Библиотека

Старые и сравнительно недавние издания, посвященные первому отечественному пассажирскому четырехмоторному
турбовинтовому лайнеру Ил-18

 
Книга об авиации Дальстроя (авиация ВВ НКВД) (c 1938 годаГлавное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», c 1945 годаOрдена Трудового Красного Знамени Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», с марта 1946 года — подведомствено МВД СССР, с марта 1953 года — переподчинено Министерству металлургической промышленности СССР — специализированный государственный институт (суперорганизация, «комбинат особого типа»), осуществивший в 1930—1950-х годах освоение Северо-Востока СССР (авт. -Википедия)
В ноябре 1931 г. был создан Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы - «Дальстрой», на который была возложена задача в кратчайшие сроки параллельно с разведкой и разработкой недр начать строительство дорог, морских, воздушных портов и населенных пунктов. В 1932 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста «Дальстрой», в котором предлагалось Гражданскому воздушному флоту представить исчерпывающие материалы об организации регулярного воздушного сообщения на Северо-Востоке, обеспечить воздушные линии необходимыми самолетами, запчастями, горюче-смазочными материалами, а также летным и техническим составом.
Дальстрою необходимо было приступить к оборудованию аэростанций и посадочных площадок необходимыми постройками. Выполняя постановление СТО, Дальстрой приступил к строительству местных аэродромов для самолетов типа У-2. На берегу бухты Нагаева построили городок для авиаторов, где разместился штаб авиаотряда с гостиницей для экипажей транзитных рейсов и ремонтные мастерские. В берег бухты выше приливной волны вбили стальные сваи для крепления самолетов, и аэродром был готов. В октябре 1933 г. Нагаевский водный аэродром был передан из ведения Гражданского воздушного флота СССР Управлению морского транспорта Дальстроя. Еще долгое время самолеты садились летом на воду, зимой на лед.
В 1934 г. правительство выделило Дальстрою 4 самолета. 29 декабря 1934 г. у причала морского порта Нагаево отшвартовался пароход «Уэлен», на палубе которого стояли укрытые брезентом отечественные самолеты П-5 и С-1. Этим же пароходом прибыл летный и технический состав.
Уже 5 января 1935 г. летчик Д.Н. Тарасов и штурман М.Д. Меньшиков опробовали один из самолетов в воздухе, произвели первую ледовую разведку. С 27 февраля летчики начали первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Магадана в Балаганное. 25 марта летчик П.С. Карп совершил первый перелет через Яблоновый хребет и совершил посадку на реке Колыме в районе Среднекана. 28 марта летчик Д.Н. Тарасов на самолете П-5 вылетел на выполнение ответственного задания: связаться с «материком» по маршруту Магадан-Хабаровск. Через 13 дней, 9 апреля 1935 г., летчик благополучно вернулся в Магадан. Путь от Хабаровска до Магадана занял у него 14 летных часов.
Летчики Дальстроя выполняли самые ответственные задания по доставке остро необходимых производственных грузов в глубинные пункты Колымы, проведению аэрофотосъемки. В первый год своей деятельности они перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15080 тонно-километров. С каждым годом воздушный транспорт приобретал на Северо-Востоке страны все большее значение для удовлетворения нужд народного хозяйства.
Постановлением СНК СССР № 260 от 4 марта 1938 года трест был передан в ведение НКВД СССР и переименован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС, Дальстрой)
В апреле 1938 г. Всеколымский совет Осоавиахима впервые выпустил летчиков-учеников, подготовленных в Магадане, которые продолжили обучение в Хабаровской школе пилотов-инструкторов.
В 1938 г. была создана комиссия для выбора площадки под строительство аэродрома в районе 20-30-ти км от Магадана. Решено было расположить аэродром на 13-м км основной трассы, он был сдан в эксплуатацию в начале февраля 1940 г
24 февраля 1939 г. вылетели из Москвы и взяли курс на Магадан два самолета Дальстроя. Полет продолжался 45 летных часов. Его совершил экипаж в составе пилотов Н. Кузнецова, С. Добрынина, А. Фастрицкого, Н. Шаркова, штурмана М. Меньшикова, бортрадиста П. Кекишева и бортмехаников П. Моторнова и Ф. Родионова. Полет проходил в труднейших метеорологических условиях. Были совершены посадки в Казани, Свердловске, Красноярске, Иркутске, Якутске и - в 15 часов 45 минут - в Магадане. Это был первый полет магаданцев через всю страну, он положил начало освоению дальневосточных линий.
Осознавая необходимость организации регулярного воздушного сообщения с «материком», летчики-дальстроевцы проработали варианты маршрутов, и 31 марта 1939 г. экипаж Н.И. Кузнецова осуществил первый в истории Северо-Востока беспосадочный полет из Магадана в Хабаровск. К 1939 г. относится и начало установления пассажирских воздушных связей с Москвой. В этом же году авиаподразделение Дальстроя было наделено правами самостоятельной хозрасчетной организации с производством капитальных ремонтов самолетов и двигателей, строительства жилых зданий, расширения ремонтных мастерских и строительства новых посадочных площадок. Большой личный вклад в развитие колымской авиации в тот период внес командир Магаданского авиапредприятия венгр Ш.И. Шимич.
Шандор Шимич-старший славно потрудился в северном небе. «Добился большого перелома в работе... Пользуется заслуженным уважением... Заботится о перспективах северной авиации...»—строки из партийной характеристики. Росли производственные планы, росло мастерство, отряд пополнялся новой, более мощной техникой. Осенью 1942 года коммунисты избрали его в состав Магаданского горкома партии. Наверное, он успел бы сделать гораздо больше на северной земле, в магаданском небе.
Значительную роль сыграл воздушный транспорт в развитии производительных сил фая в годы Великой Отечественной войны. Увеличилась протяженность авиалиний, были расширены существующие взлетно-посадочные полосы, построены новые посадочные площадки, служебные и производственные здания, вырос грузо и пассажиропоток. За четыре года войны авиаторы Дальстроя перевезли 19680 пассажиров, доставлено горнякам, геологам строителям, рыбакам 5680 тонн грузов. Общий тоннаж перевозок составил 8370 тонн.
В 1942 г. вступила в строй Особая воздушная трасса АЛСИБ (Аляска-Чукотка-Колыма-Сибирь-фронт) по перегонке самолетов из США в СССР. Часть трассы проходила по территории Колымы: в поселке Сеймчан был построен аэродром для дозаправки и осмотра самолетов, в Гижиге, Магадане и Чайбухе - гидроаэродромы.
В послевоенные годы темпы хозяйственного освоения Северо-Востока возрастали с каждым годом, продолжала развиваться и северная авиация. За период с 1947 по 1952 г. авиатранспорт пополнил свой самолетно - моторный парк, выросло количество летного и технического состава, расширилась аэродромная сеть. С целью более эффективной организации летной работы в марте 1949 г. авиаподразделение было реорганизовано в авиагруппу, в состав которой вошло несколько транспортных авиаподразделений, а в 1952 г. авиагруппа была преобразована в Управление воздушного транспорта Дальстроя, которое возглавил Герой Советского Союза В.А. Борисов, в 1968 г. удостоенный звания "Заслуженный пилот СССР".
С образованием 3 декабря 1953 г. Магаданской области авиация Дальстроя была передана в ведение Главного управления Гражданского воздушного флота и на базе Управления воздушного транспорта была создана Магаданская авиагруппа, первоначально вошедшая в состав Дальневосточного управления ГВФ, а с июля 1957 г подчиненная непосредственно ГУ ГВФ.

 
Последнее редактирование:
Пожалуй, несмотря на его солидный уже возраст -полтора десятка лет, я бы назвал это издание о Ил-28 наиболее полным и подробным на русском языке с наличием фото, наиболее полных чертежей и цветных схем.
Во всяком случае, мне ничего лучше
до сего времени не встречалось.
Это летательный аппарат — первенец советской реактивной бомбардировочной авиации, по своему красив. По своему оснащению на момент выпуска он далеко обошел конструкторов «Британской Короны» с ихней «Канберрой», а что касается американцев, те вообще не имели в то время самолета такого класса почти на протяжении ближайшего десятилетия.
К сожалению, картинка у меня не вставляется сегодня. Просто ссылочка



Название: Фронтовой бомбардировщик Ил-28
Автор: Л. П.Мекердичан; А. И. Пелех
Издательство: «Дикое Поле»
ISBN 966-8132-19-X
Год: 2004
Страниц: 169
Файл: pdf; 248,4 Mb
Язык: Русский
 
Последнее редактирование:
Водопьянов М. В. Полярный лётчик
 

Вложения

  • Водопьянов М. В. Полярный лётчик (pdf.io) (3).pdf
    765,5 КБ · Просмотры: 1