолеты и направления, которые можно выгодно эксплуатировать. Но также она получила дальнемагистральные воздушные суда, которые будут поставлены на дальневосточных направлениях. А они уже не сулят перевозчикам прибыли". Получается, "Россию" выгодно продать по частям — найти инвестора на прибыльные туристические направления, а рейсы закрыть.
Когда в 2012 году "Аэрофлот" покупал 75% акций "России", авиакомпания стремительно приближалась к банкротству. Остальные акции (25%) благодаря усилиям экс-губернатора Валентины Матвиенко Смольный получил в дар от Ростехнологий, которые управляли "Россией" и проводили акционирование федерального государственного унитарного предприятия "Россия". Буквально через год "Аэрофлот" вывел "Россию" в прибыль. Впрочем, валовая рентабельность перевозок у нее 3,6%, что существенно ниже, чем у "Аэрофлота" — 9,8%. "Думаю, "Аэрофлот" не будет сопротивляться, если найдется покупатель на "Россию", — полагает Олег Пантелеев.
В конце 2015 года "Аэрофлот" решил присоединить к "России" две своих "дочки" —
"Донавиа" и OrenAir ("Оренбургские авиалинии"). Все эти компании объединяют весьма слабые финансовые результаты в сравнении с "Аэрофлотом" и другими его "дочками". Компании покрепче в объединение не вошли, например, авиакомпания "Аврора", которая с завидной валовой рентабельностью, свыше 10%, перевозит пассажиров на Дальнем Востоке.

Созданная на базе "России" компания заняла нишу в среднем ценовом сегменте. Однако он оказался не столь динамично развивающимся, как премиум-класс (в котором работает сам "Аэрофлот") и лоукост (в дешевом сегменте летает "дочка" "Аэрофлота" авиакомпания "Победа"). Число авиапассажиров, щедро платящих за перелет, сокращается, зато растет количество тех, кто охотно экономит на билетах, поэтому, как отмечают эксперты рынка, перспективы "России", работающей посередине, очень туманны.
http://www.dp.ru/a/2016/09/23/Rossiju_vigodno_prodat

 
В группе "Аэрофлот" "Россия" — самый низкорентабельный актив, за исключением "Победы", которая только подбирается к точке безубыточности.
Красиво завернули то как, можно подумать, что у Аэрофлота десяток активов.
 
Компании покрепче в объединение не вошли, например, авиакомпания "Аврора", которая с завидной валовой рентабельностью, свыше 10%, перевозит пассажиров на Дальнем Востоке.
Это к вопросу стоимости перелетов на Дальнем Востоке и доступности региональных перевозок в принципе.
 
Ничего, сейчас разделят Россию на Питер, Ростов и Орен, перекрасят самолеты, выделят в системах бронирования коды, и передадут новые старые авиакомпании в собственность субъектам федерации или менеджменту за пупь продадутю Цель - ничто, движение - все)
 
Реклама
Ничего, сейчас разделят Россию на Питер, Ростов и Орен, перекрасят самолеты, выделят в системах бронирования коды, и передадут новые старые авиакомпании в собственность субъектам федерации или менеджменту за пупь продадутю Цель - ничто, движение - все)

Не дай бог! Отдавать магистральную авиацию в лапы субъектов - это верная ее смерть.
 
С причитаниями о "базовой компании региона" и том, как обидел всех большой АФЛ (Сибирь), закрыв местные живопырки и выдавив их с единственного хлебного коррупционного маршрута из задрищенска в Москву.
 
overdriver, "единственного хлебного коррупционного маршрута из задрищенска в Москву" и АФЛ стал единственным монопольным коррупционером на многих маршрутах.
 
Не знаю как было у вас в Южно-Сахалинске, но я знаю и видел, как было в Ставрополе до прихода КМВ (в 90-е), после ее прихода (в 00-х), и после того, как она сдала свои позиции а потом и померла (с 2010 примерно).
Средний период был худшим в истории аэропорта Ставрополь. Один рейс в сутки на Москву. Возрождение началось, как туда пробилась АК Ямал. Ну а потом и КМВ померла.
 
Не знаю как было у вас в Южно-Сахалинске, но я знаю и видел, как было в Ставрополе до прихода КМВ (в 90-е), после ее прихода (в 00-х), и после того, как она сдала свои позиции а потом и померла (с 2010 примерно).
Средний период был худшим в истории аэропорта Ставрополь. Один рейс в сутки на Москву. Возрождение началось, как туда пробилась АК Ямал. Ну а потом и КМВ померла.

Ага. Уж на что не верили что подыхание Оренэйра принесет что-то хорошее - и тем не менее сейчас 2+1+1 перевозчика и тарифы сменяемее чем времен расцвета "гордости оренбургской авиации". Помер Максим да и фиг с ним
 
Сначала нужно продать сам Аэрофлот. Национальный перевозчик одного аэропорта, будто Россия (страна) - это какая-нибудь Бельгия.
 
Это просто торговля. У АФЛ есть выбор между приватизацией (вероятно, бай-бай, пролётные!) и продажей РОССИИ. Они не хотят ни того, ни другого, но выбор всё же сделать придётся.
 
Реклама
Вам кажется, что АФЛ перед мучительным выбором?! А я думаю, никто не знает, что делать дальше. Это закономерный результат игры в тактиков и стратегов менеджмента и чиновников, когда первые не смотрят на шаг вперед, будучи убежденными в своей гениальности, а вторые и на полшага не видят в силу своей некомпетентности.
Из этого же "балета"и вдруг всплывшая необходимость иметь перевозчика в ЮФО, когда "тело" Донавиа, почившего не своей смертью, ещё не остыло.
 
Последнее редактирование:
Назад