Авиапочта в СССР

Eduard, в Москве примерно до конца 1980-х годов были почтовые ящики двух цветов - красные для московских адресатов и синие для иногородних. Для авиапочты на конверт полагалась марка в 6 копеек против 4 копеек по наземному тарифу. Конверты авиапочты украшались по краям красными и синими диагональными полосками (очень похоже на окраску РН Як-40 ранних выпусков). Шестикопеечные марки "стандартных" серий были с изображением самолетов.
 
В середине 80-х из Николаевского аэропорта, трижды в неделю летал почтовый Ан-26 на Харьков. Командиром был Саня Плотников - летчик "от Бога", но "бухарь" был страшный, вторым пилотом был Витя Карпов, только после училища, практически мой ровесник. Частенько летал с ними на сессию, в Харьков... Золотое время было и люди золотые... Щас таких уже не делают, увы!
 
Последнее редактирование:
Aerotlot USSR, 2014, и про полоски, и про "авиа" - точно так! Чет видел про боковую раскраску, но не обращал внимания - таки детство было. Насчет двух цветов ящиков чесслово не в курсе, поскольку "всяким", которые "понаехали тут", стал уже в 2004 году. Время стало другое...
 
солдат призывался на срочную службу еще в Советскую Армию
Срочная 79-81 г. .У старшины брали конверты с треугольным штампом "Письмо военнослужащего срочной службы . Бесплатно ". Матушка до сих пор хранит.Как теперь ставится на автоудаление?
 
Я в армии некоторое время (1988-1989) исполнял обязанности почтальона. У старшины никаких конвертов не было, солдаты покупали обычные конверты без марок, стоили они, НЯП, одну копейку. Потом, в подсобке почтового отделения стопка отправляемых писем заряжалась во франкировальную машину, которая и печатала одновременно треугольный штамп, три волнистых полоски и календарный штемпель.
 
Aleck, а что означали эти три полосы? Помню я их, видел.
 
Выдержки из "ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ПО ВОЗДУШНЫМ ЛИНИЯМ СОЮЗА ССР (с изм. и доп., внесенными Приказом МГА СССР N 111, Минсвязи СССР N 173 от 29.05.1984)".
Полностью извлечение из Правил можно посмотреть здесь: http://6pl.ru/avia/ppp.htm

§ 2. Воздушная перевозка почты осуществляется только авиапредприятиями Министерства гражданской авиации.
Другие предприятия, организации и учреждения, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозку почты лишь для обеспечения своих нужд. Действие настоящих Правил на такие перевозки не распространяется.
Международная перевозка почты может осуществляться также и иностранными воздушными судами.
Перевозка почты на воздушных судах, выполняющих грузовые рейсы, а также рейсы по заказу организаций, не входящих в систему Министерства гражданской авиации, осуществляется в объемах, согласованных предприятием связи с перевозчиком.

§ 10. Министерство связи СССР ежегодно до 20 мая представляет в Министерство гражданской авиации предварительный планируемый годовой объем перевозки почты в тоннах с разбивкой по кварталам в целом по МГА, а до 15 октября министерства связи союзных республик и ПТУС сообщают проекты планов в соответствующие управления гражданской авиации (авиапредприятия).
Предприятия или управления связи ежегодно до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляют в соответствующие авиапредприятия или управления гражданской авиации заявки на перевозку почты вертолетами. Согласованные объемы включаются в договоры.
§ 11. Воздушная перевозка почты осуществляется:
- по договорам между управлениями гражданской авиации, авиапредприятиями и министерствами связи союзных республик, производственно-техническими управлениями связи, предприятиями связи;
- по разовым заявкам.
§ 12. В договорах воздушной перевозки почты должны предусматриваться плановые объемы перевозок на год по каждому аэропорту с поквартальной разбивкой.

§ 47. Почта считается принятой к перевозке с момента, когда работник авиапредприятия принял почту от работника предприятия связи и выдал экземпляр накладной с распиской, заверенный личным штампом работника авиапредприятия или штампом авиапредприятия, в приеме почты с указанием прописью количества принятых отправлений и вещей, времени приема, должности и фамилии принявшего.
§ 53. На местных воздушных линиях бортпроводник (член экипажа) принимает (сдает) почту у воздушного судна непосредственно от работника предприятия связи.

§ 61. Перевозка почты может быть организована в стандартных контейнерах предприятий Министерства гражданской авиации и контейнерах предприятий Министерства связи СССР.
§ 62. Перевозка почты может осуществляться в контейнерах Аэрофлота под пломбой предприятий связи.

§ 77. В соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР авиапредприятие несет ответственность перед предприятиями связи за утрату, повреждение и несвоевременную доставку почты в размерах ответственности предприятий связи перед отправителями или адресатами, предусмотренных Уставом связи Союза ССР, Уставом, Конвенцией и Соглашением о почтовых посылках Всемирного почтового союза. Авиапредприятие несет ответственность за сохранность и своевременность доставки почты с момента принятия ее от предприятия связи - отправителя до момента сдачи и получения расписки предприятия связи - получателя.
§ 115. Министерство связи СССР по согласованию с Министерством гражданской авиации может устанавливать рейсы, на которых почта перевозится в сопровождении работников связи. В этом случае авиапредприятие не несет материальную ответственность за утрату, порчу, недостачу почты, если предприятие связи не докажет, что утрата, порча, недостача и повреждение произошли по вине авиапредприятия.

§ 133. Авиапредприятия и предприятия связи на местах не реже одного раза в квартал проводят совместные проверки выполнения настоящих Правил.
После каждой проверки с привлечением актива работников проводятся совместные совещания, на которых намечаются конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков. Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляется начальниками предприятий связи и авиапредприятий.

§ 134. Министерство гражданской авиации и Министерство связи СССР ежегодно проводят по согласованному плану проверки работы по организации перевозок почты по воздушным линиям Союза ССР и осуществлению контроля на местах.
При совместных с работниками МГА проверках организации перевозок почты представителям Главного управления почтовой связи Министерства связи СССР, ведающим авиапочтовыми перевозками, выдаются годовые служебные билеты литеры "Ц" (на предъявителя).
При совместных с работниками управлений гражданской авиации проверках состояния организации перевозок почты представителям управлений почтовой связи министерств связи союзных республик, ведающим авиапочтовыми перевозками, выдаются готовые служебные билеты литеры "У" (на предъявителя).
 
Оказывается, чть служебные инструкции - не всегда дурь При этом.... с чего начинали большевики в 1917-м? Почта, телеграф, телефон. Одна из них - почта... не просто так!
 
это во всех городах было. Красный - для внутригородских.
 
я в это время служил срочную. Конкретно в нашей части покупать конверты не было возможности. Обычно кому-то присылали пачку конвертов (да и бумагу) в посылке или письма приходили сразу с пустым конвертом внутри.
 
это во всех городах было. Красный - для внутригородских.
Отнюдь не во всех! В особо крупных - может быть. Я жил в известном Вам по Северстали Череповце - у нас двойственности ящиков не было. В 1991-92 гг в Тольяьти я этого тоже не видел. Говорю же - левее марки в верхней части писали слово "здесь" - оно и было заменой красному ящику. В самих почтовых отделениях были деревянные шкафы, а обычный синий почтовый ящик висел прямо на углу дома, в котором я жил. Никаких красных я отродясь не видывал и узнал о них в этой теме. Честно! Я 1970 г.р., так что времена СССР помню...
 
В областных и республиканских центрах были красные ящики. В обычных городах - нет.
 
Реакции: Pit
В особо крупных - может быть.
город Волжский никогда не был ни областным, никаким другим центром. На главпочтамте висело два ящика. Естественно, фоток того времени у меня нет.
 
Филимон, верю! Просто было утверждение "во всех городах". Именно это я и оспорил - не во все, потому и писали "здесь". От чего зависело наличие двойственности почтовых ящиков, мне неизвестно. Возможно, от воли и капризов местных властей и местного почтового начальства - на то они и Власть, это их должностная компетенция - принимать решения. Посчитали нужным - ввели систему двух ящиков, посчитали излишним - не стали. Я таких красных ящиков отродясь не видывал, но в отличие от многих... типа, "сам не видел = не было/не бывает", верю, что где-то они может и были.
 
В Ульяновске видел. Висели у главпочтамта 100 процентов. Про назначение красного ящика знал с детства. Видел еще где-то их, кроме главпочтамта. А вот в Твери (областной центр кстати) на домах были только синие. Даже на почтовом отделении. Не везде красные вешали. Интересно узнать подробности, где и как вешали красные в областных центрах поменьше.