24 октября с космодрома Куру успешно стартовала ракета «Ариан-5» ( ), которая вывела на орбиту два европейских спутника связи (SES-17 и Syracuse 4A). Как водится, есть хорошее видео в слоумо:
Следующий запуск аналогичной ракеты намечен на декабрь, и ее полезной нагрузкой станет драгоценный телескоп Джеймса Уэбба.
Твердотопливная «Вега», вроде бы, оправляется от недавних неудач: 16 ноября с ее помощью была успешно запущена тройка французских спутников радиоэлектронной разведки CERES.
.
До кучи несколько фоток доставки / сборки ракеты в Куру:
К транспортировке готовят пару навигационных спутников «Галилео», которые должны отправиться на орбиту 2 декабря на «Союзе» с Куру.
Планируется использовать ракету-носитель Союз-СТ-Б с разгонным блоком Фрегат-МТ (то есть, в самой мощной модификации).
Это будет первый и единственный в этом году запуск российской ракеты с космодрома во Французской Гвиане.
Элементы конструкции ракеты Vega-C (которая заменит нынешнюю Vega) отправили из Италии на космодром в Куру.
Первый запуск новой модификации ракеты запланирован на начало 2022 года.
Отличия от старой «Веги» заметные – новые твердотопливные двигатели на 1, 2 и 4 ступенях ракеты (в т. ч. P120C на первой ступени, аналогичный твердотопливным ускорителям будущей Ариан-6), благодаря чему грузоподъемность вырастет до ~1,8-2,0 тонн на ССО.
Из всех европейских стран Германия прилагает наибольшие усилия по развитию частного космоса. Теперь и в рамках поддержки от ЕКА немецкая Isar Aerospace получила контракт на €11 млн, по которому ее обеспечат полезной нагрузкой для двух дебютных запусков их ракеты в 2022-23 гг. По сравнению с деньгами, вращающимися вокруг космических «частников» из США, сумма совсем небольшая, но по европейским меркам солидная.
Isar Aerospace разрабатывает легкую двухступенчатую ракету, которая должна выводить до 1000 кг на низкую околоземную орбиту (или до 700 кг на солнечно-синхронную). На первой ступени планируется установить 9 двигателей, а на второй – 1 (с возможностью многократного зажигания). В качестве топлива выбран пропан (!), окислитель – кислород.
Small and medium satellites can expect new launch opportunities on the Spectrum launch vehicle thanks to an ESA Boost! co-funding contract worth €11 m with Isar Aerospace Technologies in Germany.
Спутник-прототип аппаратов навигационной системы «Галилео» был отключен после 15 лет эксплуатации.
GIOVE-A был выведен с помощью «Союза-ФГ» в 2005 году с Байконура.
Хорошие времена для Thales-Alenia: получив контракты на строительство модулей Lunar Gateway и станции Axiom, компания удваивает производственные мощности в Турине.
На тот случай, если у кого-то сегодняшний запуск телескопа им. Джеймса Уэбба вызвал интерес к ракете Ариан-5, существует более чем часовой документальный о производстве этой ракеты-носителя. Неплохо показаны многие процессы. Он на немецком, можно включить автоперевод в настройках YouTube или поэкспериментировать с голосовым синхрон-переводом от Яндекса.
Глава Arianespace пообщался с прессой, подведя итоги 2021 года и озвучив планы на 2022-й:
1) на этот год запланировано 4 запуска Ariane 5, которые подведут черту под коммерческой эксплуатацией этой ракеты
Последний слот был продан индийскому спутнику GSAT-24, который полетит в паре с малазийским аппаратом Measat 3D этой весной.
Прикидочный график пусков выглядит так (с форума NSF, неофициальные данные):
Последний запуск, конечно, легко может переехать на 2023-й год (технические задержки, ковидные ограничения и т.п.)
После того, как будут выполнены 4 вышеупомянутых пуска, Ariane 5 останется только вывести исследовательскую миссию JUICE к галилеевым спутникам Юпитера в августе 2023-го.
Дальше должна летать Ariane 6.
2) О последней – Arianespace по-прежнему рассчитывает провести ее первый запуск (в конфигурации 62, т.е. с 2-мя боковыми ускорителями) в 2022.
Первая и вторая ступени первого летного экземпляра Ariane 6 недавно были отправлены на космодром:
3) В целом же, график пусков Arianespace на 2022-й выглядит так:
4 пуска Ariane 5
4 пуска «Союзов» с Куру (+ 5 с космодромов Роскосмоса для OneWeb)
Вышел из строя сравнительно новый европейский спутник Sentinel-1В. Это аппарат, работающий в паре со спутником Sentinel-1A, который позволяет оперативно получать радарные снимки поверхности Земли в рамках общеевропейской программы Copernicus.
Речь идет о неполадках с питанием аппарата, которые продолжаются вот уже несколько недель. Прогноз по восстановлению... скорее, сомнительный При этом спутник, построенный Thales Alenia, проработал на орбите только 5 лет из минимально запланированных 7.
Посмотреть вложение 796281
Вышел из строя сравнительно новый европейский спутник Sentinel-1В. Это аппарат, работающий в паре со спутником Sentinel-1A, который позволяет оперативно получать радарные снимки поверхности Земли в рамках общеевропейской программы Copernicus.
Речь идет о неполадках с питанием аппарата, которые продолжаются вот уже несколько недель. Прогноз по восстановлению... скорее, сомнительный При этом спутник, построенный Thales Alenia, проработал на орбите только 5 лет из минимально запланированных 7.
Там есть еще семейства Sentinel-2 и -3, визуальная картинка которых наверное в большей степени нужна для погодных прогнозов.
Но вообще вся программа Коперник – довольно удачный инструмент, в силу своей открытости.
Журналистам и ученым довольно удобно быстро получать данные оттуда. Мне на память сразу приходит фотка масляного пятна после крушения Ту-154 под Сочи (кстати, ее сделал именно болезный Sentinel-1В). Она много гуляла по прессе в те дни.
Там есть еще семейства Sentinel-2 и -3, визуальная картинка которых наверное в большей степени нужна для погодных прогнозов.
Но вообще вся программа Коперник – довольно удачный инструмент, в силу своей открытости.
Журналистам и ученым довольно удобно быстро получать данные оттуда. Мне на память сразу приходит фотка масляного пятна после крушения Ту-154 под Сочи (кстати, ее сделал именно болезный Sentinel-1В). Она много гуляла по прессе в те дни.