CRM в российских реалиях

pop, а ваших "Январских тезисов" мы дождемся или вам сложно свести ваши мысли с 15 страниц темы к нескольким пунктам?
 
Реклама
pop, а ваших "Январских тезисов" мы дождемся или вам сложно свести ваши мысли с 15 страниц темы к нескольким пунктам?

Ну пройдитесь по ветке.
Там уже было всё, практически в одном сообщении.
Не сможете? Я соберу. Ок?
Времени жалко на повторение азбучных истин.
 
Ну у них мало было героев, скушные они... ну и придумали - а не нагрузить ли экипаж как-то поравномернее, что ли?... Так и придумали они принципы CRM - Управления Ресурсами Экипажа. Чтобы не всё на одну седую голову КВС'а валить.
Так про самое интересное вы не рассказали. Как именно эти принципы позволили
как бы сэкономить на ритуальных расходах

Да сверху ещё придумали принципы учёта человеческого фактора - HF, типо не будет нормальный пилот учить наизусть все три тома РЛЭ... давайте сделаем SOP, специально для пилотов. Да шрифт чтоб читаемый был, а не пятая копия из машбюро
...Тююю....... Так это я в армии по "ихним" HF летал? У нас мужики некоторые до сих пор не знают, что РЛЭ существуют... :D Есть такая "SOP" в войсках - Инструкция Экипажу называется. Вместо РЛЭ. С читаемым шрифтом. 8-)


---------- Добавлено в 22:40 ----------


Ну пройдитесь по ветке.
Там уже было всё, практически в одном сообщении.
Не сможете? Я соберу. Ок?
Времени жалко на повторение азбучных истин.
Да нет, всё понятно. Даже я понял. Уважаемый Ranger_avv немного капризничает.:)
 
Там уже было всё, практически в одном сообщении.
Дайте ссылку на сообщение? Это сможете?

Не сможете? Я соберу. Ок?
Соберите, если сможете, заодно увидим соотношение полезной информации и воды.

Времени жалко на повторение азбучных истин.
Их не надо повторять, их надо один раз написать, желательно в начале ветки, четко и ясно.


---------- Добавлено в 20:44 ----------


Да нет, всё понятно. Даже я понял. Уважаемый Ranger_avv немного капризничает.
Я разобраться хочу (с) :D
 
И принципиально сама собственно метода "закреплённый / незакреплённый" лётный экипаж непосредственного отношения к теме CRM не имеет.


Таким несложным способом в РФ уже угробили систему менеджмента качества, превратив её в бюрократию, - так же угробим и CRM, превратив его в болтовню. А фигле нам - Мы Третий Рим, бл..... ! :facepalm:
Воот!
Давайте на этом по вопросу CRM и остановимся.
Хотя, должен заметить, распределение обязанностей и нагрузки в кокпите - это вовсе не изобретение "гениальных буржуев", и в советской ГА всё это было, и в Российской.
По-крайней мере, пока не принесли новую красивую игрушку с просто обалденными латинскими буквами - CRM, носясь с которой как дурак с писаной торбой, попутно развалили всё, что было своё.
Ну да... "Организация взаимодействия в экипаже" звучит как-то по-дикарски. То ли дело Цэ-эР-эМ! А ещё лучше Си-аР-эМ.
И не важно, что под эту же аббревиатуру можно запихнуть вообще что угодно...
А может, именно это и важно? Чтобы, как сказанул с умным видом, так пусть все и думают, что умный - а что имелось в виду один хрен спросить постесняются - я ж начальник, а ты - ... Ну вы поняли...
А что касается единоначалия в кокпите и, соответственно, конкретного отвечающего за результат, то без этого,ИМХО, тоже никуда.
Единоначалие не означает "я делаю что хочу, а сиди и не мешай", а означает ответственность за принятие критичных решений и за организацию работы экипажа. И КВС-ов, как затыкающих всех вокруг, так и самих затыкающихся перед "крутым членом экипажа" нужно либо шибко-шибко переламывать, либо нафиг выгонять из кресла, в котором они оказались по ошибке.
 
Давайте на этом по вопросу CRM и остановимся.
А может всё же выполним обещание?
Не сможете? Я соберу. Ок?
;)
Пока, кроме песни о гордом соколе и алчных вОронах, я лично ничего не услышал.
Вероятно я невнимателен. :oops:
Пожалуйста, сдежрИте слово и представьте Ваше вИдение методики. Без лозунгов, а в исполняемых директивах. Вот чтобы прямо завтра можно было начать внедрять.
 
ноль червончик троечка, Инструкция экипажу, например, ИДД МиГ-31 - это тоже два тома по килограмму каждый, если я правильно помню. Но дело не в том, - просто когда утрируешь, показать суть вещей проще. На военщине, кстати говоря, документы "для войск" сознательно писались заведомо простым и понятным языком, и только с уровня объединения и выше начинались прения по поводу писать "или" или же "либо" ))) Я знаю, потому что писал некоторые документы, правда, не для лётчиков. Так что HF в армии рулил с тех самых пор, когда инструкции расчёту РЛС писались для призывников из Солнечных Республик.
А по поводу CRM и экономии - не сегодня, на сегодня я уже моск порвал себе (не здесь, а по работе), ну не могу я щаз что-то умное написать уже, извините, устал просто. Завтра.
 
По роду своей деятельности тоже приходится работать "в экипаже". Каковы плюсы?
-Ты всегда знаешь, на что способен твой напарник, его слабые и сильные стороны. Знаешь, можешь ли ты доверять ему в профессиональном и психологическом аспекте.
-Хорошая команда действует слаженно(контроль за действиями напарника не ослабевает, если учитывать первый пункт), получается всё замечательно, атмосфера всегда спокойная
Каковы минусы?
-При резкой смене окружающей обстановки(замена типа ВС, болезнь или увольнение напарника) ты чувствуешь себя так, как будто тебя окунули в холодную воду. Ты не привык быстро адаптироваться(таковы особенности нашей нервной системы)
-В команде постепенно формируется привычка к своим "фишечкам", зашоренность какая-то, нет новых течений-совсем. Это начинает сказываться на качестве работы-типа, зачем осваивать что-то новое или узнавать, у нас и так всё получается.
 
Tanita, Тань, по первому плюсу - они и так варятся в одной каше, в коллективе эскадрильи все друг друга знают, это не случайные незнакомые люди, по второму - PNF и так всю дорогу контролирует параметры полёта и действия PF-а, а на особо ответственных делах действует процедура перекрёстного контроля (сначала первый делает, второй контролирует, затем наоборот), а по поводу минусов - линейные пилоты (на примере S7) имеют право летать только на одном типе ВС (при замене типа меняется и экипаж, весь); что-то "новое" приходит в виде поправок к действующим документам, либо в виде дополнительных директив - сначала изучение, после полёт, говоря упрощённо. Для освоения чего-то нового из чего-то более серьёзного есть тренажёр. Поверь, всё прописано, всё выполняется и контролируется. Проблема в головах, это было особенно видно, когда у нас было массовое переучивание на иномарки с Ту5. Инструктора на людей уже похожи не были, пытаясь заставить "тёртых КВСов" соблюдать технологии. "Да я так двадцать лет делал..." и хоть тресни. И ведь заставили. А теперь уже и сам менталитет изменился, и сильно, - так что не так уж всё и безнадёжно. После того, как круговая порука была преодолена, все работают как предписано изготовителем, и проблема потеряла остроту. Да, есть единичные ошибки (расследуются, выпускаем бюллетени для пилотов по типу как нельзя делать), есть единичные нарушения (расследуются, выписываются люли от руководства). Главное, что это уже не системный недостаток. Просто всё очень туго идёт именно в плане "ты ж мой друг" и "гад, заложил" (мозги перестроить сложнее всего), но всё равно - это единичные случаи.
 
Topper, отдельное спасибо за это
Я бы вообще сначала определился с тем, что, собственно, такое CRM.
и за это
После того, как круговая порука была преодолена, все работают как предписано изготовителем, и проблема потеряла остроту. Да, есть единичные ошибки ... но это уже не системный недостаток. ... именно в плане "ты ж мой друг" и "гад, заложил" -(мозги перестроить сложнее всего), но всё равно - это единичные случаи.
Все в доступной образной форме ,почитал с удовольствием.


---------- Добавлено в 22:15 ----------


кто будет оплачивать армию дешифровальщиков, пристально изучающих каждый полёт каждого экипажа?
Подкорректирую ,армии дешифровальщиков не нужны, есть алгоритмы экспресс-анализа, по которым должен проверяться каждый полет .
 
Реклама
CRM это не просто взаимодействие между пилотами. Это гораздо пошире. Это и понимание себя, других, своего поведения, поведение других, влияния факторов стресса, усталости, оценка рисков и многое другое.
 
есть алгоритмы экспресс-анализа, по которым должен проверяться каждый полет .
К сожалению не знаком с ними, но неужели они способны выявить каждое отклонение от технологии?
Вот скажем удавшийся но рискованный обход грозы сверху, они бы выявили?
 
MikVolg, Миш, экспресс-расшифровкой занимаются специалисты, которые делают "первичный" просмотр, на уровне "нет особенностей / есть непонятки", - если этих специалистов что-то (неважно что) настораживает, они несут листок с параметрами полёта дежурному инструктору, а тот изучает уже внимательно. Если отклонения незначительные (у нас есть целый стандарт по допустимым и недопустимым отклонениям) - просто пишем бюллетень для пилотов, если есть повод назначить расследование - листок передают директору по лётным стандартам, который проверяет решение инструктора и инициирует расследование, готовит сообщение в Инспекцию по безопасности полётов. Инспекция сама, кроме того, проводит выборочные проверки, плюс к тому - проводит аудит выполнения процедуры анализа полётной информации. Процедура документирована, кто что делает - расписано по пунктам. Так что - да, выявили бы. У нас директорат лётных стандартов независим от лётного директората, а уж Инспекция вообще подотчётна только генеральному директору.
---------------------
Да, кстати - расшифровки обезличены, т.е. нет записи, кто КВС. Только условный номер. Так что кумовство не прокатывает.
 
Последнее редактирование:
MikVolg, каждое - конечно не способны, ведь алгоритмы конечно ограничены перечнем регистрируемых параметров, но даже и по МСРП -64 можно было проконтролировать и вытащить очень и очень много, а уж сейчас когда пишется такое количество информации- возможности достаточно большие. Рискованный обход грозы или нет - МСРП выявить не может - что там на экране локатора видит только экипаж, но МСРП может зафиксировать превышение например максимально допустимой высоты полета, ограничений по вертикальным скоростям, выход на большие углы атаки, превышение ограничений по скорости или числу М , что могло служить косвенными признаками возникновения нештатной ситуации... Там очень много взаимосвязей и все это индивидуально в каждом случае.
 
Последнее редактирование:
CRM - работает.

В России его, правда, не изучают, а только получают сертификат. Собственно, как и во всех других видах обучения (опасные грузы, АСП, АБ и так далее).

Поэтому нельзя так огульно утверждать, что "он не работает". Его просто нет. Как нет и других видов обучения, включая первоначальное. И не будет, пока всех к едрене фене не повыгонять из авиационных властей, допустивших развитие чудовищного формализма. Хотя, я сомневюсь, что исправить сложившуюся ситуацию можно. Нет столько энтузиастов, готовых нервы свои потратить и свернуть эту гребаную систему.

На местах (эксплуатанты) всех все устраивает. Ширма благополучия. Ну а катастрофы - "это у соседей, не у нас".

В России то оно есть...Но вот то, что не у всех инструкторов -CRM хватает понимания сущности этого метода тренировки, это факт! То-же самое касается и LOFT. LOFT как метод оценки слаженности работы экипажа широко применяется на западе и является сегодня неотъемлемой частью CRM, собственно обычно завершающий его курс. При этом есть возможность оценить слаженность действий экипажа и в целом и действия каждого в отдельности. Оценить их можно, если сценарий LOFT реалистичный. У нас же - как в присказке "слышал звон, да не знаешь где он"...Сценарий линейного полёта хуже каждого сценария отдельно взятой катастрофы в отдельности...) Ну например - такой сценарий LOFT - в наборе высоты отказ одного двигателя, круговой грозовой фронт, в пассажирской кабине пьяный дебош или пассажир одновременно с отказом двигателя мрёт...) Какая это симуляция линейного полёта спрашивается? Какой рейтинг и оценка слаженности экипажа? Ведь в этой ситуации экипаж демонстрирует только свои навыки реагирования на экстремальные ситуации. А слаженность действий экипажа при выполненни им его повседневной лётной работы остаётся вообще неоцененной...
 
Простите, но тут у Вас немножко каша, набитая в голову "общечеловеками", ставящими СВОИ интересы выше интересов общества, и пользующегося этой кашей в своих целях.Врядли можно сказать, что корпоративность или национальность(прилагательное) в тех же, заочно любимых многими США - более "цивилизованна" по Вашим же критериям, чем в России.Там корпорации рулят покруче, чем тут.Впрочем, не думаю, что здесь уместна политика.
Вынужден коротко ответить, так как Вы меня совсем не поняли.Соблюдение принятых обществом законов - цивилизовано, несоблюдение их так как это будет выгодно другу, соседу , лицу той же национальности , коллеге по работе - нецивилизованно.Устраивать на работу по семейному, национальному признаку - нецивилизованно, по личным и профессиональным качествам - цивилизованно. Торговать правами -нецивилизованно, выдавать права после сдачи экзамена без ненужных формальных придирок - цивилизованно. Скрывать нарушения в работе экипажа потому что их совершил друг, коллега - нецивилизованно.Логика понятна думаю.


---------- Добавлено в 04:43 ----------


Если Вы считаете, что всё дело ....................... склонности пилотов к суициду,
Я указанного Вами не писал.
 
В России то оно есть...Но вот то, что не у всех инструкторов -CRM хватает понимания сущности этого метода тренировки, это факт!
Вынужден констатировать, что если в России есть пара-тройка инструкторов CRM, которые понимают, что такое CRM в принципе и зачем это все - то и то хлеб.
Уже не говоря про ту или иную методическую или регламентную базу.
Так что все остальное - это последствия.
 
РОР, вы уже заметили, что тема вызвала уж слишком оживлённую дискуссию? Скоро участники начнут друг у друга во рту ногтями царапать! В чём дело? Вероятно задеты какие – то принципиальные для людей вещи? Какие? Попытаюсь понятно сформулировать, почему система CRM не годится для нас.

Есть немцы, папуасы, англичане. А есть русские. Вы не обратили внимание, что сами себя мы называем не именем существительным, а именем прилагательным? Может быть мы сами себе льстим? Да нет! Как будут звучать на английском языке национальности? Русский - Russian! Немец – German. Англичанин – Englishman. Француз - French man. Как видите и иностранцы нас также обособляют? То есть отличие есть! И отличие принципиальное! Почему в старину иноземцев называли гостями (гость- это от слова погост)? Не случайно ли, в представлении наших пра – пра – пра- дедов иноземцы были выходцами с того света, упырями- бездушными телами?

Интуитивно мы догадываемся о существовании этого различия. И его проявления находятся у каждого перед глазами. И именно поэтому мы их и не замечаем. Покажу, то из них, которое имеет значение для нашего обсуждения (но есть и множество других, что бы не загромождать пост я их опущу).

Самая существенная наша черта это общинная психология. Вплавлена она в сознание буквально на генетическом уровне. Одни называют это коллективизм, другие – совковым образом жизни. Проявляется она в стремлении индивида слиться с массой. С точки зрения нашего менталитета любое обособление из общей массы равнозначно предательству. Русские могут простить душегуба или закрыть глаза на воровство. Но предательство здесь не прощается НИКОГДА . Русский категорически не стремиться к власти и настолько ненавидит ЛЮБУЮ власть, что при первой же возможности готов вцепиться ей в глотку. И нет разницы, кто им пытается управлять: наместник Чингисхана, немецкая оккупационная администрация, генеральный директор или «демократически избранный» президент! В русской среде, любой, «по взрослому»стремящийся к власти сначала становится подозрителен для окружающих, а потом превращается в изгоя. Единственный «законный» способ занять позиции лидера - доказать своё право на это совместным трудом и на виду у всех, без всякого пафоса и понтов.

Это теория. Посмотрим, что мы видим на практике. Как это отражается в восприятии наших предков? Возьмите наши сказки! За кого выходят замуж царевны? За Ивана-дурака! Ну а какие могут быть от дурака дети? Конечно –дурковатые! Отношение автора к сказочной власти снисходительно-презрительное («Буйный, что с него возьмёшь?…) Нормальные же сказочные герои защищают слабых и не ищут в этом корысти. И власть им не нужна! Что отражают эти сказки? А они отражают тот факт, что Россией управляют не русские!

За редким исключением это все потомки выходцев из Европы. Почему так происходит? А разве может быть иначе? Припомните легко ли было выбрать старосту в классе? Комсорга в группе? Председателя в садоводческом товариществе? Или председателя ТСЖ или ГСК? Хотя две последние должности кроме зарплаты вполне позволяют иметь неплохой «приварок»! Уже на самом нижнем этапе формирования элиты общества -нет желающих! Что тогда говорить о более высоких ступеньках этой лестницы? Немудрено, что в России начисто отсутствует русская элита! В России, сосуществуют два народа : Русские и кремлёвский народец. Они даже говорят на «разных» языках

На каком языке говорили русские дворяне? На французском! Пушкинская барышня – крестьянка умела говорить сразу на двух: на господском и на простонародном. На каком языке «чирикает» современный офисный планктон? Вроде на русском? Но попробуйте вот так с ходу понять, что к примеру, означает на русском фраза:«Региональный центр локальных компетенций»???! Посмотрите на названия многочисленных лавок, харчевен и забегаловок! Часто среди них попадаются русские названия? Многовековая закономерность очевидна! В России, любой пытающийся выделиться из общей массы перестаёт идентифицировать себя с ней. Этому есть свои причины, но из-за недостатка места я не буду их описывать.

Почему в России придерживаются законов, а живут по понятиям? Почему у нас такая коррупция? Да потому, что общинная мораль намного старше и эффективнее законов! Почему русские не «генерируют» свою элиту? Да потому, что общество пронизано насквозь родственными связями, круговой порукой и сцементировано общинной моралью! И нет жизненной необходимости в жёсткой централизации, регламентировании. И регулировании общественных отношений при помощи законов. И сформировалась эта мораль многие десятки тысяч лет назад. А название народа - «русские», по сути дела отражает факт этой общности!

Ну а что лежит в основе «западной» морали? Конкурентная борьба за существование и патологический индивидуализм Отсюда и стремление к обособлению, самоидентификации в названиях представителей европейских народов! И все это стянуто железными обручами законов. А без них никак! Почему? А потому, что многовековые непрерывные большие и малые европейские войны закончились построением большого европейского зверинца. И законы для европейца – это что-то вроде клеток в этом заведении. (Не случайно ведь идеи «свободы, равенства, братства появились в «цивилизованной» Европе, а не в России - «тюрьме народов»!) Разрушь их и самые «цивилизованные» и «культурные» самоликвидируются. В многонациональной Российской Империи как то обходились почти без межэтнических войн и границ в течении почти всей истории. А цивилизованные европейцы только пытаются построить такие отношения в начале третьего тысячелетия! Вот только инструменты для строительства у них своеобразные: либерализм, мультикультуризм, толерантность. CRM - это инструмент из того же арсенала.

А теперь, после такого долгого вступления давайте посмотри, на суть CRM
Представьте себе группу «людей» находящихся в ограниченном пространстве: мусульманин, ортодоксальный иудей- пидор, неонацист, любовный треугольник из лесбиянок и негр -убежденный троцкист –атеист. Сколько времени потребуется, чтобы они друг друга поубивали? Думаете этого не произойдет? Тогда вспомним хотя бы норвежского Брейвика, этнические волнения в Париже или «расстрелы» в американских школах!

А теперь представьте, что всё это отребье собрано в одном «экипаже» Как заставить их работать совместно? Да очень просто: формально четко разделить функции фигурантов этого зверинца и ввести непрерывный контроль. В общем принцип не сложен: Каждый варится сам в собственной индивидуальной ячейке и при этом беспрерывно, как дятел стучит на своих соседей! Может быть кому то и не понравится, но если убрать бантики, ленточки и фенечки, то это и будет суть и назначение системы CRM. При таком раскладе «винтики» можно безбоязненно тасовать в лучших традициях Манифеста коммунистической партии К. Маркса или трудовых армий товарища Троцкого. Затраты минимальны прибыль максимальна.

Будет ли эффективна CRM? Смотря, для кого. Вероятно, снаружи для рейтинговых агентств и топ менеджеров так оно и будет! Ведь листья и траву зелёной краской перед инспекциями мы красить умеем здорово! Ну а изнутри? Если CRM вступает в противоречие с нашей общинной моралью, впитанной с молоком матери? Кто победит если цепью связать кита и слона? Известное дело. Победит цепь! Только во что обойдётся эта победа тем, кто летает?

Конечно, я не спорю, что в области жратвы, модных лохмотьев от D&G украшений для пупков и гей- парадов мы сильно отстаём от запада. Есть ещё чему поучиться! Но должен ли орёл учиться летать у пингвина, если пингвин умеет плавать лучше, орла. Потому, что пингвин ТОЖЕ птица?
 
Последнее редактирование:
А может всё же выполним обещание?

;)
Пока, кроме песни о гордом соколе и алчных вОронах, я лично ничего не услышал.
Вероятно я невнимателен. :oops:
Пожалуйста, сдежрИте слово и представьте Ваше вИдение методики. Без лозунгов, а в исполняемых директивах. Вот чтобы прямо завтра можно было начать внедрять.
Ага...
Вот Вы чего ждёте от меня :)
Прекрасный пример.
"Хочу велосипед, купил два колеса и два мешка толстых, длинных золотых болтов.
Дайте мне инструкцию, без "лозунгов" "что такое велосипед", так, чтобы я прям сейчас его собрал"

Утрирую, конечно, но не так чтобы очень ;)

Исключить ЧФ - это не значит сделать подчинённых глупее начальника. Это значит сделать начальника умнее подчинённого.
Разница, к сожалению, для многих, имеющих возможность влиять на ситуацию, не очевидна.
Считайте это концентратом всего того, что я писАл в этой ветке.
И можете считать прямой инструкцией для построения любой нормально работающей системы - от уровня, где "подчинённый" - машина (вроде котлетного автомата) и до уровня, где "начальник" - "президент мира". Не "инструкция" должна быть умнее, а тот, кто её пишет и контроллирует исполнение.

Если Вы боитесь, что экипаж станет "умнее" контроллирующих и управляющих им авиакомпаний (начнёт нарушать, покрывать, делать что хочется им, а не компании), то не экипаж нужно рушить, а компанию делать умнее, иначе, рано или поздно, экипаж станет глупее управляемого им самолёта. И после очередной катастрофы пойдут претензии "какой козёл сделал такой сложный самолёт".
В этом и есть разница между адекватным подходом к CRM, приводящим к повышению БП, и "российским", приводящим к строго противоположному.
 
Реклама
Летучий рыб,
Всё и так, и не так.
То, что Вы написали - далеко не бесспорно (особенно в части отношения к западу), но кое-что верно.
Только, это совсем другой уровень. Не пугайте собеседников :). До этого уровня рассуждений и выяснения истины нам всем ещё расти и расти. Для начала, я думаю, будет полезнее сконцентрироваться на более "приземлённом", чем какие-то загадочные "элиты", с которыми у нас (по Вашим же рассуждениям) напряг. :)
 
Назад