Вот так выглядит наш знаменитый вертолёт-кафе. Такого больше нет нигде и ни у кого
Кабина вертолёта полностью восстановлена и открыта для гостей авиапарка.
Приезжая в Орешково обязательно зайдите к нам на кофе
МиГ-17 / заводской номер 1015316.
Сейчас ведутся работы по восстановлению кабины этого МиГа. Уже отреставрировано и готово к установке кресло лётчика. Потихоньку собираем приборы. Надеемся, что летом сможем открывать гостям кабину для осмотра и фотографирования.
Благодаря своей яркой окраске МиГ пользуется большой популярностью. А ведь у этой ливреи есть ещё и «яркая» история.
Во время реставрации лакокрасочного покрытия нашего МиГ-17 мы отошли от принципа обязательного соответствия внешнего вида экспоната его историческому облику и в качестве демонстрационного образа выбрали один из нескольких самолётов 234-го ИАП (аэродром Кубинка), учувствовавших в воздушных парадах в честь Дня Воздушного флота СССР.
Благодаря сохранившейся кинохронике достоверно известно, что 3 июля 1955 года в такой окраске над Москвой летала пилотажная «тройка», ведомая заместителем командира 9-й ИАД полковником Бабаевым А.И., и продемонстрировавшая высший пилотаж в плотном строю. Бортовой номер его МиГ-17 был «580», левый ведомый имел б/н «597», а у правого ведомого «наш» - «547».
Так как это были обычные боевые машины, то яркая окраска на «пилотажные» МиГи наносилась только на время проведения парадов, а затем смывалась. Самолёты принимали участие в воздушных парадах одиночно и в составе «троек», «ромбов», «пятёрок», «семёрок», «девяток».
Окраска МиГов на парадах претерпевала изменения и отличалась вариантами нанесения полос на фюзеляже, хвостовом оперении и плоскостях. Красные полосы наносились по натуральному металлу.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
В 1993–м году Российская авиационная группа «Стрижи» приняла участие в авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии. Для этого самолёты МиГ-29 пилотажной группы выполнили перелёт через половину страны, из подмосковной Кубинки в Забайкалье на аэродром Домна, а уже оттуда через Китай в Малайзию.
Во время промежуточной посадки на аэродроме Домна, Стрижи попали в объектив фотоаппарата Валерия Максименко, служившего в то время во 2-й эскадрильи 120-го истребительного авиационного полка. Валерий был и остаётся человеком очень известным в авиационном мире благодаря созданным им эмблемам для полковых самолётов МиГ-23МЛД/УБ, выполнявших боевые задачи в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане с 1988 по 1989 год. Чего только стоил его знаменитый рисунок «Жемчужина Забайкалья», на котором одетый в лётную коричневую кожанку и защитный шлем ЗШ-5 бывалый гриф с патронной лентой через плечо и ракетой Р-60 в лапах восседал на сетке прицела АСП-17МЛ, в перекрестье которого был загнан пакистанский F-16 - частый источник неприятностей для нашей авиации. На других самолётах наносилась эмблема, изображавшая тот же персонаж в деле: устремившийся в атаку гриф (эта птица стала для наших авиаторов негласным символом самолётов МиГ-23, как грач у Су-25), облаченный в кислородную маску, тащил в когтях по бомбе и палил из пушки-двустволки, увлекая за собой полощущийся патронташ и рассыпая стреляные гильзы. Позднее аналогичные эмблемы он нанёс и на самолёты МиГ-29 120 иап.
Недавно в Орешково оказалась часть его большого фотоархива, и какова же была наша радость, когда среди множества фотографий мы увидели снимки нашего музейного МиГ-29Б №42!
С разрешения обладателя фотоархива публикуем для вас несколько этих фотографий.
На цветных снимках (сделанных в Авиапарке) видно, как самолёт выглядит сейчас.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
Историческая справка о самолёте VKontakte | VK
Несмотря на непогоду и сильный снегопад, пришедший с циклоном по имени "Ольга", в Орешково не прекращаются работы по восстановлению МиГ-23УБ.
Много внимания уделяется кабинам лётчиков, которые были разукомплектованы при передаче списанного самолёта.
Посмотрите как сейчас выглядит передняя / первая кабина. Часть приборов мы пока не смогли найти, и их пришлось изготовить в виде макетов, но большинство всё же оригинальные.
Кабина инструктора в работе. Её пока рано показывать... надеемся, что фотографии сможем сделать ближе к весне.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
* * * * * * * * * * * * * *
Историю этой машины можно узнать на нашем сайте https://aviaparkoreshkovo.ru/mig-23yb
или в предыдущей публикации
VKontakte | VK
Мы продолжаем собирать все возможные материалы для будущего музея Калужского УАЦ ДОСААФ и будем, по возможности, публиковать их на наших страничках в соцсетях.
Сегодня хотим представить вам выдержку из воспоминаний заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, начинавшего свою лётную службу в КУАЦ на аэродроме «Орешково».
————————————
В октябре, тысяча девятьсот шестьдесят девятого года, после окончания ЦОЛТШ, шесть новорожденных лётчиков-инструкторов, в том числе и меня, направили в Калужский учебный авиационный центр и нас представили командному составу КУАЦ.
В конце ноября начался ввод в строй. Раскидали нас по эскадрильям: в первую попали Володя Кравец и я.
Попав в «лапы» командира первой эскадрильи Евгения Алексеевича Пикулева мы сначала подумали, что он над нами издевается. По пять, шесть раз мы переписывали полётные листы и каждый раз приходя на подпись к командиру разорванный лист падал в мусорную корзину. То помарка, то исправленная цифра, то ошибка. Но со временем рваных листов становилось меньше, а текст уже писался каллиграфическим подчерком. Иногда казалось, что командир просто капризный человек и придирается. Это со временем пришло понимание того, что каждая фраза, слово или запятая имеют огромное значение, особенно в нашем деле и этот текст надо продумывать и проанализировать и предвидеть последствия.
В апреле начались полёты. Сначала ознакомительные, потом вывозные. Мордашки курсантов откормленные за зиму, стали приобретать лётные очертания, а в глазах появился неугасающий блеск. К середине лета нагрузка на лётный состав стала максимальной, над Воротынском постоянно стоял рев двигателей самолётов. На стартовую позицию помимо резерва выводилось двадцать четыре МиГ-15УТИ и МиГ-17. Около восемнадцати самолётов находилось в воздухе, а остальные на заправке и подготовке к вылету. А руководил полётами в основном командир первой эскадрильи Евгений Алексеевич. Он как шаман сидел в клубах дыма от любимых сигарет «ароматные», и в это время к нему лучше не подходить. В самые горячие дни доходило до двухсот сорока вылетов за шестичасовую смену. Почти все курсанты уже летали самостоятельно в зону, по маршруту, типовые атаки и на другие виды лётной подготовки.
Продолжение обязательно будет…
Фотографии из архива Виктора Заболотского и Вадима Гуторова
Давно у нас не было новых публикаций в рубрике «Орешково на Russianplanes.net», исправляем недочёт.
Героем сегодняшнего дня становится вертолёт Ми-2/ заводской номер 54693812, серийный 069-38 /, принадлежащий частному коллекционеру и выставленный у нас на условиях временного хранения.
Данная машина интересна не только своей необычной черной окраской, но и содержанием. Салон вертолёта был полностью переделан по VIP стандартам. Машина изначально выпущена с двойным управлением, но сейчас кресло второго лётчика снято. Пассажирские места выполнены в виде диванов с первоклассной кожаной обивкой.
Никто из наших гостей, осматривающих этот Ми-2 (вертолёт открыт для ознакомления) и не предполагают, что перед ними машина выпущенная в 1980 году и прошедшая последний капитальный ремонт 14.04.1998 года.
Ещё одним итересным фактом из биографии нашего Ми-2 является то, что первоначально он эксплуатировался в пограничных войсках, где имел бортовой номер 22.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
Уже совсем скоро в Орешково завершатся сборочно-реставрационные работы и гостям Авиапарка будет представлен наш новый музейный экспонат - рекордный самолёт П-42 (историю этой машины мы описывали в одной из предыдущих публикаций VKontakte | VK).
Сейчас самолёт стоит на закрытой от посетителей стоянке, рядом с другим уникальным самолётом Су-27ПД б/н 598 (из числа демонстрационных самолётов пилотажной группы лётчиков-испытателей ЛИИ имени Громова)
Мы первые кому удалось сделать снимки П-42 сверху. Теперь поклонники самолётов КБ «Сухого» имеют возможность сравнить машины, оценив их визуальные различия.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
«Двадцать первые» переехали на новое место на экспозиционной стоянке и теперь находятся рядом друг с другом
Вопрос по спарке… как вы считаете, нам вернуть ей первоначальный серый окрас (с восстановлением бортового номера) или сохранить это творческое сине-голубое великолепие, с которым мы её получили?
Продолжаем отслеживать этапы реставрации истребителя МиГ-15Рбис (СР) и публиковать фото-хронику.
Напомним вам, что эту редчайшую машину Авиапарк Орешково получил в дар от одного коллекционера. Самолёт сохранился довольно хорошо, но имел пулевые отверстия в фюзеляже, серьёзные повреждения кабины и ряда элементов обшивки, плюс к этому внутри начались множественные коррозийные процессы.
Сейчас локализовано разрушение алюминия, обработаны места коррозии, отремонтированы и зашпаклёваны пулевые отверстия, выровнены вмятины и полностью загрунтован фюзеляж.
Благодаря помощи наших подписчиков был найден новый фонарь кабины и полностью целое стекло.
Параллельно ведутся работы по восстановлению интерьера кабины пилота, которая будет доступна для осмотра и фотографирования.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
П.С.: предыдущие наши публикации об этом самолёте
VKontakte | VK
VKontakte | VK
Уникальный самолёт П-42 был создан в ОКБ Сухого на базе одного из первых серийных тяжелых истребителей Су-27 – Т-10-15 (серийный №05-01), который завершил к этому времени программу отведенных для него испытаний.
Единственной задачей этого самолёта было побить рекорды дальности и высоты полёта, установленные американским F-15 Eagle.
С 1986 по 1992 год на П-42 лётчиками-испытателями было установлено в общей сложности более 40 мировых рекордов высоты и скороподъёмности. Часть из них не побита до сих пор.
Чтобы достичь столь впечатляющих результатов, авиаконструкторам пришлось существенно облегчить самолёт. Перед совершением зачётных полётов с П-42 демонтировалось всё бортовое оборудование и штатное вооружение, обязательное для серийного истребителя Су-27.
Благодаря этому, П-42 мог разгоняться и даже переходить звуковой барьер во время вертикального набора высоты!
А 22 марта 1988 года ради установления рекорда по скороподъёмности на высоту 15 000 метров с фюзеляжа самолёта удалили даже краску.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
онд "Крылатая память Победы" и Авиапарк Орешково приглашают всех желающих в эту субботу 2 декабря в 14:00 на специальную экскурсию, посвященную легендарному самолёту - По-2.
Если позволит погода, то гостей ждёт и небольшой воздушный показ.
* Спешите записаться, так как число билетов ограничено ! * aviaparkoreshkovo.ru
24 июня 1927 года состоялся первый полёт лёгкого учебного самолёта У-2, который впоследствии был переименован в По-2 в честь своего создателя – авиаконструктора Николая Поликарпова. Легендарный многоцелевой двухместный биплан У-2 дал путёвку в жизнь сотням тысяч лётчиков в СССР, имел героическое военное прошлое и много лет «тянул» на своих плечах полёты в интересах народного хозяйства.
Благодаря своим уникальным особенностям он стал одним из самых массовых самолётов в мире: всего с 1928 по 1953 год было построено более 33,5 тысяч штук У-2/По-2 в различных модификациях. Машины этого типа принимали участие не только в Великой Отечественной войне, но и с 1950 по 1953 год доставили массу неприятностей американским войскам в Корейской войне, за что получили от них прозвище «чокнутый будильник». Но для большинства из нас самолёт По-2 останется в памяти как «Небесный тихоход», «Король ночного неба», «Кофемолка» и, конечно, всенародно любимый «Кукурузник», ведь самолёты этого типа продолжали нести мирную службу в СССР и других странах до начала 1960-х годов прошлого века.
По-2 имел ряд достоинств:
- он был исключительно простым и дешёвым в производстве и, что особенно важно, в эксплуатации. Самолёт легко ремонтировался, причём, не обязательно квалифицированными специалистами.
- самолёт был очень прост в управлении, и даже неопытный лётчик мог свободно летать на нем. По этой причине именно По-2 был основным учебным самолётом советских ВВС.
- важным аспектом применения По-2 в качестве ночных бомбардировщиков, являлось практически полное отсутствие потерь в эскадрильях. Британский бомбардировщик «Москито», также ночной, но высотный, скоростной и официально имевший статус «неуловимого», выдерживал 90 вылетов. По-2 — 310. То есть, учитывая очень интенсивный режим эксплуатации, жил на фронте не менее четырех месяцев. Вечность!
- По-2 обладал весьма низкой скоростью (крейсерская - 110 км/ч, максимальная - 152 км/ч) и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности.
- благодаря правильной тактике применения и феноменальной живучести По-2 превратились в воздушный спецназ, на который возлагались преимущественно миссии невыполнимые, связанные с прорывом очень эффективной немецкой ПВО на наиболее ответственных участках. С поражением малоразмерных, тщательно замаскированных целей, поддержкой партизанских отрядов в тылу врага.
О самолётах По-2 написано множество рассказов, песен, и снято несколько фильмов, самые известные из которых это «Небесный тихоход», «Оружие победы», «Служили три пилота», «В небе «ночные ведьмы» и «Нас называли «ночными ведьмами».
К началу 2000-х годов в нашей стране не сохранилось ни одной не то чтобы летающей, а просто целой машины. Лишь в самом начале нового века благодаря усилиям авиационных фанатов, которые не захотели мириться с подобной печальной ситуацией, начались работы по подготовке документации и строительству лётных образцов легендарных самолётов. На данный момент в России эксплуатируется уже более 10 самолётов По-2. Кроме нашей страны По-2 можно увидеть в небе Хорватии, Чехии, Венгрии, Британии, Америки и Новой Зеландии.
Наш По-2А №9 / Регистрационный номер RA-2239G / тоже является самолётом-репликой и был полностью построен заново в 2020 году. Работы по восстановлению машины велись группой специалистов под руководством Михаила Александровича Маслова - известного отечественного авиационного историка. На самолёте установлен двигатель М-11ФР мощностью 160 лс, а в конструкции использовано несколько тяг и креплений от самолёта, найденного поисковиками на месте ожесточенных боёв.
В Орешково самолёт базируется с 2021 года.
Завтра в 16:00 состоится неофициальная презентация нашего нового экспоната - самолёта МиГ-23УБ №42 / заводской номер 5901812.
Пара слов о "новеньком":
МиГ-23УБ (изделие «23–51» изд.23У, изд.2У) это советский учебно-боевой самолёт третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности, разработки ОКБ «МиГ» (ОКБ-155) и предназначенный для подготовки лётчиков на аналогичные боевые машины.
Консоль крыла может устанавливаться на углы 16°, 45°, 72° (по передней кромке). Первое положение используется на взлётно-посадочных режимах и при полётах на максимальную дальность. Второе — для маневрирования на дозвуковых и околозвуковых скоростях. Третье — для полёта со сверхзвуковой скоростью.
Вторая кабина, где оборудовано рабочее место для инструктора или проверяющего лётчика, размещена в измененной носовой части фюзеляжа за счёт сокращения объема топливного бака 1 и перекомпоновки носового отсека оборудования. Для компенсации сокращения запаса топлива в хвостовой части фюзеляжа был установлен бак 4.
Самолёты этого типа оснащались двигателем Р27Ф2М-300 тягой 10000 кгс, не имели РЛС и ракет средней дальности Р-23. Но их нельзя воспринимать как «тренировочные». Система вооружения МиГ-23УБ включала 23-мм пушку ГШ-23Л, автоматический стрелковый прицел АСП-23Д, аппаратуру наведения ракет Х-23 «Дельта-НМ» и фотопулемет, ракеты Р-3С и Р-13М. Кроме того, МиГ-23УБ могут применять блоки неуправляемых ракет УБ-16-57УМ, авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250 и другое авиационное вооружение.
Первый полёт на прототипе МиГ-23УБ (23-51/1, бортовой номер 251) был выполнен 10 апреля 1970 года лётчиком-испытателем М.М. Комаровым. В том же году началось серийное производство «спарок» МиГ-23 на Иркутском авиазаводе. При этом на вооружение ВВС СССР самолёты МиГ-23УБ были приняты только в 1974 году после окончания этапа «Б» совместных государственных испытаний. Серийное производство МиГ-23УБ осуществлялось с 1970 по 1985 год. Всего было построено свыше 1000 «спарок», в том числе в экспортных модификациях, имевших дополнительный шифр - «А» и «Б».
Примечательно, что двухместные варианты истребителей МиГ-23 стали самыми массовыми в мире учебно-боевыми самолётами с изменяемой геометрией крыла.
В учебных полках ВВС России самолёты МиГ-23УБ летали вплоть до конца 90-х годов прошлого столетия. Даже в наши дни более десятка этих машин продолжают боевую службу за рубежом.
Наша «спарка» была выпущена в 1975 году в Иркутске на заводе №39. Согласно имеющимся документам её фактическая эксплуатация началась 14 мая 1976 года. Машина относится к 18-й серии и является 12-й машиной в серии. После ВВС самолёт был передан в Лётно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском, где он ещё несколько лет летал в интересах ЛИИ имени Громова.
Обращает на себя внимание то, что борт 42 имеет явно не родную хвостовую часть, которая радикально отличается своей камуфляжной окраской. И действительно, после внимательного изучения фотоархивов (фото 3), мы пришли к выводу, что с какого-то момента нашему самолёту пристыковали хвостовую часть от другой "спарки" №210 (фото 4). Причиной, скорее всего, стало повреждение складного подфюзеляжного гребня на самолёте №210 при нештатной посадке.
Благодаря содействию Администрации Бабынинского района и Авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро», с ноября 2023 года самолёт МиГ-23УБ №42 экспонируется у нас в Орешково.
Возможно поэтому, специальным указом Президента все праздничные мероприятия, посвященные Дню ВВС, предписывается проводить в исторически сложившийся день празднования. Этот день считается Днем Воздушного флота России (или День Авиации) и отмечается он 3-го воскресенья августа.
Специально к этой дате в Авиапарке Орешково запланировано торжественное открытие первой в России выставки авиационных фуражек. В разных музеях представлены одиночные экземпляры этих головных уборов, мы же решили собрать все виды авиационных фуражек, использовавшихся в нашей стране со времён Царской России и Советского Союза, по настоящее время.
Слово «фуражка» произошло от слова «фуражир» и означало оно когда-то существовавшую в царской армии должность. Фуражиры отвечали за снабжение частей продовольствием, топливом и стройматериалами.
Тогда фуражка выглядела совершенно иначе и не имела практически ничего схожего с современной фуражкой. Из общего были только материал и название. Старый головной убор был похож на согнутый пополам колпак, больше напоминающий привычную нам пилотку.
Фуражка, к образу которой мы привыкли, «служит» в русской армии уже 212 лет. После русско-японской войны фуражка окончательно вошла в разряд строевых головных уборов: вначале это случилось во флоте в 1881 году, потом в пешей армии. При переходе к полевой форме в 1907 году «защитный» цвет обмундирования перешел и на тулью.
В авиации фуражки появились 110 лет назад, когда 3 января 1914 года приказом по военному ведомству № 4 была введена униформа для Императорского военно-воздушного флота. Согласно этому документу офицерам (лётчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагалась особая фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи; повседневная фуражка изготавливалась из сукна защитного цвета и, так же как парадная, имела красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша. Кокарда и пуговицы для крепления подбородочного ремешка — общевойсковые.
Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.
Фуражка военного лётчика и пилота гражданского воздушного флота — один из самых узнаваемых элементов формы.
Сегодня мы начнём серию публикаций об авиационных фуражках нашего музея и постепенно расскажем о каждом из более чем сорока экспонатов.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!